Статьи

Таксисты — в ожидании перемен

Во время путешествия по Западной Украине мне посчастливилось побывать в г. Долине — живописном райцентре на Прикарпатье. Сойдя рано утром с киевского поезда, решил воспользоваться такси, чтобы поскорее добраться до места назначения. А так как не знал ни одного телефонного номера службы, решил ловить машину, «голосуя». Каково же было мое удивление, когда на вопрос о стоимости поездки таксист ответил: «Едем по счетчику». О, так здесь — почти как в Европе! В Киеве услышать эту фразу нереально: если, допустим, нанимаете такси не по вызову, водители, как правило, называют стоимость поездки на свое усмотрение. Однако в ближайшее время ситуация может измениться и таксометры станут обычным явлением, ведь устанавливать их обяжут каждого водителя на законодательном уровне. Но уже сейчас такие нововведения нравятся далеко не всем.

Правительство хочет упорядочить ситуацию на рынке таксомоторов. И не удивительно, ведь из более 220 тыс. такси в Украине всего 51 тыс. (то есть 23%) работают легально, имея лицензионные карточки. Остальные фактически находятся в «тени», причем это касается не только «грачующих». Даже если у водителя есть в автомобиле рация, на крыше — фонарь с «шашечками», в кармане — договор с диспетчерской службой, но нет лицензии, он все равно считается нелегалом. Поэтому 20 млрд. грн., по сути, не попали в госбюджет.

Стараясь исправить такое положение, Мининфраструктуры Украины подготовило проект закона «О перевозках на такси». Таким образом, сферу автоперевозок ожидают кардинальные изменения. Прежде всего лицензию планируют заменить разрешением, которое будет гарантировать возможность заниматься перевозками в пределах определенной административно-территориальной единицы. Конечно, таксист будет иметь право везти пассажиров за ее пределы, но искать клиентов в чужом районе ему нельзя. Для примера, столичным таксистам позволят транспортировать пассажиров в города Бровары или Вышгород, но запретят брать их в этих пригородах на обратном пути. Тарифы на перевозку в пределах одного региона станут едиными для всех, чтобы не было завышения и занижения цен.

Аналогичные разрешения разработаны и для информационно-диспетчерских служб такси. Каждый субъект, уже имеющий лицензию, сможет получить новое разрешение бесплатно, другие же должны будут приобрести его. Сначала стоимость установят на уровне одной минимальной зарплаты, однако через год увеличат ее в 10 раз, а через два года — в 50 раз. В этом нет ничего необычного, ведь такая практика распространена в большинстве развитых стран мира.

Еще одна цель законопроекта — улучшить качество перевозок, вывести их на новый уровень, сделать более комфортными и безопасными. Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда по вызову приезжал автомобиль, мягко говоря, не очень привлекательный: старый, грязный, неухоженный, очень изношенный, одним словом, такой, что в него страшно садиться, потому что вот-вот на ходу развалится. Если такси со счетчиками хотя бы иногда попадаются, то найти машину с терминалом для банковских карточек очень сложно. После вступления в силу вышеуказанного закона такое оборудование станет обязательным атрибутом. А еще каждый автомобиль будет иметь распознавательные знаки, информацию о тарифе на боковом стекле и данные о водителе — на лобовом. Возраст транспортных средств не должен превышать 3 — 5 лет. В пределах одной административно-территориальной единицы все таксомоторы должны быть одного цвета. Усилят и требования к самим водителям: им запретят курить, разговаривать по мобильному телефону за рулем во время движения, то есть на рабочем месте.

«Мы бы хотели видеть в одном городе автомобили одного типа и цвета с системой безналичного расчета и обязательно — таксометр», — подчеркнул, комментируя проект закона, первый заместитель министра инфраструктуры Константин Ефименко.

Конечно, такие нововведения не всем нравятся, найдется немало таксистов, которые будут пытаться всячески обойти букву закона. Для таких нарушителей предусмотрены штрафные санкции. Например, за отсутствие разрешения на работу придется уплатить 500 не облагаемых налогом минимумов (8500 грн.), а в дальнейшем возможна и конфискация авто. Таксисты, которые будут работать без счетчиков, рискуют отдать государству 100 не облагаемых налогом минимумов (1700 грн.). А диспетчерские службы, сотрудничающие с нелегалами, понесут более суровое наказание — 1000 не облагаемых налогом минимумов (17 000 грн.).

Конечно, любые нововведения вызывают у определенной категории людей сопротивление. Не все таксисты в восторге от такой перспективы, и у реформы, которая только начинается, нашлись противники. В последнее время состоялся ряд акций протеста таксистов, которых не устраивают отдельные положения законопроекта. Ничего удивительного в этом нет, ведь новые требования и современное оборудование требуют дополнительных расходов, что приведет к уменьшению заработка. К тому же оппонентов правительства пугает возможность монополизации рынка посредниками.

«В проекте закона не прописаны нормы, контролирующие техническое состояние автомобилей, медицинское состояние водителей, нет контроля на дороге, — рассказывает сопредседатель общественной организации «Такси столицы» Денис Садоха. — Все эти полномочия переданы коммерческим предприятиям в виде контрольно-диспетчерских служб. Нас это не устраивает, главным на рынке должен быть перевозчик. Он обязан нести ответственность перед пассажиром, то есть клиентом».

В целом все соглашаются, что изменения в сфере перевозок на такси назрели уже давно. Стороны также единогласны, что, скорее всего, новые правила игры приведут к увеличению стоимости перевозок. Все-таки качественное дешевым не бывает, поэтому следует ожидать недовольства потребителей — пассажиров.

Василий РЖИМ, директор службы такси в г. Долине Ивано-Франковской области:

«С момента создания нашей службы такси мы решили оборудовать все автомобили счетчиками. В то время в г. Долине работало восемь служб такси, и все ездили, как попало. Но мы же работаем прежде всего для людей и стремимся к тому, чтобы наши клиенты не боялись и доверяли нам. Пассажиры хотят видеть стабильность и честность нашей работы, хотят быть уверенными, что мы их не подведем. И мы стараемся оправдать их ожидания. Скажем, если кто-то из клиентов забыл в машине личные вещи, он может не переживать, ведь ему их обязательно вернут. Рад, что наш профессионализм достойно оценили, и к нам часто обращаются.

Что касается таксометров, то они не очень популярны среди служб такси. Далеко не на каждой станции технического обслуживания их устанавливают. Нам приходится преодолевать по 100 км, чтобы оборудовать автомобиль счетчиком. Не менее важен и контроль, поэтому еженедельно мы проверяем таксометры, регулируем и калибруем их.

Думаю, что реформа в сфере назрела, но к ней нужно подходить осторожно, взвешенно, не допуская монополизации рынка. Со временем разрешение заниматься перевозками пассажиров подорожает и станет доступным далеко не каждому. Следует также помнить, что часто таксистами становятся те, кто потерял работу, и перевозка пассажиров для них — единственный заработок»


Тарас АНДРИЕВСКИЙ

«Горячие линии»

Дата: 19 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42