Новости

Эффективность введения стратегического планирования в ГНС Украины

2012 год стал стартовым в третьем историческом этапе развития налоговой службы — годом, в котором были заложены фундаментальные основы трансформации фискального органа в сервисную службу. Впервые за 20 лет существования налоговых органов независимой Украины были четко сформулированы миссия, видение и стратегические направления деятельности.


В целях реализации видения ГНС Украины и соблюдения принципов работы был избран путь среднесрочного стратегического планирования. Этот путь прошли налоговые ведомства всех стран, занимающих лидирующие позиции в рейтингах по уровню условий ведения бизнеса.

При участии мировых специалистов в сфере консалтинга и аудита, а также коллег из налоговых служб других стран была проведена диагностика деятельности налоговой службы, оценен потенциал ее развития, определены возможности внедрения новых сервисов и признанной на международном уровне практики работы. Результатом стало утверждение Стратегического плана развития ГНС Украины на 2012 год, определившего 5 стратегических направлений развития службы и 13 стратегических целей.

Новая миссия налоговой службы — работать для клиентов, которыми являются налогоплательщики, — стала основой при определении стратегических направлений развития на 2012 год:

1) усовершенствование системы администрирования налогов и сборов; внедрение электронных сервисов обслуживания и новых моделей налогового сопровождения крупных налогоплательщиков.

2) стимулирование инвестиционного климата, роста экономики, создание равных конкурентных условий; непредвзятое, справедливое применение действующего законодательства, ограничение возможности коррупционных проявлений;

3) обеспечение стабильного и ритмичного наполнения бюджетов всех уровней;

4) стабилизация налогового законодательства; инициирование совершенствования законодательных изменений осуществлять в тесном диалоге с бизнесом и общественностью, находить паритет интересов государства и предпринимателей;

5) повышение уровня налоговой культуры и ее пропаганда среди всех участников налогового процесса.

Стратегический план развития ГНС Украины на 2012 год был «дорожной картой» работы каждого из подразделений налоговой службы — пошаговой четкой траекторией пути к достижению стратегических целей. Была введена практика определения и администрирования ключевых показателей деятельности (далее — показатели) как службы в целом, так и каждого структурного подразделения на пути реализации стратегии. Каждый из показателей (всего 85), закрепленных за соответствующими структурными подразделениями, имел четкие критерии оценки его выполнения в строго отведенных временных рамках.

Ответственная работа каждого работника службы по реализации «дорожной карты» стала залогом достижения запланированного эффекта, основные результаты которого можно структурировать по нескольким направлениям.

В сфере предоставления налогоплательщикам электронных услуг:

  • внедрен электронный сервис анализа хозяйственных операций компаний с иностранными инвестициями;
  • постоянно наполняется и актуализируется электронная база интерпретаций норм Налогового кодекса Украины;
  • внедрен электронный сервис «Узнай больше о своем бизнес-партнере»;
  • разработана концепция проведения электронных проверок;
  • разработан механизм отправления электронных сообщений о наличии/отсутствии задолженности по налогам и сборам;
  • на официальном сайте ГНС Украины внедрен онлайн-сервис «Заполнение декларации об имущественном положении и доходах физических лиц».

В сфере внедрения сервисов для налогоплательщиков:

  • открыто 470 центров обслуживания налогоплательщиков по всей территории Украины;
  • обеспечена эффективная модель работы Центрального офиса по обслуживанию крупных налогоплательщиков;
  • упрощена процедура регистрации плательщика НДС;
  • предоставлена возможность составления налоговой накладной в электронном виде;
  • реализован переход от четырех форм налоговой декларации по НДС к одной;
  • упрощена налоговая декларация об имущественном положении и доходах физических лиц (количество разделов сокращено с 10 до 8, приложений — с 9 до 7).

В сфере обеспечения надлежащего уровня информирования налогоплательщиков:

изменен формат и дизайн ведомственного издания «Вестник налоговой службы Украины», увеличен его тираж на 51% (с 58 500 экземпляров в начале 2012 г. до 88 500 экземпляров в начале 2013 г.);
создан и внедрен единый веб-портал органов ГНС Украины, посещаемость которого в 2012 г. увеличилась на 22% по сравнению с 2011 г.;
значительно улучшено качество материалов, подготовленных для СМИ, — коэффициент републикаций в 2012 г. вырос на 69% по сравнению с 2011 г.

Важнейшим достижением стало улучшение позиции Украины в ежегодном исследовании Всемирного банка Doing Business по показателю «Уплата налогов» на 18 пунктов (со 183-го  в 2011г. на 165-е место в 2012 г.).

Кроме того, 24 декабря 2012 г. произошла одна из наиболее ярких реформ в Украине — создано Министерство доходов и сборов Украины, которой предусмотрено объединение налоговой и таможенной служб, а также передача Министерству функции администрирования единого социального взноса.

Специалистами налоговой и таможенной служб совместно с консультантами компании PricewaterhouseCoopers разработаны стратегические планы ведомства на долгосрочную перспективу — пять лет, направленные на достижение основной цели — стать эффективным органом государственной власти. Ранее были определены четкие миссия, видение и принципы работы Миндоходов Украины.

Работа единого ведомства требует оперативного формирования и, если необходимо, корректировки эффективной и понятной стратегии работы, но ее приоритеты останутся неизменными: ориентация на сервис, уменьшение налоговой нагрузки на предпринимателей, отказ от необоснованного вмешательства в их деятельность, либерализация правил и условий ведения бизнеса в Украине.


Евгений Маланушенко,
директор Департамента стратегического управления
и инноваций Министерства доходов и сборов Украины