Статьи

Лабиринты бизнеса

Открытие/закрытие предпринимательской деятельности: реалии и перспективы


На тему отношений работодателя с работником существует почти столько же анекдотов, сколько выдумано, например, о теще. Причина такого положения дел кроется не в том, по душе ли человеку выполнение функций, за которые ему платят деньги. И, наверное, не в том дело, являетесь ли вы работником из числа так называемого офисного планктона или представителем творческой профессии, для которых восьмичасовой рабочий день в четырех стенах очень часто превращается в мучение с излишней амортизацией техники предприятия и собственных штанов. Просто даже те, кто искренне отдан своей работе, любят ее сдержанно и не безответно. А значит, хоть раз, пусть мысленно, но вырываются из тисков придирчивого руководителя на вольные хлеба и пытаются организовать свой бизнес.

Риск не для всех

Подобные настроения наблюдаются у большинства украинцев. По данным опроса, проведенного международным кадровым порталом hh.ua, 82% респондентов, работающих по найму, задумывались о собственном бизнесе. Причем перспектива работать на себя, а не на пузатого дядю или истеричную тетю, привлекает прежде всего менеджеров среднего звена и топ-менеджеров. Вместе с тем только 15% опрошенных решились на это.

Что же держит соотечественников на «каторге» у работодателя? 65% указывают на стабильность и спокойствие, 20% — на фиксированную зарплату. С тем, что спокойнее работать по заданным кем-то параметрам, а не самому моделировать ситуацию, трудно не согласиться. Ведь собственный бизнес — не только свобода, но и ответственность, не только возможность заработать больше, но и риск. А еще — встречи с налоговиками, таможенниками и другими чиновниками, которым от вас что-то нужно. К сожалению, несовершенное законодательство и бюрократия не только не помогают, но и мешают вести бизнес. К такому выводу пришли 80% новоиспеченных бизнесменов.

Игра по новым правилам

Заботясь о том, чтобы граждане активнее занимались предпринимательской деятельностью, власть в последнее время сделала ряд прогрессивных шагов, направленных на упрощение процедур открытия и закрытия бизнеса. Последний из них — новые правила регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, введенные 1 июля 2013 г. Если раньше этим занимались чиновники исполкомов городских советов городов областного значения, райгосадминистраций городов Киева и Севастополя, то теперь обязанности по регистрации предприятий возложены на специалистов Госреестра, подчиненного Минюсту Украины. В министерстве обосновывают нововведение необходимостью устранения двойного подчинения госрегистраторов и приведения учета предпринимателей в соответствие с едиными стандартами.

«В Украине существовала двухуровневая система открытия бизнеса, в которой были субъекты, осуществляющие эту деятельность, и субъекты, определяющие, каким образом ее осуществлять. В прошлом году приняты соответствующие законы, и теперь система работает так, как во всех европейских странах», — отметил председатель Высшего совета юстиции Украины Александр Лавринович, до недавнего времени возглавлявший Минюст Украины. По его словам, старая система не способствовала качественной работе и создавала условия для незаконной деятельности с реестрами, тогда как переход на новую будет максимально комфортным для бизнеса. Регистрация юридических лиц будет занимать до трех рабочих дней, а физических лиц — предпринимателей — до двух дней.

Возможность регистрировать бизнес в Интернете, используя электронную цифровую подпись, появилась еще в 2011 г., а с 2013 г. на портале Госреестра Украины можно в электронном виде осуществить обмен всеми необходимыми документами между заявителем и регистратором.

Останавливаться на достигнутом власть имущие не собираются и уже со следующего года планируют наделить нотариусов правом регистрировать и закрывать бизнес. Таким образом время предпринимателей удастся еще больше сэкономить, поскольку нотариусов в нашем государстве — 7000, а госрегистраторов — всего 1540.

Каждый пятнадцатый — предприниматель

Проникаться идеей облегчения жизни плательщиков руководство государства начало не вчера, о чем свидетельствуют и постепенное укрепление позиций Украины в рейтинге Doing Business, и статистические данные. В среднем в течение недели регистрируются 890 юридических и 3130 физических лиц. С начала года в Украине появилось свыше 102 тыс. субъектов предпринимательской деятельности, большинство из которых — физические лица. Отметим также, что юридических лиц чаще всего регистрируют в г. Киеве, физических лиц — предпринимателей — в г. Донецке.

В целом же предпринимателей — физических лиц насчитывается уже более 3 млн., или в пересчете на душу населения — каждый пятнадцатый украинец.

Еще в 2009 г. Минэкономики Украины инициировало принятие закона, предусматривавшего сокращение объема уставного фонда для открытия ОАО со 100 минимальных зарплат до одной, а также уменьшение вдвое количества разрешительных процедур и времени на их проведение. Шла в то время речь и о намерениях облегчить процедуру закрытия бизнеса.

Существенно повлиял на процесс открытия собственного дела Закон Украины от 21.04.2011 г. № 3263-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедуры открытия предпринимательства». Им были отменены требование о минимальном размере уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью, а также нормы об обязательном нотариальном удостоверении подлинности подписей учредителей на уставных документах и нотариальное удостоверение учредительных договоров.

Молчание — знак согласия

Название другого нормативно-правового акта — Закона Украины от 21.04.2011 г. № 3262-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно введения принципа государственной регистрации юридических лиц на основании модельного устава» — говорит само за себя. То есть учредители субъекта хозяйствования в случае согласия с положениями модельного устава, утвержденного Кабинетом Министров Украины, могут взять его за основу, а не утруждать себя разработкой индивидуального документа.

«Для Украины с бюрократической процедурой утверждения учредительных документов и регистрации юридических лиц такие изменения имеют положительный эффект», — считает ассоциированный партнер юридической фирмы «Інюрполіс» Елена Пархоменко.

Все это способствовало уменьшению расходов и бумажной волокиты как для бизнеса, так и для государства. Что касается процедуры закрытия бизнеса, то за последние годы она также претерпела изменения. Наибольшую огласку в этом смысле получила реализация в 2009 г. на практике поговорки «молчание — знак согласия». Как известно, одним из атрибутов прекращения предпринимательской деятельности является предоставление госрегистратору справок из налоговых органов и Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов. Их не всегда можно было дождаться, поскольку исполнителям сложно привыкнуть к мысли, что сегодняшний плательщик завтра прекратит наполнять закрома Родины. Вместо того принцип молчаливого согласия заключается в том, что если в течение 10 дней по окончании установленного срока такую справку не предоставляют, то считается, что она предоставлена.

Прошлой осенью законотворцы выдвинули идею отменить проведение налоговиками проверок предпринимателей, решивших прекратить деятельность и не использующих труд наемных работников. Проект закона (регистрационный № 11005) «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно проведения проверок в связи с прекращением по заявительному принципу предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей, не имеющих наемных работников» депутаты приняли в целом 02.10.2012 г. Однако гарант Конституции оценил данный документ как несовершенный — меньше чем через месяц законопроект было возвращен в парламент.

В части открытия бизнеса с 17 декабря 2012 г. вступили в силу законодательные нормы, согласно которым справка налогового органа о постановке на учет налогоплательщика отменена, а вместо нее введена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, подтверждающая государственную регистрацию субъекта хозяйствования и постановку его на учет в органах государственной статистики, Миндоходов Украины и Пенсионного фонда Украины.

Нереализованные проекты

Впрочем, пока что далеко не все планы субъектов законодательной инициативы относительно упрощения открытия/закрытия бизнеса воплощены в жизнь. То ли идей слишком много, то ли сессии у народных избранников слишком короткие. Так, в марте 2013 г. в Верховную Раду Украины был представлен законопроект под № 2410-1 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно упрощения процедуры государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей по заявительному принципу». Предлагается в отдельных случаях прекращать деятельность физических лиц — предпринимателей за один день.

«Это очень важно, в частности, для мелких предпринимателей, если их бизнес перестал приносить даже очень скромный доход и они вынуждены искать работу, то должны зарегистрироваться в качестве безработных и получать пособие», — подчеркивается в объяснительной записке. Пока статус документа — «представлен для ознакомления».

Аналогичный этап прохождения стал последним и для проекта закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно установления принципа осуществления хозяйственной деятельности субъектами частного права без применения печатей», одобренного правительством в апреле 2013 г. и зарегистрированного в парламенте под № 2795.

«Принятие закона позволит упростить процедуру создания новых предприятий, улучшить позиции Украины в международных рейтингах. Кроме того, действие закона уменьшит возможности для осуществления рейдерства и нарушений при управлении и ведении бизнеса, — подчеркнул министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов. — Такой простой пример: когда на предприятии происходит смена собственника, то новый директор часто не может приступить к исполнению обязанностей из-за манипуляций предшественников с печатью — ни платежку отправить, ни договор заключить. С принятием этого закона такая ситуация не возникнет».

Неутомимые законотворцы

В свою очередь Минюст Украины также предложил прекращать предпринимательскую деятельность в течение одного дня после подачи заявления. Ради этого нужно отменить двухэтапную процедуру прекращения предпринимательской деятельности для физических лиц — предпринимателей по их решению, напоминающую бег белки в колесе: от госрегистратора к налоговой и обратно к госрегистратору. Соответствующий законопроект выставлен на сайте Минюста Украины для предоставления предложений и замечаний.

Чуть больше повезло идеологам правительственного проекта закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (относительно упрощения регистрации лиц в качестве налогоплательщиков)» (регистрационный № 2139) — 21 мая 2013 г. он был принят в первом чтении. Указанным законопроектом предусмотрена возможность подачи заявления о добровольной регистрации плательщиком НДС и/или выборе упрощенной системы налогообложения государственному регистратору как приложения к регистрационной карточке, которая подается для проведения государственной регистрации юридического лица или физического лица — предпринимателя. В налоговые органы при этом одновременно со сведениями регистрационной карточки передается электронная копия такого заявления. Ожидается, что реализация положений законопроекта упростит и удешевит процедуры открытия бизнеса для субъектов хозяйствования.

Либерализация от Миндоходов Украины

В самом же Миндоходов Украины констатируют увеличение количества плательщиков, в частности работающих по упрощенной системе налогообложения. Их насчитывается 1,4 млн., или на 100 тыс. больше, чем в первом полугодии 2012 г. Положительную динамику специалисты связывают с принятием ряда мер по либерализации налоговой политики в отношении малого и среднего бизнеса. Только 2013 год принес плательщикам пятой  группы «упрощенцев» снижение ставки единого налога с 10 и 7 до 7 и 5% соответственно, а второй группы — введение представления отчетности один раз в год, а не ежеквартально. Также заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения можно подать в электронном виде и по собственному решению в течение года изменять группу или ставку налога.

Вводить новшества, направленные на дерегуляцию деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, в Миндохов Украины намерены и в дальнейшем. В скором времени будут упрощены правила регистрации и постановки на учет плательщиков единого налога и НДС. А с 1 января 2014 г. именно «упрощенцы» первыми получат возможность пользоваться новым сервисом «Электронная проверка».

Стартапы на разный вкус

Для открытия собственного дела не всегда нужны большие деньги. Если задаться поиском, то можно увидеть, что Интернет переполнен стартаперскими идеями на разный вкус и для людей, ведущих разный образ жизни. Например, студенты и школьники могут заработать на изготовлении шпаргалок или настройке и обслуживании современных гаджетов. Домохозяйкам и женщинам, находящимся в декретном отпуске, пригодятся собственные привычки и хобби. Почему бы, скажем, не вязать вещи на продажу, делать маникюр на дому или устроить что-то наподобие мини-яслей, заботясь не только о своем ребенке, но и о паре-тройке соседских?

Достаточно интересны также мысли об изготовлении наклеек на унитазы, купальников (плавок) с непромокаемым карманом, шоколада с индивидуальным дизайном, обустройстве парикмахерской на автомойке и т. п. В любом случае ставку следует делать на эксклюзивные услуги, которые не предоставляют за углом. Так, в г. Киеве на Виноградаре услуги семьи, которая, своевременно узнав о дефиците в данном микрорайоне копировальной техники, открыла этот нехитрый бизнес прямо в собственной квартире, пользуются немалым спросом. А мини-маркет среди жилых домов, в котором, хоть и немного дороже, но всегда можно приобрести одну-две позиции товара в обход очередей, — вообще самый лучший способ вести малый бизнес всех времен и народов.

Государство поможет

Правда, в нескольких последних случаях придется все-таки раскошелиться. Но лучше не спешить заискивать перед толстосумами, которые необходимыми денежными средствами, возможно, и поделятся, но потом вернут свое сторицей. Помочь со стартовым капиталом в таком случае может государство, а именно — центр занятости. Для этого нужно зарегистрироваться в нем, и не только уволенным, но и всем, кому исполнилось 18 лет, но у которого нет работы. Есть, конечно, и здесь условия: бывшим или действующим предпринимателям, осужденным, уволенным за нарушение трудовой дисциплины и другим подозрительным лицам денег не дадут.

Право на одноразовую помощь возникает, если в течение одного месяца специалисты центра занятости никуда не пристроят потенциального работника. После этого можно смело писать заявление на предоставление пособия и не забыть приложить к нему бизнес-план своего проекта. Решение по каждому претенденту, которое должно быть готово через 10 рабочих дней после подачи документов, принимает директор центра занятости. А еще в течение 10 календарных дней после принятия решения нужно принести в центр занятости копию выписки из Единого государственного реестра о регистрации физического лица — предпринимателя, заверенную у нотариуса. Если речь идет о создании юридического лица, указанный срок составляет 30 календарных дней; кроме выписки нужно предоставить копии учредительных документов.

Финансовая помощь переводится на банковский счет одним платежом, а цена вопроса (читай — размер помощи) в каждом отдельном случае индивидуальна. Сумма к выплате зависит от трудового стажа претендента, размера его заработной платы за последние 12 месяцев и равна годовому пособию по безработице.

А теперь о «подводных камнях». Во-первых, деньги на стартап выделяются исключительно в пределах денежных средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. То есть не факт, что удастся получить всю надлежащую сумму. Во-вторых, даже если предыдущая зарплата была высокой, рассчитывать на существенные финансовые «вливания» со стороны государства не следует, поскольку в Украине установлен максимальный размер пособия по безработице, который сейчас составляет четыре прожиточных минимума. То есть из расчета на один месяц вы получите максимум 4588 грн. (1147 грн. — размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц в период с 01.01.2013 г. по 30.11.2013 г.).

Бизнес-интересы граждан

По статистике, несмотря на количество желающих начать бизнес, за финансовой помощью государства для предпринимательской деятельности обращаются только 2% безработных. Представление о том, чем именно хотят заниматься соотечественники, позволяет сформировать опрос на одном из веб-порталов. «Я хотела бы открыть небольшой магазин автозапчастей...», «Хочу открыть физическое лицо — предпринимателя по предоставлению услуг (частичный ремонт электрической проводки, устранение коротких замыканий и т. п.)...», «Меня интересует парикмахерская деятельность, ногтевой сервис...» — далеко не полный спектр бизнес-интересов граждан.

Выбирать цели и средства и действовать или так и оставить проекты «прожектами» — решать читателям «Вестника». Для тех, кому близка анекдотичная ситуация, когда на вопрос руководителя о вероятном похмелье подчиненный отвечает, что у него красные глаза, потому что плакал — не хотел идти на работу, скорее всего, настало время перемен.