Налог на прибыль

Трансфертное ценообразование

1 сентября 2013 г. вступил в силу Закон № 408, которым внесены изменения в Налоговый кодекс относительно трансфертного ценообразованиясистемы определения обычной цены. Это означает, что с указанной даты плательщикам налога, в том числе на прибыль, необходимо руководствоваться новыми правилами при применении обычных цен и их определении. Реализация этих изменений связана с необходимостью обеспечения условий для стабильного развития экономики Украины, роста поступлений налоговых платежей в бюджет, в частности путем предупреждения минимизации таких платежей отдельными субъектами хозяйствования. Рассмотрим эти изменения подробнее.


Обычные цены

Законом № 408 значительно расширено и конкретизировано понятие обычной цены. В частности, как и раньше, общим правилом является то, что обычной ценой считается цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено Налоговым кодексом. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен.

При этом для определения обычной цены установлены пять особенностей, действующих при наличии обстоятельств и в случае если:

  • цены (наценки) на товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;
  • при осуществлении операции обязательно проведение оценки;
  • цена сложилась во время проведения аукциона (публичных торгов), обязательность проведения которого предусмотрена законом;
  • поставка товаров (работ, услуг) осуществляется на основании форвардного или фьючерсного контракта;
  • продажа (отчуждение) товаров, в том числе имущества, переданного в залог заемщиком с целью обеспечения требований кредитора, осуществляется в принудительном порядке согласно законодательству.

Изменено признание связанных лиц. Отныне вместо четырех основных признаков, предусмотренных Налоговым кодексом раньше, их будет десять.

Следовательно, связанными лицами для целей трансфертного ценообразования признаются:

  • юридические лица — в случае если одно из таких лиц непосредственно и/или опосредованно (через связанных лиц) владеет корпоративными правами юридического лица в размере 20% и больше;
  • физическое и юридическое лица — в случае если физическое лицо непосредственно и/или опосредованно (через связанных лиц) владеет корпоративными правами другого юридического лица в размере 20% и больше;
  • юридические лица — в случае если одно и то же лицо непосредственно и/или опосредованно владеет корпоративными правами таких юридических лиц и размер доли корпоративных прав в каждом юридическом лице составляет 20% и больше;
  • юридическое лицо и лицо, имеющее полномочия на назначение (избрание) единоличного исполнительного органа такого юридического лица или на назначение (избрание) 50% и больше состава его коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета;
  • юридические лица, единоличные исполнительные органы которых назначены (избраны) по решению одного и того же лица (собственника или уполномоченного им органа);
  • юридические лица, в которых 50% и больше состава коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета назначены (избраны) по решению одного и того же лица (собственника или уполномоченного им органа);
  • юридические лица, в которых 50% и больше состава коллегиального исполнительного органа и/или наблюдательного совета составляют одни и те же физические лица;
  • юридическое лицо и физическое лицо — при осуществлении физическим лицом полномочий единоличного исполнительного органа такого юридического лица;
  • юридические лица, у которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
  • физические лица: муж (жена), родители (в том числе усыновители), дети (совершеннолетние, несовершеннолетние, в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун, попечитель, ребенок, над которым установлена опека или попечение.

Для физического лица общая доля корпоративных прав плательщика налога (голосов в руководящем органе), которой оно владеет, определяется как доля корпоративных прав, непосредственно принадлежащая такому физическому лицу, и доля корпоративных прав, принадлежащая юридическим лицам, которые контролируются таким физическим лицом. Поэтому если физическое лицо признается связанным с другими лицами в соответствии с пп. 14.1.159 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, то такие лица признаются связанными между собой.

Контролируемые операции

Законом № 408 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса дополнен новым пп. 14.1.2511, которым определено, что трансфертное ценообразование — это система определения обычной цены товаров и/или результатов работ (услуг) в операциях, признанных в соответствии со ст. 39 этого Кодекса контролируемыми.

Для целей Налогового кодекса контролируемыми операциями признаются хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), которые осуществляются налогоплательщиками со:

  • связанными лицами — нерезидентами;
  • резидентами, которые:

задекларировали отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год;

применяют специальные режимы налогообложения по состоянию на начало налогового (отчетного) года;

уплачивают налог на прибыль предприятий и/или НДС по другой ставке, чем базовая (основная), установленная в соответствии с этим Кодексом, по состоянию на начало налогового (отчетного) года;

не были плательщиками налога на прибыль предприятий и/или НДС по состоянию на начало налогового (отчетного) года.

Кроме того, контролируемыми операциями признаются операции, одной из сторон которых является нерезидент, зарегистрированный в государстве (на территории), в котором ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на 5% и больше ниже, чем в Украине, или который уплачивает налог на прибыль (корпоративный налог) по ставке на 5% и больше ниже, чем в Украине. Перечень таких государств (территорий) утверждается Кабинетом Министров Украины.

Следует заметить, что операции признаются контролируемыми только при условии, что общая сумма осуществленных операций налогоплательщика с каждым контрагентом равна или превышает 50 млн. грн. (без учета НДС) за соответствующий календарный год.

Существенные изменения претерпела ст. 39 Налогового кодекса, которая вместе с методами определения и порядком применения обычных цен отныне предусматривает определение принципов трансфертного ценообразования, контролируемых операций, сопоставление коммерческих и финансовых условий операций и методов определения цены в контролируемых операциях.

То есть для целей применения трансфертного ценообразования обычная цена определяется при осуществлении операций, которые признаны в соответствии со ст. 39 Налогового кодекса и определены как контролируемые. В случае если операции признаны как неконтролируемые, расчет обычной цены на основании указанной статьи Налогового кодекса не осуществляется. В таком случае следует руководствоваться определением, приведенным в пп. 14.1.71 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, а именно: обычной ценой считается цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено этим Кодексом. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен.

Следовательно, с 01.09.2013 г. согласно «обновленной» ст. 39 Налогового кодекса налоговый контроль за трансфертным ценообразованием предусматривает корректировку налоговых обязательств налогоплательщика до уровня налоговых обязательств, рассчитанных при условии соответствия коммерческих и/или финансовых условий контролируемой операции коммерческим и/или финансовым условиям, которые имели место при осуществлении сопоставительных операций, предусмотренных этой статьей, стороны которых не являются связанными лицами.

Методы определения цены в контролируемых операциях

Что касается методов определения цены в контролируемых операциях, то они не претерпели изменения и остались такими, как и в предыдущей редакции ст. 39 Налогового кодекса. Так, при определении цены в контролируемых операциях применяются методы:

  • сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи);
  • цены перепродажи;
  • «расходы плюс»;
  • чистой прибыли;
  • распределение прибыли.

При этом плательщикам разрешено использование комбинации двух методов и больше. Вместе с тем приоритетным для плательщика налога должно быть применение метода сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи). И только в случае, если у плательщика не существует возможности применения этого метода, он имеет право на применение другого.

Отметим также, что методику определения цены страхового тарифа утверждает Нацкомфинуслуг, осуществляющий государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, а методику определения цены банковских услуг — Нацбанк Украины и центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

Для крупных налогоплательщиков предусмотрено право на обращение в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, с заявлением о согласовании цен в контролируемых операциях, что является процедурой, во время которой согласовывается порядок определения цен в контролируемых операциях на ограниченный срок на основании договора.

При этом предметом согласования также могут быть:

  • виды и/или перечень товаров (работ, услуг), являющихся предметом контролируемых операций; цены товаров (работ, услуг) в контролируемых операциях и/или перечень методов определения цены в контролируемых операциях; перечень источников информации, которые предполагается использовать для определения цен в контролируемых операциях;
  • срок, на который согласовываются цены в контролируемых операциях;
  • допустимое отклонение от установленного уровня экономических условий осуществления контролируемых операций;
  • порядок, сроки представления и перечень документов, подтверждающих соблюдение согласованных цен в контролируемых операциях и другие условия согласования цен. По результатам такого согласования цен в контролируемых операциях заключается договор.

При осуществлении налогового контроля за трансфертным ценообразованием центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную налоговую и таможенную политику, использует официально признанные источники информации о рыночных ценах, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Обращаем внимание на то, что, как и раньше, обязанность доказательства того, что цена в контролируемой операции для целей налогообложения не признается обычной, возложена на центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную налоговую и таможенную политику.

Вместе с тем в случае применения налогоплательщиком при осуществлении контролируемых операций цен, которые не соответствуют уровню обычных цен на соответствующие товары (работы, услуги), и если вследствие такого несоответствия возникает занижение налогового обязательства, налогоплательщику предоставлено право самостоятельно провести корректировку налоговых обязательств и уплаченных сумм налога.

Представление отчетности

Новацией для налогоплательщиков (кроме Нацбанка Украины), которые в течение календарного года осуществляли контролируемые операции, является то, что они обязаны представлять в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, до 1 мая года, следующего за отчетным, отчет о контролируемых операциях. Такой отчет представляется средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований Закона № 851.

За непредставление указанной отчетности предусмотрена ответственность.

Так, согласно п. 120.3 ст. 120 Налогового кодекса за непредставление налогоплательщиком отчета и/или обязательной документации о проведенных им в течение года контролируемых операциях в соответствии с требованиями п. 39.4 ст. 39 этого Кодекса в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, к нему применяются штрафные санкции в размере:

5% общей суммы контролируемых операций — в случае непредставления отчета о контролируемых операциях;

100 размеров минимальной заработной платы — в случае непредставления документации, определенной пп. 39.4.8 п. 39.4 ст. 39 Налогового кодекса.

При этом за нарушение норм ст. 39 Налогового кодекса, совершенные в период с 01.09.2013 г. до 01.09.2014 г., штрафные санкции применяются в размере 1 грн. за каждое нарушение. После указанной даты штрафные санкции за такие нарушения будут применяться в полном объеме.

Следует отметить, что штрафные санкции в размере 1 грн. не касаются нарушений, связанных с представлением отчета и/или обязательной документации о проведенных налогоплательщиком в течение года контролируемых операциях, поскольку за такие нарушения, осуществленные в указанный период, применяются штрафные санкции согласно п. 120.3 ст. 120 Налогового кодекса в указанных выше размерах.

«Горячие линии»

Дата: 19 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42