Другие налоги

Обмен опытом по вопросу взыскания налоговых долгов

Визит состоялся в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Государственной налоговой администрацией Украины (в настоящее время правопреемником реорганизованного органа является Министерство доходов и сборов Украины) и Генеральной дирекцией государственных финансов Франции.


Согласно утвержденной Министром доходов и сборов Украины программе проведения мероприятия представители французской стороны ознакомили украинскую сторону с философией построения системы взыскания налоговых долгов как составной части общей системы налогообложения Франции, основанной на принципах сознательного отношения граждан к выполнению налоговой обязанности и обязательности возврата платежей в государственную казну.

Французские коллеги остановились на вопросах, связанных со взысканием налоговых долгов, в том числе начисленных по результатам проведения контрольно-проверочных мероприятий, предохранительно-предупредительными процедурами возникновения налогового долга, мерами гарантийного обеспечения и безопасности в случае неуплаты платежей в добровольном порядке, а также принудительного взыскания налоговых долгов, которые помогают комплексно бороться с неуплатой налогов и обеспечивают финансовую стабильность государства, что является залогом благосостояния его граждан.

Рассмотрим более подробно вопросы, которым представители французской стороны уделили особое внимание.

Меры по избежанию возникновения налогового долга

Состоят в предоставлении льгот по уплате налогов малым предприятиям (независимо от того, к какой отрасли народного хозяйства они относятся), которые осуществляют деятельность, но имеют незначительный годовой оборот. Такая мера позволяет оказывать государственную поддержку, например, сельскохозяйственным предприятиям, не создавая для них избыточной налоговой нагрузки и тем самым предупреждая возникновение у них долгов, которые в будущем невозможно будет уплатить.

Способы нивелирования последствий некачественного декларирования

Предусматривают использование немедленного вербального контакта с налогоплательщиком (в частности, средствами телефонной связи, электронной связи (e-mail), при личной встрече), что позволяет избежать предполагаемых негативных последствий в виде ответственности за выявленные в декларации налогоплательщика ошибки.

Механизмы упрощения администрирования платежей

Позволяют с помощью использования инструмента рассрочки/отсрочки переносить сроки уплаты платежей на более позднее время, не допуская при этом появления у налогоплательщика налоговых долгов и обеспечивая полноту поступления в бюджет денежных средств от уплаты налогов. В подавляющем большинстве рассрочка/отсрочка предоставляется налогоплательщикам работником службы государственных финансов сроком до трех месяцев и при условии наличия гарантийного обеспечения погашения рассроченных/отсроченных сумм. Рассрочка/отсрочка сроком до двух лет предусматривает принятие комиссией решения о перенесении сроков уплаты платежей. С помощью такой меры налогоплательщики получают будущие сроки уплаты (без начисления процентов за пользование такой отсрочкой), а предоставленное время позволяет им найти денежные средства для уплаты налогов и легально избежать мер взыскания. Однако такие налоговые уступки предоставляются в обмен на будущую стопроцентную уплату, поскольку риск подкреплен гарантией.

Санкции (в виде штрафов и пени)

Рассматриваются во Франции как педагогический инструмент. Их сверхвысокий размер и неотвратимость уплаты позволяют воспитывать добросовестное отношение к добровольной уплате налогов.

Порядок взаимодействия между подразделениями, которые проводят проверку, и подразделениями, обеспечивающими взыскание

От слаженности их действий зависят полнота и своевременность поступления надлежащих к уплате в бюджет платежей, в частности определенных в результате осуществления контрольно-проверочных мероприятий. Такое взаимодействие позволяет осуществлять обмен информацией между службами контроля и взыскания органов государственных финансов, совместно использовать электронные системы уведомлений о фактическом состоянии дел (в частности, направление уведомления о проверке и о результатах ее проведения, о необходимости погашения платежей в бюджет, о возникновении налогового долга), проводить анализ источников, необходимых для погашения доначисленного налогового долга, и т. п.

Предупредительные меры

Применяются по разрешению суда на проведение в отношении налогоплательщика отдельных мер взыскания налоговых долгов.

Использование компенсационных механизмов

Одним из них является юридическая процедура, позволяющая проводить взыскание денежных средств с так называемых третьих лиц с последующим их направлением в счет погашения налогового долга налогоплательщика. В подавляющем большинстве для осуществления этой процедуры необходимо получение разрешения суда на ее проведение, но такое разрешение выдается судом немедленно. Такая процедура может применяться, в частности, к: банкам, клиентом которых является налогоплательщик и в которых размещены денежные средства такого налогоплательщика; арендаторам, с которыми такой налогоплательщик имеет договорные отношения, предусматривающие получение от них платежей в виде арендной платы; страховым компаниям, с которыми налогоплательщик заключил договор страхования, по которому предусматривается уплата страховых платежей; клиентам, имеющим хозяйственные отношения с таким должником, предусматривающие проведение расчетов; руководителям предприятий, которые работают по договору найма или контракту и получают за это вознаграждение, и т. п. Это очень распространенная во Франции процедура, которая применяется много раз в год и имеет высокую результативность, поскольку около половины из примененных процедур завершается погашением долгов такого налогоплательщика.

Консервативные действия (способы предоставления гарантий и сохранения безопасности)

Немедленно применяются к налогоплательщику в случае: неуплаты платежей в бюджет; вероятного доначисления платежей и обжалования доначисленных налогов в судебном или административном порядке; наличия отсроченных/рассроченных платежей в бюджет. К таким мерам относятся: ипотека недвижимого имущества или залог движимого имущества; изъятие транспортных средств должника на штрафплощадку; поручительство руководителя предприятия за налоговые долги такого предприятия; запись в коммерческом реестре о наличии у такого плательщика налогового долга.

Способы борьбы с безнадежными налоговыми долгами

Предусматривают прекращение проведения работниками службы государственных финансов каких-либо процедур взыскания налоговых долгов и снятие с них личной материальной ответственности за непогашение налоговых долгов налогоплательщика, которые длительное время не могут быть взысканы в силу различных причин, перечень которых четко не регламентирован. Основным критерием является невозможность длительное время взыскать налоговые долги, а что стало причиной — имеет второстепенное значение (например, получение налогоплательщиком незначительных доходов; арест банковских счетов; наличие других запретов; долги банкротов, предприятий, находящихся в процедуре ликвидации, плательщиков, находящихся в розыске; долг, по которому продолжается обжалование, и т. п.). Так называемое списание безнадежного налогового долга может проводиться на любой стадии процедуры взыскания долга. Такая процедура регламентируется внутренним конфиденциальным документом. Для проведения такого списания ответственный инспектор органа службы государственных финансов готовит на имя руководителя отчет, в котором содержатся перечень принятых мер взыскания налогового долга и обоснование невозможности и нецелесообразности проведения дальнейшей работы по взысканию. Отчет коллективно анализируется, принимается коллегиальное решение о возможности списания, и отчет подписывается руководителем такого органа. При незначительных суммах долга подробного отчета достаточно для списания, а по значительным суммам обязательно предоставление досье с доказательствами невозможности дальнейшего взыскания. На этом основании информация о налоговом долге удаляется из электронного досье предприятия, что позволяет органу службы государственных финансов не продолжать применение мер взыскания налоговых долгов. Однако важным моментом является то, что проведение такого условного списания не освобождает налогоплательщика от обязанности погашения долгов перед бюджетом. Непогашенные налоговые долги остаются на бумаге для возможности дальнейшего поступления денежных средств в счет погашения такого долга. Налогоплательщику вообще неизвестно о факте такого списания, поскольку информацией о списанных суммах владеет только служба государственных финансов. В случае если шансов на взыскание налогового долга почти нет, дальнейшее расходование государством времени и денег на проведение процедуры взыскания считается неэффективным, а единственным выходом является проведение процедуры списания, что позволит правительству и парламенту реально оценить перспективные возможности бюджета.

Общие меры принудительного взыскания налоговых долгов (условно определяются как «массовые действия»)

Начинаются с идентификации задолженности, применения мер обеспечения, закрепления ответственного работника службы за определенными должниками, предоставления отсрочки/рассрочки таких платежей в бюджет, а также наложения ареста на денежные средства должника в банках и взыскания таких средств в бюджет.

Так называемые сложные процедуры принудительного взыскания налогового долга

Осуществляются после применения всех так называемых массовых действий и связаны с конфискацией имущества. Такие процедуры состоят в определении имущественных источников, установлении природы такого имущества, определении его стоимости, изъятии имущества у налогоплательщика с последующей продажей, направлении вырученных в результате реализации денежных средств на погашение его налоговых долгов. Такие процедуры применяются сначала к движимому имуществу, и только в случае его недостаточности — к недвижимому. Продажа движимого имущества должника осуществляется органом службы государственных финансов или судебным исполнителем. Также может проводиться даже продажа деятельности должника, в том числе вместе с клиентурой (так называемого коммерческого фонда). Конфискация недвижимого имущества проводится только на основании судебного решения и при обязательном участии в судебном процессе адвоката. Схематично этот процесс выглядит следующим образом: инспектор предоставляет в адрес исполнителя от органа службы государственных финансов государственное обвинение. В свою очередь исполнитель органа службы государственных финансов ведет диалог с должником, в результате чего обе стороны соглашаются на отсрочку/рассрочку налогового долга. Если должник не пошел на контакт, то работником органа службы государственных финансов готовится рапорт с указанием всех примененных мер, который после утверждения является основанием для изъятия и продажи такого имущества. Также с этой целью может быть проведен обыск. Следующим шагом является процедура взыскания по согласию должника, для чего издается приказ о продаже недвижимого имущества, которое должно быть самостоятельно продано налогоплательщиком путем судебного аукциона по продаже этого имущества. В ином случае последствием будет принудительное взыскание. Последняя мера используется очень редко, а количество таких случаев по всей территории Франции за год слишком мало.

Способы преследования предприятия

Предусматривают допросы руководства и работников предприятия, применение санкций и вызов в суд в случае финансового мошенничества, ответственность собственным имуществом руководителя, если он приобрел его за счет предприятия.

Использование «Паулинова иска» и «косвенных» исков

С их помощью суд может признать незаконными договоры (соглашения), заключенные с третьими лицами от имени предприятия при наличии у такого предприятия непогашенных налоговых долгов. Также в случае если должник отказывается от получения в наследство какого-то имущества, орган службы государственных финансов имеет право самостоятельно принять в наследство такое имущество. Указанные случаи выявляются путем периодического анализа, который проводится каждые четыре года.

Механизмы борьбы с «симулятивным» декларированием

Под ним понимают мошеннические действия, с целью выяснения которых проводятся следственные мероприятия, а их последствием может быть тюремное заключение. Примерами «симулятивного» декларирования могут быть продажа в счет погашения налоговых долгов недорогого имущества (условно говоря, хибары) при наличии дорогого (так называемых хором), приобретение в пользу ребенка или другой родни имущества с использованием для этого собственных счетов.

Автоматизация процессов

Направлена на повышение эффективности работы работников органов службы государственных финансов, информационную поддержку и сопровождение всех процессов и мероприятий, в том числе связанных с контрольно-проверочной работой и взысканием налоговых долгов. Такие информационные системы содержат, в частности, подробное описание процесса работы и внутреннего контроля; информационные файлы предприятий, зарегистрированных в коммерческом реестре по единой форме; бухгалтерскую информацию; информацию о банковских счетах, объектах, имуществе и праве собственности; отслеживание всех обязательств и долгов предприятия и т. п. С этой целью во Франции создана информационная система «Коперник» и ее подсистемы (ALPAGE, MEDOC, ADELIE, ADONICE, RAR, FICOBA, BNDP и пр.).

Статистика и индикаторы

Вспомогательные механизмы в работе органов службы государственных финансов, информационные электронные сообщения.

Показатели эффективности деятельности органов службы государственных финансов Франции по взысканию налогового долга

Используются два основных показателя:

  • процентное соотношение взысканных сумм налоговых долгов и общей суммы активных задолженностей (этот показатель устанавливается ежегодно в процентном значении);
  • производительность взыскания доначисленных сумм после осуществления выездных проверок (показатель текущего года сравнивается с аналогичными показателями за два предыдущих года, устанавливается ежегодно в процентном значении).

Важным моментом является то, что во время встречи стороны обменялись практическим опытом по применению налоговыми органами обеих стран процедур, направленных на возврат платежей в бюджет, обсудили законодательную основу существующих во Франции и в Украине мер по взысканию налоговых долгов.

В заключение отметим общность черт процедур взыскания налоговых долгов во Франции и в Украине. Вместе с тем следует констатировать, что у органов службы государственных финансов Франции значительно больше полномочий по применению мер, направленных на взыскание налоговых долгов. Так, в частности, осуществление этих мер упрощается за счет: отсутствия необходимости (в подавляющем большинстве) получения судебных разрешений; существования механизма приостановления проведения таких процедур и условного списания налоговых долгов в любое время при условии невозможности и нецелесообразности дальнейшего проведения таких мероприятий; распространения такой процедуры на третьих лиц налогоплательщика-должника; доступности общей информации о налогоплательщике, имеющейся во всех существующих общегосударственных реестрах, для всех органов службы государственных финансов; отсутствия банковской тайны по отношению к должникам; изъятия залогового и арестованного имущества для его продажи; наличия полномочий по отмене по решению суда любых соглашений, заключенных должником при наличии налоговых долгов, или по самостоятельному совершению органом службы государственных финансов (от имени государства) за налогоплательщика и в его пользу (в счет погашения его налоговых долгов) любых соглашений, если такой плательщик отказывается от их осуществления; наличия в штате органов службы государственных финансов так называемых редакторов, к полномочиям которых относится юридическое сопровождение процедур взыскания налоговых долгов, в том числе судебных; наличия значительного количества автоматизированных систем и процессов и единого файла предприятия по установленной форме, что позволяет видеть по всей территории Франции всю имеющуюся информацию о должнике (например, о его обязательствах и долгах, банковских счетах (а по запросу — и о движении денежных средств на счетах в банках), имуществе, осуществляемых им операциях, месте жительства и т. п.).

Также в ходе встречи французские коллеги ознакомили участников мероприятия со структурным построением органов службы государственных финансов Франции, внутренним размежеванием полномочий между подразделениями таких органов, а также с организацией процессов взаимодействия между ними.

До недавнего времени не существовало отличий в построении структурных подразделений, занимающихся взысканием налогового долга, в Украине и во Франции, однако реформирование налоговых органов в органы доходов и сборов, в результате которого, в частности, были ликвидированы специализированные подразделения, создало в органах доходов и сборов иную модель, нежели в органах службы государственных финансов.

Знания и опыт, полученные представителями Министерства доходов и сборов Украины во время указанного мероприятия, предусматривается использовать путем предоставления соответствующих предложений по внесению изменений в отдельные положения Налогового кодекса Украины и другие нормативно-правовые акты по вопросам погашения (взыскания) налогового долга.

Введение в Украине улучшенной за счет предоставленных рекомендаций процедуры и применение в дальнейшем на практике указанных мер позволит достичь конечной цели взыскания налоговых долгов — своевременного и в полном объеме поступления денежных средств от уплаты налогов в государственную казну, повысить эффективность осуществления процедуры взыскания налоговых долгов, сократить расходы времени на проведение такой процедуры и обеспечить экономию бюджетных средств.

Следует отметить, что во Франции почти 98% платежей в бюджет уплачивается налогоплательщиками добровольно, что объясняется высоким уровнем общественного сознания, осознанием неизбежности ответственности, значительными размерами санкций как воспитательным моментом, равноправным партнерством и конструктивным взаимодействием между налогоплательщиками и органами службы государственных финансов, а также взаимным неравнодушием налогоплательщиков к государственным интересам, конечной целью которых является стабильное экономическое развитие, и государства к добросовестным налогоплательщикам, которым создаются все надлежащие условия для ведения бизнеса.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42