Інші податки

Документальное подтверждение задекларированных налогоплательщиками показателей налоговой отчетности

Одним из важных достижений Налогового кодекса является законодательное урегулирование порядка предоставления налогоплательщиками документального подтверждения задекларированных показателей налоговой отчетности при проведении налоговыми органами проверок.

Органами ГНС при проведении проверок плательщиков осуществляются сбор, обработка и аккумулирование фактических данных по объемам доходов, расходам налогоплательщика, определению других показателей налоговых деклараций (отчетов), начислению и уплате налогов (сборов), накапливаемых в материалах проверки, формируются оценка и обоснование заключений, отражающих состояние выполнения плательщиком обязательств перед государством.

Вместе с тем Налоговым кодексом четко определены основания для заключений при проведении проверок и требования относительно подтверждения данных, определенных в налоговой отчетности.

Так, согласно ст. 83 Налогового кодекса для должностных лиц органов ГНС при проведении проверок основаниями для заключений являются:

  • документы, определенные этим Кодексом;
  • налоговая информация;
  • экспертные заключения;
  • судебные решения;
  • другие материалы, полученные в порядке и способом, предусмотренными Налоговым кодексом или другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на органы ГНС.

Следует отметить, что в настоящее время Налоговым кодексом четко установлен перечень документов, необходимых для их ведения в целях налогообложения. Так, согласно п. 44.1 ст. 44 Кодекса для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

При этом налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенных абзацем первым п. 44.1 ст. 44 Кодекса.

Срок хранения первичных и обработанных документов, регистров и отчетности установлен п. 44.3 этой статьи, согласно которому налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных п. 44.1 ст. 44 Налогового кодекса, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а при ее непредставлении — с предусмотренного этим Кодексом предельного срока представления такой отчетности.

При ликвидации налогоплательщика документы, определенные в п. 44.1 ст. 44 Налогового кодекса, за период деятельности плательщика не менее 1095 дней, предшествовавших дате его ликвидации, в установленном законодательством порядке передаются в архив.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона о бухучете ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не меньше трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием согласно законодательству и учредительным документам. 

При этом сроки хранения первичных документов, документов налоговой отчетности и другой документации, которые создаются в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других учреждений, организаций и предприятий, также определены в Перечне № 41.

Согласно п. 2.9 этого Перечня исчисление сроков хранения документов в общем случае осуществляется с 1 января года, следующего за годом их составления.

Например, исчисление срока хранения документов, датированных 2007 г., начинается с 1 января 2008 г. И если срок хранения такого документа составляет, например, три года, то он истекает 1 января 2011 г.

Большинство документов, которые субъект хозяйствования использует в хозяйственной деятельности, имеют срок хранения три года. Но есть и исключения. Сроки хранения некоторых документов составляют и пять лет, и 75 лет (например, это ведомости для начисления зарплаты).

Следует отметить, что согласно части первой Перечня № 41 первичные документы и приложения к ним, фиксирующие факт выполнения хозяйственных операций и являющиеся основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета и налоговых записях, учетные регистры (главная книга, журналы, разрабатываемые таблицы и др.) хранятся три года при условии завершения проверки государственными налоговыми органами по вопросам соблюдения налогового законодательства, а для бюджетных учреждений, организаций и для хозрасчетных предприятий и организаций, находящихся в сфере управления министерств, других центральных органов исполнительной власти, — ревизии, а при возникновении споров, следственных и судебных дел — хранятся до принятия окончательного решения.

В соответствии с п. 85.2 ст. 85 Налогового кодекса запрещается истребование документов от налогоплательщика любыми должностными лицами органов ГНС в случаях, не предусмотренных этим Кодексом.

При этом налогоплательщик обязан представить должностным (служебным) лицам органов ГНС в полном объеме все документы, относящиеся к предмету проверки или связанные с ним. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки.

Вместе с тем крупный налогоплательщик обязан также представить в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц копии документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов (если такие документы создаются им в электронной форме), не позднее рабочего дня, следующего за днем начала документальной выездной плановой, внеплановой проверки, документальной невыездной проверки.

Налоговым кодексом также предусмотрено, что при проведении проверок должностные лица органа ГНС имеют право получать у налогоплательщиков надлежащим образом заверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, свидетельствующих об утаивании (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, сборов (обязательных платежей), нарушении требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС.

Запрещается изъятие оригиналов первичных бухгалтерских документов за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Согласно п. 44.5 ст. 44 Налогового кодекса в случае утери, повреждения или досрочного уничтожения документов налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня такого события письменно уведомить орган ГНС по месту учета. Налогоплательщик обязан восстановить утерянные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем поступления такого уведомления. В случае невозможности проведения проверки плательщика из-за утери (повреждения) документов сроки проведения таких проверок переносятся до даты восстановления и представления документов для проверки в пределах вышеуказанного срока.

В случае если должностное лицо контролирующего органа, осуществляющее проверку, отказывается по каким-либо причинам от учета документов, представленных налогоплательщиком при проведении проверки, плательщик имеет право до окончания проверки направить письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения или представить непосредственно в контролирующий орган, назначивший проведение проверки, копии таких документов (удостоверенные печатью налогоплательщика (при наличии печати) и подписью налогоплательщика — физического лица или должностного лица налогоплательщика — юридического лица). В течение трех рабочих дней со дня получения акта проверки налогоплательщик имеет право представить в контролирующий орган, назначивший проверку, документы, определенные в акте проверки как отсутствующие (п. 44.7 ст. 44 Налогового кодекса).

Также следует отметить, что Кодексом четко урегулированы порядок получения первичных документов, учетных и других регистров, финансовой и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выполнение требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, от правоохранительных органов, которые были ими изъяты до начала или во время проведения проверки.

Такие копии, заверенные печатью и подписями должностных лиц правоохранительных и других органов, которыми было осуществлено изъятие оригиналов документов или был обеспечен доступ к проверке изъятых документов, должны быть представлены в течение трех рабочих дней со дня получения письменного запроса контролирующего органа.

В этом случае сроки проведения проверки, в том числе начатой, переносятся до даты получения указанных копий документов или обеспечения доступа к ним.

Таким образом, имеем сбалансированные нормы Налогового кодекса, устанавливающие порядок представления плательщиком и получения налоговыми органами документов при проведении проверок, а также позволяющие в полной мере реализовать права налогоплательщиков на подтверждение задекларированных показателей.

«Горячии линии»

Дата: 8 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00