Другие налоги

Списание безнадежного налогового долга: новое основание — долги ликвидированных банков

Приказом № 484, вступившим в силу 31.05.2013 г., внесены изменения в Порядок списания безнадежного налогового долга налогоплательщиков, утвержденный приказом № 1329.

Указанный приказ издан в связи с изменениями к ст. 101 Налогового кодекса, которой регламентируются общие принципы постоянно действующей процедуры периодического списания долгов по налогам перед бюджетом, внесенными в соответствии с частью пятой раздела I Закона № 5519 в части дополнения оснований безнадежности долгов по налогам перед бюджетом, по которым соответствующий долг подлежит списанию.

Приказом № 484 дополнено существующее основание списания налогового долга с безнадежным статусом, связанное с внесением в Государственный реестр записи о прекращении налогоплательщика на основании решения суда, новым основанием, также отнесенным к категории ликвидационных процедур.

Отныне достаточным условием для списания по признаку безнадежности является налоговый долг банка, по которому принято решение о ликвидации на основании решения Фонда гарантирования вкладов физических лиц об утверждении отчета о завершении ликвидации банка или решения Нацбанка Украины об утверждении ликвидационного баланса, принятии окончательного отчета ликвидатора и завершении ликвидационной процедуры.

Возникновение обязательств и их прекращение в связи с ликвидацией субъекта

Статус налогового обязательства, денежного обязательства и налогового долга, в том числе налогоплательщиков — банкротов, порядок согласования таких обязательств, а также основания их прекращения регламентируются Налоговым кодексом.

В ст. 14 этого Кодекса приведены определения следующих понятий:

  • налоговое обязательство — сумма денежных средств, которую налогоплательщик, в том числе налоговый агент, должен уплатить в соответствующий бюджет в качестве налога или сбора на основании, в порядке и сроки, определенные налоговым законодательством (в том числе сумма денежных средств, определенная налогоплательщиком в налоговом векселе и не уплаченная в установленный законом срок);
  • денежное обязательство налогоплательщика — сумма денежных средств, которую налогоплательщик должен уплатить в соответствующий бюджет в качестве налогового обязательства и/или штрафной (финансовой) санкции, взыскиваемой с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, контроль за соблюдением которого положен на контролирующие органы, а также санкции за нарушение законодательства в сфере внешне-экономической деятельности;
  • налоговый долг — сумма согласованного денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), но не уплаченного налогоплательщиком в установленный этим Кодексом срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства.

Налоговый долг налогоплательщиков подлежит погашению в порядке, предусмотренном главой 9 раздела ІІ Налогового кодекса.

Исключением являются вопросы погашения налоговых обязательств и взыскания налогового долга с банков, на которые распространяются нормы разделов VII «Временная администрация» и VIII «Ликвидация банков» Закона № 4452 (раньше указанный вопрос решался путем применения механизмов, предусмотренных разделом V «Временная администрация и ликвидация банков» Закона № 2121), которые согласно ст. 1 Налогового кодекса не регулируются его положениями.

В связи с этим ст. 37 Налогового кодекса определено, что одним из оснований для прекращения налогового обязательства, кроме его выполнения, является ликвидация юридического лица.

Указанное положение основывается на требованиях ст. 609 Гражданского кодекса, согласно которой обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или другими нормативно-правовыми актами выполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое юридическое лицо, в частности по обязательствам о возмещении ущерба, причиненного увечьем, другими повреждениями здоровья или смертью.

Аналогичные требования зафиксированы в ст. 209 Хозяйственного кодекса, согласно которой неспособность субъекта предпринимательства после наступления установленного срока выполнить свои денежные обязательства перед другими лицами, территориальной общиной или государством иначе, нежели через восстановление его платежеспособности, этот субъект (должник) в соответствии с частью четвертой ст. 205 этого Кодекса признается несостоятельным.

Статьей 205 Хозяйственного кодекса предусмотрено, что в случае невозможности субъекта хозяйствования в связи с недостаточностью его имущества удовлетворить требования кредиторов он может быть объявлен по решению суда банкротом. Условия, порядок и последствия объявления субъектов хозяйствования банкротами устанавливаются этим Кодексом и другими законами. Ликвидация субъекта хозяйствования — банкрота является основанием для прекращения обязательств при его участии.

Положение законодательства о признании банка неплатежеспособным

Одной из самых главных задач в процессе ликвидации банков является защита клиентов и вкладчиков банка, что обусловлено прежде всего значительным объемом кредиторской задолженности ликвидируемых банков.

Общие принципы, условия и порядок восстановления платежеспособности должника или признания его банкротом и применение ликвидационной процедуры в целях полного или частичного удовлетворения требований кредиторов регламентируются Законом № 2343.

Вместе с тем законодательство о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом при рассмотрении судом дела о признании неплатежеспособным (банкротом) банка применяется с учетом норм законодательства о банках и банковской деятельности.

В соответствии со ст. 6 Закона № 2121 особенности правового статуса, порядка создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков определяются этим Законом и Законом № 4452.

Термин «ликвидация банка» употребляется в Законе № 2121 в значении процедуры прекращения функционирования банка как юридического лица согласно положениям этого Закона и Закона № 4452.

В целях стабилизации работы банков, ускорения их финансового оздоровления, уменьшения рисков их деятельности и, как следствие, повышения защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков и укрепления доверия к банковской системе Украины Законом № 4452 разграничены понятия проблемного банка и неплатежеспособного  банка, определен порядок отнесения банка к одной из указанных категорий, введены концептуально новые подходы относительно эффективной процедуры выведения с рынка неплатежеспособных банков путем введения временной администрации и ликвидации банков, полномочия относительно чего возложены на Фонд гарантирования вкладов физических лиц.

Под термином «выведение неплатежеспособного банка с рынка», приведенным в Законе № 4452, определяются мероприятия, осуществляемые Фондом гарантирования вкладов физических лиц в отношении банка, отнесенного к категории неплатежеспособных, по передаче его активов и обязательств, продаже неплатежеспособного банка и/или переходного банка способом, определенным этим Законом, по его ликвидации.

Ликвидация банка согласно ст. 77 Закона № 4452 может происходить по одному из нижеуказанных обстоятельств:

в связи с отзывом Нацбанком Украины банковской лицензии по собственной инициативе, решение относительно чего принимается в случае если: выявлено, что документы, предоставленные банком для получения банковской лицензии, содержат недостоверную информацию; банк не выполнил ни одной банковской операции в течение года со дня получения банковской лицензии;

на основании полученной от Фонда гарантирования вкладов физических лиц предложения, в соответствии с которым Нацбанк Украины в течение пяти дней со дня получения такого предложения Фонда принимает решение об отзыве у банка банковской лицензии и ликвидации банка, которое не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения, направляет в Фонд, о чем уведомляет банк.

В свою очередь Фонд гарантирования вкладов физических лиц в день получения решения Нацбанка Украины о ликвидации банка получает права ликвидатора банка и начинает процедуру его ликвидации в соответствии с Законом № 4452.

Общие требования относительно ликвидационных процедур банков регламентируются разделом VIII Закона № 4452, в котором вопросам завершения ликвидации уделено внимание в ст. 53.

Положениями указанной статьи предусматривается, что по результатам проведения ликвидации банка уполномоченное лицо Фонда составляет в соответствии с нормативно-правовыми актами Фонда ликвидационный баланс и утвержденный исполнительной дирекцией Фонда отчет, который должен содержать, в частности, сведения о реализации имущества банка и удовлетворении требований кредиторов и/или исчерпании мер, направленных на удовлетворение требований кредиторов.

В день внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей полномочия уполномоченного лица Фонда прекращаются и Фонд направляет Нацбанку Украины отчет уполномоченного лица Фонда о завершении ликвидации банка.

Нацбанк Украины вносит запись в Государственный реестр банков о ликвидации банка на основании полученного от Фонда гарантирования вкладов физических лиц решения об утверждении ликвидационного баланса и отчета ликвидатора.

Процедура ликвидации банка считается завершенной, а банк ликвидированным со дня внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лицпредпринимателей.

Особенности порядка проведения государственной регистрации прекращения банка на основании решения Нацбанка Украины об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка предусмотрена ст. 391 Закона № 755.

Нацбанк Украины не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка, направляет его копию государственному регистратору по местонахождению банка для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (что вносится датой поступления этого документа в журнал учета регистрационных действий).

В свою очередь государственный регистратор обязан не позднее следующего рабочего дня с даты поступления решения внести в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей запись о таком решении и в тот же день уведомить, в частности, органы доходов и сборов о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей такой записи.

С даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей записи о решении Нацбанка Украины об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка применяются ограничения, связанные с: проведением государственной регистрации изменений к учредительным документам юридического лица, в отношении которого принято решения о прекращении; внесением изменений в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей относительно сведений об обособленных подразделениях, кроме сведений об их закрытии; проведением государственной регистрации юридического лица, учредителем (участником) которого является юридическое лицо, в отношении которого принято решение о прекращении; проведением государственной регистрации изменений к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, о местонахождении юридического лица.

Государственный регистратор обязан не позднее следующего рабочего дня с даты поступления копии решения Фонда гарантирования вкладов физических лиц о назначении уполномоченного лица Фонда внести соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

Уполномоченное лицо Фонда гарантирования вкладов физических лиц после принятия Фондом решения об утверждении отчета о завершении ликвидации банка в тот же день направляет его копию государственному регистратору по местонахождению банка для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица (что вносится датой поступления этого документа в журнал учета регистрационных действий).

Государственный регистратор обязан не позднее следующего рабочего дня с даты поступления копии решения Фонда гарантирования вкладов физических лиц об утверждении отчета о завершении ликвидации банка заполнить регистрационную карточку о государственной регистрации прекращения юридического лица, внести в Единый государственный реестр запись о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица и в тот же день передать, в частности, органам доходов и сборов уведомление о внесении в Единый государственный реестр записи о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица для снятия юридического лица с учета (что вносится датой поступления этого документа в журнал учета регистрационных действий).

Государственный регистратор не позднее следующего рабочего дня с даты проведения государственной регистрации прекращения юридического лица должен выдать (отослать почтовым отправлением) Фонду гарантирования вкладов физических лиц уведомление о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица, второй экземпляр которого приобщается к регистрационному делу такого юридического лица.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что согласно п. 3 раздела Х Заключительных и переходных положений Закона № 4452 процедура ликвидации банка, инициированная до вступления в силу этого Закона, будет осуществляться в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу указанного Закона.

Процедура списания

Согласно приказу № 1329 списание безнадежного налогового долга проводится органами доходов и сборов по месту учета налогоплательщика в соответствующих органах.

Списание безнадежного налогового долга осуществляется ежеквартально в течение 20 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока, предусмотренного для представления налоговой декларации (расчета) за отчетный (налоговый) квартал.

Суммы безнадежного налогового долга, подлежащего списанию, определяются на основании данных информационных систем органов доходов и сборов по состоянию на день возникновения такого безнадежного долга, которым считается дата прекращения, определенная в соответствующем уведомлении государственного регистратора.

Документом-подтверждением ликвидации банка является уведомление государственного регистратора о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей записи о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица для снятия юридического лица с учета.

Списание безнадежного налогового долга банка на основании решения Фонда гарантирования вкладов физических лиц об утверждении отчета о завершении ликвидации банка или решения Нацбанка Украины об утверждении ликвидационного баланса, принятии окончательного отчета ликвидатора и завершении ликвидационной процедуры осуществляется по результатам рассмотрения документов и при наличии оснований.

Руководитель (заместитель руководителя) органа доходов и сборов принимает решение о списании безнадежного налогового долга, которое составляется в одном экземпляре и оформляется на бланке по форме согласно приложению 2 к Порядку списания безнадежного налогового долга, утвержденному приказом № 1329.

Также списанию подлежит рассроченный (отсроченный) налоговый долг (вместе с начисленными на него процентами за пользование рассрочкой/отсрочкой), который признан безнадежным в соответствии со ст. 101 Налогового кодекса, а решение о списании рассроченного (отсроченного) налогового долга, который признан безнадежным в полном объеме, является основанием для принятия решения об отмене рассрочки (отсрочки) и досрочного расторжения договора, заключенного с таким налогоплательщиком.

Списание осуществляется органами доходов и сборов ежеквартально в течение 20 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока, предусмотренного для представления налоговой декларации (расчета) за отчетный (налоговый) квартал.

Решение о списании безнадежного налогового долга вносится в информационную систему органов доходов и сборов не позднее следующего рабочего дня после подписания такого решения.

Следствием проведения списания безнадежного налогового долга является отзыв расчетных документов, которыми предусмотрено взыскание пени, штрафных санкций и безнадежного налогового долга, как указано в ст. 101 Налогового кодекса.

О ситуации в банковском секторе

Развертывание мирового валютно-финансового кризиса поставило банковскую систему Украины в крайне сложные условия, что было обусловлено существованием таких основных угроз ее стабильности, как недостаточный уровень капитализации, нестабильность ресурсной базы, ухудшение финансовых результатов, усиление долговой нагрузки, сокращение объемов кредитования, ухудшение качества кредитного портфеля банков.

Активное противодействие со стороны банков указанным угрозам позволило сохранить относительную стабильность в банковской системе Украины, однако все равно ни один банк не застрахован от случаев банкротства и ликвидации.

Стратегическими направлениями реформирования банковского сектора Украины являются интенсификация процесса его консолидации, создание единой банковской инфраструктуры, совершенствование требований к универсальным банкам, развитие специализированных кредитных организаций и ликвидация слабых банков.

Информативно отметим, что узнать о: списке банков Украины, имеющих банковскую лицензию; перечне банков Украины, находящихся на ликвидации; перечне банков, ликвидаторами которых принимаются меры по исключению банков из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в соответствии с требованиями ст. 98 главы 16 раздела V Закона № 2121 в редакции, действовавшей до 22.09.2012 г.; перечне юридических лиц, которым переданы в управление непроданные активы и перечень неудовлетворенных требований кредиторов ликвидированных банков можно на официальном интернет-представительстве Нацбанка Украины (www.bank.gov.ua).

По информации из этого источника по состоянию на 01.05.2013 г. количество банков согласно Реестру составляет 177, количество банков, имеющих банковскую лицензию, — 175, из которых 1 банк имеет лицензию санационного банка.

Также на указанной ссылке размещена информация о том, что по состоянию на 21.05.2013 г. в стадии ликвидации находится 21 банк, ликвидировано 4 банка, переданы в управление юридических лиц (4 лица) непроданные активы и неудовлетворенные требования кредиторов ликвидированного банка (5 банков) (см. приложение). Таким образом, в целом почти 30 банков Украины находятся на разных стадиях ликвидационных процедур.

В заключение следует отметить, что важным моментом восстановления платежеспособности проблемного банка являются взвешенные действия и четкая организация работы всех участников процесса восстановления платежеспособности, а единственным выходом при признании банка неплатежеспособном — списание безнадежного налогового долга ликвидированного банка.

____________

Приложение (pdf)

«Горячие линии»

Дата: 2 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42