Налог на прибыль

Налогообложение доходов в двусторонних украинско-кипрских экономических отношениях

Законом № 412 ратифицированы Конвенция между Правительством Украины и Правительством Республики Кипр (далее — Конвенция) и Протокол к ней об избежании двойного налогообложения. Эта Конвенция будет применяться в двусторонних украинско-кипрских отношениях вместо Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (далее — Соглашение бывшего СССР), правопреемство относительно которой Украина признала в соответствии со ст. 7 Закона № 1543.


Начало применения положений Конвенции

Согласно ст. 26 Конвенции Договорные Государства в письменном виде уведомляют друг друга по дипломатическим каналам о завершении всех внутригосударственных процедур, необходимых для вступления этой Конвенции в силу.

Отметим, что Конвенция вступает в силу со дня получения последнего письменного уведомления, и ее положения будут применяться относительно:

  • налогов, удержанных у источника относительно сумм, выплаченных с/или после 1 января календарного года, наступающего за годом вступления Конвенции в силу;
  • других налогов, взимаемых во время налоговых лет или периодов, которые начинаются с/или после 1 января календарного года, наступающего за годом вступления Конвенции в силу.

Следовательно, ожидается, что при завершении Украиной и Кипром всех вышеуказанных процедур в 2013 г. положения Конвенции будут применяться с 01.01.2014 г.

 Учитывая то, что Конвенция была заключена на замену Соглашению с бывшим СССР, то в соответствии со ст. 26 Конвенции положения Соглашения будут применяться до даты, с которой начинают применяться положения Конвенции, а именно, как ожидается, — до 01.01.2014 г.

Основные изменения при применении положений Конвенции вместо положений Соглашения бывшего СССР

Положениями Соглашения бывшего СССР пассивные доходы (дивиденды, проценты, роялти), а также доходы от отчуждения имущества, получаемые резидентами Кипра из источников в Украине, освобождены от налогообложения в Украине.

Учитывая то, что Кипр — это страна с низким уровнем налоговых ставок, существует возможность проведения теневых схем предпринимательской деятельности через Кипр, используя преимущества указанного Соглашения, в целях минимизации налоговых обязательств, что отрицательно влияет на уровень поступлений в Госбюджет Украины.

Положениями новой Конвенции вносятся существенные изменения в правила налогообложения пассивных доходов, получаемых из источников в Украине резидентом Кипра, который не осуществляет коммерческую деятельность в Украине через постоянное представительство.

Указанные виды доходов в соответствии с положениями Конвенции не будут освобождаться от налогообложения в Украине, как было установлено Соглашением бывшего СССР, а будут облагаться налогом по определенным в Конвенции ставкам налогообложения. Кроме того, в отличие от Соглашения бывшего СССР Конвенцией прямо определено, что только фактический собственник таких доходов имеет право на налогообложение по сниженным ставкам, установленным Конвенцией.

Что касается налогообложения пассивных доходов, получаемых из источников в Украине резидентом Кипра, не осуществляющим коммерческую деятельность в Украине через постоянное представительство, то Конвенцией не предоставляется исключительное право налогообложения таких видов дохода стране — источнику дохода или стране — резиденции получателя дохода. Право на налогообложение такого дохода имеют обе страны, но право страны — источника дохода ограниченно определенной ставкой налогообложения, установленной в соответствующих статьях Конвенции.

Ставки налогообложения пассивных доходов в соответствии с Конвенцией

Дивиденды. Согласно положениям ст. 10 Конвенции ставка налога с дивидендов равна 15% общей суммы дивидендов. Однако если дивиденды уплачивает компания, являющаяся резидентом Украины, а получает дивиденды лицо, являющееся их фактическим собственником и резидентом Кипра, то налог, взимаемый в Украине, не должен превышать 5% общей суммы дивидендов, если фактический собственник дивидендов владеет не менее 20% капитала компании, уплачивающей дивиденды, или инвестировал в приобретение акций или других прав компании в эквиваленте не менее 100 000 евро.

Термин «дивиденды» для целей Конвенции означает доход от акций или других прав, которые не являются долговыми требованиями, дающими право на участие в прибыли, а также доход от других корпоративных прав, подлежащий такому же налогообложению, как доход от акций в соответствии с законодательством того Государства, резидентом которого является компания, распределяющая прибыль.

Проценты. Согласно ст. 11 Конвенции налогообложение процентов, возникающих в Украине и уплачиваемых фактическому собственнику процентов — резиденту Кипра, ограничивается в Украине ставкой 2% общей суммы процентов.

Несмотря на предыдущее положение, будут освобождаться от налогообложения в Украине проценты, возникающие в Украине, если они получаются и действительно принадлежат Правительству Кипра или его административно-территориальной единице, или какому-либо агентству, или с помощью это Правительства или единицы.

Кроме того, проценты, которые будут возникать в Украине и уплачиваться и принадлежать резиденту Кипра, освобождаются от налогообложения в Украине, если они уплачены относительно ссуды (предоставленной, гарантированной или застрахованной) или какого-либо другого долгового требования, либо кредита, гарантированного или застрахованного от имени Кипра уполномоченным на то органом.

Термин «проценты» в случае использования в этой статье означает доход от долговых требований любого вида независимо от ипотечного обеспечения и владения правом на участие в прибылях должника, в частности доход от правительственных ценных бумаг и доход от облигаций или долговых обязательств, в том числе премии и вознаграждения, уплачиваемые по таким ценным бумагам, облигациям и долговым обязательствам.

Роялти. Налогообложение в Украине доходов в виде роялти, которые будут возникать в Украине и уплачиваться резиденту Кипра, являющемуся фактическим собственником таких роялти, в соответствии с положениями ст. 12 Конвенции ограничено ставкой 10% общей суммы роялти.

Однако при уплате роялти относительно каких-либо авторских прав на научные произведения, какого-либо патента, торговой марки, тайной формулы, процесса или информации о промышленном, коммерческом или научном опыте, налог, который будет взиматься таким образом, не должен превышать 5% общей суммы роялти.

Термин «роялти» для целей Конвенции означает платежи любого вида, получаемые в качестве вознаграждения за пользование или за предоставление права пользования каким-либо авторским правом на литературные произведения, произведения искусства или науки (в том числе кинематографические фильмы и фильмы или пленки, используемые для телевидения или радиовещания), компьютерные программы, каким-либо патентом, торговой маркой, дизайном или моделью, планом, тайной формулой или процессом, или за пользование либо предоставление права на пользование промышленным, коммерческим или научным оборудованием, или за информацию (ноу-хау) о промышленном, коммерческом либо научном опыте.

Вышеуказанные положения относительно налогообложения дивидендов, процентов и роялти по льготным ставкам не будут применяться в Украине, если фактический собственник таких доходов является резидентом Кипра, но осуществляет свою деятельность в Украине через постоянное представительство, и холдинг, относительно которого уплачиваются дивиденды, или долговое требование, на основании которого уплачиваются проценты, или право либо имущество, относительно которого уплачиваются роялти, действительно принадлежат этому постоянному представительству. В таком случае эти виды прибыли считаются прибылью, полученной через постоянное представительство.

Изменения положений относительно обмена информацией между компетентными органами

Конвенцией вводится расширение возможности обмена информацией между компетентными органами Украины и Кипра о налогах любого вида. При этом в соответствии с положениями ст. 24 Конвенции Договорное Государство, которому направляется запрос о получении информации, не может отказаться от предоставления информации исключительно по той причине, что такая информация не нужна ему для собственных налоговых целей, или ссылаясь исключительно на то, что информация принадлежит банку, другому финансовому учреждению, предназначенному лицу или лицу, действующему в качестве агента или доверенного лица, или потому, что она касается имущественных долей лица.

Изменения в налогообложении по Конвенции

В Конвенции более подробно рассматриваются правила налогообложения в разрезе отдельных видов доходов. Например, в Соглашении бывшего СССР только одна статья посвящена доходам физических лиц. В Конвенции отдельно рассматриваются доходы от работы по найму (ст. 14), директорские гонорары (ст. 15), доходы артистов и спортсменов (ст. 16), доходы студентов (ст. 19), пенсии (ст. 17).

Конвенция содержит более расширенный по сравнению с Соглашением перечень общих определений (ст. 3), в ней более подробно дано определение термина «постоянное представительство» (ст. 5), конкретизирован термин «резидент Договорного Государства» (ст. 4), определен термин «недвижимое имущество» (ст. 6).

Кроме того, Конвенция дополнена статьями, рассматривающими вопросы, которые не были охвачены Соглашением. Например, в ст. 9 «Ассоциированные предприятия» рассматриваются положения, которыми устанавливается рыночный принцип, отраженный в национальных правилах относительно трансфертного ценообразования. Этой статьей предусматривается, что если связанные предприятия привлечены к международной транзакции на условиях, не соответствующих рыночному принципу, то Договорное Государство имеет право внести соответствующие корректировки в размер налогооблагаемого дохода и налоговых обязательств таких связанных предприятий для того, чтобы отразить, каким бы мог быть размер дохода и налога таких предприятий относительно такой транзакции, если бы отношения между ними соответствовали рыночному принципу.

Также в Соглашении бывшего СССР отсутствовала статья «Устранение двойного налогообложения» (ст. 21 Конвенции), положениями которой устанавливается, что если резидент Договорного Государства получает доход, который согласно положениям этой Конвенции может облагаться налогом в другом Договорном Государстве, то первое упомянутое Государство разрешит вычесть из налога на доход этого резидента сумму, которая равна сумме налога на доход, уплаченной в этом другом Государстве. Такие вычитания в любом случае не должны превышать часть налога с дохода, рассчитанную до предоставления вычитания относительно дохода, который может облагаться налогом в этом другом Государстве.

Конвенцией устанавливаются некоторые изменения по сравнению с Соглашением относительно правил создания постоянного представительства и определения его прибыли. Например, в Конвенции, равно как и в Соглашении, строительно-монтажные работы и связанная с ними наблюдательная деятельность, осуществляемые в течение периода, не превышающего 12 месяцев, не создают постоянное представительство. Однако в Конвенции по сравнению с Соглашением отсутствует положение о возможности продления 12-месячного срока в случае, если указанные работы осуществляются по программам межправительственного сотрудничества.

Также в Конвенции по сравнению с Соглашением расширен перечень доходов, относящихся к доходам от международных перевозок. Так, для целей Конвенции прибыли от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках включают прибыли, полученные от сдачи в аренду морских или воздушных судов на полной основе и судов без экипажа, а также от использования, содержания или сдачи в аренду контейнеров (в том числе трейлеров, барж и сопутствующего оборудования для транспортировки контейнеров), если такая аренда является побочной к деятельности по международным перевозкам.

В целом ожидается, что изменения относительно налогообложения доходов в двусторонних украинско-кипрских экономических отношениях, установленные Конвенцией, положительно повлияют на уровень поступлений в Госбюджет Украины и будут способствовать избежанию применения теневых схем для минимизации налоговых обязательств с использованием Кипра.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42