Статьи

Утилизационный сбор: изменения не за горами

1 сентября вступил в силу Закон об утилизационном сборе. Однако его редакция еще не окончательна. В правительстве понимают, что этот нормативный акт не совершенен и требует доработки, поэтому к нему уже готовятся поправки. Они призваны устранить спорные положения Закона, уравнять разных субъектов автомобильной отрасли и что самое важное — улучшить жизнь украинским автолюбителям.


Президент Украины дал безотлагательное поручение Кабинету Министров Украины по усовершенствованию законодательства в сфере утилизации транспортных средств. По мнению главы государства, сбор следует рассматривать прежде всего как экологический налог, а не как способ защиты отечественного производителя. Оно и не удивительно: на финишную прямую вышли переговоры об ассоциации с Европейским Союзом. Будущая зона свободной торговли не будет предусматривать протекционистских мер для украинской продукции. И недаром министр иностранных дел Леонид Кожара отметил, что после подписания этого договора Украина отменит и повышенную пошлину на импортные автомобили. К тому же такая излишняя забота об украинской автомобильной промышленности вызвала вопросы у Всемирной торговой организации.

Таким образом, замечания Президента Украины касаются прежде всего неравных условий для производителей автомобилей и импортеров. Напомним, что сейчас по Закону первые освобождаются от уплаты сбора. В поручении главы государства предусмотрено сделать экологический налог общеобязательным для всех, что целиком соответствует обязанностям Украины перед ВТО. А не будут уплачивать его те субъекты хозяйствования, которые собственными силами обеспечат утилизацию транспортных средств. К тому же Президент предлагает устранить чрезмерные требования к предприятиям, где, собственно, будет происходить разборка автомобилей. По его мнению, они не обязательно должны соответствовать нормам ISO 1400, а следовательно, и автопроизводителям, и дилерам будет проще обустроить такие утилизационные площадки. Конкуренция пойдет на пользу этому бизнесу. Тем более что у нас уже сейчас существуют сотни фирм, которые занимаются выкупом авто, разборкой старых машин на запчасти и сдачей их на металлолом. В случае введения весьма жестких стандартов ISO 1400 они просто прекратят свое существование, а тысячи людей потеряют работу.

Такое решение нашло поддержку как у представителей украинской автомобильной промышленности, так и у импортеров. Например, глава корпорации «Укравто» (в нее, в частности, входит Запорожский автозавод) Александр Козис утверждает, что уже начались работы по обустройству сети предприятий по утилизации, что позволит ежегодно разбирать и перерабатывать до 150 тыс. машин. А это немало, учитывая, что автопарк нашего государства составляет чуть больше 8 млн. транспортных средств, и не следует забывать, что «кандидатов» на списание в нем хватает. Средний возраст автомобилей в Украине — 18 лет, то есть доля устаревших моделей еще советского времени остается достаточно высокой.

С десяток подобных предприятий, только значительно масштабнее, собирается организовать и государство. Но такая инициатива не всем понятна. По словам генерального директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, один крупный утилизационный центр в Великобритании ежедневно перерабатывает 2 тыс. машин. То есть десять таких заводов способны разобрать 600 тыс. автомобилей за месяц, а за год — утилизировать весь наш автопарк.

Еще одно важное изменение ожидает Закон — пересмотр суммы сбора. Согласно действующей редакции она составляет от 4700 до 30 000 тыс. грн. и зависит от класса автомобиля, его возраста и объема двигателя. Президент предложил отменить все коэффициенты и установить единую ставку — на уровне 5500 тыс. грн. К тому же планируется четко выписать порядок использования этих средств в бюджете, ведь экологический налог должен прежде всего способствовать сохранению окружающей среды. Однако импортеры считают размер сбора завышенным, ведь он значительно больше, чем во многих странах мира.

«Мне абсолютно непонятно, почему в Законе заложена такая цифра, — говорит генеральный директор АВТ «Бавария» Александр Тимофеев. — Когда я рассказал немецким коллегам, что у нас вводится утилизационный сбор, то они обрадовались: мол, Украина становится более цивилизованной страной. Но когда назвал сумму, то очень удивились, потому что в Германии она не превышает 100 евро».

Также Президент Украины настаивает на гарантиях защиты прав и экономических интересов владельцев, которые добровольно передают на утилизацию транспортные средства. В частности, что касается возмещения стоимости утилизации транспортных средств. Ведь сейчас компенсация предусмотрена только при условии покупки автомобиля отечественного производства. Выходит, что граждане, желающие приобрести иномарку или вообще пользоваться общественным транспортом, будут дискриминированы.

В целом представители власти, отечественных производителей и импортеров сходятся во мнении, что изменения к Закону нужны, а инициативы Президента — правильные и своевременные. Теперь дело за Кабинетом Министров и Верховной Радой. И чем быстрее эти поправки будут внесены, тем меньше пострадают и дилеры, и покупатели. Ведь сейчас импорт новых автомобилей существенно снизился, а автосалоны выжидают и стараются продавать машины со своих складов. И ожидают вступления в силу новой редакции Закона, чтобы вести бизнес на равных условиях.

Олег НАЗАРЕНКО,
генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров:
— Мы абсолютно поддерживаем инициативы Президента Украины, в которых прежде всего речь идет не о сборе на утилизацию, а об экологическом налоге. Почему ВТО и Европа были возмущены утилизационным сбором? Они признают, что Украина вправе вводить любые нормы, однако существует соглашение о запрете технических барьеров торговли. Если бы сбор уплачивали только импортеры, а производители не уплачивали, это и был бы технический барьер. Надеюсь, его устранят.
Я не очень-то верю, что украинцы готовы отдавать авто на утилизацию, они и в дальнейшем будут сдавать их на разборку или на металлолом. У нас есть спрос на металл, если до сих пор воруют канализационные люки или ограды с кладбищ. Нет проблем и с утилизацией вредных веществ с автомобилей, ведь все СТО ежемесячно уплачивают за переработку отработанных масел, фильтров, аккумуляторов и сдают их соответствующим предприятиям.
К тому же из Закона необходимо изъять положение о повторном использовании автомобилей. Ведь не исключено, что владелец сдаст автомобиль, заплатит за утилизацию — а его перепродадут или соберут из нескольких автомобилей один и выпустят на дороги Украины. Мы видели пример Китая, когда 87% сданных автомобилей перепродавались на черном рынке.
Сейчас ВААИД разрабатывает законопроект, который с помощью депутатов вынесем на рассмотрение парламента. Он полностью соответствует поручению Президента. Кроме того, мы предлагаем отсрочить вступление в силу Закона до конца года и снизить ставку сбора до 1 тыс. грн. — на уровне других стран мира. Еще одно наше предложение — направлять экологический налог не в Минэкологии, а напрямую в бюджет. Учитывая, что за полгода дефицит государственной казны составил 21 млрд. грн., пусть эти средства лучше будут направлены на развитие здравоохранения, выплату пенсий, помощь детям, инвалидам.


Тарас АНДРИЕВСКИЙ

«Горячие линии»

Дата: 3 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42