Интервью

Граждане должны ощутить все преимущества государственных сервисов

Председатель Государственной регистрационной службы Украины Дмитрий ВОРОНАКачественные, удобные и доступные услуги для гражданпод таким лозунгом работают государственные регистраторы. Хотите знать, как увеличить объемы услуг в 10 раз, не тратя ни копейки из бюджета? Тогда это интервью, которым мы начинаем ряд диалогов с руководителями органов власти,для вас.
О законодательных новациях и стратегических направлениях работы рассказывает председатель Государственной регистрационной службы Украины Дмитрий ВОРОНА.


В.Дмитрий Николаевич, как известно, с 1 июля 2013 года Укргосреестру переданы функции регистрации юридических лиц и физических лицпредпринимателей. Какие успехи уже есть?

Д. Н. — Главный наш успех заключается в том, что мы обеспечили безболезненный переход системы от местных органов власти к Укргосреестру. И это стало незаметным событием в жизни нашего государства — ни каких-либо скандалов, ни каких-либо проблем не возникло. Сегодня мы уже констатируем: с переходом мы справились удачно, то есть задача, поставленная на данном этапе, выполнена.

Сейчас наша служба работает над введением единых государственных стандартов предоставления услуг. Это то, чего не было. Раньше каждый городской совет устанавливал свои правила, и случалось, что люди жаловались на качество предоставления услуг в процессе регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей за счет взимания дополнительных платежей, лишней бумажной волокиты и т. п.

В.Сейчас стал модным тренд электронизации отношений между органами власти и гражданами. Что в этом направлении делается в регистрационной службе?

Д. Н. — Во-первых, осуществлять визит в Укргосреестр для регистрации бизнеса уже не обязательно. Это можно сделать через Интернет. Достаточно представить нам все необходимые документы, удостоверенные электронной цифровой подписью, и также в режиме онлайн получить ответ.

Во-вторых, все крупные офисы, в которых предоставляются услуги регистраторов, находятся будто на ладони у наших клиентов. Проследить, открыты мы или закрыты, есть ли очереди, можно непосредственно на нашем веб-сайте, перейдя по ссылке на веб-камеры органов Укргосреестра. Это реально работает.

Следующий шаг, который мы делаем, — внедрение электронных систем управления очередью, и мы надеемся, что это воплотится до конца года.

Записаться к нам на прием можно и через Интернет, выбрав эту услугу на сайте. В таком случае вам будет четко определено время, когда вас будут ждать.

В.Какие еще электронные сервисы планируете внедрять?

Д. Н. — Мы будем распространять те сервисы, которые сегодня существуют. Также развиваем консультирование не только по телефону, но и в Skype. На него приходится уже половина общего количества консультаций. Кроме того, мы хотим ввести смс-рассылку, чтобы сообщать людям, которые этого желают, о результатах рассмотрения их обращений. Что касается прогнозов, то ожидаем, что сможем охватить электронными сервисами все наши услуги, чтобы граждане убедились: Укргосреестр выходит на прозрачный и комфортный уровень сотрудничества.

В.Как происходит наполнение Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество и как осуществляется передача данных от БТИ Укргосреестру?

Д. Н. — Передача данных от БТИ пока не осуществляется, потому что не установлен правовой режим их архивов. Сейчас в Верховной Раде Украины находится законопроект, по которому вся эта информация будет признаваться собственностью государства и передаваться Укргосреестру.

Наполнение реестра вещных прав на недвижимое имущество проходит абсолютно нормально, так, как и должно быть. Мы действуем по заявительному принципу: человек к нам обращается, мы выполняем все необходимые функции. Причем теперь в Укргосреестр приходит значительно меньше людей, потому что есть еще нотариусы, также являющиеся государственными регистраторами.

Регистрацию недвижимости мы делим на два подвида. Первичную и так называемую проблемную регистрацию проводит Укргосреестр, а все, что касается вторичного рынка и перерегистрации, — нотариусы. Сейчас 40% дел обрабатывают нотариусы и 60% — мы. До конца года, по нашим подсчетам, соотношение будет 60% на 40% в пользу нотариусов. Это то, чего мы хотим достичь.

В.Ожидается, что с нового года предоставлять услуги регистраторов смогут и нотариусы. На какой стадии воплощение в жизнь этой инициативы Минюста?

Д. Н. — Нотариусы будут заниматься этим с нового года. Имеем поддержку со стороны как правительства, так и руководства Верховной Рады Украины. Законопроект, который даст право нотариусам регистрировать бизнес, является очень прогрессивным. Он позволит нашим гражданам ощутить все преимущества государственных сервисов. Надеемся, документ будет поддержан всеми народными депутатами, большинство из которых уже высказались за его появление.

Сейчас законопроект согласован с профильными министерствами и ведомствами, он находится на рассмотрении Кабинета Министров Украины и в скором времени будет передан в парламент.

В.Какие сферы деятельности являются самыми распространенными среди желающих открыть бизнес?

Д. Н. — Больше всего бизнесменов регистрируется в сфере ІТ. Но здесь сложно говорить о каких-то тенденциях. Перечень видов деятельности, приведенный в типовом уставе, помещен на четырех страницах. А новосозданный предприниматель может оказаться мастером на все руки, то есть заниматься сразу несколькими, а то и многими видами деятельности.

В.Какие основания обычно заставляют Ваших подчиненных отвечать отказом в регистрации вещных прав на недвижимое имущество, юридических лиц и физических лицпредпринимателей, актов гражданского состояния, печатных СМИ и информационных агентств?

Д. Н. — Исключительно законные. Если речь идет о регистрации вещных прав на недвижимое имущество, то часто поводом для отказа становится неполный или ненадлежаще оформленный пакет документов. Например, гражданин пришел к нам с намерением зарегистрировать дом, однако не может, потому что не имеет права собственности на земельный участок. Это — наиболее распространенная ситуация. Отказываем также из-за корпоративных споров, происходящих постоянно, или вообще из-за отсутствия документов о праве собственности. Бывают еще ситуации, когда имеются два-три решения суда об одном и том же и не понятно, какое из них выполнять.

В целом по стране мы отвечаем отказом где-то в 2,5% обращений. Такая доля относительно 100 обращений — не много, а вот относительно почти 3 млн., рассмотренных нами за январь — август текущего года только по вопросам регистрации недвижимости, — это уже немало. Жаль, что люди, которым отказано, выходят недовольными и у них формируется отрицательное мнение о работе властных структур.

Я не утверждаю, что у нас идеальная служба. И нельзя за месяц научить работать в новом формате регистраторов, присоединившихся к нам в процессе реформы, — тех же бывших работников БТИ или исполкомов. Но мы стараемся внедрять такие сервисы, которые бы дистанционировали людей от принятия чиновниками решений на свое усмотрение.

В.Среди соотечественников бытует мнение, что не так сложно открыть собственное дело, как прекратить предпринимательскую деятельность. Что делается для устранения этой диспропорции?

Д. Н. — Это как раз вопрос прежде всего к налоговым органам — чтобы они быстрее проводили проверки. Регистратору для закрытия предприятия нужен один день, однако для этого также требуется справка от налоговой о том, что проверка состоялась. Мы инициировали законопроект, по которому государственные регистраторы смогут прекращать деятельность предпринимателей по их заявлению. Они еще должны будут пройти все проверки в налоговой, но будет считаться, что бизнес ликвидирован. Надеемся, что народные избранники нас поддержат.

В.Предприниматели часто жалуются на такое формальное препятствие в их деятельности, как справка статистики. Такой документ теоретически не должен влиять на хозяйственную деятельность предприятий, однако на практике он служит ориентиром в определенных административно-хозяйственных отношениях. Не планируете ли Вы как-то повлиять на решение этой проблемы и придать большую силу извлечениям (выпискам) из реестра, где могли бы указываться 1015 видов деятельности а не 5 основных, как в справке?

Д. Н. — По моему мнению, мы должны просто вычеркнуть виды деятельности из всего документооборота. При наступлении определенных ситуаций, например если бизнесмен претендует на льготу, он должен доказать, что занимается конкретным видом деятельности. А в том, чтобы просто переводить бумагу на указание 5 или 15 видов деятельности, особого смысла я не вижу. Никто сегодня справку статистики не проверяет. Никаких факторов, влияющих на то, занимаешься ты этими видами деятельности, или нет, нету. Есть уставные виды деятельности, но и там может быть не учтен ряд позиций, порожденных развитием современных технологий.

Как по мне, информацию в справках и само их количество необходимо свести к минимуму. Вместо этого следует создать открытую базу данных на сайте Госстата Украины, чтобы, пользуясь ею, каждый смог принять решение о том, следует ли сотрудничать с тем или иным контрагентом. Вообще все реестры по возможности надо открыть и предоставить к ним доступ как гражданам, так и работникам государственных органов.

В.Вскоре планируется ввести регистрацию субъектов хозяйствования через отделения УГППС «Укрпошта». Как это технически будет происходить?

Д. Н. — Очень просто. Дело в том, что при отсутствии электронного документооборота в нашем государстве мы начали искать альтернативу. И увидели ее в Укрпоште, поскольку она является профессиональным оператором почтовой связи. Как это будет выглядеть? Например, вы проживаете в сельской местности и захотели зарегистрировать бизнес. В таком случае даже не придется ехать в райцентр. Необходимо только прийти на почту с документами. Операционист почты будет нести ответственность за выполнение трех функций: идентификацию лица, принятие документов и отправку их в ближайший орган регистрационной службы. Ответ также придет через почту. И будет стоить такая услуга, скажем, 6 грн. — значительно меньше, чем вы бы израсходовали на проезд в обе стороны. А в населенных пунктах подразделения Укрпошты расположены так, что расстояние до ближайшего отделения небольшое.

Обучение работников Укрпошты уже идет. Вскоре состоится торжественное подписание Регламента предоставления услуг, а с 1 ноября 2013 года система заработает.

Таким образом, с 1 января 2014 года мы без траты государственных средств увеличиваем нашу сеть в 10 раз. Сегодня у подразделений Укргосреестра — 2 тысячи помещений, в которых предоставляются услуги, а вместе с отделениями Укрпошты и нотариусами будет 22 тысячи. 

В.Будет ли контролироваться уровень платы за услуги, предоставляемые нотариусами?

Д. Н. — На те услуги, которые нотариусы будут предоставлять с 1 января — регистрация/ликвидация бизнеса и выдача извлечений из реестров, — мы хотим установить предельные цены, которые были бы равны, скажем, размеру государственной пошлины. Если зарегистрировать предприятие стоит 170 грн., то еще 170 грн. — не больше — нужно будет отдать нотариусу. Нотариусов в Украине насчитывается 1340 государственных и около 5,5 тысяч частных. Выбирать же, чьими услугами пользоваться, — гражданам.

В.Недавно Вы открыли страницу в Фейсбуке для личного общения с гражданами. С какими вопросами и предложениями они обращаются чаще всего?

Д. Н. — Открыл — и вызвал огонь на себя, поскольку сначала были негативные отклики о деятельности службы. Но уже начали писать и «спасибо». Обращаются и с бытовыми вопросами, и по поводу записи на прием. Как-то написали даже работники одного из наших подразделений — пожаловались на отсутствие премии. То есть страница в Фейсбуке — дискуссионная площадка абсолютно для всех. Конечно, стараюсь с гражданами общаться лично и в основном так и делаю, но там, где есть потребность в подробной консультации, ответы дают наши специалисты.

Сейчас аналогичные страницы открыли руководители органов Укргосреестра на областном уровне, и мы начали переадресовывать туда людей. Ведь если проблему можно решить на местном уровне, то, очевидно, именно так лучше и сделать. Будет и быстрее, и эффективнее.

Главное — мы хотим быть открытыми для прямого общения, чувствовать пульс. Когда этого нет, теряешь контроль над ситуацией.

В.По каким основным направлениям движется служба?

Д. Н. — Наша главная задача — прозрачность, комфорт и надежность для граждан. Я всем подчиненным стараюсь объяснить, что наша служба — для граждан, а не наоборот, ведь мы призваны обеспечивать для них сервис, а не что-то требовать.

Что мы делаем сегодня и что мы анонсируем? Как я уже отметил, мы сосредоточились на сотрудничестве с Укрпоштой и выполнении нотариусами новых функций. Это два стратегических направления. При этом технику для налаживания электронных очередей и систему сканирования закупаем, законодательство совершенствуем, передачу архивов из БТИ отрабатываем.

По РАГСам завершаем внедрение системы записи на прием с помощью Интернета.

В.А аннулировать заявку можно, если потенциальные супруги поссорились?

Д. Н. — Нет. Мы за граждан, за институт семьи и в таких делах, как развод, не хотим быть помощниками.

В.Чего ожидать субъектам предпринимательской деятельности от Госреестра в глобальном масштабе?

Д. Н. — Сейчас сложно прогнозировать даже то, как служба будет развиваться в следующем году, потому что существует проблема роста. Мы вырастем сразу в 10 раз, а это любому организму очень тяжело пережить. Укргосреестр — не исключение. И что именно нас будет лихорадить, на каких участках работы обнаружатся узкие места, пока неизвестно. И все же часть вероятных просчетов мы уже видим и нивелируем, максимально сосредоточивая на этом усилия.


Беседовали Петр КРИЧУН
и Ольга ГЕРМАНОВА

«Горячие линии»

Дата: 3 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42