Єдиный налог

Упрощенная система налогообложения для юридических лиц

Одним из направлений стимулирования развития малого предпринимательства в Украине является усовершенствование упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Развитие указанного сегмента влияет на расширение спроса на продукцию отечественного товаропроизводителя, активизацию внутреннего рынка товаров и услуг, создание новых рабочих мест, что, в свою очередь, будет способствовать росту налоговых поступлений в государственный и местные бюджеты вследствие расширения круга платежеспособных лиц.


Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (далее — упрощенная система налогообложения) дает субъекту хозяйствования ряд преимуществ:

  • упрощение процедуры и порядка регистрации плательщика налога (субъекты хозяйствования имеют право перейти на уплату единого налога с начала года или отчетного квартала при соблюдении требований, установленных Налоговым кодексом);
  • значительное упрощение процедуры исчисления объекта налогообложения для определения сумм единого налога;
  • освобождение от уплаты ряда налогов и сборов, что в свою очередь позволяет субъектам хозяйствования заполнять и представлять только один раз в квартал налоговую декларацию плательщика единого налога — юридического лица вместо различных форм налоговой отчетности по налогам и сборам, которые не взимаются с плательщиков единого налога; 
  • упрощение ведения бухгалтерского учета и форм финансовой отчетности, предусмотренной положениями (стандартами) бухгалтерского учета;
  • предоставление права выбора по уплате НДС.

Последние изменения в применении упрощенной системы налогообложения

В январе 2013 г. вступил в силу Закон № 5503, которым внесен ряд изменений в Налоговый кодекс. Прежде всего изменена редакция пп. 293.3.2 п. 293.3 ст. 293 Кодекса, в которой ставки единого налога для плательщиков шестой группы снижены с 7 (при уплате НДС) и 10% дохода (при включении НДС в состав единого налога) до 5 и 7% дохода соответственно.

Также для вышеуказанной группы плательщиков единого налога снято ограничение по максимальному количеству наемных работников (п. 291.4 ст. 291 Налогового кодекса).

Изменения затронули и способ подачи заявления для избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения. Согласно дополненному пп. 298.1.1 п. 298.1 ст. 298 Налогового кодекса заявление о применении упрощенной системы налогообложения подается в контролирующий орган одним из следующих способов (по выбору плательщика налога):

  • лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;
  • отправляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
  • средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условий регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

В частности, в заявлении необходимо указать не только избранную субъектом хозяйствования ставку единого налога, а также группу или изменение группы плательщика единого налога (пп. 6 п. 298.3 ст. 298 Налогового кодекса).

В свидетельстве плательщика единого налога также указывается группа плательщика (пп. 7 п. 299.11 ст. 299 Налогового кодекса).

Подраздел 10 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Законом № 5503 дополнен п. 16, согласно которому для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, с 01.01.2014 г. вводится новая форма налоговых проверокэлектронная проверка.

Основные положения Налогового кодекса по применению упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами хозяйствования — юридическими лицами представлены в таблице.

Критерий

Группа плательщиков единого налога юридических лиц

Четвертая группа

Шестая группа

Объем дохода за календарный год, дающий право на применение упрощенной системы

5 000 000 грн.

20 000 000 грн.

Использование труда наемных работников

Среднеучетное количество работников не превышает 50 человек

Среднеучетное количество работников не ограничено

Осуществляемые виды деятельности

Все, кроме тех, на которые не распространяется упрощенная система

Ограничения по применению упрощенной системы налогообложения

Деятельность по организации, проведению азартных игр; обмен иностранной валюты; производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях объемом до 20 л); добыча, производство, реализация драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе органогенного образования (кроме производства, поставки, продажи (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней); добыча, реализация полезных ископаемых, кроме реализации полезных ископаемых местного значения; деятельность в сфере финансового посредничества, кроме деятельности в сфере страхования, которая осуществляется страховыми агентами, определенными Законом № 85, сюрвейерами, аварийными комиссарами и аджастерами, определенными разделом III Налогового кодекса; деятельность по управлению предприятиями; деятельность по предоставлению услуг почты (кроме курьерской деятельности) и связи (кроме деятельности, не подлежащей лицензированию); деятельность по продаже предметов искусства и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата; деятельность по организации, проведению гастрольных мероприятий; не могут быть плательщиками единого налога страховые (перестраховые) брокеры, банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие финансовые учреждения, определенные законом; регистраторы ценных бумаг; субъекты хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность долей, принадлежащих юридическим лицам, которые не являются плательщиками единого налога, равна или превышает 25%; представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица, не являющегося плательщиком единого налога; юридические лица — нерезиденты; субъекты хозяйствования, которые на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога имеют налоговый долг, кроме безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств)

Форма расчетов за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги)

Исключительно в денежной форме (наличными и/или по безналичному расчету)

Ставки налога

3% дохода — при уплате НДС; 5% дохода — при включении НДС в состав единого налога

5% дохода — при уплате НДС; 7% дохода — при включении НДС в состав единого налога

Повышенные ставки налога

6 или 10%

10 или 14%

Условия применения повышенных ставок

К сумме превышения объема дохода, предусмотренного для четвертой и шестой групп плательщиков единого налога; к доходу, полученному при применении другого способа расчетов, нежели денежный; к доходу, полученному от осуществления видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения

Отчетный период

Квартал

Уплата налога

В течение 10 календарных дней после предельного срока представления налоговой декларации за налоговый (отчетный) квартал

Ведение учета и составление отчетности

Ведение учета по данным упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов

Применение РРО

Применяются

Освобождение от налогов и сборов

Налог на прибыль предприятий;
налог на добавленную стоимость по операциям поставки товаров, работ и услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, кроме налога на добавленную стоимость, который уплачивается юридическими лицами, избравшими соответствующую ставку единого налога, определенную Налоговым кодексом;
земельный налог, кроме земельного налога за земельные участки, не используемые для ведения хозяйственной деятельности;
сбор за ведение некоторых видов предпринимательской деятельности;
сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства

Действия при превышении максимального размера дохода

К сумме превышения применяют двойной размер ставок (6 или 10%) и в следующем налоговом (отчетном) квартале имеют право по поданному ими заявлению перейти на применение ставки единого налога, определенной для плательщиков налога шестой группы, или отказаться от применения упрощенной системы налогообложения в порядке, установленном Налоговым кодексом

К сумме превышения применяют двойной размер ставок (10 или 14%) с обязательным переходом со следующего налогового (отчетного) периода на уплату других налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом

Переход на упрощенную систему налогообложения

Путем подачи заявления в контролирующий орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего налогового (отчетного) периода

Срок действия свидетельства плательщика единого налога

Бессрочно

Отказ от упрощенной системы налогообложения

Путем подачи заявления в контролирующий орган не позднее чем за 10 календарных дней до начала нового налогового (отчетного) периода

 

Рассмотрим некоторые ситуации и вопросы, возникающие у налогоплательщиков об условиях и порядке перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, ограничениях по ее применению и определении дохода плательщика единого налога — юридического лица.

Переход на упрощенную систему налогообложения в течение отчетного года

Может ли общество с ограниченной ответственностью в течение отчетного года перейти на упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения установленных налоговым законодательством критериев для плательщиков единого налога?

Согласно п. 291.3 ст. 291 Налогового кодекса юридическое лицо может самостоятельно избрать упрощенную систему налогообложения, если такое лицо соответствует требованиям и регистрируется плательщиком единого налога в порядке, определенном главой 1 раздела XIV этого Кодекса.

В соответствии с пп. 298.1.4 п. 298.1 ст. 298 Налогового кодекса субъект хозяйствования, являющийся плательщиком других налогов и сборов, может принять решение о переходе на упрощенную систему налогообложения путем подачи заявления в контролирующий орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала. Такой субъект хозяйствования может осуществить переход на упрощенную систему налогообложения один раз в течение календарного года.

Переход на упрощенную систему налогообложения субъекта хозяйствования может быть осуществлен при условии, что в течение календарного года, предшествующего периоду перехода на упрощенную систему налогообложения, субъектом хозяйствования соблюдены требования, установленные п. 291.4 ст. 291 Налогового кодекса, относительно объема дохода в течение календарного года и среднеучетного количества работников.

Определение дохода за предыдущий календарный год

Юридическое лицо приняло решение о переходе на упрощенную систему налогообложения в составе четвертой группы без уплаты НДС. Нужно ли при определении объема дохода, дающего право субъекту хозяйствования зарегистрироваться плательщиком единого налога, и при заполнении расчета дохода за предыдущий календарный год учитывать сумму НДС?

Согласно п. 292.14 ст. 292 Налогового кодекса определение дохода осуществляется для целей обложения единым налогом и для предоставления права субъекту хозяйствования зарегистрироваться плательщиком единого налога и/или находиться на упрощенной системе налогообложения.

Расчет дохода за предыдущий календарный год, предшествующий году перехода на упрощенную систему налогообложения (далее — Расчет дохода), представляется по форме, утвержденной приказом № 1675.

Расчет дохода, который определяется с соблюдением требований, установленных главой 1 раздела XIV Налогового кодекса, прилагается к заявлению о переходе на упрощенную систему налогообложения.

При заполнении указанного Расчета доходы в денежной форме (наличные и/или по безналичному расчету) определяются с учетом пунктов 292.1 — 292.11 и 292.15 ст. 292 Налогового кодекса.

Подпунктом 292.11.1 п. 292.11 ст. 292 этой статьи установлено, что в состав дохода, определенного этой статьей, не включаются суммы НДС.

То есть субъект хозяйствования, принявший решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, в том числе без уплаты НДС, при определении дохода за предыдущий календарный год не включает в состав дохода суммы НДС при условии, что такое юридическое лицо было плательщиком НДС в периоде, за который определяется доход.

Заполнение Расчета дохода

Юридическое лицо в целях перехода на упрощенную систему налогообложения заполняет Расчет дохода. Пунктом 4 этого Расчета предусмотрено указание сведений о государственной регистрации в течение календарного года. В каком случае субъект хозяйствования проставляет отметку «первинна» или «повторна»?

При заполнении п. 4 Расчета дохода за предыдущий календарный год, в котором указываются сведения о государственной регистрации в течение календарного года, отметка напротив слова «первинна» проставляется в случае, если юридическим лицом в течение календарного года, предшествующего году избрания упрощенной системы налогообложения, не вносились изменения в записи Единого государственного реестра. Отметка напротив слова «повторна» проставляется в случае, если юридическим лицом в течение календарного года, предшествующего году избрания упрощенной системы налогообложения, вносились изменения в учредительные документы, подлежащие обязательной регистрации путем внесения изменений в записи Единого государственного реестра.

Изменение группы плательщика единого налога в течение отчетного года

Предприятие зарегистрировано плательщиком единого налога в составе четвертой группы. В следующем квартале планируется увеличение дохода. Можно ли осуществить переход из четвертой в шестую группу плательщика единого налога в течение отчетного года?

Согласно пп. 298.1.5 п. 298.1 ст. 298 Налогового кодекса при условии соблюдения плательщиком единого налога требований, установленных этим Кодексом для избранной им группы, такой плательщик может самостоятельно перейти на уплату единого налога, установленного для других групп плательщиков единого налога, путем подачи заявления в контролирующий орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего квартала.

Вместе с тем в соответствии с пп. 293.8.3 п. 293.8 ст. 293 Налогового кодекса плательщики единого налога четвертой группы, объем дохода которых превысил в налоговом (отчетном) периоде 5 000 000 грн., к сумме превышения применяют ставку единого налога в двойном размере ставок, определенных п. 293.3 ст. 293 этого Кодекса для четвертой группы.

Плательщик четвертой группы в следующем налоговом (отчетном) квартале имеет право согласно поданному им заявлению перейти на применение ставки единого налога, определенной для налогоплательщиков шестой группы, или отказаться от применения упрощенной системы налогообложения в порядке, установленном главой 1 раздела XIV Налогового кодекса.

Несоответствие требованиям организационно-правовых форм хозяйствования

У плательщика единого налога — юридического лица произошло перераспределение денежных средств, внесенных учредителями в уставный фонд, вследствие чего субъект хозяйствования утратил право находиться на упрощенной системе налогообложения. В какие сроки необходимо осуществить переход на уплату других налогов и сборов?

Подпунктом 298.2.3 п. 298.2 ст. 298 Налогового кодекса установлено, что юридические лица — плательщики единого налога обязаны перейти на уплату других налогов и сборов, определенных Налоговым кодексом, в случае несоответствия требованиям организационно-правовых форм хозяйствования — с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором состоялось изменение организационно-правовой формы.

Не могут быть плательщиками единого налога субъекты хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность долей, принадлежащих юридическим лицам, не являющимся плательщиками единого налога, равна или превышает 25% (пп. 291.5.5 п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса).

Учитывая изложенное, плательщик единого налога, у которого произошло перераспределение долей уставного капитала, вследствие чего субъект хозяйствования утратил право находиться на упрощенной системе налогообложения, обязан перейти на уплату других налогов и сборов с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором произошли изменения.

Для отказа от упрощенной системы налогообложения субъект хозяйствования должен подать в контролирующий орган заявление не позднее чем за 10 календарных дней до начала нового календарного квартала.

Аннулирование свидетельства плательщика налога на добавленную стоимость

Плательщику единого налога четвертой группы по ставке 3% (плательщик НДС) по решению контролирующего органа аннулировано свидетельство плательщика НДС. Заявление о переходе на ставку единого налога в размере 5% (без уплаты НДС) юридическим лицом в установленные нормами Налогового кодекса сроки не подано. На какой системе налогообложения будет находиться субъект хозяйствования при таких обстоятельствах?

Подпунктом 5 п. 293.8 ст. 293 Налогового кодекса определено, что при аннулировании регистрации плательщика НДС в порядке, установленном разделом V этого Кодекса, плательщики единого налога обязаны перейти на уплату единого налога по ставке в размере 5% (для плательщиков единого налога четвертой группы) или в размере 7% (для плательщиков единого налога шестой группы) либо отказаться от применения упрощенной системы налогообложения путем подачи заявления об изменении ставки единого налога или отказе от применения упрощенной системы налогообложения не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала, в котором осуществлено аннулирование регистрации плательщиком НДС.

В соответствии с пп. 298.2.1 п. 298.2 ст. 298 Налогового кодекса для отказа от упрощенной системы налогообложения субъект хозяйствования не позднее чем за 10 календарных дней до начала нового календарного квартала подает в контролирующий орган заявление.

Таким образом, плательщик единого налога четвертой группы со ставкой 3%, у которого по решению контролирующего органа аннулировано свидетельство плательщика НДС и который в установленные нормами Налогового кодекса сроки не подал заявление об изменении ставки единого налога на 5% (без уплаты НДС) или о переходе в шестую группу и применении ставки единого налога в размере 7% (без уплаты НДС) либо об отказе от применения упрощенной системы налогообложения, обязан перейти с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) кварталом, в котором осуществлено аннулирование регистрации плательщиком НДС, на уплату других налогов и сборов.

Филиал предприятия не может самостоятельно перейти на упрощенную систему налогообложения

Каков порядок перехода на упрощенную систему налогообложения филиала предприятия, не имеющего статуса юридического лица?

Согласно части пятой ст. 55 Хозяйственного кодекса субъекты хозяйствования — юридические лица имеют право открывать филиалы, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица.

В соответствии с частью третьей ст. 95 Гражданского кодекса филиал не является юридическим лицом, он наделяется имуществом создавшего его юридического лица и действует на основании утвержденного им положения.

Доходом плательщика единого налога — юридического лица является любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличными и/или по безналичному расчету), материальной или нематериальной форме, определенной п. 292.3 ст. 292 Налогового кодекса (п. 292.1 ст. 292 Налогового кодекса).

Вместе с тем пп. 291.5.7 п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса установлено, что плательщиками единого налога не могут быть представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица, не являющегося плательщиком единого налога.

Филиалы не могут самостоятельно перейти на упрощенную систему налогообложения, поскольку не имеют статуса юридического лица.

Если юридическое лицо переходит на упрощенную систему налогообложения, то при подаче в контролирующий орган заявления о применении упрощенной системы налогообложения обязательно указывает информацию обо всех филиалах. Перечень филиалов приводится в свидетельстве плательщика единого налога — юридического лица.

Среднеучетная численность работающих для субъектов хозяйствования определяется по методике, утвержденной органами статистики, с учетом всех работников, в том числе работников представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений (пп. 14.1.227 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Таким образом, юридическое лицо должно осуществлять переход на упрощенную систему налогообложения вместе с филиалами.

При этом налоговый учет операций по поставке товаров (услуг) филиалами или структурными подразделениями и представление налоговой отчетности по единому налогу, а также уплата единого налога осуществляются по месту регистрации головным предприятием, в состав которого входят филиалы или структурные подразделения.

Внесение изменений в свидетельство плательщика единого налога — юридического лица

Каков порядок внесения изменений в ранее выданное свидетельство плательщика единого налога — юридического лица?

Ранее выданное свидетельство по желанию плательщика единого налога может быть заменено на новое свидетельство в порядке и при наличии обстоятельств, определенных ст. 299 Налогового кодекса.

Пунктом 299.12 ст. 299 Налогового кодекса определено, что в ранее выданное свидетельство плательщика единого налога в день подачи плательщиком единого налога заявления контролирующий орган вносит изменения относительно:

  • наименования субъекта хозяйствования;
  • налогового адреса субъекта хозяйствования;
  • места проведения хозяйственной деятельности;
  • видов хозяйственной деятельности.

В соответствии с пп. 298.3.1 п. 298.3 ст. 298 Налогового кодекса в заявление включаются сведения об:

  • изменении наименования субъекта хозяйствования для юридического лица;
  • изменении налогового адреса субъекта хозяйствования;
  • изменении места осуществления хозяйственной деятельности;
  • изменении видов хозяйственной деятельности;
  • изменении организационно-правовой формы юридического лица;
  • дате (периоде) отказа от применения упрощенной системы в связи с переходом на уплату других налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом;
  • дате (периоде) прекращения плательщиком единого налога ведения хозяйственной деятельности;
  • изменении группы и ставки плательщика единого налога.

При изменении наименования юридического лица заявление подается в течение месяца со дня возникновения такого изменения (п. 298.4 ст. 298 Налогового кодекса).

При изменении налогового адреса субъекта хозяйствования, места осуществления хозяйственной деятельности заявление подается плательщиками единого налога, в частности четвертой и шестой групп, вместе с налоговой декларацией за налоговый (отчетный) период, в котором произошли такие изменения (п. 298.6 ст. 298 Налогового кодекса).

Нормами Налогового кодекса не определен конкретный срок подачи заявления о внесении изменений в виды деятельности юридическим лицом — плательщиком единого налога. Если юридическое лицоплательщик единого налога желает внести изменения в ранее выданное свидетельство плательщика единого налога в части видов хозяйственной деятельности, то оно должно подать заявление по форме, утвержденной приказом № 1675, кроме случаев, когда планируемый вид деятельности относится к видам деятельности, которые не дают права юридическому лицу применять упрощенную систему налогообложения и являются основанием для аннулирования свидетельства плательщика единого налога. При этом решение о сроках подачи указанного заявления принимается юридическим лицом — плательщиком единого налога самостоятельно.

До получения нового свидетельства плательщик единого налога осуществляет хозяйственную деятельность на основании ранее выданного свидетельства, которое возвращается контролирующему органу в день получения нового свидетельства.

Осуществление бартерных операций

Общество с ограниченной ответственностью избрало упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Имеет ли право указанное юридическое лицо осуществлять бартерные операции?

В соответствии с пп. 14.1.10 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса бартерной (товарообменной) операцией является хозяйственная операция, предусматривающая проведение расчетов за товары (работы, услуги) в неденежной форме в рамках одного договора.

Согласно п. 291.6 ст. 291 Налогового кодекса плательщики единого налога должны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в денежной форме (наличными и/или по безналичному расчету).

Следовательно, юридические лицаплательщики единого налога не имеют права осуществлять бартерные операции, то есть проводить расчеты за товары (работы, услуги) иным способом, нежели денежный.

Продажа транспортного средства, числящегося на балансе

Плательщик единого налога четвертой группы имеет на балансе автомобиль. Имеет ли право субъект хозяйствования осуществить продажу автомобиля, входящего в состав основных фондов?

В соответствии с пп. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса к основным средствам относятся материальные активы, в том числе запасы полезных ископаемых на предоставленных в пользование участках недр (кроме стоимости земли, незавершенных капитальных инвестиций, автомобильных дорог общего пользования, библиотечных и архивных фондов, материальных активов, стоимость которых не превышает 2500 грн., непроизводственных основных средств и нематериальных активов), предназначаемые плательщиком налога для использования в своей хозяйственной деятельности, стоимость которых превышает 2500 грн. и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом и ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых с даты ввода в эксплуатацию составляет свыше одного года (или операционный цикл, если он длиннее года).

Согласно пп. 3 пп. 291.5.1 п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса не могут быть плательщиками единого налога субъекты хозяйствования — юридические лица, осуществляющие производство, экспорт, импорт, продажу подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях объемом до 20 л и деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива и столовых вин).

Подакцизными товарами являются товары по кодам согласно УКТ ВЭД, на которые Налоговым кодексом установлены ставки акцизного налога (пп. 14.1.145 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

К подакцизным товарам относятся, в частности, автомобили легковые, кузова к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы (п. 215.1 ст. 215 Налогового кодекса).

Ограничения по возможности избрания упрощенной системы налогообложения зависят от вида экономической деятельности.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность по продаже автомобилей легковых, кузовов к ним, прицепов и полуприцепов, мотоциклов, не могут применять упрощенную систему налогообложения.

Учитывая вышеизложенное, юридическое лицоплательщик единого налога имеет право осуществить операцию по продаже транспортного средства, которое числилось на его балансе.

При этом, как установлено п. 292.2 ст. 292 Налогового кодекса, при продаже основных средств юридическими лицами — плательщиками единого налога доход определяется как разность между суммой денежных средств, полученной от продажи таких основных средств, и их остаточной балансовой стоимостью, сложившейся на день продажи.

Добыча полезных ископаемых для обеспечения собственных нужд

Юридическое лицо осуществляет добычу полезных ископаемых для обеспечения собственных нужд. Может ли указанный субъект хозяйствования избрать упрощенную систему налогообложения?

Согласно пп. 14.1.91 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса полезные ископаемые — это природные минеральные образования органического и неорганического происхождения в недрах, в том числе любые подземные воды, а также техногенные минеральные образования в местах удаления отходов производства и потерь продуктов переработки минерального сырья, которые могут быть использованы в сфере материального производства и потребления непосредственно или после первичной переработки.

В соответствии с пп. 14.1.51 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса под добычей полезных ископаемых понимают совокупность технологических операций по изъятию, в том числе из отложений дна водоемов, и перемещению, в том числе временное хранение, на поверхность части недр (горных пород, рудного сырья и т. п.), содержащей полезные ископаемые.

Не могут быть плательщиками единого налога юридические лица, осуществляющие добычу, реализацию полезных ископаемых, кроме реализации полезных ископаемых местного значения (п. 5 пп. 291.5.1 п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса).

Указанная норма Налогового кодекса не предусматривает исключения для осуществления добычи полезных ископаемых, не связанной с получением дохода, то есть для обеспечения собственных нужд.

Заключение договора переуступки прав требования долга

Плательщиком единого налога — юридическим лицом отгружены товары другому субъекту хозяйствования, однако в связи с отсутствием денежных средств оплата не осуществлена. Имеет ли право плательщик единого налога заключить договор переуступки прав требования долга относительно отгруженных товаров?

В соответствии с пп. 14.1.255 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса уступка права требования — операция по переуступке кредитором прав требования долга третьего лица новому кредитору с предварительной или последующей компенсацией стоимости такого долга кредитору или без такой компенсации.

Статьей 512 Гражданского кодекса определено, что кредитор в обязательстве может быть заменен другим лицом вследствие передачи им своих прав другому лицу по сделке (уступка права требования).

Согласно ст. 513 указанного Кодекса сделка по замене кредитора в обязательстве совершается в такой же форме, как и сделка, на основании которой возникло обязательство, право требования по которому передается новому кредитору.

Должник в обязательстве может быть заменен другим лицом (перевод долга) только по согласию кредитора, если иное не предусмотрено законом (ст. 520 Гражданского кодекса).

Вместе с тем в соответствии с п. 291.6 ст. 291 Налогового кодекса плательщики единого налога должны осуществлять расчет за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в денежной форме (наличной и/или безналичной).

Уступка права требования долга не является формой расчета, а фактически является заменой в обязательстве одного должника на другого по согласию кредитора.

Нормами действующего законодательства не установлены ограничения по заключению договора переуступки прав требования по обязательствам между какими-либо субъектами хозяйствования, в том числе плательщиками единого налога.

Наличие рассроченного налогового долга

Предприятие, находящееся на общей системе налого-обложения, имеет рассроченный налоговый долг, который своевременно погашается (в лицевой карточке налогоплательщика долг не учитывается). Имеет ли такое предприятие возможность избрать четвертую группу плательщика единого налога по ставке 5% до погашения рассроченного долга?

В соответствии с пп. 14.1.175 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса налоговый долг — сумма согласованного денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), но не уплаченного налогоплательщиком в установленный этим Кодексом срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства.

Согласно п. 100.1 ст. 100 Налогового кодекса рассрочкой, отсрочкой денежных обязательств или налогового долга является перенос сроков уплаты налогоплательщиком его денежных обязательств или налогового долга под проценты, размер которых равен размеру пени, определенному п. 129.4 ст. 129 этого Кодекса.

Подпунктом 291.5.8 п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса установлено, что плательщиками единого налога не могут быть субъекты хозяйствования — юридические лица, которые на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога имеют налоговый долг, кроме безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Таким образом, юридическое лицо может избрать упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения не позднее чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, следующего за налоговым (отчетным) кварталом, в котором полностью погашен налоговый долг.

Учредитель — паевой инвестиционный фонд

Общество с ограниченной ответственностью согласно уставу имеет единственного учредителя в лице паевого закрытого недиверсифицированного венчурного инвестиционного фонда. Может ли юридическое лицо на таких условиях избрать упрощенную систему налогообложения?

Подпунктом 291.5.5 п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса установлено, что не могут быть плательщиками единого налога субъекты хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность долей, принадлежащих юридическим лицам, не являющимся плательщиками единого налога, равна или превышает 25%.

Согласно ст. 22 Закона № 2299 паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.

Следовательно, предприятие не может избрать упрощенную систему налогообложения, поскольку его единственный учредитель не является юридическим лицом.

Наличие в уставе юридического лица видов деятельности, не дающих права применять упрощенную систему налогообложения

Юридическое лицо планирует избрать упрощенную систему налогообложения. При этом в уставе субъекта хозяйствования указаны виды, не дающие права применять упрощенную систему налогообложения. Должностным лицом предприятия в контролирующий орган направлено письменное сообщение, в соответствии с которым при условии получения свидетельства плательщика единого налога юридическое лицо будет осуществлять только виды деятельности, дающие право находиться на упрощенной системе налогообложения. Является ли основанием для отказа в выдаче свидетельства плательщика единого налога наличие в уставе юридического лица видов деятельности, не дающих права применять упрощенную систему налогообложения?

В соответствии с п. 299.9 ст. 299 Налогового кодекса одним из оснований для принятия контролирующим органом решения об отказе в выдаче субъекту хозяйствования свидетельства плательщика единого налога является несоответствие такого субъекта хозяйствования требованиям ст. 291 указанного Кодекса.

Нормами пп. 291.5.1 п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса определены виды, не дающие права юридическим лицам быть плательщиками единого налога при их осуществлении.

Юридические лица — плательщики единого налога в соответствии с пп. 5 пп. 298.2.3 п. 298.2 ст. 298 Налогового кодекса обязаны перейти на уплату других налогов и сборов, определенных этим Кодексом, при осуществлении видов деятельности, не дающих права применять упрощенную систему налогообложения, с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором осуществлялись такие виды деятельности.

Следовательно, наличие в уставе юридического лица видов деятельности, не дающих права применять упрощенную систему налогообложения, не является основанием для отказа в выдаче свидетельства плательщика единого налога при условии, что такие виды деятельности не осуществляются субъектом хозяйствования.

Компенсация, полученная по решению суда

Должно ли юридическое лицо — плательщик единого налога включать в состав дохода полученную по решению суда компенсацию за предыдущий (отчетный) период?

В соответствии с п. 292.1 ст. 292 Налогового кодекса доходом плательщика единого налога для юридического лица является какой-либо доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной); материальной или нематериальной форме, определенной п. 292.3 ст. 292 Налогового кодекса.

Вместе с тем пунктами 292.10, 292.11, 292.15 ст. 292 этого Кодекса определены суммы, которые не включаются в состав дохода плательщика единого налога.

Так, согласно п. 292.15 указанной статьи при определении объема дохода, дающего право субъекту хозяйствования зарегистрироваться плательщиком единого налога и/или находиться на упрощенной системе налогообложения в следующем налоговом (отчетном) периоде, не включается доход, полученный в качестве компенсации (возмещения) по решению суда за какие-либо предыдущие (отчетные) периоды.

Следовательно, юридическое лицоплательщик единого налога не включает в состав дохода полученную по решению суда компенсацию за предыдущий (отчетный) период.

Возврат аванса покупателю

Плательщику единого налога — юридическому лицу на текущий счет в банке поступил аванс за товары (работы, услуги). В следующем (отчетном) налоговом периоде в связи с расторжением договора предоплата возвращена покупателю. Как плательщик единого налога должен отразить предоплату (аванс), полученную в одном отчетном периоде и возвращенную в другом?

Согласно п. 292.6 ст. 292 Налогового кодекса датой получения дохода плательщика единого налога является дата поступления денежных средств плательщику единого налога в денежной (наличной или безналичной) форме, дата подписания плательщиком единого налога акта приемки-передачи бесплатно полученных товаров (работ, услуг). Для плательщика единого налога четвертой и шестой групп датой получения дохода является дата списания кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

Для плательщика единого налога четвертой и шестой групп датой получения дохода также является дата отгрузки товаров (выполнения работ, предоставления услуг), за которые получена предоплата (аванс) в период уплаты других налогов и сборов, определенный Налоговым кодексом.

В состав дохода не включаются, в частности, суммы денежных средств (аванс, предоплата), возвращаемые покупателю товара (работ, услуг) — плательщику единого налога и/или возвращаемые плательщиком единого налога покупателю товара (работ, услуг), если такой возврат происходит вследствие возврата товара, расторжения договора или по письму-заявлению о возврате денежных средств (пп. 5 п. 292.11 ст. 292 Налогового кодекса).

Таким образом, при расторжении договора, если зачисление и возврат аванса состоялись в одном отчетном периоде, указанные денежные средства не включаются в состав дохода юридического лица — плательщика единого налога.

В случае если возврат предоплаты (аванса) за товары (работы, услуги) состоялся в другом налоговом периоде, плательщик единого налога должен включить такой аванс в состав дохода в периоде зачисления на текущий счет указанных денежных средств и осуществить перерасчет дохода в налоговом периоде, в котором состоялся их возврат. Перерасчет осуществляется путем представления уточняющего расчета к ранее представленной налоговой декларации плательщика единого налога — юридического лица или уточнения показателей в составе отчетной налоговой декларации за следующий налоговый период, вместе с которой заполняется расчет налогового обязательства единого налога за прошедший уточняемый период.

Задолженности по оплате труда и расчету с подотчетными лицами

Должен ли плательщик единого налога — юридическое лицо включать в состав дохода сумму кредиторской задолженности по оплате труда перед физическим лицом и по расчету с подотчетными лицами?

Пунктом 292.3 ст. 292 Налогового кодекса определено, что в сумму дохода плательщика единого налога четвертой и шестой групп за отчетный период включается сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

Задолженность по обязательствам, по которым истек срок исковой давности, является безнадежной задолженностью (пп. «а» пп. 14.1.11 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Согласно п. 2 Инструкции № 5 фонд оплаты труда состоит из начислений работникам, находящимся непосредственно в штатном составе, и начислений работникам, которые не находятся в штатном составе предприятия (при условии, что расчеты проводятся предприятием непосредственно с работниками), но выполняют работы согласно договорам гражданско-правового характера, включая договор подряда (за исключением физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности); начислений согласно обязанностям лицам, являющимся членами наблюдательного совета или ревизионной комиссии акционерного общества; начислений согласно договорам между предприятиями о предоставлении рабочей силы (безработным за выполнение общественных работ, ученикам и студентам, проходящим производственную практику на предприятии или привлеченным на временную работу на период каникул).

Статьей 233 КЗоТ определено, что к заработной плате не применяется срок исковой давности.

Таким образом, поскольку к заработной плате, начисленной к выплате в денежной форме, не применяется понятие «исковая давность», а задолженность по заработной плате не подпадает под определение «безнадежная задолженность», то нормы п. 292.3 ст. 292 Налогового кодекса не распространяются на задолженность, возникшую по начисленной, но не выплаченной заработной плате.

Однако контракт является особой формой трудового договора, условиями которого предусматриваются объемы предложенных работ (услуг), требования к качеству и сроки их выполнения (предоставления).

В соответствии с пп. 14.1.203 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, если условиями гражданско-правового договора (контракта) предусмотрена передача результатов работ (услуг) за плату, то определение такой операции приравнивается к определению операций по продаже результатов работ (услуг).

То есть задолженность за выполненные работы (предоставленные услуги) по гражданско-правовым соглашениям (контрактам), которыми предусматриваются объемы предложенных работ (услуг), требования к качеству и сроки их выполнения (предоставления), является кредиторской задолженностью, которая по истечении срока исковой давности включается в состав дохода юридического лицаплательщика единого налога.

Что касается вопроса включения в состав дохода плательщика единого налога — юридического лица задолженности по расчетам с подотчетными лицами, то надо отметить следующее.

В соответствии с пп. 14.1.36 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса хозяйственная деятельность — это деятельность лица, которая связана с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, направлена на получение дохода и ведется таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в пользу первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам.

В случае если работник предприятия — физическое лицо для выполнения гражданско-правового действия по поручению заказчика (руководства предприятия) использует собственные денежные средства, то заказчик должен возместить этому лицу понесенные расходы при условии наличия подтверждающих документов и представления физическим лицом отчета об использовании денежных средств.

Согласно пп. 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 указанного Кодекса безвозвратной финансовой помощью признается сумма задолженности одного налогоплательщика перед другим налогоплательщиком, не взысканная по истечении срока исковой давности.

Таким образом, сумма задолженности плательщика единого налогаюридического лица по расчетам с подотчетным лицом является кредиторской задолженностью, которая по истечении срока исковой давности включается в состав дохода плательщика единого налога в качестве безвозвратной финансовой помощи.

Возврат денежных средств с депозитного счета

Плательщиком единого налога — юридическим лицом внесены собственные денежные средства на депозитный счет. По истечении срока действия договора денежные средства с депозитного счета субъекта хозяйствования перечислены на текущий счет. Должен ли плательщик единого налога включать в состав дохода сумму возвращенных банком денежных средств?

Правила осуществления депозитных операций устанавливаются: для банковских депозитов — Нацбанком Украины в соответствии с законодательством; для депозитов (взносов) в другие финансовые учреждения — государственным органом, определенным законом (пп. 14.1.44 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Согласно п. 1.4 главы 1 Положения № 516 привлечение банком вкладов (депозитов) юридических и физических лиц подтверждается, в частности, договором банковского счета.

По договору банковского счета, заключенному с юридическим или физическим лицом, банк обязуется принимать и зачислять на счет поступающие ему денежные средства или банковские металлы, выполнять распоряжения собственника счета о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. За пользование денежными средствами, которые учитываются на счете клиента, банк уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет, если иное не установлено договором банковского счета или законом (п. 2.5 главы 2 указанного Положения).

Таким образом, возвращенная банком по истечении срока действия договора банковского счета сумма депозитного вклада (без процентов) с депозитного на текущий счет не является доходом плательщика единого налога, поскольку юридическому лицу возвращены собственные денежные средства.

Возврат взносов в уставный капитал другого субъекта хозяйствования

Плательщиком единого налога — юридическим лицом принято решение выйти из состава учредителей другого субъекта хозяйствования. Включаются ли в состав дохода плательщика единого налога внесенные в уставный капитал денежные средства, возвращаемые ему при выходе из числа учредителей?

Статьей 15 Закона № 1576 определено, что прибыль общества образуется из поступлений от хозяйственной деятельности после покрытия материальных и приравненных к ним расходов и расходов на оплату труда. Из балансовой прибыли общества уплачиваются проценты по кредитам банков и по облигациям, а также вносятся предусмотренные законодательством Украины налоги и другие платежи в бюджет. Чистая прибыль, полученная после указанных расчетов и уплаты дивидендов, остается в полном распоряжении общества, которое в соответствии с учредительными документами определяет направления его использования.

Учитывая указанное, если плательщику единого налогаюридическому лицу в связи с выходом из состава учредителей другого субъекта хозяйствования возвращаются ранее внесенные в уставный капитал денежные средства, которые оставались в его распоряжении после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов, то указанные денежные средства не включаются в состав дохода плательщика единого налога.

Суммы страхового возмещения за поврежденные основные средства

Плательщиком единого налога — юридическим лицом застрахованы собственные основные средства. В отчетном налоговом периоде вследствие повреждения основных средств страховой компанией выплачено страховое возмещение. Должен ли плательщик единого налога включить в состав дохода суммы страхового возмещения за поврежденные основные средства?

Согласно ст. 9 Закона № 85 страховое возмещение — страховая выплата, осуществляемая страховщиком в пределах страховой суммы по договорам имущественного страхования и страхования ответственности при наступлении страхового случая.

Страховой случай — событие, предусмотренное договором страхования или законодательством, которое состоялось и с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществить выплату страховой суммы (страхового возмещения) страхователю, застрахованному или другому третьему лицу (ст. 8 Закона № 85).

В соответствии с пп. 140.1.6 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса в случае если условия страхования предусматривают выплату страхового возмещения в пользу плательщика налога — страхователя, то застрахованные убытки, понесенные таким налогоплательщиком в связи с ведением хозяйственной деятельности, включаются в его расходы на налоговый период, в котором он понес убытки, а какие-либо суммы страхового возмещения указанных убытков включаются в доходы такого плательщика налога за налоговый период их получения.

Таким образом, полученные юридическим лицомплательщиком единого налога суммы страхового возмещения за поврежденные основные средства включаются в состав дохода такого налогоплательщика в периоде их получения.

Получение аванса и предоставление услуг в разных налоговых периодах

На основании заключенного агентского договора юридическое лицо — плательщик единого налога получает предоплату за услуги в одном налоговом (отчетном) периоде, а предоставляет услуги в следующем периоде. По какой именно дате признается доход плательщика единого налога?

Статьей 297 Хозяйственного кодекса установлено, что по агентскому договору одна сторона (коммерческий агент) обязуется предоставить услуги другой стороне (субъекту, которого представляет агент) по заключению соглашений или способствовать их заключению (предоставлению фактических услуг) от имени этого субъекта и за его счет.

В соответствии с агентским договором коммерческий агент получает агентское вознаграждение за посреднические операции, осуществленные им в интересах субъекта, которого он представляет, в размере, предусмотренном договором (ст. 301 Хозяйственного кодекса).

Согласно п. 292.4 ст. 292 Налогового кодекса при предоставлении услуг, выполнении работ по договорам поручения, транспортного экспедирования или по агентским договорам доходом является сумма полученного вознаграждения поверенного (агента).

Вместе с тем датой получения дохода плательщика единого налога является дата поступления ему денежных средств в денежной (наличной или безналичной) форме, дата подписания им акта приемки-передачи бесплатно полученных товаров (работ, услуг) (п. 292.6 ст. 292 Налогового кодекса).

Таким образом, при предоставлении юридическим лицомплательщиком единого налога услуг на основании заключенного агентского договора, согласно которому предоплата за предоставленные услуги получена в одном налоговом (отчетном) периоде, а услуги предоставлены в другом, доходом такого лица является сумма полученного вознаграждения в размере, предусмотренном договором, а датой получения доходадата фактического получения аванса.

Проценты, полученные от банка за пользование денежными средствами на счете

У плательщика единого налога — юридического лица в банке открыты депозитные и текущие счета. Следует ли включать в состав дохода плательщика единого налога проценты, полученные от банка за пользование денежными средствами на открытых счетах?

В соответствии с определением, приведенным в пп. 14.1.206 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, проценты — это доход, который уплачивается (начисляется) заемщиком в пользу кредитора в качестве платы за использование привлеченных на определенный или неопределенный срок денежных средств или имущества. В проценты включается, в частности, платеж за использование денежных средств, привлеченных в депозит.

Согласно п. 1.4 главы 1 Положения № 516 привлечение банком вкладов (депозитов) юридических и физических лиц подтверждается, в частности, договором банковского счета.

По договору банковского счета, заключенному с юридическим или физическим лицом, банк обязуется принимать и зачислять на счет поступающие ему денежные средства или банковские металлы, выполнять распоряжения собственника счета о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. За пользование денежными средствами, которые учитываются на счете клиента, банк уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет, если иное не установлено договором банковского счета или законом (п. 2.5 главы 2 Положения № 516).

Согласно пп. 2 п. 292.1 ст. 292 Налогового кодекса доходом плательщика единого налога для юридического лица является какой-либо доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной); материальной или нематериальной форме, определенной п. 292.3 ст. 292 этого Кодекса.

Следовательно, проценты, полученные от банка за пользование денежными средствами на счете (как депозитном, так и текущем), включаются в доход юридического лицаплательщика единого налога.

Получение бесплатных услуг

Предприятием бесплатно получены услуги. Как определяется доход плательщика единого налога в таком случае?

В соответствии с п. 292.3 ст. 292 Налогового кодекса в сумму дохода плательщика единого налога включается стоимость бесплатно полученных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг). Бесплатно полученными считаются товары (работы, услуги), предоставленные плательщику единого налога согласно письменным договорам дарения и другим письменным договорам, заключенным в соответствии с законодательством, по которым не предусмотрена денежная или другая компенсация стоимости таких товаров (работ, услуг) либо их возврат, а также товары, переданные плательщику единого налога на ответственное хранение и использованные таким плательщиком.

Датой получения дохода плательщика единого налога является дата поступления денежных средств плательщику единого налога в денежной (наличной или безналичной) форме, дата подписания плательщиком единого налога акта приемки-передачи бесплатно полученных товаров (работ, услуг) (п. 292.6 ст. 292 Налогового кодекса).

Согласно пп. 135.5.4 п. 135.5 ст. 135 Налогового кодекса стоимость товаров, работ, услуг, бесплатно полученных плательщиком налога в отчетном периоде, учитывается в составе дохода такого плательщика на уровне не ниже обычной цены.

Обычная цена — это цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено Налоговым кодексом. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен (пп. 14.1.71 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Учитывая указанное, юридические лицаплательщики единого налога включают в состав доходов стоимость бесплатно полученных товаров (работ, услуг), определенную на уровне не ниже обычной цены на дату подписания акта приемки-передачи указанных товаров (работ, услуг).

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42