Другие налоги

Нормативные основы процедуры погашения налогового долга

У вашего предприятия внезапно возник налоговый долг и вы не знаете, что делать в такой ситуации?  Это можно исправить благодаря законодательным процедурам погашения налогового долга, не обращаясь к платным услугам кризис-менеджеров и без привлечений коллекторских агентств. А помощь необходимо ожидать от налогового управляющего.


Прежде всего отметим, что такое налоговый долг.

Задолженностью считается любое обязательство, которое возникло между сторонами, но не было своевременно выполненным. В свою очередь, налоговым называется долг, возникающий в результате несвоевременной уплаты налогоплательщиком обязательств по платежам в бюджет.

Налоговый долг, как и любая другая задолженность, подлежит погашению налогоплательщиком независимо от структуры такого долга, причин возникновения, времени возникновения, суммы долга (начиная с минимума, составляющего 340 грн.) и других факторов.

Налоговые управляющие

С целью предоставления налогоплательщикам помощи в погашении налогового долга для обеспечения реализации указанных полномочий из числа работников государственной налоговой инспекции назначаются налоговые управляющие.

Деятельность налогового управляющего регламентируется Порядком № 1112. Этим Порядком определены принципы деятельности должностного лица налогового органа, уполномоченного на обеспечение погашения налогового долга соответствующего налогоплательщика, начиная с назначения такого управляющего (что объясняется возникновением налогового долга) и до утраты таким управляющим указанных полномочий (что объясняется выходом налогоплательщика из статуса должника).

Налоговые требования

О возникновении у налогоплательщика налогового долга и последствиях появления такого долга государственная налоговая инспекция уведомляет такого плательщика путем направления средствами почтовой связи или предоставления его представителю лично налогового требования.

Соответствующие положения нашли свое отражение в Порядке № 1113, которым введен механизм направления налоговым органом налогоплательщику, у которого возник налоговый долг, налогового требования, что является начальным этапом в процедуре погашения налогового долга такого плательщика.

Налоговое требование направляется налогоплательщику один раз и является предупреждением о возникновении налогового долга и уведомлением о последствиях непогашения такого долга.

 В налоговом требовании содержится информация о сумме налогового долга, существующего на дату формирования такого требования, сроке действия такого налогового требования, которое составляет 60 календарных дней со дня его отправления, распространении на имущество такого налогоплательщика налогового залога и проведении описи имущества в налоговый залог.

Налоговый залог

 Одним из оснований возникновения залога согласно гражданскому законодательству является закон. При возникновении права налогового залога таким законом является Налоговый кодекс, поэтому право налогового залога не требует  письменного оформления. Почти одновременно с направлением налогоплательщику налогового требования налоговый управляющий обеспечивает проведение описи имущества такого плательщика в налоговый залог.

Нормативные принципы относительно налогового залога регулируются Порядком № 1273. Этим Порядком определяются общие положения применения налогового залога; принципы проведения описи имущества, на которое распространяется право налогового залога; требования к государственной регистрации налогового залога; положения о согласовании операций с залоговым имуществом; порядок прекращения налогового залога, а также утвержденные формы решения относительно описи имущества в налоговый залог, акта описи имущества, журнала регистрации активов описи имущества, акта отказа налогоплательщика от описи имущества в налоговый залог, решения о составлении актов, акта описи имущества (о замене предмета налогового залога) и уведомления об освобождении имущества из налогового залога.

Проверки состояния сохранности имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге

Несмотря на регистрацию налогового залога в соответствующем государственном реестре, залоговое имущество продолжает оставаться в пользовании и владении налогоплательщика, а отчуждение такого имущества этого плательщика подлежит согласованию с государственной налоговой инспекцией.

Наличие обеспечения в виде налогового залога, а также связанного с ним условия о необходимости согласования налогоплательщиком действий по распоряжению залоговым имуществом является основанием, обусловливающим обязательность проведения налоговым управляющим проверки фактического наличия и состояния сохранности такого имущества.

Положение о проведении проверок состояния сохранности имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге, утверждено приказом № 1298. Этим Положением регламентированы требования к проведению государственной налоговой инспекцией специфического вида проверки, предметом которой является состояние сохранности залогового имущества налогоплательщика, фактическое (физическое) наличие у налогоплательщика такого имущества, документальное подтверждение движения залогового имущества по данным бухгалтерского и налогового учета, которое ведется таким плательщиком, а также утвержденные формы документов, необходимых для проведения такой проверки, в частности уведомления о проведении проверки состояния сохранности имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге, и акта о проведении проверки состояния сохранности имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге.

В дальнейшем положениями действующего налогового законодательства налогоплательщику предоставлена возможность самостоятельно рассчитаться в полном объеме с бюджетом по налогам, на что ему отводится 60 календарных дней.

Взыскание денежных средств, принадлежащих налогоплательщику, в счет погашения его налогового долга

Если налогоплательщик в течение почти двух месяцев не обеспечил возврат на казначейские счета бюджета подлежащей уплате суммы налогового долга, государственная налоговая инспекция осуществляет за такого плательщика и в пользу государства меры по погашению налогового долга плательщика путем взыскания денежных средств, находящихся в его собственности, а в случае их недостаточности — путем продажи имущества такого налогоплательщика, находящегося  в налоговом залоге.

 С этой целью государственная налоговая инспекция обращается в суд относительно взыскания денежных средств со счетов налогоплательщика в банках, обслуживающих такого плательщика, а решение суда направляется государственной налоговой инспекции на исполнение путем взыскания наличных, принадлежащих такому плательщику, согласно порядку, определенному постановлением № 1244, а также путем направления в банки такого плательщика инкассового поручения (распоряжения) с требованием осуществить без согласования с плательщиком перевод определенной суммы денежных средств со счета плательщика на счет получателя, в порядке и по форме, предусмотренным Инструкцией № 22.

Продажа имущества, находящегося в налоговом залоге

В случае если денежных средств от проведения вышеуказанной меры оказалось недостаточно для погашения налогового долга налогоплательщика, государственная налоговая инспекция обращается в суд о получении разрешения на погашение суммы налогового долга за счет имущества, находящегося в налоговом залоге.

После получения такого решения суда и принятия руководителем государственной налоговой инспекции решения о погашении всей суммы налогового долга налоговый управляющий обеспечивает организацию продажи имущества налогоплательщика на публичных торгах.

Общие принципы продажи имущества, находящегося в налоговом залоге, предусмотрены постановлением № 1244, а необходимые для реализации указанного постановления формы документов утверждены приказом № 1310.

С целью реализации имущества, находящегося в налоговом залоге, проводится экспертная оценка стоимости такого имущества для определения начальной цены его продажи.

Оценка имущества (за исключением проведения оценки имущества, которое может быть сгруппировано или стандартизировано либо имеет курсовую (текущую) биржевую стоимость и/или находится в листинге товарных бирж) проводится в порядке, определенном Законом № 2658.

Оценка имущества проводится на основании соответствующего договора между субъектом оценочной деятельности — субъектом хозяйствования и заказчиком оценки, которым может быть налогоплательщик, в течение двух месяцев со дня принятия решения о реализации имущества, а по истечении указанного времени — налоговым управляющим.

Продаже на целевых аукционах подлежат: имущество (кроме имущества, которое может быть сгруппировано и стандартизировано, реализуемого на биржевых торгах, ценных бумаг, подлежащих продаже на фондовых биржах, скоропортящегося имущества или объемы которого являются недостаточными для продажи на прилюдных торгах), объекты движимого и недвижимого имущества, а также целостные имущественные комплексы предприятий.

Порядком № 1297 урегулированы вопросы относительно механизма продажи имущества на целевом аукционе, принципов подготовки к проведению аукциона, порядка проведения аукциона, требований к оформлению аукционных документов и проведения расчетов.

Дополнительные источники погашения налогового долга

В случае если налоговый долг остается непогашенным в результате продажи имущества, находящегося в налоговом залоге, дополнительным источником может быть определена дебиторская задолженность налогоплательщика, срок погашения которой наступил и право требования которой переведено на государственную налоговую инспекцию.

Кроме того, если у налогоплательщика, являющегося филиалом, обособленным подразделением юридического лица, оказалось недостаточно имущества для погашения налогового долга, то источником погашения налогового долга такого плательщика является имущество такого юридического лица, на которое может быть обращено взыскание.

Указанные положения упорядочены приказом № 1277. Этим приказом установлены порядок организации заключения договора о переводе права требования дебиторской задолженности налогоплательщика на государственную налоговую инспекцию, механизм погашения налогового долга филиалов, обособленных подразделений за счет имущества юридического лица, а также утверждены формы уведомлений об определении дополнительным источником погашения налогового долга дебиторской задолженности налогоплательщика; о переводе права требования дебиторской задолженности налогоплательщика на государственную налоговую инспекцию; о поступлении денежных средств в бюджет за счет взыскания дебиторской задолженности; об определении источником погашения налогового долга налогоплательщика, являющегося филиалом, обособленным подразделением, имущества юридического лица филиала, обособленного подразделения.

Рассрочка (отсрочка) платежей в бюджет

В любое время до момента возникновения у налогоплательщика налогового долга с целью его предупреждения такой плательщик может обратиться в государственную налоговую инспекцию за рассрочкой или отсрочкой денежных обязательств.  В случае если налоговый долг уже возник, такая мера может быть принята с целью избежания (перенесения срока начала) применения процедур взыскания, для чего налогоплательщик может обратиться в государственную налоговую инспекцию за рассрочкой или отсрочкой налогового долга. Изменение срока уплаты платежей в бюджет осуществляется в форме рассрочки или отсрочки.

Особенностью рассрочки является то, что она предоставляется при условии угрозы возникновения или накопления налогового  долга  налогоплательщика, а отсрочка может предоставляться только при наступлении форс-мажорных обстоятельств.

Соответствующие механизмы приведены в Порядке № 1261. Этот Порядок регламентирует общие принципы процедуры рассрочки (отсрочки) платежей в бюджет, определяет органы, принимающие решение о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга и механизм принятия решения о рассрочке и отсрочке платежей, устанавливает порядок уплаты рассроченных (отсроченных) сумм и начисленных процентов, предусматривает особенности действия рассрочки (отсрочки) при переводе налогоплательщика в другую государственную налоговую инспекцию и его реорганизации, устанавливает требования к обнародованию. Кроме того, указанным приказом утверждены формы  заявления о рассрочке (отсрочке) платежей в бюджет, решения о рассрочке (отсрочке) платежей в бюджет, журнала регистрации предоставления рассрочки (отсрочки) платежей в бюджет, договора о рассрочке (отсрочки) платежей в бюджет, решения об отмене рассрочки (отсрочки) платежей в бюджет, решения о перенесении ранее определенных сроков рассрочки (отсрочки) платежей в бюджет.

Списание безнадежного налогового долга

Взыскание невозможно только при наличии у налогоплательщика налогового долга со статусом безнадежного.

 Признаки безнадежности присущи, в частности, налоговому долгу предприятия-банкрота, налоговому долгу умершего физического лица, налоговому долгу, по которому истек срок давности (1095 дней), налоговому долгу, возникшему при наступлении форс-мажорных обстоятельств, налоговому долгу налогоплательщика, прекращенного по решению суда, а банка — по решению Фонда гарантирования вкладов физических лиц или Национального банка Украины. Такие налоговые долги (вместе с пеней и штрафными санкциями, начисленными на них) подлежат списанию государственной налоговой инспекцией, которое осуществляется один раз в квартал.

Порядком № 1329 предусмотрены общие принципы процедуры списания безнадежного налогового долга, определены случаи установления налогового долга безнадежным, установлены механизм определения сумм безнадежного налогового долга, подлежащего списанию, требования к принятию решения о списании безнадежного налогового долга, а также утверждены формы справки о наличии безнадежного налогового долга и решения о списании безнадежного налогового долга.

Вышеуказанные нормативно-правовые акты применяются к налогоплательщикам, нарушившим налоговое законодательство, допустившим возникновение налогового долга, а следующая мера касается не только налогоплательщиков-должников, но и случаев нарушений других требований налогового законодательства.

Административный арест имущества и денежных средств

К налогоплательщику может быть применен административный арест имущества и денежных средств при наличии следующих оснований: отказа плательщика от проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документальной проверки, проведения проверки состояния сохранности имущества, находящегося в налоговом залоге, от допуска должностных лиц государственной налоговой инспекции, в частности, к составлению акта описи имущества, которое передается в налоговый залог, непредоставления для проверки документов (их копий), невыполнения требований налогового управляющего, нарушения правил отчуждения залогового имущества, наличия налогового долга у налогоплательщика, который иммигрирует, при осуществлении деятельности без лицензионно-разрешительных документов или регистраторов расчетных операций, невыполнении требований к постановке налогоплательщика на учет в государственной налоговой инспекции.

Указанные положения регламентируются Порядком применения административного ареста имущества налогоплательщиков, утвержденным приказом № 1398. Этим Порядком определены общая процедура применения административного ареста имущества налогоплательщика, понятие административного ареста имущества, его виды и полномочия соответствующих лиц относительно принятия решения об аресте имущества, обстоятельства, при которых применяется административный арест имущества, порядок применения административного ареста имущества, функции исполнителя решения. Кроме того, определены особенности применения ареста при временном задержании имущества, применения ареста денежных средств на счете налогоплательщика, продления и прекращения административного ареста имущества, принятия решения об освобождении из-под ареста имущества, обжалования решения руководителя об аресте имущества и ответственности за неправомерное применение ареста имущества. Также приказом № 1398 утверждены формы обращения о применении административного ареста имущества налогоплательщика, решения о применении административного ареста имущества налогоплательщика, протокола о применении административного ареста имущества налогоплательщика, журнала регистрации протоколов о применении административного ареста имущества налогоплательщика, решения о наложении административного ареста имущества, журнала регистрации протоколов временного задержания имущества.

Подтверждение отсутствия налогового долга

При условии возникновения у налогоплательщика необходимости в подтверждении перед соответствующими органами государственной исполнительной власти отсутствия у такого плательщика налогового долга и при наличии законодательных оснований существует механизм предоставления государственной налоговой инспекцией или центром обслуживания налогоплательщиков административной услуги по выдаче справки об отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам.

Порядком № 1315 определены общие принципы механизма предоставления государственной налоговой инспекцией документа, которым подтверждается отсутствие у налогоплательщика налогового долга, в виде справки и утвержденной формы справки об отсутствии задолженности по платежам в бюджет и заявления о выдаче такой справки.

«Горячие линии»

Дата: 1 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42