Єдиный налог

Расходы на ремонт и содержание основных средств у предпринимателя, применяющего общую систему налогообложения

В редакцию «Вестника» поступило письмо с вопросом: «Физическое лицо — предприниматель с I квартала 2011 г. применяет общую систему налогообложения, имеет свою курьерскую службу (код по КВЭД ДК 009-2010 — 53.20), перевозка осуществляется личным транспортом (автомобилем). Имеет ли право такое физическое лицо — предприниматель отнести к составу налоговых расходов расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, колес, аккумулятора и расходы на ремонт на СТО?»


В соответствии с п. 177.4 ст. 177 Налогового кодекса к перечню расходов, непосредственно связанных с получением доходов, относятся документально подтверж-денные расходы, которые включаются в расходы операционной деятельности согласно разделу III этого Кодекса.

К расходам операционной деятельности согласно п. 138.1 ст. 138 Налогового кодекса относятся расходы, приведенные в пунктах 138.4, 138.6 — 138.9, подпунктах 138.10.2 — 138.10.4 п. 138.10, п. 138.11 этой статьи, а именно:

  • себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг;
  • административные расходы;
  • расходы на сбыт;
  • другие операционные расходы;
  • сумма расходов, не отнесенных к составу расходов прошедших отчетных налоговых периодов в связи с утерей, уничтожением или повреждением документов и подтвержденных такими документами в отчетном налоговом периоде;
  • суммы расходов, не учтенные в прошедших налоговых периодах в связи с допущением ошибок, выявленных в отчетном налоговом периоде в расчете налогового обязательства.

Что касается расходов на ремонт, то согласно п. 146.12 ст. 146 Налогового кодекса сумма расходов, связанных с ремонтом и улучшением объектов основных средств (подлежащих амортизации в налоговом учете), в том числе арендованных или полученных в концессию либо созданных (построенных) концессионером в размере, не превышающем 10% совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года, относится плательщиком налога к составу расходов.

Разделение расходов

Расходы в зависимости от назначения ремонтируемых объектов основных средств делятся на общепроизводственные, административные или расходы на сбыт (в соответствии с пп. «г» пп. 138.8.5 п. 138.8, пп. «в» пп. 138.10.2, пп. «д» пп. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 Налогового кодекса).

Общепроизводственные расходы делятся на:

  • в части нераспределенных постоянных — включаются в состав себестоимости реализации (п. 138.4 ст. 138 Налогового кодекса);
  • в части переменных и постоянных распределенных — включаются в состав себестоимости изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг (п. 138.8 ст. 138 Налогового кодекса).

То есть все расходы, связанные с ремонтом объекта основных средств, в пределах 10-процентного лимита включаются в состав расходов операционной деятельности.

Если расходы, связанные с ремонтом объекта основных средств, превышают лимит 10%, тогда сумма превышения увеличивает первоначальную стоимость основных средств (п. 146.11 ст. 146 Налогового кодекса). И такая увеличенная первоначальная стоимость (включая стоимость ремонтов) подлежит амортизации.

Амортизация включается в состав расходов. В зависимости от назначения ремонтируемых объектов основных средств амортизация включается в состав общепроизводственных, административных расходов или расходов на сбыт.

Исходя из вышеприведенного, для отражения стоимости ремонтов в составе расходов операционной деятельности (непосредственно или через амортизацию) у физического лицапредпринимателя должны отражаться в налоговом учете объекты, подпадающие под категорию основных средств. Либо же оно должно иметь право формировать в налоговом учете такие объекты, потому что отражение в налоговом учете расходов на ремонт зависит от наличия таких объектов или возможности формирования в налоговом учете объектов, подлежащих налоговой амортизации.

То есть если у предпринимателя есть объекты основных средств в понимании Налогового кодекса (подлежащие амортизации в налоговом учете) или же он имеет право их формировать, предприниматель может отнести ремонтные расходы к составу налоговых. Если же нет — не будет иметь такого права.

В п. 6 подраздела 4 раздела ХХ Налогового кодекса указано, что амортизируемая стоимость по каждому объекту основных средств, другим необоротным и нематериальным активам определяется как первоначальная (переоцененная) с учетом капитализированных расходов на модернизацию, модификацию, достройку, дооборудование, реконструкции и т. п., а также суммы накопленной амортизации по данным бухгалтерского учета на дату вступления в силу раздела III этого Кодекса.

Кроме того:

  • начисление амортизации осуществляется в течение срока -полезного использования (-эксплуатации) объекта, который устанавливается приказом по предприятию при признании этого объекта активом (при зачислении на баланс) (пп. 145.1.2 п. 145.1 ст. 145 Налогового кодекса);
  • начисление амортизации в целях налогообложения осуществляется предприятием по методу, определенному приказом об учетной политике с целью составления финансовой отчетности (пп. 145.1.9 п. 145.1 ст. 145 Налогового кодекса).

То есть налоговый учет основных средств базируется на данных бухгалтерского учета.

Пунктом 2 ст. 3 Закона о бухучете предусмотрено, что бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется предприятием.

Согласно ст. 2 этого Закона его действие распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также на субъектов предпринимательской деятельности, которым в соответствии с законодательством дано разрешение на ведение упрощенного учета доходов и расходов и которые ведут бухгалтерский учет и представляют финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности.

ПБУ 7, регламентирующее особенности бухгалтерского учета основных средств, предусмотрено для применения юридическими лицами (п. 2 ПБУ 7).

Следовательно, для физических лицпредпринимателей, применяющих общую систему налогообложения, законодательством не предусмотрено ведение бухгалтерского учета, в том числе основных средств, подлежащих амортизации.

Учитывая изложенное, физические лица — предприниматели не могут формировать в своем налоговом учете объекты основных средств, начислять налоговую амортизацию, поэтому не могут отнести к составу налоговых расходов расходы по ремонту основных средств (в нашей ситуации — автомобиля).

Расходы на покупку колес, аккумулятора

Все вышеприведенное касается расходов на замену колес (шин), аккумуляторов.

Такие расходы можно отразить в налоговых расходах физического лица — предпринимателя только при условии, что у него есть такой объект налогового учета, как основные средства (автомобиль), а такого объекта у физического лица — предпринимателя, находящегося на общей системе налогообложения, нет. Поэтому и расходы на покупку колес, аккумулятора и т. п. такое физическое лицо — предприниматель не может отразить в составе своих налоговых расходов.

«Горячие линии»

Дата: 21 февраля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42