Статьи

По просьбе налогоплательщиков документальные проверки будут проводиться дистанционно

Министерство доходов и сборов Украины продолжает внедрение стратегии организации контрольно-проверочной работы, нацеленной на формирование непредвзятых отношений с налогоплательщиками, при которых налоговая служба будет партнером легального бизнеса, обеспечивая снижение налогового давления и создавая благоприятные условия для роста экономики. Сейчас ведомство завершает подготовку к внедрению нового сервиса — документальной электронной проверки.


Уже с 1 января 2014 г. плательщики единого налога, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, смогут воспользоваться новым сервисом.

Предусматривается, что такая проверка будет проводиться только по просьбе налогоплательщика и лишь в определенных случаях и определенным способом. Предоставление этого вида услуг плательщикам позволит им самостоятельно корректировать представленную налоговую отчетность без применения налоговыми органами штрафных санкций.

«К тому же такие проверки сделают невозможным влияние человеческого фактора, повысят качество и сократят срок проведения проверки, и придадут как налогоплательщикам, так и налоговым службам уверенности в правильности налогообложения осуществленной финансово-хозяйственной деятельности», — отмечает директор Департамента налогового контроля и таможенного аудита Министерства доходов и сборов Украины Сергей Крухмалев.

Налоговым кодексом Украины предусмотрено постепенное введение электронных проверок в зависимости от категории плательщика.

В Министерстве документальные электронные проверки для налогоплательщиков, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, планируют начать с 1 января следующего года. Представители микро-, малого и среднего бизнеса смогут воспользоваться этим сервисом с 1 января 2015 г., для всех других плательщиков услуга станет доступной с 2016 г.

В настоящий момент Миндоходов Украины выступило с законодательной инициативой изменений к Налоговому кодексу — им разработан проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие нормативно-правовые акты относительно дальнейшего внедрения электронного сервиса и осуществления электронных проверок».

Законопроект предусматривает усовершенствование электронного сервиса для налогоплательщиков, определяет законодательные условия для проведения контролирующими органами электронных проверок, устраняет возможные правовые коллизии, а также нормирует терминологию по указанным вопросам.

Начато общественное обсуждение проекта законодательного акта, текст которого размещен на официальном веб-сайте Министерства.

«Принятие законопроекта увеличит возможность проведения электронных проверок, а также уменьшит количество недоразумений и конфликтов между территориальными органами Министерства доходов и сборов Украины и налогоплательщиками вследствие четкого определения прав и обязанностей должностных лиц этих органов и плательщиков при организации проведения электронной проверки», — отметил, представляя документ, Министр доходов и сборов Украины Александр Клименко.

Накануне Миндоходов издало соответствующий приказ о порядке проведения электронных проверок — «Об утверждении Порядка подачи налогоплательщиком заявления о проведении документальной невыездной внеплановой электронной проверки и принятии решения территориальным органом Министерства доходов и сборов Украины о проведении такой проверки», согласно которому для получения указанных услуг предпринимателю достаточно будет сообщить территориальным органам ведомства о своем желании пройти такую дистанционную проверку.

«Право на электронную проверку будут иметь налогоплательщики с незначительной степенью риска на основании заявления, в котором кроме общих учетных данных сообщается информация о: налоговых периодах хозяйственной деятельности, подлежащих проверке; системе налогообложения, применяемой налогоплательщиком; перечне налогов, которые будут проверены при проведении электронной проверки, и пр.», — говорится в документе.

В свою очередь приказ ГНА Украины «Об утверждении Методических рекомендаций по составлению плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования» определяет критерии, которым должны соответствовать налогоплательщики для отнесения их к той или иной категории риска. Например, налогоплательщик может быть отнесен к категории с незначительной степенью риска, если сумма сомнительной (безнадежной) задолженности превышает 10% суммы скорректированных валовых расходов, несвоевременно начислен и уплачен налог на добавленную стоимость, адрес субъекта хозяйствования относится к адресам, которые при государственной регистрации указываются как местонахождение многих юридических лиц, и т. п.

Налогоплательщик сам будет определять налоговые периоды, за которые будет проводиться электронная проверка, при условии, что за эти периоды не проводились документальные плановые или внеплановые проверки по соответствующим вопросам, которые налогоплательщик намеревается проверить.

Порядок подачи налогоплательщиком заявления о проведении документальной невыездной внеплановой электронной проверки и принятия решения территориальным органом Министерства доходов и сборов Украины о проведении такой проверки определяет, что предметом документальной проверки являются своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты соответствующих предусмотренных Налоговым кодексом налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Таким образом, для проведения электронной проверки плательщику нужно будет подать заявление в территориальный орган Миндоходов Украины о такой электронной проверке, в котором кроме общих учетных данных будет сообщаться информация о: налоговых периодах хозяйственной деятельности, которые будут подлежать проверке; системе налогообложения, применяемой налогоплательщиком; перечне налогов, которые будут проверены при проведении электронной проверки.

Необходимо будет также предоставить информацию о ведении в электронном виде бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, ведении в электронном виде первичных документов, подтверждающих правомерность ведения бухгалтерского учета, и т. п.

В ведомстве отмечают, что электронная проверка может проводиться за определенные налогоплательщиком налоговые периоды, за которые не проводились документальные плановые или внеплановые проверки, а также в случае представления в территориальный орган Миндоходов Украины соответствующих деклараций. Такой налоговый период не может составлять меньше одного базового налогового (отчетного) периода по соответствующему налогу (сбору).

Для непосредственного проведения электронной проверки налогоплательщик вместе с заявлением обеспечивает представление в территориальный орган Миндоходов Украины в электронной форме документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом связаны с исчислением и уплатой налогов и сборов, с соблюдением условия регистрации электронной подписи подотчетных лиц и в формате согласно п. 85.2 ст. 85 этого Кодекса.

Территориальный орган Миндоходов Украины на основании информации, указанной налогоплательщиком в заявлении и прилагаемых к нему документах для проведения электронной проверки, а также налоговой информации, имеющейся в этом органе, может принять решение о проведении или непроведении такой проверки в случае предоставления недостоверной информации или несоответствия сроков проведения проверки либо в случае, если ведомство уже проводит документальную плановую или внеплановую проверку предпринимателя.

Решение о непроведении электронной проверки не ограничивает возможности повторного обращения налогоплательщика с заявлением о ее проведении.

По оценкам специалистов Министерства, переход к практике электронных проверок не только позволит повысить качество и эффективность налогового аудита, но и снизит административную нагрузку на налогоплательщика. С введением электронной проверки можно ожидать значительного сокращения времени на проведение аудита, а также административных расходов как для бизнеса, так и для государства.

Впрочем, чтобы новый сервис заработал эффективно, к нему нужно готовиться уже сейчас. И не только Министерству доходов и сборов, которым разработаны необходимые законодательные инициативы, подзаконные акты и предложено деловому обществу обсуждение, но и бизнесу в части собственных предложений и организации дела в соответствии с предусматриваемыми нормами.

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42