Новости
Тема: Организация деятельности предприятий, Учет налогоплательщиков

Новации в законодательстве относительно упрощения открытия, ведения бизнеса и прекращения субъекта хозяйствования

За последний год Верховной Радой Украины принят ряд законов, направленных на упрощение открытия и ведения бизнеса, которыми:

  • отменено свидетельство о государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (Закон № 3205, вступил в силу 07.05.2011 г.);
  • упрощены процедуры открытия предпринимательства (Закон № 3263, вступил в силу 07.06.2011 г.);
  • введена электронная государственная регистрация субъектов хозяйствования (Закон № 2609, вступил в силу 14.08.2011 г.);
  • введено осуществление деятельности на основании модельного устава (Закон № 3262, вступил в силу 28.08.2011 г.).

Также законодательно упрощены процедуры прекращения юридических лиц и прекращения предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей следующими законами.

Проведение упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения субъектов хозяйствования по решению суда

Законом № 2390, вступившим в силу 10.02.2010 г., установлено, что в случаях, если председатель ликвидационной процедуры (ликвидатор) юридического лица или физическое лицо — предприниматель не завершает ликвидационные процедуры, государственный регистратор начинает процесс проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя на основании судебного решения:

  • об отмене (признании недействительной) государственной регистрации юридического лица (физического лица — предпринимателя) в случаях, предусмотренных законом, если такое решение принято судом до 01.07.2004 г., кроме судебного решения о признании юридического лица (физического лица — предпринимателя) банкротом;
  • о прекращении юридического лица (предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя), не связанном с банкротством, если такое решение принято судом после 01.07.2004 г., и в случае, если председатель ликвидационной комиссии по прекращению юридического лица (ликвидатор юридического лица) или физическое лицо — предприниматель в течение трех лет с даты опубликования в специализированном печатном средстве массовой информации объявления о постановлении судебного решения о прекращении юридического лица (прекращении физического лица — предпринимателя), не связанном с банкротством, не предоставил государственному регистратору документы, перечень которых предусмотрен частью первой ст. 36 (частью девятой ст. 47) Закона о госрегистрации.

После поступления справок об отсутствии или о списании задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов в органы ГНС, Пенсионного фонда Украины, фонды социального страхования, которые указанные органы должны отправить государственному регистратору в месячный срок с даты поступления уведомления от государственного регистратора о начале упрощенной процедуры прекращения, государственный регистратор заполняет соответствующую регистрационную карточку и вносит в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей запись о проведении упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица (прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя).

Мероприятия, осуществляемые органами ГНС при получении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей или уведомления от государственного регистратора о том, что им с соответствующей даты начат процесс проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица путем его ликвидации или упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя (по тексту — упрощенная процедура прекращения налогоплательщика), определены п. 11.15 раздела ХІ Порядка учета налогоплательщиков и сборов, утвержденного приказом № 979.

В частности, такие мероприятия включают:

  • проведение документальной внеплановой проверки или принятие руководителем органа ГНС решения о непроведении такой проверки налогоплательщика (такие решения принимаются и проверки назначаются с учетом подпунктов 11.3.1 — 11.3.3 п. 11.3 раздела ХІ Порядка № 979);
  • отправление информации о счетах для их закрытия председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору) юридического лица или физическому лицу — предпринимателю при наличии в органе ГНС достаточных для почтового отправления данных о таких лицах;
  • другие мероприятия, предусмотренные пп. 11.2.3 п. 11.2 раздела ХІ Порядка № 979.

В месячный срок с даты поступления уведомления от государственного регистратора о начале упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения налогоплательщика орган ГНС по основному месту учета налогоплательщика должен отправить государственному регистратору справку об отсутствии задолженности по налогам, сборам по форме № 22-ОПП или уведомление о наличии налогового долга и невозможности проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по форме № 23-ОПП (приложение 20) с указанием причин возражения органов ГНС относительно осуществления такой процедуры согласно пп. 11.15.6 п. 11.15 раздела ХІ Порядка № 979.

Такая справка или уведомление формируется по результатам документальной внеплановой проверки (если она назначалась), а также проведения других мероприятий и на основании выводов по результатам анализа данных о налогоплательщике соответствующих подразделений органа ГНС по основному месту учета и органами ГНС по неосновному месту учета налогоплательщика и по местам учета обособленных подразделений налогоплательщика — юридического лица.

Причинами возражения органу ГНС относительно осуществления государственной регистрации прекращения юридического лица путем его ликвидации или государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя могут быть:

  • наличие денежных обязательств и налогового долга, в случае если относительно налогоплательщика, относительно которого начата упрощенная процедура прекращения, органом (органами) ГНС будет установлен факт наличия налогового долга, денежных обязательств, по которым проводится административное или судебное обжалование, неуплаты налога на доходы физических лиц из сумм доходов, начисленных (выплаченных) наемным работникам. О наличии таких обязательств органом ГНС составляется и отправляется председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору) налогоплательщика — юридического лица или налогоплательщику — физическому лицу — предпринимателю уведомление о денежных обязательствах и налоговом долге по форме № 10-ОПП согласно п. 11.9 раздела ХІ Порядка № 979. Копия такого уведомления прилагается к уведомлению по форме № 23-ОПП, отправляемому государственному регистратору;
  • отсутствие возможности у органа ГНС убедиться в полноте, своевременности, достоверности начисления и уплаты платежей, контроль за взиманием которых осуществляют органы ГНС, путем проведения документальной внеплановой проверки налогоплательщика, по которому начата упрощенная процедура прекращения, в случаях, определенных пп. 11.3.3 п. 11.3 раздела ХІ Порядка № 979;
  • наличие объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением, в частности, земельных участков, предоставленных в собственность или пользование юридическому лицу или для осуществления предпринимательской деятельности физическому лицу — предпринимателю;
  • наличие судебных споров между налогоплательщиком и органом ГНС или уголовных дел по фактам умышленного уклонения от уплаты налогов, сборов, совершенных служебными лицами юридического лица или физическим лицом — предпринимателем;
  • невозврат в Украину в предусмотренные законом сроки выручки в иностранной валюте от реализации на экспорт товаров (работ, услуг) налогоплательщиком или других материальных ценностей, полученных от этой выручки;
  • наличие в органе ГНС данных о непогашенных налогоплательщиком иностранных кредитах, привлеченных государством или под государственные гарантии;
  • иные возражения в рамках полномочий органов ГНС.

 При устранении причин и обстоятельств, которые были основанием для возражений органа ГНС об осуществлении упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения налогоплательщика, орган ГНС отправляет государственному регистратору уведомление о снятии возражений о проведении упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица путем его ликвидации или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя с предложением повторно начать упрощенную процедуру государственной регистрации прекращения такого лица в установленном порядке.

Проведение упрощенной процедуры прекращения субъектов хозяйствования по собственному желанию

В целях упрощения процедур прекращения юридических лиц и физических лиц — предпринимателей по собственному решению принят Закон № 3384, вступивший в силу 19.12.2011 г., которым внесены изменения в ст. 1666 КоАП и возлагается ответственность за нарушение порядка прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя как на председателя комиссии по прекращению (председателя ликвидационной комиссии, ликвидатора) юридического лица, так и на должностных лиц органов ГНС.

Председатель комиссии по прекращению (председатель ликвидационной комиссии, ликвидатор) юридического лица, других лиц, привлеченных к прекращению юридического лица, несут ответственность:

  • за непредставление в установленный законом срок государственному регистратору документов, обязательное представление которых установлено законом для прекращения юридического лица, или представление недостоверных сведений в таких документах (штраф от шестидесяти (1020 грн.) до восьмидесяти (1360 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, повторно — штраф от восьмидесяти (1360 грн.) до ста (1700 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан);
  • за отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, несвоевременное, неполное либо с нарушением установленного порядка проведение инвентаризации имущества, нарушение порядка проведения оценки имущества, составление ликвидационного баланса (промежуточного баланса), распределительного баланса, передаточного акта при прекращении юридического лица (штраф от ста (1700 грн.) до ста пятидесяти (2550 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан);
  • за уклонение от проведения прекращения юридического лица или от составления ликвидационного баланса (промежуточного баланса), распределительного баланса, передаточного акта, обязательное представление которого установлено законом для проведения прекращения юридического лица (штраф от ста (1700 грн.) до ста пятидесяти (2550 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан);
  • за непредставление, несвоевременное представление или представление не в полном объеме по требованию органов ГНС или Пенсионного фонда Украины для проведения внеплановых проверок первичных документов, регистров бухгалтерского учета, налоговой отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых денежных средств в Пенсионный фонд Украины, фонды социального страхования, других сумм, связанных с такими обязательствами, соблюдением требований другого законодательства, контроль за которым возложен на указанные органы и фонды, несвоевременное, неполное или с нарушением установленного порядка проведение по требованию органа ГНС инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей и денежных средств при прекращении юридического лица (штраф от ста (1700 грн.) до ста пятидесяти (2550 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, повторно — штраф от ста пятидесяти (2550 грн.) до двухсот пятидесяти (4250 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан).

Нарушение порядка прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя влечет за собой наложение штрафа на физическое лицо — предпринимателя от шестидесяти (1020 грн.) до восьмидесяти (1360 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

При этом установлено, что ответственность за нарушение порядка прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя не применяется к председателю ликвидационной комиссии, ликвидатору, другим лицам, привлеченным к прекращению юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, если такие нарушения состоялись вследствие несоблюдения органами ГНС, фондов социального страхования и Пенсионного фонда Украины сроков предоставления соответствующих справок и проведения соответствующих проверок.

Должностные лица ГНС, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования несут ответственность:

  • за безосновательное возражение против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя (штраф от двухсот (3400 грн.) до двухсот пятидесяти (4250 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан);
  • за непроведение или несвоевременное проведение проверок, связанных с прекращением юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, и непредоставление или несвоевременное предоставление соответствующих справок об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов или единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых денежных средств в Пенсионный фонд Украины и фонды социального страхования, контроль за взиманием которых осуществляют органы ГНС, фонды социального страхования и Пенсионный фонд Украины (штраф от двухсот (3400 грн.) до двухсот пятидесяти (4250 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан).

Изменениями к Гражданскому кодексу устанавливаются сроки заявления кредиторами своих требований, которые не могут составлять:

  • для физических лиц — предпринимателей — менее двух и более трех месяцев со дня опубликования уведомления о принятии физическим лицом — предпринимателем решения о прекращении предпринимательской деятельности;
  • для юридических лиц — менее двух и более шести месяцев со дня опубликования уведомления о решении прекращения юридического лица.

Изменениями к ст. 111 Гражданского кодекса конкретизированы обязанности комиссии (ликвидатора). В частности, установлены обязанности по:

  • закрытию счетов, открытых в финансовых учреждениях, до истечения срока предъявления требований кредиторов, кроме счета, используемого для расчетов с кредиторами при ликвидации юридического лица;
  • закрытию обособленных подразделений юридического лица (филиалов, представительств);
  • своевременному предоставлению органам ГНС документов юридического лица (его филиалов, представительств), в том числе первичных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета;
  • составлению и представлению органам ГНС отчетности за последний отчетный период до момента утверждения ликвидационного баланса;
  • составлению ликвидационного баланса, обеспечению его утверждения участниками юридического лица, судом или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица, и обеспечению его представления органам ГНС (до указанных изменений ликвидационный баланс в соответствии с Законом о госрегистрации представляется государственному регистратору).

Изменениями к Закону о госрегистрации устанавливается, что решение о прекращении юридического лица должно содержать сведения о персональном составе комиссии по прекращению (комиссии по реорганизации, ликвидационной комиссии), ее председателе или ликвидаторе, регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков (или сведения о серии и номере паспорта — для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомили об этом соответствующий орган ГНС и имеют отметку в паспорте), о порядке или сроке заявления кредиторами своих требований.

Уведомление о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей о принятии решения учредителей (участников) юридического лица, суда или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица или принятии физическим лицом — предпринимателем решения о прекращении предпринимательской деятельности публикуется в специализированном печатном средстве массовой информации. Сведения о дате публикации уведомления, содержащего информацию о сроке заявления требований кредиторов, предоставляются органам ГНС, Пенсионного фонда Украины не позднее следующего дня с даты публикации такого уведомления.

Также изменениями к Закону о госрегистрации устанавливается, что органы ГНС, Пенсионного фонда Украины при проведении мероприятий по прекращению юридического лица (прекращению предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя) обязаны направлять в электронном виде и на бумажном носителе государственному регистратору следующие уведомления (справки), удостоверенные подписью соответствующего должностного лица:

в течение десяти рабочих дней с даты публикации уведомления о решении учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица или уведомления о решении физического лица — предпринимателя о прекращении предпринимательской деятельности:

  • уведомление о начале проведения внеплановой проверки, назначенной в связи с решением о прекращении;
  • уведомление о невозможности проведения внеплановой проверки, назначенной в связи с решением о прекращении;

не позднее двух месяцев с даты публикации уведомления о решении учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица или уведомления о решении физического лица — предпринимателя о прекращении предпринимательской деятельности:

  • уведомление о проведении внеплановой проверки;
  • уведомление о наличии возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации (прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя), в котором указываются обоснованные обстоятельства, подтверждающие проведение проверки или невозможность ее проведения, наличие денежных обязательств или задолженности по уплате налогов, сборов и/или единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых денежных средств в Пенсионный фонд Украины и фонды социального страхования или наличие других обстоятельств, при которых юридическое лицо не может быть прекращено.

Органы ГНС и/или Пенсионного фонда Украины обязаны не позднее десяти рабочих дней с даты, когда они узнали об устранении обстоятельств, которые были основанием возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации (прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по его решению), отозвать уведомление о наличии таких возражений.

Вводится проведение государственной регистрации прекращения юридического лица (прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя) по умолчанию, заключающемуся в следующем: председатель комиссии по прекращению (уполномоченное им лицо) или физическое лицо — предприниматель не раньше чем через десять рабочих дней со дня истечения срока заявления кредиторами своих требований в случае если органом ГНС и/или Пенсионного фонда Украины не предоставлены справки об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых денежных средств в Пенсионный фонд Украины и фонды социального страхования или решения об отказе в их выдаче, приобретает право на представление государственному регистратору документов, необходимых для проведения государственной регистрации прекращения, без указанных справок.

 Расширен перечень оснований для оставления государственным регистратором без рассмотрения документов, представленных для проведения государственной регистрации прекращения, в частности:

  • в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей о прекращаемом юридическом лице содержатся сведения о том, что оно является участником (собственником) других юридических лиц и/или имеет не закрытые обособленные подразделения;
  • от органов ГНС, Пенсионного фонда Украины поступили сообщения о наличии возражений против проведения государственной регистрации прекращения и они не отозваны.

В целях приведения порядка учета налогоплательщиков в органах ГНС в соответствие с указанными изменениями в законодательстве, а также введения норм по упрощению процедур прекращения субъектов хозяйствования ГНС Украины разработана новая редакция Порядка учета налогоплательщиков и сборов, которая отправлена на утверждение в Минфин Украины.

Новации Налогового кодекса Украины по вопросам регистрации и учета налогоплательщиков

Введение учета объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность

Налоговым кодексом сохранен принцип «единого окна» при постановке на учет юридических лиц, их обособленных подразделений и физических лиц — предпринимателей: постановка на учет налогоплательщиков органами ГНС осуществляется по принципу организационного единства регистрационных процедур, проводящихся государственными регистраторами, и процедур постановки на учет налогоплательщиков, которые обеспечиваются органами ГНС.

В соответствии с п. 63.3 ст. 63 Налогового кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат регистрации или постановке на учет в органах ГНС по местонахождению юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, месту жительства лица (основному месту учета), а также по месту расположения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (неосновное место учета).

Налогоплательщик обязан встать на учет в соответствующих органах ГНС по основному и неосновному месту учета, сообщать о всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, органы ГНС по местонахождению таких объектов в порядке, установленном центральным органом ГНС.

Порядок уведомления органов ГНС об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, определен разделом VIII Порядка № 979. Приложением 11 к этому Порядку утверждена форма уведомления об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (форма № 20-ОПП).

Согласно пунктам 8.4 и 8.5 раздела VIII Порядка № 979 налогоплательщик обязан представить уведомление по форме № 20-ОПП в орган ГНС по местонахождению объекта налогообложения или объекта, связанного с налогообложением или через который осуществляется деятельность в течение 10 рабочих дней после регистрации, создания или открытия такого объекта. Рекомендованный справочник типов объектов налогообложения обнародуется на официальном веб-сайте центрального органа ГНС (www.sta.gov.ua/Консультационный центр/Навигатор налогоплательщика/Типы объектов налогообложения) и размещается на информационных стендах в органах ГНС.

При изменении сведений об объекте налогообложения, а именно типе, наименовании, местонахождении или состоянии объекта налогообложения, налогоплательщик представляет указанное уведомление по форме № 20-ОПП с обновленной информацией в орган ГНС по местонахождению объекта налогообложения, относительно которого произошли изменения. При этом при изменении назначения объекта налогообложения или его перепрофилировании информация о таком объекте налогообложения предоставляется в уведомлении в двух строках: в одной указывается информация о закрытии объекта налогообложения, назначение которого изменяется, во второй — обновленная информация об объекте налогообложения, который создан или открыт на основе закрытого.

Учет налогоплательщиков в органах ГНС

Согласно п. 63.6 ст. 63 Налогового кодекса учет налогоплательщиков в органах ГНС ведется по налоговым номерам.

Порядок определения налогового номера установлен разделом ІІ Порядка № 979.

В соответствии с этим разделом налоговым номером налогоплательщика является:

  • код по Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины для налогоплательщиков, включаемых в такой реестр (юридические лица и обособленные подразделения юридических лиц — резидентов и нерезидентов);
  • регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика — физического лица, кроме лиц, которые по религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомили об этом соответствующий орган ГНС и имеют соответствующую отметку в паспорте;
  • регистрационный (учетный) номер налогоплательщика, присваиваемый органами ГНС, в частности уполномоченным лицам договоров о совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица при постановке на учет договора, управляющим имущества при постановке на учет договоров управления имуществом, инвесторам (резидентам и нерезидентам), заключившим соглашения о распределении продукции и являющимся налогоплательщиками, исполнителям (юридическим лицам — нерезидентам) проектов (программ) международной технической помощи, нерезидентам при получении имущественных прав на недвижимость или землю в Украине, подлежащих налогообложению, если способ и цели получения этого имущества не требуют создания таким нерезидентом обособленного подразделения или постоянного представительства нерезидента в Украине.

Согласно п. 63.7 ст. 63 Налогового кодекса и п. 2.4 раздела ІІ Порядка № 979 налоговый номер налогоплательщика указывается во всех свидетельствах, справках, патентах, других документах или уведомлениях, выдаваемых налогоплательщику, во всех налоговых декларациях (расчетах, отчетах), платежных документах по налогам и сборам, в финансовых документах, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.

Сохранены права физических лиц — налогоплательщиков по религиозным убеждениям отказаться от налогового номера и альтернативная форма учета таких налогоплательщиков

Все физические лица регистрируются в качестве налогоплательщиков путем включения сведений о них в Государственный реестр физических лиц — налогоплательщиков. Для учета физических лиц — налогоплательщиков используется регистрационный номер учетной карточки — документа, который лицо представляет для регистрации налогоплательщиком.

Налоговым кодексом сохранены права физических лиц — налогоплательщиков отказаться от налогового номера по религиозным убеждениям и альтернативная форма учета таких налогоплательщиков.

Учет лиц, которые по религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомили об этом соответствующий орган ГНС, ведется по фамилии, имени, отчеству, серии и номеру действующего паспорта (без использования регистрационного номера учетной карточки). В паспортах указанных лиц делается отметка о наличии у них права осуществлять какие-либо платежи по серии и номеру паспорта.

Для реализации такого права физическое лицо — налогоплательщик, отказывающееся от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, лично предоставляет уведомление об отказе в орган ГНС по месту своего проживания. При заполнении уведомления используются данные паспорта гражданина Украины и другие необходимые документы.

Постановка на учет физических лиц осуществляется в течение десяти рабочих дней. После постановки  на учет орган ГНС вносит в паспорт гражданина Украины (седьмая, восьмая или девятая страница) отметку о наличии права осуществлять какие-либо платежи по серии и номеру паспорта.

Представление уведомлений об открытии/закрытии счетов налогоплательщиков

Общие положения

Статьей 69 Налогового кодекса установлены требования к открытию и закрытию счетов налогоплательщиков в банках и других финансовых учреждениях (по тексту — финансовые учреждения).

Так, финансовые учреждения открывают счета налогоплательщикам только при условии представления ими справки о постановке на учет налогоплательщика по форме № 4-ОПП, являющейся единым документом, подтверждающим постановку налогоплательщика на учет в органе ГНС.

На финансовые учреждения возложена обязанность отправить уведомление об открытии или закрытии счета налогоплательщика — юридического лица, в том числе открытого через его обособленные подразделения, или самозанятого физического лица в орган ГНС, в котором учитывается налогоплательщик, в течение трех рабочих дней со дня открытия/закрытия счета (включая день открытия/закрытия).

При этом следует отметить, что нормами Налогового кодекса не предусмотрены условия, при которых может не предоставляться информация об открытии или закрытии того или иного счета налогоплательщика, а также не предоставлены полномочия ни одному органу или учреждению по определению перечня счетов налогоплательщиков, информация об открытии/закрытии которых должна представляться в органы ГНС.

Учитывая вышеуказанное, письмом № 25-111/386-2625; № 4413/7/29-2017 признано утратившим силу письмо № 25-118/1886-11291; № 22717/7/29-2017, которым был определен перечень счетов, об открытии/закрытии которых представляются уведомления в органы ГНС.

Нормами Налогового кодекса установлено, что орган ГНС обязан в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления от финансового учреждения об открытии счета отправить уведомление о постановке счета на учет или отказе в постановке органом ГНС счета на учет с указанием оснований.

Датой начала расходных операций по счету налогоплательщика, определенного п. 69.1 ст. 69 Налогового кодекса (кроме банка), в финансовых учреждениях является дата получения финансовым учреждением уведомления органа ГНС о постановке счета на учет в органах налоговой службы.

В целях приведения собственных нормативно-правовых актов в соответствие с положениями Налогового кодекса ГНА Украины утвердила приказ № 993.

Со вступлением в силу указанного приказа утратили силу приказы № 301 (в части, касающейся представления финансовыми учреждениями органам ГНС уведомлений об открытии/закрытии счетов налогоплательщиков и сборов (обязательных платежей)) и № 306.

Порядок представления уведомлений определяет регламент обмена информацией в электронном виде, а именно устанавливает последовательность действий финансовых учреждений при представлении в органы ГНС уведомлений об операциях открытия/закрытия счетов налогоплательщиков и органов ГНС при представлении в финансовые учреждения соответствующих уведомлений о постановке/отказе в постановке на учет в органах налоговой службы счетов налогоплательщиков, а также форму и содержание уведомлений об открытии/закрытии счетов налогоплательщиков в финансовых учреждениях, перечень оснований для отказа органов ГНС в постановке счетов на учет.

Порядком представления уведомлений предусмотрено представление уведомлений об открытии/закрытии счетов в бумажном виде при невозможности по техническим причинам представить такое уведомление в электронном виде.

Представление самозанятыми лицами уведомлений об открытии или закрытии счетов налогоплательщиков 

Органы ГНС осуществляют постановку на учет физических лиц — предпринимателей, а также нотариусов, адвокатов и судебных экспертов в качестве лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность.

Постановка на учет других категорий физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, осуществляется при их регистрации в качестве физических лиц — предпринимателей.

Физические лица — предприниматели и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, открывают счета, на которые зачисляются денежные средства по требованию субъектов хозяйствования, денежные средства по требованию физических лиц, ценные бумаги.

Постановка на учет счетов самозанятых лиц, открытых для зачисления денежных средств по требованию физических лиц и ценных бумаг, осуществляется безусловно, за исключением случаев наличия судебного решения о запрете органа ГНС брать на учет счета такого лица.

Согласно ст. 128 Хозяйственного кодекса гражданин-предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание.

При возникновении вопроса о взыскании налогового долга с налогоплательщика — физического лица — предпринимателя его имущество, в том числе денежные средства, находящиеся на его счетах в банках или других финансово-кредитных учреждениях, могут быть использованы для обеспечения выполнения налоговых обязательств такого налогоплательщика.

При проведении мероприятий, связанных с прекращением самозанятых лиц, органы ГНС контролируют закрытие всех счетов, открытых самозанятыми лицами для зачисления денежных средств по требованию субъектов хозяйствования. При этом органы ГНС не требуют закрытия счетов самозанятых лиц, открытых для зачисления денежных средств по требованию физических лиц или в ценных бумагах.

Законом № 3609 исключен абзац второй п. 69.6 ст. 69 Налогового кодекса о необходимости проверки финансовыми учреждениями на момент открытия счета регистрации клиента — физического лица в качестве предпринимателя или лица, имеющего право на осуществление независимой профессиональной деятельности.

Но при этом действующим законодательством, в частности ст. 64 Закона № 2121 и ст. 9 Закона № 249, предусмотрено открытие счета клиенту только после проведения идентификации его личности. К тому же положения указанных законов предусматривают отдельную идентификацию физических лиц и физических лиц — предпринимателей. Такая идентификация может проводиться по данным, которые открыто обнародуются.

Информация о государственной регистрации физических лиц — предпринимателей, а также о регистрации (присвоении квалификации) частных нотариусов, адвокатов и судебных экспертов является открытой и общедоступной и обнародуется в соответствующих печатных изданиях и на веб-сайтах соответствующих уполномоченных органов.

В настоящее время данные о регистрации обнародуются в сети Интернет на следующих веб-сайтах:

  • физических лиц — предпринимателей — www.irc.gov.ua;
  • адвокатов — www.vkka.gov.ua «Реестр адвокатов Украины»;
  • частных нотариусов — www.informjust.ua;
  • судебных экспертов, не являющихся работниками государственных специализированных учреждений, — www.minjust.gov.ua «Реестр аттестованных судебных экспертов».

Кроме того, законодательством установлены порядки получения заинтересованными лицами извлечений или сведений из указанных реестров.

Следовательно, доступ к указанной открытой информации обеспечен путем ее систематической публикации в официальных печатных изданиях (бюллетенях, сборниках), распространения средствами массовой коммуникации, непосредственного предоставления.

Обращаем внимание, что вопрос обнародования указанных данных не относится к полномочиям органов ГНС и является исключительной компетенцией соответствующих органов регистрации, имеющих право изменить порядок, место и способ обнародования указанных данных или получения сведений из реестров.

«Горячии линии»

Дата: 8 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00