Статьи

Овощная культура

Большие урожаи перестают быть самоцелью для отечественных овощеводов


Для украинцев выращивание овощей всегда было в приоритете. Приготовленный из свежих овощей знаменитый украинский борщ, как и много веков назад, остается вершиной кулинарного мирового мастерства. Однако кроме сугубо гастрономических характеристик у современного борща появились еще и экономические индексы. Именно «борщовый набор» стал своеобразным критерием, по которому измеряется благосостояние украинцев, и отправной точкой в изучении ценовой динамики овощной продукции. Эксперты констатируют, что в Украине сейчас самые низкие цены в Европе на овощи из «борщового набора», что способствует оживлению экспорта. Наиболее крупным импортером отечественных овощей, как и раньше, остается Россия. По данным экспертов ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ), наши овощи импортируют также Великобритания (2,2 млн. дол. США), Нидерланды (2,2 млн. дол. США), Ирак (1,9 млн. дол. США), Турция (1,6 млн. дол. США), к которым постепенно присоединяются и другие государства.  

По словам министра аграрной политики и продовольствия Украины Николая Присяжнюка, только за год объемы экспортированной продукции увеличились в сотни раз. Многообещающая статистика подтверждает оптимистические ожидания должностных лиц, имеющих дальновидные планы, — в течение ближайших семи лет увеличить производство овощей до 10 млн. т ежегодно.

Реалии и прогнозы

Весомость подобных перспектив очень быстро нивелируют другие цифры. Так, Китай планирует довести ежегодное производство овощей до 200 млн. т, а в Европе этот показатель уже достиг 50 млн. т.

Возможно, поэтому прогнозы некоторых экспертов, прежде всего относительно конкурентоспособности овощной отрасли на европейских рынках, гораздо более сдержанны. Авторитетные специалисты утверждают: чтобы заинтересовать Европу своей продукцией и приучить ее граждан доверять украинским овощам, аграриям необходимо хорошо потрудиться. Хотя сельхозпроизводители, особенно мелкотоварные, — именно тот сегмент предпринимательства, который генетически привык рассчитывать на собственные силы и опыт, и без эффективного государственного содействия достичь своих амбициозных целей им будет непросто.

Казалось бы, в настоящее время для овощеводов созданы более-менее благоприятные условия. Многие законотворцы активно поддерживают идею моратория на ревизию льготного налогообложения аграриев до 2018 г., ссылаясь при этом на практику развитых европейских стран, стремящихся во что бы то ни стало сохранить дотации фермерам. Именно благодаря такой позиции государства, по мнению некоторых наших депутатов, европейские аграрии имеют возможность не только удерживать приемлемые цены на свою продукцию, но и поставлять ее в Украину.

На сайте Latifundist.com свою точку зрения обнародовал член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности Андрей Пинчук, который убежден, что в результате сокращения налоговых льгот отечественные фермеры окажутся в заранее проигрышном положении. «Мы должны усиленно развивать наши конкурентные преимущества, прежде всего АПК. От его стабильного развития зависит будущее страны, — подчеркнул политик. — Если государство позволит развиваться сельскому хозяйству, это даст толчок для развития государства на десятилетие, а то и столетие вперед».

Министерство доходов и сборов Украины, в свою очередь, обещает благоприятную налоговую политику для производителей сельхозпродукции. Хотя в ведомстве предлагают со следующего года лишить ряд отраслей налоговых льгот, однако для аграриев пересмотр льгот не предусмотрен.

Возрастают и объемы государственных инвестиций в развитие инфраструктуры овощного рынка. По словам министра аграрной политики и продовольствия Украины Николая Присяжнюка, всячески будет поддерживаться строительство овощехранилищ, в частности путем компенсации процентных ставок по привлеченным кредитам и займам для покрытия расходов, связанных со строительством овощехранилищ. В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект № 2619, предусматривающий государственную компенсацию 50% расходов на строительство теплиц.

Даже банки, еще до недавнего времени неохотно кредитовавшие аграрный сектор, считая его зоной риска, сейчас проявляют интерес к этому сегменту бизнеса, по крайней мере все чаще говорят об этом.

Фермер и арифметика

Правда, и планы финансовых учреждений, и государственные преференции усиливают прежде всего крупнотоварных производителей и агрохолдинги. Потому что одно из главных условий кредитования аграриев — прибыльная деятельность — тот критерий, которым не всегда могут похвастаться средние и мелкотоварные овощеводы, а тем более крестьяне-единоличники. Даже при самых благоприятных обстоятельствах кредиты по 20-процентным ставкам, как и раньше, для большинства украинских фермеров — непосильная ноша. Каждый рядовой покупатель на рынке, а особенно на большом оптовом, хорошо знает, что овощи здесь продают не производители, а преимущественно посредники, огромные прибыли которых несравнимы с доходами мелкого производителя, который тяжело работает и по инерции беспокоится только о как можно большем урожае.

Тем временем многочисленные бизнес-риски в выращивании овощей — от погодных прихотей до нерешенных вопросов относительно хранения продукции и продуманной ее реализации — даже крупных производителей нередко ставят перед дилеммой «быть или не быть?» Некоторые из них, по наблюдениям аналитиков, в последнее время сокращают площади под такие культуры, как капуста и лук, стремясь выращивать более рентабельную продукцию, продажу которой легче спрогнозировать. Что касается единоличных хозяйственников, то подавляющее их большинство вообще не задумывается над тем, как сформировать товарные партии продукции, тогда как в странах Евросоюза производство овощей четко планируют и прогнозируют. Например, в Голландии фермер находится под постоянным контролем и не имеет права посадить ни одного лишнего куста овощей. Таким образом сельхозпроизводители удерживают цены на свою продукцию, что позволяет им работать с прибылью.

Картофельные парадоксы

О парадоксальной ситуации, сложившейся на овощном рынке, заявили специалисты, подсчитав, что около 40% овощной продукции просто не доходит до потребителя. Эксперты приводят впечатляющую статистику относительно перепроизводства некоторых видов овощей. Например, картофеля в прошлом году было выращено 23 млн. т, тогда как внутренняя потребность в нем составляет около 10 млн. т, из которых только 5 млн. т потребляет население, остальное — идет на корм скоту. По данным Украинской ассоциации производителей картофеля, только 0,3% продукта экспортируется. На переработку попадает всего 0,01%. По мнению специалистов, одна из причин таких больших объемов отходов — отсутствие мощностей для хранения этой продукции.

Эту проблему во время конференции «Овощи, фрукты, ягоды в Украине. Опыт профессионалов», состоявшейся в рамках Международной агропромышленной выставки «Агро-2013», затронул президент Украинской ассоциации производителей картофеля Сергей Рыбалко, который заявил, что около 6 млн. т картофеля попало на свалку.

Если учесть, что у нас 95% картофеля выращивается именно индивидуальными крестьянскими хозяйствами, становится понятно, почему этот овощ имеет низкие шансы для продвижения не только на зарубежном, но и на отечественном рынке, в украинские торговые сети, давно работающие по суровым законам маркетинга. Здесь тщательно отбирают продукцию по сортам и товарному виду. Мало кто из отечественных мелкотоварников может предложить отсортированный и хорошо упакованный продукт. Поэтому торговым сетям намного проще закупать овощи за рубежом. Таким образом, вопрос импортозамещения картофеля — овоща, который массово выращивают и фермеры, и специализированные хозяйства, и рядовые граждане, остается нерешенным. 

От традиций давних — к новым

Предприниматели, побывавшие за рубежом и подробно изучавшие опыт европейских овощеводов, утверждают, что украинские овощи выдерживают конкуренцию по качеству. Ведь иностранные технологии выращивания не особо отличаются от украинских. Существенное отличие заключается разве что в развитии инфраструктуры и сбыте выращенного. Производители в Европе имеют доступ не только к современным холодильным установкам, лабораториям, но и сбывают свою продукцию на оптовых рынках, где действуют четкие и справедливые правила игры. Подавляющее большинство отечественных овощеводов, прежде всего мелкотоварных, о таких условиях только мечтают. Самостоятельно им не под силу преодолеть даже такую банальную, однако крайне сложную проблему, как отсутствие специальной тары для продукции. Ведь покупатель сначала «покупает» товар глазами. Поэтому овощи должны быть не только привлекательными на вид, вкусными и безопасными, но и хорошо презентованными — в яркой и удобной упаковке.

В Европе уже убедились, что мелкотоварные хозяйства имеют перспективы для развития лишь объединившись в сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы с маркетинговыми и юридическими службами, имеющими все возможности для защиты своих интересов и решения наболевших проблем. В Украине в последнее время также появляются подобные объединения. На Херсонщине, например, уже функционирует Ассоциация сельхозпроизводителей Таврии, специалисты которой скрупулезно изучают и анализируют планы и деятельность сельских хозяйств, во избежание перепроизводства одних видов продукции и дефицита других. Поэтому большие урожаи перестают быть самоцелью для украинских овощеводов. Чтобы крепко укорениться на отечественном рынке и отвоевывать зарубежные, придется не просто увеличивать площади под овощные культуры, но и осваивать новые стандарты самой культуры овощеводства, опираясь не только на давние традиции, но и учитывая высокие требования современного потребителя.


Инна ГОЛОВКО

«Горячие линии»

Дата: 14 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42