Статьи

Ты туда не едь…

О качественных автодорогах в Украине замолвим слово

Мы часто говорим о европейских стандартах в той или иной отрасли. Однако, как утверждают эксперты, в строительстве автодорог единого стандарта не существует. Есть декларативные нормы, а окончательный вариант стандарта у каждой страны свой. Например, в Украине в настоящее время требования к геометрическим параметрам автодорог более жесткие, чем в Германии и США. Другое дело, что там давно работают с шестиполосными дорогами в зависимости от интенсивности движения. У нас же большинство дорог можно было и четырехполосными не делать.
Как живется автодорожникам в Украине и когда, наконец, у нас высококачественные магистрали станут нормой, а не исключением, попробуем разобраться в этом материале.


 Система, «запрограммированная» на качество

По данным Государственного агентства автомобильных дорог Украины («Укравтодор»), в нашей стране — 170 тыс. км автомобильных трасс, 16 191 мост и путепровод, свыше 955 тыс. дорожных знаков и 1,2 млн. единиц направляющих столбиков, около 7 млн. погонных метров различного типа дорожных ограждений и других средств организации дорожного движения. Чтобы содержать это огромное хозяйство в надлежащем состоянии, ежегодно необходимо финансирование в размере не менее 40 млрд. грн. В Украине же в 2013 г. запланировано поступление в специальный фонд госбюджета для дорожного хозяйства всего 15,9 млрд. грн. Именно недостаточность финансирования чиновники называют одной из основных причин нынешнего состояния автодорог в государстве.

Вместе с тем в «Укравтодоре» считают, что система строительства автодорог в Украине продумана правильно — в качестве работ заинтересован прежде всего сам подрядчик. Подписание договора дает гарантию три года на покрытие, десять лет — на земляное полотно и дорожную инфраструктуру. То есть подрядчик должен в это время сам устранять различные нарушения. Если же требования не выполняются, то, по словам главы «Укравтодора» Евгения Прусенко, он потом просто не сможет работать на рынке.

«Мы можем и в суд подать. Подрядчики — иностранные и украинские — щепетильно относятся к этим вопросам. Им проще что-то положить за свой счет, чтобы не вышло брака. Как правило, у всех подрядчиков есть свои лаборатории. Это — квалификационное требование».

Также, как утверждает Евгений Прусенко, за качеством выполненных подрядчиком работ внимательно следит в каждой области соответствующая служба дорог. У непосредственного заказчика есть отдел технического контроля (12 — 15 человек) и небольшая лаборатория (3 — 5 человек).

«Эти инспектора постоянно посещают объект, контролируют объемы работ, особенно скрытых, визируют акты на выполнение работ. Вместе с лабораторией они контролируют все: материалы, степень уплотнения, качество, ровность покрытия. Есть также организация «Дорцентр», которая мониторит технологию дорожных работ и проводит инспекционную проверку служб», — отметил председатель «Укравтодора».

Новые технологии — новые проблемы?

По словам специалистов Государственного агентства автомобильных дорог Украины, серьезный толчок для развития дорожного хозяйства в стране дала реконструкция дороги Киев — Одесса. Именно с этого времени начали использовать конструкции, не уступающие по качеству немецким. К тому же впоследствии начали укладывать поочередно дополняющие друг друга три слоя асфальтобетона: крупнозернистый пористый, крупнозернистый плотный и щебнево-мастичный асфальтобетон, состоящий из каменного материала, битума, минерального порошка, песка. Во всех верхних слоях асфальтобетона используются полимерные модификаторы, что делает покрытие более стойким.

Казалось бы, жизнь налаживается, но в Украине появились проблемы с производством битума.

«У нас ныне закрыты Лисичанский и Одесский нефтеперерабатывающие заводы, Херсон не вырабатывает битум. Западные — Дрогобичский и Надворнянский нефтеперерабатывающие заводы — также не производят его. В настоящее время у нас остался один Кременчугский НПЗ, продукция которого очень нестабильна по своим качествам, а также заводы в г. Мозыре в Беларуси и городах Волгограде и Нижнем Новгороде в России. Поэтому летом стоимость битума — 6 тыс. грн. за 1 т, в середине сезона — 8 тыс. грн.», — проинформировал председатель «Укравтодора» Евгений Прусенко.

Также, по его словам, есть еще одна большая проблема — отсутствие отечественной дорожной техники. Грейдеры ДЗ-250 Крюковского завода производить без поддержки государства стало невыгодно. «Если в Брянске (Россия) выпускают 1,5 тыс. грейдеров в год, ведь российский рынок большой, то там цена за единицу — 300 тыс. грн. А у нас, если выпускалось от 10 до 20 штук, цена составляет 450 — 500 тыс. грн. Такой грейдер не выгоден ни дорожникам, ни заводу. Еле-еле по пять — шесть штук в год делали. Жаль также, что «умер» завод дорожных машин в Николаеве», — рассказал Евгений Прусенко.

Следует отметить, что плохое состояние дорожного хозяйства Украины эксперты объясняют еще одним фактором — самым высоким коэффициентом транзитности в Европе. В силу сложностей с бюджетным финансированием основные проводимые работы ограничены ямочным и текущим мелким ремонтом, тогда как требуется капитальная замена верхнего слоя покрытия. Чтобы привлечь больше денежных средств для поддержания дорожного хозяйства в порядке, в «Укравтодоре» решили выйти на рынок займа, воспользовавшись гарантиями со стороны государства. Запланировано частное размещение трех серий облигаций на общую сумму 5 млрд. грн. со сроком обращения от одного до пяти лет и купонной ставкой от 8 до 14,25% годовых. 

С надеждой на лучшее

Сложная ситуация в автодорожном хозяйстве — на постоянном контроле украинского правительства. В июне текущего года Кабинет Министров Украины предложил реорганизовать «Укравтодор» в отдельные компании, подконтрольные Мининфраструктуры Украины. Такую идею уже давно высказывал Премьер-министр Украины Николай Азаров. Основной целью реорганизации должно стать разделение функций проектирования, строительства и контроля качества дорог. В частности, планируется, что проектную работу будет выполнять одна организация, строить — другая, а принимать готовый объект — третья. В настоящее время все эти функции выполняет «Укравтодор».

Премьер-министр Украины Николай Азаров недоволен ходом ремонта дорог. Глава правительства распорядился провести тщательную проверку эффективности использования денежных средств, предусмотренных для проведения ремонтных работ на автодорогах Украины. В частности, решено проверить, было ли целевым использование ассигнований «Укравтодором», а также обоснованность и эффективность расходования денежных средств, направленных на содержание автодорог местных общин.

«К большому сожалению, следует признать, что реальность не оставляет нам выбора. «Укравтодор» вынужден отказаться в этом году от масштабного строительства новых автомагистралей, которые также нам необходимы. До зимы следует завершить капитальный и текущий ремонт дорог. Только в этом случае мы сможем в 2014 году начать реализацию амбициозной программы автодорожного строительства», — отметил Николай Азаров.

Также со следующего года обслуживание 117 тыс. км дорог местного значения «ложится на плечи» местной администрации. Этот шаг расширит полномочия и увеличит ответственность региональной власти в вопросах содержания автодорог на подконтрольных им территориях. В настоящее время перечень дорог местного значения, подлежащих передаче, уже согласован со всеми облгосадминистрациями и горадминистрацией г. Севастополя.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42