Статьи

«Заказывали? — поехали!»

На рынке такси грядут большие перемены.

По оценкам экспертов, в Украине 80% перевозок пассажиров на такси находятся в «тени». Мининфраструктуры Украины разрабатывает соответствующий законопроект, целью которого является организация качественной, безопасной и прозрачной деятельности таксистов. В работе участвуют профессиональные и общественные организации. По словам председателя профсоюза таксистов Украины Василия ПОПИКА, новый закон поможет легализировать рынок.


Предусматривается, что в проекте закона будут четко определены основные термины, регулирующие сферу перевозок на такси, а также права и обязанности перевозчика, заказчика и водителя этих транспортных средств.

Вместо лицензий планируется ввести более конкретные и удобные документы: разрешение на автомобиль такси и разрешение на деятельность информационно-диспетчерской службы, которые будут выдаваться в местных разрешительных центрах и предоставлять право работать на территории определенной административной единицы. Местные власти будут обязаны заботиться об организации стоянок такси. Кроме того, законодательно планируется закрепить такие обязательные признаки автомобиля такси, как размещение информации о тарифе, оборудование исправным таксометром, опознавательным фонарем на крыше автомобиля и т. п.

«Мы должны прийти к цивилизованному рынку таксомоторных перевозок, создать законодательно урегулированные, прозрачные и равноправные правила игры на нем, обеспечив безопасность, надежность и комфорт для пассажиров такси и создав условия для безопасности самих таксистов», — заявил министр инфраструктуры Украины Владимир Козак.

Профсоюз таксистов Украины обратился в Мининфраструктуры с предложением объединить усилия власти, профессиональных и общественных организаций для ускорения разработки законодательства о таксомоторных перевозках.

Председатель Профсоюза таксистов Украины Василий Попик оценивает ситуацию на рынке такси как неблагоприятную. По его данным, бюджет ежегодно недополучает более 1,5 млрд. грн.

«Нужны четкие нормы работы рынка такси. Тогда будет понятно, кто и что должен контролировать, кто за что отвечать. И это будет первый закон, который будет регламентировать рынок таксомоторных перевозок в интересах пассажиров и водителей такси, местных общин и государства в целом», — отметил председатель профсоюза.

В процессе...

Напомним, 5 января 2013 г. вступили в силу изменения к некоторым законодательным актам, касающиеся государственного регулирования и управления в сфере транспорта и дорожного хозяйства, которые наделяют Государственную инспекцию Украины по безопасности на наземном транспорте («Укртрансинспекция») полномочиями проверять лицензии и наказывать нелегальных таксистов. В результате таких проверок количество нелегальных таксистов, по оценкам экспертов, может сократиться на 20 — 30%.

Нелегальных таксистов будут штрафовать на сумму от 1,7 до 8,5 тыс. грн. с конфискацией транспортного средства. Об этом заявил начальник управления государственного контроля и надзора за безопасностью наземного транспорта «Укртрансинспекция» Богдан Свищовский. По его словам, меньшие штрафы будут применяться к лицензированным таксистам. Штрафные санкции на такси будут составлять минимально 510 грн., максимально — 1,7 тыс. грн.

Богдан Свищовский также отметил, что штрафовать будут не сразу, а после того, как согласно требованиям закона будут приняты соответствующие законодательные акты.

Профсоюз таксистов Украины также выступает за жесткую борьбу с нелегальными таксистами. «Мы будем бороться с «нелегальщиками» двумя способами. Для начала дадим ГАИ право проверять такси на стоянке. Нет документов на извоз — штраф 8 тыс. грн., второй раз попался — 16 тыс. грн. Потом — конфискация авто. Атака с другого фланга — а-ля контрольные закупки: если по вызову приезжает такси без документов, пострадает не только водитель, но и оператор, который отдал ему заказ. В итоге операторы откажутся от сотрудничества с нелегалами. Такси должно быть элитарным, а не дешевым видом транспорта», — считает председатель профсоюза Василий Попик. Он уверен, что такси в Украине удастся вывести на европейский уровень: таксомоторы будут одного цвета, появятся школы таксистов, повысится ответственность предпринимателей и они будут дорожить лицензией. Правда, при этом возрастут и цены на такси.

«Цены однозначно будут повышаться. У нас самое дешевое такси в Европе. В настоящее время минимальная рентабельная цена — около 5 — 6 грн. за километр. Если этот закон вступит в силу, то цена на такси в Украине возрастет. Я не могу сказать насколько, это зависит от того, как заработает этот закон. Во всем мире километр поездки на такси стоит как литр бензина. В Киеве еще ничего, но в областных центрах расценки настолько низкие, что извоз просто теряет рентабельность», — отметил председатель профсоюза таксистов.

Такси будущего

Тем временем водителям презентовали систему IQtaxi, которая позволяет без участия диспетчера связать таксиста и заказчика такси через специальное приложение, установленное в их мобильные телефоны. Сделать однозначный вывод о свежести идеи нельзя, ведь достаточно подобного рода сервисов уже успешно работает в России и других странах. Плюс заключается в том, что водителю такси предоставляется полная свобода действий — он сам решает как, когда, кого и куда везти. У водителя появилась возможность видеть пассажира на специальной карте, самостоятельно корректировать тариф по маршруту, не привязываться к стабильному графику работы и не уплачивать проценты от каждого выполненного заказа. Система работает по принципу абонплаты 100 грн. в месяц. Вопрос поднятия цены, по мнению организаторов, может возникнуть только в случае появления каких-то кардинальных изменений в самой системе или в налоговом законодательстве.

Система IQtaxi ныне проходит тестирование, а представители готовы сотрудничать с таксистами в плане настроек и доработок. Усилия направлены на то, чтобы сделать систему максимально удобной для водителя и пассажира.  Правда, эксперты отмечают и некоторые негативные моменты этой системы.  Она настроена так, что любой водитель может зарегистрироваться в ней без предоставления документов, то есть студенты, водители без опыта вождения автомобиля, водители без знания города и т. д. Система также не предусматривает выдачу водителями чека пассажиру. При возникновении каких-либо нестандартных ситуаций пассажир просто не сможет отстоять свои права на юридическом уровне. Вместе с тем при возникновении чрезвычайных ситуаций между нетрезвым пассажиром и водителем такси последнему некуда обратиться, водитель остается наедине с пассажиром и решает все проблемы самостоятельно.

Простые решения для сложного рынка

Анализ европейской практики регулирования рынка услуг такси отражает многообразие форм и методов регулирования. В ЕС нет единого подхода к регулированию такого рынка, нет его зачастую и в самих странах-членах: в основном все вопросы, связанные с рынком услуг такси, решаются непосредственно на местах.

Опыт дерегулирования рынка услуг такси показал, что простые решения не всегда приемлемы в силу сложности самого рынка, который образуется из нескольких сегментов, разнонаправлено реагирующих на изменения в политике регулирования. Также следует отметить, что даже в настоящее время в некоторых странах ЕС система регулирования рынка услуг такси никак не обоснована с теоретической и практической точки зрения, а отражает политические и традиционалистские установки местных властей.

Поэтому эксперты утверждают, что, проводя реформу системы регулирования рынка услуг такси в Украине, необходимо тщательно изучить европейский опыт и уникальный национальный контекст и традиции. Принимая решение о проведении возможных реформ, следует учитывать их влияние как на перевозчиков, так и на потребителей услуг.

«Горячие линии»

Дата: 1 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42