Статьи

Создание государством равных правил игры намного полезнее, чем поддержка отдельных отраслей

Внесенный Кабинетом Министров Украины на рассмотрение Верховной Рады Украины проект бюджетной резолюции на 2014 г. содержит расчеты, построенные на прогнозе инфляции 8,3%, что, по мнению чиновников, должно удешевить банковские кредиты и дать толчок оживлению конъюнктуры на товарных рынках. Как противостоять мировым кризисным тенденциям, в каком направлении двигаться Украине, каким образом изменения и нововведения, происходящие сегодня в монетарной политике государства, могут способствовать стабилизации украинской экономики? Над этими и другими вопросами размышляет экономист, старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр ЖОЛУДЬ.


В. — Господин Жолудь, разделяете ли Вы точку зрения, что в свое время ориентированность Украины на либеральную модель развития экономики была ошибочной? Не много ли времени потеряно, и какие методы государственного регулирования могли бы сейчас оказаться действенными?

А. Ж. — Я не считаю, что в Украине когда-либо внедряли не на словах, а на деле либеральную модель. В стране внедряется патерналистская система с формально мощной социальной защитой. Основные действенные методы государственного регулирования, по моему мнению, — это четко работающая судебная система, которой доверяет подавляющее большинство населения, и верховенство права, в том числе четкое определение и обеспечение соблюдения прав собственности. К сожалению, этого мы не наблюдаем. Создание государством равных правил игры намного полезнее, чем поддержка отдельных отраслей или групп. У нас часто упоминают опыт стран Юго-Восточной Азии, где государство вело активную политику, забывая о принципиально разных условиях по сравнению с Украиной: там происходила активная индустриализация с перетоком быстро растущего населения, очень бедного и согласного работать в сложных условиях за копейки, из сельского хозяйства в промышленность, где производительность труда значительно выше. У нас население сокращается и стареет, тогда как расходы на труд (учитывая налоги и социальные платежи) хоть и ниже западноевропейских, однако недостаточно низкие, чтобы сюда массово переносили производства.

В.Вы утверждали, что прогнозируемый правительством на 2014 год уровень инфляциисамый высокий с момента стремительного падения гривни в 2008 году. Какие механизмы вступают в силу, когда и отечественные, и зарубежные аналитики заявляют, что девальвация гривни, которой так боятся обычные граждане, может стабилизировать украинскую экономику?

А. Ж. — Хотя наш центр и ожидает ускорения инфляции в 2014 году, в частности из-за девальвации гривни, ее уровень останется умеренным по сравнению с 2004 — 2009 годами, когда инфляция ежегодно была выше 10%. Пугаться ослабления гривни не следует, потому что номинальная стабильность обменного курса — самообман: если у вас неизменный курс, а цены возросли в два раза, то вы все равно стали в два раза беднее. Украине следует переходить от привязки к курсу доллара к привязке к стабильно низкому уровню инфляции, как это уже сделала Польша и как старается сделать в последние годы Россия. Только в мае прошлого года российский рубль ослаб относительно доллара на 15% (это эквивалентно тому, что сегодняшний курс 8 грн. за 1 дол. стал бы 9 грн. за 1 дол.), и — никакой паники. У нас же изменение хотя бы на 5 коп. — уже самая важная тема.

В.Подавляющее большинство экспертов положительно оценило установленные Нацбанком Украины ограничения на наличные операции свыше 150 тыс. грн., утверждая, что в целом идея правильная. Но вместе с тем существует мнение, что электронные деньги в Украине не приживутся. Какие преимущества считаете неоспоримыми, и с какими рисками, по Вашему мнению, могут столкнуться экономика и обычные граждане уже осенью, когда норма вступит в силу?

А. Ж. — Бесспорно, более легкий контроль за движением денежных средств со стороны государства прежде всего должен облегчить борьбу с теневой экономикой. Вместе с тем это может создать дополнительный теневой рынок. Например, автомобиль должен стоить 200 тыс. грн., покупатель договаривается c салоном и официально уплачивает 149 тыс., проходя «под радаром», а остальные 51 тыс. грн. — неформально продавцу или даже формально за какую-то услугу (например, проветривание салона авто). Однако, учитывая бедность подавляющего большинства населения, порог 150 тыс. грн. коснется немногих.

В.Не считаете ли введение безналичных расчетов в Украине одним из первых шагов к налогообложению с помощью косвенных методов, в частности путем сопоставления доходов граждан и их расходов?

А. Ж. — Да, бесспорно, это один из инструментов, который налоговая сможет применять.

В.Разделяете ли Вы мнение, что ограничения наличных расчетов коснутся в основном обеспеченных граждан?

А. Ж. — На момент введения — да. Но со временем порог 150 тыс. грн., вероятно, будет снижен, возможно, даже до 10 — 15 тыс. грн.

В.С одной стороны, денежная наличность обременяет, увеличивая риски для тех, кто ее хранит. С другойрастет киберпреступность. Только в I квартале текущего года у украинцев украдено 62 млн. грн. в результате взлома компьютерной сети и быстрого перевода денежных средств с одного счета на другой. Учитывая эти и другие тенденции, что следует предпринять, дабы обезопасить граждан от подобных рисков и укрепить их доверие к электронным деньгам?

А. Ж. — Самое слабое место в электронных переводах — человек. У нас, насколько мне известно, ни разу не взламывали систему платежей внутри банков, хотя суммы там «ходят» значительно большие, нежели хранятся на карточке обычного гражданина. Здесь на первое место выходит вопрос образования, потому что пока старички перед банкоматом будут говорить: «Внучек, вот моя карточка и ПИН, сними, пожалуйста, мне пенсию», — преодолеть эту проблему невозможно.

В.Каким образом можно было бы стимулировать население Украины пользоваться безналичной формой расчетов? Возможно, заинтересовать граждан финансово?

А. Ж. — Некоторые банки уже самостоятельно внедряют программы стимулирования безналичных платежей. Так, одни возвращают какую-то долю от оплаты за покупки (0,5 — 1%) карточкой, другие создают программы лояльности. Я считаю, что это эволюционный процесс, который будет продолжаться и в дальнейшем. Подталкивания на этом пути могут иметь обратный желаемому результат.

В.Как скажется нововведение Нацбанка Украины на развитии некоторых рынков, в частности динамике цен на рынке жилья, в других отраслях?

А. Ж. — Я не считаю, что ограничение будет иметь существенное влияние на цены или количество соглашений. Более важным в этом плане является уменьшение ставок по кредитам, в частности ипотечным.

В.Опыт многих европейских экономик свидетельствует, что преодолеть кризис можно только собственными усилиями. Каковы сильные стороны Украины, и что государство, по Вашему мнению, может противопоставить мировым кризисным тенденциям? На какие отрасли следует опираться и делать ставку как на ведущие?

А. Ж. — Основная проблема европейских экономик как раз обратная — собственными усилиями кризис преодолеть невозможно. Посмотрим на ЕС и США. Соединенные Штаты Америки могут себе позволить удерживать невероятно высокий (как для мирного времени) дефицит бюджета, поскольку основная часть денежных средств направляется на стимулирование внутреннего рынка. В Европейском Союзе даже такая мощная экономика, как немецкая, не может себе позволить аналогичный уровень дефицита, потому что связанность экономик стран ЕС приведет к оттоку значительной доли этой суммы за пределы страны к другим членам ЕС. Что, конечно, хорошо для Евросоюза в целом, однако означает «общий обед» за деньги немецких налогоплательщиков, с чем последние не соглашаются. Именно поэтому и идет речь о создании не только монетарного, но и фискального союза стран Европы.

Что касается противостояния негативным внешним шокам для Украины, здесь, наверное, существует два направления, по которым следует двигаться. Во-первых, необходимо расширять ассортимент нашего экспорта. Пока более половины экспортных доходов дает только очень малая группа товаров (черные металлы, зерно, удобрения), мировые цены на которые не зависят от Украины и где доминирует конкуренция по цене, а не по качеству, что создает проблемы с наличием стабильных рынков сбыта, мы будем критически зависимы от колебаний мировых цен. Во-вторых, необходимо понимать, что украинская экономика не только не энергоэффективна, но и энергорасходна — то есть важные отрасли промышленности, такие как металлургия и химическая промышленность, по своим технологическим процессам потребляют много энергии, в частности природного газа. И следует не только повышать эффективность использования имеющихся ресурсов, особенно импортируемых, но и переходить к менее энергорасходным отраслям.


Беседовала Инна ГОЛОВКО

«Горячие линии»

Дата: 1 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42