Таможенное дело

Определение таможенной стоимости товаров

Порядок и методы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, установлены разделом ІІІ Таможенного кодекса.

При определении таможенной стоимости товаров необходимо учитывать следующие особенности:

  • товары, ввозимые на таможенную территорию Украины и декларируемые в таможенном режиме импорта (ст. 51 Таможенного кодекса);
  • товары, ввозимые на таможенную территорию Украины и декларируемые в других таможенных режимах, предусматривающих уплату таможенных платежей (кроме транзита) (ст. 65 этого Кодекса);
  • товары, ввозимые и декларируемые в других таможенных режимах, не предусматривающих уплату таможенных платежей (ст. 65 Таможенного кодекса);
  • товары, вывозимые за пределы таможенной территории Украины (ст. 66 этого Кодекса).

В последних двух случаях таможенной стоимостью является цена товара, указанная в счете-фактуре или счете-проформе.

В первых двух случаях, то есть для товаров, ввозимых и декларируемых в таможенном режиме импорта и других таможенных режимах, предусматривающих уплату таможенных платежей, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с главой 9 Таможенного кодекса.

Заявление таможенной стоимости товаров

Декларант или уполномоченное им лицо заявляет самостоятельно определенную им таможенную стоимость товаров и метод ее определения органу доходов и сборов.

Согласно ст. 52 Таможенного кодекса заявление таможенной стоимости товаров путем представления декларации таможенной стоимости осуществляется исключительно:

  • если к фактурной стоимости должны прибавляться или отниматься составные таможенной стоимости;
  • если покупатель и продавец связаны между собой;
  • по собственному желанию декларанта.

Декларация таможенной стоимости не представляется, если таможенная стоимость товаров не превышает 5000 евро.

Методы определения таможенной стоимости товаров

При ввозе товаров и размещении их в таможенный режим импорта таможенная стоимость определяется в соответствии с одним из шести методов (ст. 57 Таможенного кодекса).

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене договора (контракта) относительно импортируемых товаров (стоимость операции) (ст. 58 этого Кодекса). При определении таможенной стоимости по основному методу за основу берется цена непосредственно ввозимого товара. К цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые товары, прибавляются дальнейшие расходы, если они не включены в цену. Перечень таких расходов определен частью десятой ст. 58 Таможенного кодекса.

Одной из составляющих таможенной стоимости являются роялти и другие лицензионные платежи. Порядок включения в цену расчета роялти и лицензионных платежей утвержден постановлением № 446.

Кроме того, в таможенную стоимость товаров не включаются расходы, указанные в части одиннадцатой ст. 58 Таможенного кодекса, если их выделено из цены товаров.

Перечень причин, по которым основной метод не может быть применен, является исключительным. Так, основной метод не применяется, если:

  • отсутствует продажа оценива-емых товаров на экспорт в Украину (часть четвертая ст. 58 Таможенного кодекса);
  • имеется ограничение прав покупателя (импортера) на использование оцениваемых товаров (часть первая ст. 58 этого Кодекса);
  • относительно продажи оцениваемых товаров или их цены существуют условия или предостережения, которые делают невозможным определение стоимости этих товаров (часть первая ст. 58 Таможенного кодекса);
  • часть выручки от дальнейшей перепродажи, распоряжения или использования товаров покупателем прямо или опосредованно поступает продавцу, если невозможно сделать соответствующую корректировку (часть первая ст. 58 указанного Кодекса);
  • покупатель и продавец связаны между собой и эти отношения повлияли на цену товаров (часть первая ст. 58 Таможенного кодекса);
  • использованные декларантом или уполномоченным им лицом сведения не подтверждены документально или не определены количественно и достоверно и/или отсутствует хотя бы одна из составных таможенной стоимости, являющаяся обязательной при ее исчислении (часть вторая ст. 58 этого Кодекса).

В случае если невозможно определить таможенную стоимость по основному методу, применяются второстепенные методы. Каждый последующий метод применяется только в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена путем применения предыдущего метода.

При применении методов по цене договора относительно идентичных или подобных товаров за основу берется принятая органом доходов и сборов стоимость операции с идентичными или подобными (аналогичными) товарами.

В случаях, установленных частями четвертой — шестой статей 59 — 60 Таможенного кодекса, стоимость операции корректируется с учетом расхождений (в количестве и/или в других коммерческих уровнях).

При применении метода определения таможенной стоимости на основе вычитания стоимости за основу берется цена единицы товара, по которой оцениваемые или идентичные либо подобные импортные товары продаются на внутреннем рынке Украины, скорректированная соответствующим образом на расходы, понесенные в Украине. Перечень таких расходов определен частью второй ст. 62 Таможенного кодекса.

Для определения таможенной стоимости товаров на основе метода прибавления стоимости (исчисленная стоимость) за основу берется предоставленная производителем оцениваемых товаров или от его имени информация об их стоимости, которая должна состоять из сумм, определенных частью первой ст. 63 указанного Кодекса.

Резервный метод применяется только, когда не могут быть применены первые пять методов. Таможенная стоимость, определенная по резервному методу, должна в большей степени основываться на ранее признанных (определенных) органами доходов и сборов таможенных стоимостях.

При этом ст. 64 Таможенного кодекса установлено ограничение относительно этого метода — для таможенной оценки не могут использоваться произвольные, фиктивные, минимальные стоимости и т. п.

Контроль за правильностью определения таможенной стоимости товаров

Декларант или уполномоченное им лицо обязан представлять в орган доходов и сборов достоверные сведения о таможенной стоимости, которые должны основываться на объективных, документально подтвержденных данных, подвергающихся исчислению.

Контроль правильности определения таможенной стоимости товаров проводится органом доходов и сборов, осуществляющим таможенное оформление товаров, согласно ст. 54 Таможенного кодекса.

Орган доходов и сборов имеет право удостовериться в достоверности или точности любого заявления, документа или расчета, представленных с целью определения таможенной стоимости.

Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, определен частью второй ст. 53 указанного Кодекса.

В случае если документы, указанные в части второй этой статьи, содержат расхождения, имеющиеся признаки подделки или не содержат всех сведений, подтверждающих числовые значения составных таможенной стоимости товаров, или сведений относительно цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, декларант или уполномоченное им лицо на письменное требование органа доходов и сборов обязаны в течение десяти календарных дней предоставить (при наличии) дополнительные документы.

В случае если орган доходов и сборов имеет обоснованные основания считать, что существующая взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на заявленную декларантом таможенную стоимость, декларант или уполномоченное им лицо на письменное требование органа доходов и сборов, кроме документов, указанных в частях второй и третьей ст. 53 Таможенного кодекса, представляют (при наличии) документы, установленные частью четвертой этой статьи.

По результатам осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров орган доходов и сборов признает заявленную декларантом или уполномоченным им лицом таможенную стоимость или принимает письменное решение о ее корректировке в соответствии с положениями ст. 55 Таможенного кодекса.

Корректировка заявленной таможенной стоимости товаров

Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается органом доходов и сборов исключительно в случаях, если установлено, что заявлены неполные и/или недостоверные сведения о таможенной стоимости, в том числе неправильно определена таможенная стоимость товаров, в случае:

  • неверно проведенного декларантом или уполномоченным лицом расчета таможенной стоимости;
  • непредставления декларантом или уполномоченным им лицом документов согласно перечню и в соответствии с условиями, указанными в частях второй — четвертой ст. 53 Таможенного кодекса, или отсутствия в этих документах всех сведений, подтверждающих числовые значения составных таможенной стоимости товаров, или сведений относительно цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары;
  • несоответствия избранного декларантом или уполномоченным им лицом метода определения таможенной стоимости товара условиям, приведенным в главе 9 Таможенного кодекса;
  • поступления в орган доходов и сборов документально подтвержденной официальной информации органов доходов и сборов других стран относительно недостоверности заявленной таможенной стоимости.

При несогласии с решением органа доходов и сборов о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров декларант или уполномоченное им лицо имеют право выпускать декларируемые товары в свободный оборот при условии уплаты таможенных платежей согласно таможенной стоимости этих товаров, определенной декларантом или уполномоченным им лицом, и обеспечения уплаты разности между суммой таможенных платежей, исчисленной согласно таможенной стоимости товаров, определенной декларантом или уполномоченным им лицом, и суммой таможенных платежей, исчисленной согласно таможенной стоимости товаров, определенной органом доходов и сборов, путем предоставления гарантий в соответствии с разделом Х Таможенного кодекса. Срок действия таких гарантий не может превышать 90 календарных дней со дня выпуска товаров.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42