Статьи

Тот, кто работает на земле, должен уплачивать налог

Большие украинские урожаи не обеспечивают высокого уровня жизни на селе. Проблемы наполнения местных бюджетов, поступления которых направляются на развитие социальной сферы, еще ждут своего решения.


В личных крестьянских и фермерских хозяйствах производится свыше 70% трудоемкой сельхозпродукции. По сообщению Госстата Украины, индекс объема сельскохозяйственного производства в январе — июле 2013 г. по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. составил 114,8%, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях — 123,1%, хозяйствах населения — 107,0%. Производство продукции растениеводства по сравнению с январем — июлем 2012 г. увеличилось на 25,4%, в том числе в аграрных предприятиях — на 34,2%, хозяйствах населения — на 114,5%, что обусловлено прежде всего увеличением средней урожайности ранних зерновых и других сельскохозяйственных культур. Впрочем, большие урожаи так и не обеспечили высокий уровень жизни на селе.

Принято считать, что сельское хозяйство Украины развивается интенсивно, в отрасль пришли инвестиции, появилось предпринимательство. В нынешнем году крестьяне получили рекордные урожаи и готовы накормить чуть ли не всю планету. Казалось бы, и сами села должны были бы жить в богатстве и достатке. Но они в большинстве случаев продолжают бедствовать.

По оценкам агентства «AgriSurvey», производство зерновых культур в Украине в этом году будет рекордно убыточным за последние 10 лет.

В частности, рентабельность выращивания пшеницы в 2013 г. эксперты прогнозируют близкую к нулю, в прошлом же году она составила около 11%. Что касается производства ячменя и кукурузы, ситуация еще хуже — ожидается убыточность на уровне 5 — 10%, тогда как в прошлом году их производители работали с рентабельностью 11 и 20% соответственно. Не в лучшем положении и производители масличных культур.

«Даже рентабельность рапса, который для украинского агрария всегда был одной из наиболее прибыльных культур, в этом году уже снизилась на 15 — 20%, а это около 1000 грн./га убытка», — рассказывает эксперт агентства Роман Сластен.

Специалисты отмечают, что в этом году финансовые показатели производства зерновых и масличных культур станут антирекордом за последние 10 лет. По данным упомянутого агентства, средняя рентабельность за 2008 — 2012 гг. составила: пшеницы — 12%, ячменя — 8%, кукурузы — 24%, рапса — 31%.

Причиной такого критического положения украинских агропроизводителей является существенное снижение мировых цен на зерно.

Общий объем реализованной аграрными предприятиями собственно произведенной продукции за январьиюль текущего года по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. уменьшился на 5%, в том числе растениеводствана 12%, а объем реализованной продукции животноводства увеличился на 7%, говориться в отчете Госстата Украины. На селе наблюдается один из наиболее низких уровней заработной платы.

Казалось бы, крестьяне имеют результаты труда, которые могут принести и самим хлеборобам, и государству доход. Вместо этого села продолжают бедствовать. Налоговые льготы в аграрной отрасли действуют неэффективно.

«У нас — 16,5 тыс. предприятий-сельхозпроизводителей. Объем НДС, который они используют, оставляя на свои нужды, — 14 млрд. грн., при этом объем налогов, уплаченных в бюджет, — 470 млн. грн.», — отметил Министр доходов и сборов Украины Александр Клименко.

Еще в марте Миндоходов выразило обеспокоенность случаями участившихся злоупотреблений при использовании налоговых льгот в аграрной сфере и спрогнозировало введение дифференцированного сельскохозяйственного налога (в зависимости от вида деятельности) как одного из основных способов достижения финансовой стабильности в отрасли. Сегодня есть много законопроектов по изменению льгот и их структуры, в частности в агросекторе.

В настоящее время большинство сельских общин уже десятки лет едва сводят концы с концами. Средств не хватает на самое необходимое — ремонт дорог, проведение водопровода, газификацию, содержание детского сада, ремонт дома культуры или на приведение в порядок автобусной остановки. И это не случайно, ведь большинство местных бюджетов дотационные. По статистике — это почти 80% сельсоветов. Причем уровень дотации превышает 50% уровня их сметы. За последние 10 лет с карты Украины исчезло 384 села, а сельское население сократилось на 2,5 млн. человек. Таким образом, перспективы развития сел не очень утешительны. Однако если маленькие села едва выживают, то большие, с несколькими тысячами жителей, еще верят в свою перспективу. Например, в с. Большой Севастьяновке Христиновского района Черкасской области проживает почти 3 тыс. граждан. Это довольно большое село со своими традициями. Оно славится лесами, плодородными землями, прудами, занимающими площадь свыше 100 га. Село газифицировано, есть дом культуры, две школы, амбулатория. Местный сельский голова Василий Полищук утверждает, что в бюджете имеются средства для ремонта дороги, дома культуры, других объектов социальной сферы. Однако жалуется, что процедура их использования весьма громоздкая. Иногда село не успевает их использовать. Следовательно, если не просто распоряжаться денежными средствами в таком более-менее благополучном селе, то что говорить о селах, где несколько домов и денег практически нет. Маленьких бюджетов едва хватает на зарплату для работников сельсовета. В парламенте считают такую ситуацию нездоровой: дескать, имея самый дорогой ресурс — землю, села прозябают в нищете. Поэтому предлагают наполнить корзину бюджетов за счет введения дополнительного налога за пользование землей80100 грн. с 1 га. Эти средства должны направляться на решение насущных проблем общины. Инициаторы законопроекта убеждены, что предложенный механизм автоматически будет давать дополнительные поступления в бюджет каждого села, условно говоря, без особых стараний крестьян. В конце концов, и сами крестьяне тоже могут приложить усилия, дабы ситуация изменилась к лучшему. Речь идет об их экономической активности. Существует множество возможностей заработать — выращивание разной продукции (не только картофеля и зерновых, но и, например, ягод), создание небольших перерабатывающих предприятий... Если начинать дело, сплачиваясь в кооперативы, можно получить значительные преференции от государства. Существуют программы мощной поддержки отдельных направлений деятельности. Например, при закладке сада государство возмещает до 80% израсходованных денежных средств. То есть можно работать, зарабатывать и часть заработанного также направлять на развитие села. Министр агрополитики Николай Присяжнюк заявил, что Министерство всячески поощряет крестьян создавать обслуживающие кооперативы. Для этого в прошлом году проведена учеба 5 тыс. сельских голов, а в нынешнем — 70 семинаров.

«Как правило, такие производители не имеют хорошо налаженных и постоянно действующих каналов реализации продукции. В результате значительная часть произведенной продукции просто портится, другая — попадает к конечным потребителям через посредников, что отрицательно влияет на ее стоимость. Решение этой проблемы возможно при условии развития сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов», — отметил чиновник. По его словам, правительство активно способствует этому процессу, который должен наладить необходимую заготовительно-сбытовую инфраструктуру. Создание системы обслуживающей кооперации на селе, убежден Николай Присяжнюк, положительно повлияет как на увеличение доходов товаропроизводителей, так и на снижение колебаний потребительских цен. А также на наполнение местных бюджетов.

Некоторые эксперты убеждены, что для развития социальной сферы села и преодоления безработицы необходимы дополнительные меры. Например, укрупнение общин путем административно-территориальной реформы. Сегодня чем меньше сельская община, тем больше у нее проблем. А еще следует пересмотреть механизм налоговых отчислений и распределения бюджетных средств. Ведь при существующей системе если что-то зарабатываешь — почти все отдаешь в виде налогов, если же ничего не делаешь — получаешь дотации. Такую двусмысленность нужно исправить. Необходимо наконец провести административно-территориальную реформу. Ведь если несколько сел объединятся в одну территориальную общину, это позволит эффективнее управлять территориями, развивать социальную сферу.

«Я немного пессимист в вопросе наполнения местных бюджетов, поскольку базы для этого практически нет, — отмечает эксперт по вопросам бюджета Юрий Ганущак. — Главный налог, который должен был бы наполнять бюджет, это — налог на землю. Он должен быть достаточно большим».

Многие эксперты в последнее время сходятся во мнении, что основным источником наполнения местного бюджета должна стать плата за землю, — это основной ресурс, который необходимо направлять на благоустройство территории.

«Можно увеличить плату за землю, — продолжает Юрий Ганущак. — Именно ее. Потому что аренда является продуктом договора между собственником и арендополучателем. Но фактически сельские советы не имеют земли, поэтому и не взимают арендную плату. А налог на землю достаточно низкий, к тому же основные товаропроизводители  освобождены от его уплаты. Приходят транснациональные компании — разоряют землю, вывозят сельхозпродукцию. И оставляют пустыню. Налог на землю не уплачивают, прикрываясь дотационностью сельского хозяйства. Но если оно дотационное, то дотируйте его из государственного бюджета. Ведь тот, кто работает на земле, должен уплачивать налог, который  должен быть достаточно высоким, и направляться в сельский совет, а он им будет распоряжаться».

Конечно, сельские общины не должны только ждать сигнала сверху относительно того, что им делать или когда, наконец, будет проведена административно-территориальная реформа, которая, возможно, существенным образом изменит ситуацию. Общинам самим следует браться за дело, добиваться, создавать обслуживающие кооперативы. На это государство должно выделять из госбюджета значительные средства. Необходимо сплачиваться, избирать таких сельских голов, которые будут защищать интересы села и знать, как наполнить бюджет. Только искреннее стремление изменить свою жизнь и жизнь своих детей сможет оживить все инициативы.


Вячеслав КОЗАК,
Николай ВЛАЩУК

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42