Интервью

Электронная проверка призвана заменить другие виды налогового контроля

Минимизация вмешательства в деятельность бизнеса — тренд, в направлении которого налоговая служба движется в течение последних нескольких лет. А в ближайшем будущем наряду с сокращением количества проверок предприятий более чем в три раза Миндоходов Украины предложит плательщикам воспользоваться новым сервисомэлектронными проверками. О том, насколько он будет полезным для бизнеса, рассказывает директор Департамента налогового и таможенного аудита Министерства доходов и сборов Украины Сергей КРУХМАЛЕВ.


В.Сергей Борисович, что такое электронная проверка?

С. Б. — Первый раз об электронной проверке заговорили в апреле 2012 года, когда представители Минфина Украины поехали в составе официальной делегации во Францию. Коллеги поделились опытом, какие услуги предоставляют французские налоговые службы налогоплательщикам. Одной из них является электронная проверка. То есть это проведение документальной проверки в электронном виде без контакта с налогоплательщиком и без контакта самого работника налоговой службы. Это нас заинтересовало. На следующем этапе, в июле прошлого года, мы были в составе украинской делегации во Франции, где более подробно обсудили с налоговиками из Нидерландов, Словении механизмы проведения электронных проверок и поняли, что для нас это необходимо.

В. — В чем заключается суть электронной проверки?

С. Б. — Она очень проста. Налогоплательщик, осуществляющий финансово-хозяйственные операции, учитывая их в электронном виде, ведет так называемый журнал хозяйственных операций. В нашем варианте, украинском, это один из видов бухгалтерии — такие программы, которые учитывают операционные движения товаров и денег. При желании плательщик может данный журнал в электронном виде отправить в налоговую службу, и с помощью соответствующего программного обеспечения проверяется правильность составления представленной декларации об уплате налогов с проведенных операций. На основании этого делается вывод, правильно ли задекларированы суммы к уплате, имеет ли место их переплата или недоплата. После этого налогоплательщик имеет право представить уточненную декларацию и исправить ошибки, обнаруженные в ходе электронной проверки.

В. — А какие здесь привилегии для налогоплательщиков, ведь открывать свой учет для налоговой, в принципе, рискованно?

С. Б. — Я не думаю, что есть какие-то большие риски. Потому что когда налогоплательщики проходят выездную документальную проверку, то независимо от их желания обязаны представить все документы, подтверждающие финансово-хозяйственную деятельность. И риска относительно того, что кроме работника налоговой службы об этом кто-то узнает, нет, поскольку мы отвечаем за сохранность всех сведений, полученных во время служебной деятельности. Что касается электронной проверки, то предусмотрены специальные средства защиты, не позволяющие посторонним лицам узнать информацию, находящуюся в файлах, переданных в налоговую службу для проведения проверки.

В. — Насколько я понимаю, такая услуга добровольная. Планируете ли такие проверки проводить без согласования с плательщиком?

С. Б. — Пока в планах такого нет. В конце прошлого года в Налоговый кодекс Украины были внесены соответственные изменения: в статьях 50, 54, 75, 86 определено, что такое электронная проверка, каким образом она проводится и т. д. Если же говорить о том, как налогоплательщик будет получать эту услугу, то, в принципе, все очень просто. Министром доходов и сборов Александром Клименко 03.06.2013 г. подписан приказ № 143 о подаче заявки на проведение электронной проверки. А именно: с 01.01.2014 г. плательщики, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, имеют право воспользоваться сервисом электронной проверки. Они подают заявление в налоговую службу, которая в течение 10 дней его рассматривает. Есть, правда, один нюанс. Налогоплательщик не должен иметь рискованных операций, зарегистрированных в системе сопоставления данных в налоговой службе.

В. — Что это значит?

С. Б. — Нельзя работать с конвертационными центрами, скрывать свои доходы от налогообложения, осуществлять сомнительные финансовые операции, свидетельствующие о нарушении закона, и вообще нельзя своими действиями нарушать налоговое законодательство.

В. — Давайте остановимся на категориях плательщиков, имеющих право доступа к этому сервису...

С. Б. — Налоговым кодексом Украины определено, что с 01.01.2014 г. на проведение электронных проверок имеют право субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, с 01.01.2015 г. — субъекты микро-, малого и среднего бизнеса, а с 01.01.2016 г. — все другие налогоплательщики. Чтобы было понятно, почему такая амплитуда по времени и по годам, скажу: мы не хотим насильно внедрять какие-то новшества, которые, возможно, не будут восприняты нашим обществом. Поэтому мы решили вводить их постепенно и от простого к сложному. Упрощенцы, а также собственники предприятий, желающие проверить компетентность своего бухгалтера, могут, находясь на отдыхе, в электронном виде отправить соответствующую заявку на проведение электронной проверки, дать поручение бухгалтеру, чтобы он предоставил в течение 10 дней данную информацию в налоговую службу, и получить в электронном виде ответ на свой вопрос. Например, все ли налоги задекларированы и уплачены? Компетентен ли его главный бухгалтер?

В. — Таким образом, Миндоходов Украины предоставляет аудиторские услуги?

С. Б. — Они не аудиторские в прямом понимании, это — та норма, которая за нами закреплена. Мы отвечаем за правильность заключения относительно объектов налогообложения по всем финансово-хозяйственным операциям и уплату налога с полученных доходов.

В. — Достаточно ли будет Миндоходов Украины только электронной проверки?

С. Б. — Сейчас мы позиционируем электронную проверку в качестве сервиса. В целом она заменяет выездную документальную, а также невыездную документальную проверки. Если налогоплательщик проходит проверку независимо от того, какая она, мы считаем, что плательщик обревизован. Если же определенный период обревизован и в нем нет финансово-хозяйственных операций, свидетельствующих о каких-либо нарушениях, то плательщик может быть спокоен — работники Министерства лишний раз к нему не придут. Кстати, при электронной проверке оформляется точно такой же акт, как и при выездной, то есть принципиально они мало чем отличаются.

В. — Если плательщик инициировал проведение у себя электронной проверки, попадет ли он потом в план документальной проверки?

С. Б. — Нет, попадание его в план-график документальных выездных проверок исключено. Потому что он уже проверен и в налоговой службе подтверждено, что все задекларированные обязательства уплачены.

В. — Какой еще международный опыт целесообразно позаимствовать в рамках внедрения электронной проверки?

С. Б. — Думаю, мы еще в самом начале выбранного пути. Следует учитывать опыт других государств в проведении комплексной электронной проверки на крупных предприятиях — это довольно сложно. Поэтому французы, например, в электронном виде проверяют некоторые аспекты бухгалтерского учета. Это сокращает время, позволяет избежать диалога между финансистом и ревизором о цифрах, так как машина уже проверила и выдала результаты, которые в итоге отражаются в декларации, представленной в налоговую службу. Для нас сегодня основной задачей являются упрощение взаимоотношений с налогоплательщиком, позиционирование налоговой службы не только как контролирующего органа, но и как органа, предоставляющего услуги, позволяющие провести самоконтроль. Мы прекрасно понимаем, что можно обмануть практически всех, но только не себя.

В. — Достаточно ли специализированных кадров для того, чтобы проводить такие проверки?

С. Б. — Относительно этого есть такая проблема, но мы ее решаем. У нас разработан план-график проведения обучающих семинаров, и думаю, что до 01.01.2014 г. мы будем готовы принять от налогоплательщиков все заявки и обслуживать их в лучшем виде.


Беседовала
Тамара МИШИНА

«Горячие линии»

Дата: 18 июля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42