Интервью

Налоговый офшор для аграриев

Перспективы развития сельского хозяйства в Украине

Как утверждают эксперты, агропромышленный комплекс Украины выходит на лидирующие позиции в экономике государства и остается отраслью, привлекательной для внешнего и внутреннего инвестирования. Благодаря своей производственной деятельности сельскохозяйственные предприятия не только формируют значительную часть дохода от экспорта Украины, но и представляют растущий рынок распространения семян, аграрной химии, сельскохозяйственной техники и т. п.
Вместе с тем чтобы с оптимизмом смотреть в будущее, специалисты советуют не останавливаться на достигнутом. По их мнению, одним из решающих факторов повышения конкурентоспособности украинского аграрного сектора является повышение эффективности производства путем использования инновационных технологий. О проблемах и перспективах сельского хозяйства в Украине «Вестнику» рассказал Олег Нивьевский, эксперт по исследованиям сельского хозяйства, продовольствия и возобновляемых источников энергии Института экономических исследований и политических консультаций.


В. — По данным обозревателей, Украина в текущем году может занять почетное второе место в мире по объемам экспорта зерна после США. За счет чего, по Вашему мнению, стал возможен такой результат?

О. Н. — Не так важно, какое место Украина занимает по экспорту зерна. Главное, что государство экспортирует значительные его объемы — около 20 млн. т в год. Этому способствуют многие факторы. Прежде всего положительная внешняя конъюнктура рынка: цены на зерновую группу растут параллельно со спросом на нее. Соответственно отечественные производители реагируют на этот тренд. Сельское хозяйство все больше воспринимается богатыми людьми как отрасль для прибыльных инвестиций, новых технологий. Они вкладывают большие деньги, закупают новую технику, новые сорта растений, поддерживают современные эффективные методы управления хозяйством, благодаря чему улучшается производительность производства и появляется возможность больше экспортировать.

В.В Украине третий год действует Налоговый кодекс. Как Вы считаете, эффективна ли налоговая политика государства в отношении сельского хозяйства?

О. Н. — Да, налоговая политика благоприятна для сельхозпроизводителей. Фактически сельское хозяйство не облагается налогами. Наблюдаем своеобразный налоговый офшор. Есть фиксированный сельскохозяйственный налог, который фактически заменяет налог на прибыль и налог на землю. В результате производители уплачивают незначительную сумму — около 60 евроцентов за 1 гектар. Также действующее законодательство позволяет не уплачивать в бюджет НДС, который можно использовать на компенсацию НДС при закупке ресурсов. Некоторые эксперты утверждают, что такое положение дел способствует развитию сельхозпроизводства в государстве. С другой стороны, многие факторы свидетельствуют, что это может стать для отрасли негативом в долгосрочной перспективе. Нынешние налоговые льготы со временем могут затормозить процессы развития, поскольку производителям будет сложно отказаться от государственной поддержки.

Сейчас власть и аграрники ищут консенсус относительно возможных изменений в системе налогообложения в аграрном секторе, чтобы и государственный бюджет наполнялся, и сельскохозяйственники имели стимул для наращивания производства.

В.Развитие сельского хозяйства во многом зависит от государственных дотаций. Каково положение дел в Украине и чего можно ожидать в перспективе?

О. Н. — По правилам Всемирной торговой организации (ВТО), членом которой является Украина, любые дотации четко регламентируются. Все дотации можно поделить на две корзины: зеленую и желтую. В зеленой — расходы, которыми могут пользоваться без ограничений, а в желтой — рассчитанные на определенного производителя, под конкретный тип производства. Нынешние тенденции таковы, что желтая корзина должна уменьшаться, в то время как зеленая — увеличиваться. Считается, что сам факт дотации конкретного производителя искажает рыночную сущность экономики. То есть хозяйственники в своей деятельности руководствуются не столько потребностями рынка, сколько возможностью получить финансирование. В Европейском Союзе уже давно стали на путь перехода от «желтых» к «зеленым» субсидиям и, таким образом, ориентируются на конкурентоспособность аграрного сектора в длительной перспективе. По моему мнению, Украине следует придерживаться такого же вектора развития и при этом делать ставку на частные инвестиции в сельское хозяйство.

В.Есть ли проблески в развитии управляемости сельскохозяйственного рынка? Например, в Нидерландах фермер не имеет права высадить лишний куст овощей. Вместе с тем у нас в прошлом году наблюдалось перепроизводство, в частности, картофеля более чем в два раза (23 млн. т при внутренней потребности 10 млн. т).

О. Н. — Управляемость рынка — прерогатива государства. Но при этом важно помнить, что эта миссия не должна воплощаться в советском стиле: произвести определенного продукта столько-то, а таких-то услуг предоставить столько-то. Вместо этого должен быть иной подход — установить одинаковые правила игры для всех участников рынка. Если, например, субъект хозяйствования произвел больше картофеля, чем может сбыть, то это — проблема производителя. Ведь именно он должен был заблаговременно проанализировать ситуацию в мире и рассчитать гарантированную реализацию своей продукции. За государством же остается, на первый взгляд, немного направлений работы, но они объемные. Например, безопасность и качество пищевой продукции. Нужна четкая и эффективная система контроля этих показателей, которая бы не перегружала бизнес. Сейчас в Украине, по моему мнению, эта система, к сожалению, не гарантирует эффективного контроля безопасности качества продуктов питания. Вместе с тем она значительно тормозит инновационную деятельность производителей. Изобретать велосипед здесь не нужно. Например, у наших соседей, в странах ЕС контроль продукции происходит на всех этапах производства и в итоге они имеют качественный продукт при минимальных расходах. В Украине контролируется продукт на выходе и поэтому имеем значительные потери: если продукция не соответствует действующим нормам, ее приходится утилизировать. Еще одно государственное направление — поддержка уровня сельской инфраструктуры в надлежащем состоянии: автодороги, медицинские учреждения, школы и т. п. Сейчас существует еще много проблемных вопросов, но отмечу, — над ними усиленно работают в кабинетах власти. Гармонизация отечественного законодательства с европейским продолжается.

В.В последнее время банки неохотно кредитовали сельское хозяйство, считая его зоной риска. Изменилась ли ситуация к лучшему, в частности, в кредитовании крупных хозяйств?

О. Н. — Кредитование аграриев шло по восходящей до середины 2012 года, потом, очевидно, из-за кризисных явлений в экономике наблюдался определенный спад, сейчас снова — рост инвестиций. Аграрный сектор привлекателен для банкиров. Производительность капитала в сельском хозяйстве в разы выше аналогичных показателей в промышленности или сфере услуг. Банкиры понимают это и благосклонно относятся к инвестированию сельскохозяйственных производителей. Но, к сожалению, есть сдерживающие факторы. Один из них заключается в том, что аграрники часто не имеют залога под кредит. Землю же нельзя заложить, поскольку в Украине не работает рынок сельскохозяйственных земель. Еще один фактор — недостаточное количество в банках квалифицированных кредитных работников, которые бы разбирались в сельскохозяйственной тематике. Согласитесь, выдавать кредит на покупку автомобиля и на производство сельскохозяйственной продукции, как говорят, в Одессе — две большие разницы. Здесь нужны соответствующие знания. Сейчас банки работают в этом направлении. Убежден, в скором времени количество банков, кредитующих аграрников, значительно вырастет.

В.В свое время фермерское движение называли едва не спасателем сельского хозяйства в Украине. Потом начали больше говорить о проблемах, с которыми сталкиваются мелкие хозяйственники. Часто приходится слышать от фермеров о проблемах с кредитованием и сбытом продукции. Какова ситуация сейчас?

О. Н. — В фермерстве Украины наблюдается довольно стабильная ситуация уже продолжительное время. Сейчас фермеров около 49 тысяч. Проблема, к сожалению, была и остается — это кредитование, и не только фермеров, а вообще мелких предпринимателей, работающих на селе. У них намного меньше возможностей для залога под кредит, чем у крупнотоварных хозяйств. Нынешние высокие процентные ставки на кредиты их тоже не устраивают. Одно из главных условий получения кредита — прибыльная деятельность — тот критерий, которым не всегда могут похвастаться фермеры. Конечно, фермеры имеют возможность за государственный счет компенсировать процентную ставку кредита. Это — мера желтой корзины, о чем мы уже говорили, и что нежелательно делать. Многие эксперты считают такой шаг государства уместным в данном случае.

В.В Европе уже убедились, что мелкотоварные хозяйства имеют перспективы для развития, только объединившись в сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы с маркетинговыми и юридическими службами. Есть ли подобный опыт в Украине?

О. Н. — Нельзя сказать, что такая тенденция в нашей стране сегодня наблюдается, но надежда теплится. Со стороны государства подобные объединения имеют поддержку, в частности, в проекте стратегии развития агробизнеса в Украине — 2020 значительное внимание уделяется развитию кооперативов. Можно ожидать, в частности, что эти структуры будут способствовать интенсификации работы на селе и улучшению качества аграрной продукции. Вместе с тем отмечу, что в сознании украинцев живет, так сказать, антиген к коллективности, когда все общее: имущество, кредиты, прибыль и т. п. И еще один нюанс. Действующее налоговое законодательство предусматривает двойное обложение НДС для обслуживающего кооператива. Сначала облагается налогом продукция, которую кооператив получает от своих членов, а потом — уплачивает налог уже кооператив, когда сдает продукцию. Это — пробел в законодательстве, который сейчас пытаются устранить. Считаю, что время расставит правильные акценты: люди увидят на примере других преимущества таких объединений и более охотно будут вступать в них.


Беседовал Сергей СОБУЦКИЙ

«Горячие линии»

Дата: 19 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42