Интервью

Уровень финансово-бюджетной дисциплины в государстве требует существенного улучшения

В отличие от органов власти, обеспечивающих поступления в бюджеты всех уровней, Госфининспекция следит за тем, насколько эффективно они тратятся. С 17.09.2013 г. это учреждение также получило право проводить проверки государственных закупок, которые иногда становятся предметом критики в прессе. Как повлияет выполнение новых функций на целостность главной сметы страны — покажет время, но работы у государственных контролеров точно станет больше. О том, как работается в нынешних условиях, мерах, направленных на предотвращение злоупотреблений в управлении бюджетными ресурсами, и некоторых аспектах усовершенствования законодательной базы рассказывает Председатель Государственной финансовой инспекции Украины Петр АНДРЕЕВ.


В. — Петр Петрович, в прошлом году вы ввели рискоориентированный подход при планировании контрольно-ревизионных мероприятий. В чем он заключается и как повлиял на качество работы?

П. П. — Действительно, в прошлом году для меньшего вмешательства государства в деятельность подконтрольных учреждений и уменьшения фискального давления Госфининспекция ввела рискоориентированный подход при планировании контрольно-ревизионной работы. Для этого 23 апреля 2012 года разработана Концепция рискоориентированного отбора объектов контроля при планировании инспектирования Госфининспекцией и ее территориальными органами  и одобрена Методологическим советом Госфининспекции.

В зависимости от критериев риски различают по высокой, средней и низкой степени. В План контрольно-ревизионной работы входят ревизии объектов контроля, у которых сумма баллов по рассчитанным степеням рисков имеет максимальное значение. При этом преимущество отдается тому объекту, где количество рисков высокой степени наибольшее.

При планировании учитываются показатели по результатам деятельности объектов контроля за три предыдущих года и/или по состоянию на соответствующую дату отчетного периода в зависимости от риска.

Для обеспечения рискоориентированного отбора объектов контроля необходимую информацию, копии документов получают от подконтрольных учреждений и других источников в пределах компетенции.

Отказ в предоставлении объектом контроля финансовой отчетности и необходимой информации является фактором, свидетельствующим о наличии рисков и проблемных вопросов в деятельности подконтрольного учреждения, а также основанием для рассмотрения вопроса об отборе такого объекта в план контрольно-ревизионной работы. О фактах отказа информируют органы управления, органы государственной власти и местного самоуправления и т. п.

Благодаря оптимизации контрольно-ревизионной работы в 2013 году удалось уменьшить количество плановых ревизий по сравнению с 2012 годом на 35%, или на 1,8 тыс., и почти наполовину (49%, или 3,2 тыс.) по сравнению с 2011 годом. При этом в настоящее время результативность ревизий сравнялась с 2011 годом и составляет свыше 2 млрд. грн. установленных потерь.

Следовательно, введение Концепции рискоориентированного отбора объектов контроля при планировании инспектирования Госфининспекцией и ее территориальными органами уменьшило фискальное давление на объекты контроля, при этом результативность контрольно-ревизионной работы стала лучше.

В.О чем в целом свидетельствует работа Госфининспекции по контролю за использованием бюджетных средств? Как изменился уровень финансовой дисциплины по сравнению с 2012 годом?

П. П. — Вопрос контроля за целевым, законным и эффективным использованием бюджетных средств, целью которого является обеспечение надлежащего уровня финансово-бюджетной дисциплины в государстве, — главная задача органов Госфининспекции. Однако, к сожалению, все еще остаются распространенными попытки некоторых должностных лиц любым способом обойти нормы законодательства. Как следствие, общий объем выявленных нарушений, которые привели к потерям финансовых и материальных ресурсов, в 2012 году превысил 3,7 млрд. грн., из которых более 1,6 млрд. грн. — это потери денежных средств государственного и местных бюджетов.

За девять месяцев текущего года общая сумма выявленных потерь составила свыше 2,9 млрд. грн., в частности потери бюджетов всех уровней — 1,2 млрд. грн.

Вместе с тем Госфининспекция постоянно принимает меры, направленные на возмещение, а также   устранение выявленных нарушений и недопущение их в дальнейшем.

В частности, в течение января — сентября 2013 года обеспечено возмещение и восстановление потерь финансовых и материальных ресурсов на сумму более 1,2 млрд. грн. (из них 692,6 млн. грн. — потери бюджетных средств).

За аналогичный период прошлого года соответствующая сумма была почти такой же — более 1,4 млрд. грн. В целом за прошлый год обеспечено возмещение утраченных государственных ресурсов на общую сумму свыше 1,9 млрд. грн. (из них нарушений с бюджетными средствами — на 746,5 млн. грн.).

Следовательно, можно сделать вывод, что уровень финансово-бюджетной дисциплины в государстве требует существенного улучшения. Поэтому, думаю, в ближайшее время работы для органов Госфининспекции будет достаточно.

В.Какие виды правонарушений ныне являются наиболее распространенными?

П. П. — Тематика финансовых правонарушений сейчас достаточно разнообразная, однако попробую выделить самые типичные.

Так, принимая во внимание многолетнюю практику контрольно-ревизионной работы органов Госфининспекции, наиболее распространенными можно считать нарушения, связанные с предоставлением в пользование или продажей государственного и коммунального имущества и земель; лишней оплатой завышенных объемов и стоимости выполненных работ или предоставленных услуг; безосновательным выделением бюджетных средств через завышение соответствующих расчетов или лицам, не имевшим на это права; несоблюдением требований законодательства по оплате труда, а также многочисленные нарушения в сфере государственных закупок.

При этом самые масштабные нарушения, которые из года в год выявляют органы Госфининспекции, являются типичными не только по видам, но и по сферам (отраслям) контроля.

В частности, своеобразным лидером в перечне отраслей экономики, где выявляют наибольшие финансовые нарушения, следствием которых становятся потери ресурсов государства, остается энергетическая и угольная отрасли. Там сумма выявленных в течение 2012 года потерь составила почти 440 млн. грн., а за январь — сентябрь текущего года — 140,7 млн. грн.

Общий объем нарушений, выявленных на предприятиях, в учреждениях и организациях агропромышленной сферы, за прошлый год составил почти 365 млн. грн., а за январь — сентябрь текущего года превысил 68 млн. грн.

Потери оборонной отрасли в 2012 году — свыше 250 млн. грн., а с начала текущего года их выявлено на 92,2 млн. грн.

Не отстают от предшественников и объекты контроля, находящиеся в подчинении Мининфраструктуры Украины. Если сумма выявленных у них нарушений в 2012 году составила 124,7 млн. грн., то за девять месяцев 2013 года ее объем возрос в 5,8 раза и превысил 729 млн. грн. Самая крупная ее доля (около 600 млн. грн.) — это потери финансовых и материальных ресурсов, выявленные во время контрольных мероприятий на предприятиях железнодорожного транспорта.

К сожалению, этот перечень можно продолжить.

В.Известно, что Госфининспекция призвала руководителей предприятий, учреждений и организаций сообща бороться с коррупцией. Каковы успехи на этом поприще?

П. П. — Мы вполне прозрачны для общественности. Хочу подчеркнуть, что открыты мы не только для представителей объектов контроля, но и для любого нашего гражданина. Для этого как в центральном аппарате Госфининспекции, так и в ее территориальных органах действуют «телефоны доверия», по которым каждый гражданин может проинформировать об известных ему фактах нарушений антикоррупционного законодательства.

Кроме того, по «телефону доверия» граждане могут сообщить о случаях нарушения финансовой дисциплины, в частности о нарушении законодательства при расходовании бюджетных средств, использовании государственного или коммунального имущества объектами, подконтрольными органам Госфининспекции. Также граждане могут проинформировать об известных им случаях неправомерных действий или бездеятельности и решениях должностных лиц органов Госфининспекции при осуществлении ими их полномочий.

В целом за девять месяцев 2013 года на «телефон доверия» только в центральный аппарат Госфининспекции поступило 134 обращения граждан.

Вашим читателям хочу сообщить номер «телефона доверия» Госфининспекции: (044) 425-38-18. С «телефонами доверия» наших территориальных органов можно ознакомиться на официальном веб-сайте Госфининспекции и в ведомственном журнале «Финансовый контроль».

Кроме того, для профилактики и недопущения коррупционных действий, в частности среди наших работников, в «Финансовом контроле» регулярно публикуются материалы, в которых разъясняются те или иные инновации и требования антикоррупционного законодательства.

Информация о принятых мерах по предотвращению и противодействию коррупции и другая актуальная информация в этой сфере в Госфининспекции Украины и ее территориальных органах размещена на нашем официальном веб-сайте в рубрике «Предотвращение проявлений коррупции».

То есть и в этом направлении мы тоже активно работаем.

В.Недавно Премьер-министр Украины Николай Азаров дал задание за счет приватизации перекрыть сумму недопоступлений в бюджет посредством снижения ставок налогов. Означает ли это, что следует готовиться к расрытию новых махинаций в этой сфере?

П. П. — Поскольку основным принципом приватизационных процессов в нашей стране является законность, органы Госфининспекции в рамках определенных полномочий осуществляют постоянный контроль за использованием и сохранением государственного имущества в соответствии с законодательными требованиями, в том числе при его приватизации.

Учитывая то, что приватизация имущества заключается в его платном отчуждении в пользу других лиц, приватизационные процессы действительно нередко сопровождаются финансовыми преступлениями. Самым распространенным нарушением, которое в последнее время выявляют органы Госфининспекции, является несоблюдение законодательства при отчуждении государственного и коммунального имущества.

Например, при проведении ревизии Национальной академии аграрных наук Украины установлено, что Академия в нарушение требований законодательства без соответствующего решения Президиума НААНУ и согласия Кабинета Министров Украины в апреле 2010 года подписала мировое соглашение с субъектом хозяйствования негосударственной формы собственности — Украинской кооперативно-государственной корпорацией по агропромышленному строительству (Украгропромстрой) — о передаче ей админздания, расположенного в г. Киеве по ул. Суворова, 9 общей площадью 4887,6 м2 экспертной стоимостью 127,6 млн. грн. При этом указанное здание относится к памятникам культурного наследия, не подлежащим приватизации.

Решением хозяйственного суда г. Киева и постановлением Киевского апелляционного хозяйственного суда корпорацию обязали освободить здание, однако Высший хозяйственный суд Украины своими постановлениями сначала отказал Академии в истребовании спорного здания от корпорации и отменил указанные решения, а в дальнейшем вовсе отказал Кабинету Министров Украины и Академии в ознакомлении с материалами дела и участии в судебных заседаниях.

Как следствие, на начало 2013 года админздание находилось на балансе Академии, однако фактически с начала 2011 года аппарат Академии был расположен по другому адресу и допуска к помещениям по ул. Суворова не имел из-за находящейся  там охраны.

Достаточно распространенными являются факты нарушений и при приватизации (отчуждении) коммунального имущества.

В частности, управление по использованию и развитию коммунальной собственности Николаевского горсовета недополучило 1,5 млн. грн. от арендаторов, приватизировавших объекты коммунальной собственности, из-за уменьшения стоимости объектов приватизации на сумму осуществленных ими расходов на проведение неотъемлемых улучшений, что не было предусмотрено решениями горсовета.

Управлением коммунальных ресурсов Дрогобычского горсовета Львовской области в период временного запрета приватизации памятников культурного наследия в соответствии с решениями сессий горсовета реализованы семи физическим лицам — предпринимателям нежилые помещения центральной части города стоимостью 1,2 млн. грн., относящиеся к памятникам архитектуры местного значения.

При проведении ревизий местных бюджетов на территории Запорожской области установлены неединичные факты приватизации арендаторами помещений в г. Запорожье при имеющейся продолжительной задолженности (от 13 до 30 месяцев) за их аренду, что привело к потерям доходов бюджетом более 0,5 млн. грн.

Однако все-таки основные определенные законодательством функции контроля за приватизационными процессами относительно государственного имущества принадлежат Фонду госимущества Украины. Сейчас Госфининспекция проводит государственный финансовый аудит эффективности выполнения бюджетных программ в системе Фонда госимущества Украины за период с 2011 года, в рамках которого исследуются бюджетные программы «Руководство и управление в сфере государственного имущества» и «Мероприятия, связанные с проведением приватизации государственного имущества».

По предварительным результатам исследования эффективности осуществления Фондом госимущества Украины и его региональными отделениями полномочий в сфере организации и проведения приватизации государственного имущества установлено, что только в 2012 году при участии региональных отделений указанного Фонда государственную форму собственности изменили 150 объектов, или почти 88,8% всех разгосударствленных за отчетный период.

Если конечные результаты этого аудита заинтересуют читателей вашего издания, мы обязательно о них проинформируем по окончании исследования.

В.Как показывает практика, законодательство требует постоянного усовершенствования. Каковы ваши планы в плоскости регуляторной политики?

П. П. — Мы проводим постоянную работу по усовершенствованию действующих нормативно-правовых актов по вопросам деятельности органов Госфининспекции, а также разработки новых нормативно-правовых актов в этой сфере.

В частности, недавно принято разработанное Госфининспекцией правительственное постановление от 03.07.2013 г. № 513 о внесении комплексных изменений в порядок проведения ревизий. Его принятие связано с последними изменениями к Закону Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине», а также обусловлено необходимостью усовершенствования отдельных аспектов подготовки, проведения ревизии и реализации ее материалов. Кроме того, для определения процедуры проведения проверок государственных закупок Госфининспекцией разработан проект постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка проведения проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами и внесении изменений в некоторые акты Кабинета Министров Украины», принятого 01.08.2013 г. под № 631.

В ближайших планах по подготовке проектов регуляторных актов — разработка законопроекта о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам деятельности органа государственного финансового контроля, а также проекта Методики определения убытков вследствие нарушения заказчиками законодательства в сфере государственных закупок.

Так, в законопроекте предложено уточнить перечень лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов государственного финансового контроля, а также внести изменения в Закон Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» по приведению его норм в соответствие с Бюджетным и Уголовным процессуальным кодексами Украины. Сейчас этот законопроект согласовывается с заинтересованными органами.

Еще одним документом, над которым мы сегодня работаем, является проект Методики определения убытков вследствие нарушения заказчиками законодательства в сфере государственных закупок. История согласования этого проекта достаточно продолжительна и проблемна. Заинтересованные органы высказали к нему многочисленные замечания, учитывать которые, по нашему мнению, нельзя.

Поэтому 21 августа текущего года на правительственном заседании было принято решение о дальнейшей работе над документом по его усовершенствованию.

В.Эффективно ли работает Общественный совет при ведомстве? Чего удалось достичь благодаря сотрудничеству?

П. П. — У нас налажено плодотворное сотрудничество с Общественным советом. Могу похвастаться, что такой совет при Госфининспекции — довольно представительный. В его состав входят высококвалифицированные профессионалы, знающие толк в контрольно-ревизионной работе. Значительная часть Общественного совета — опытные преподаватели высших учебных заведений по профильным дисциплинам. Не буду называть конкретных имен, но чтобы описать представительный уровень нашего Общественного совета, отмечу: возглавляет его ректор Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Леонид Губерский.

Что касается результатов деятельности Общественного совета, то на его заседаниях рассматриваются проекты всех значимых нормативных документов Госфининспекции. В частности, в последнее время был рассмотрен проект Методических рекомендаций по проведению Госфининспекцией и ее территориальными органами государственного финансового аудита выполнения бюджетных программ; проект Методических рекомендаций по проведению Госфининспекцией, ее территориальными органами государственного финансового аудита выполнения местных бюджетов; законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине». Ко всем этих документам члены Общественного совета внесли свои предложения, которые были учтены.


Беседовали Петр КРИЧУН
и Ольга ГЕРМАНОВА

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42