Статьи

Утилизационный сбор: влияние на рынок

В начале сентября в г. Киеве традиционно состоялась выставка «Столичное автошоу», где посетители смогли увидеть новейшие модели автомобилей. Однако масштаб автосалона был несколько меньше обычного, даже несмотря на его 10-летний юбилей. Одна из причин — введение утилизационного сбора.


Автомобильный рынок Украины, как выяснилось, не готов к изменениям в законодательстве. Если производители машин оказались в лучшем положении, то импортерам — значительно сложнее. Конечно, в ближайшее время Верховная Рада Украины будет вносить изменения в законодательство об утилизации. Депутаты, в частности, предусматривают введение единой ставки сбора на уровне 5000 грн. Поэтому дилеры заняли выжидательную позицию, и если не прекратили совсем, то существенно сократили ввоз транспортных средств из-за рубежа.

Кроме того, новые правила рынка заставили импортеров существенно скорректировать свои планы. Некоторые из них уже заявили об изменениях в линейке моделей, представленных в Украине. Определенные автомобили теперь невыгодно ввозить из-за низкой рентабельности. Таким образом, пока автолюбители не увидят в отечественных автосалонах новые Nissan Almera и Citroen C4 Sedan, а также еще с десяток разных версий уже известных моделей от Chevrolet, Hyundai, Mitsubishi и Volkswagen.

Такая картина, конечно, не очень радует, особенно на фоне впечатляющих показателей августа этого года, когда в Украине было реализовано более 26,2 тыс. новых легковых автомобилей, что на 42% больше, чем за аналогичный период 2012 г. Подобных показателей не было в течение последних нескольких лет. Существенного роста добились прак-тически все марки, а отдельные из них увеличили продажи наполовину и даже больше: например, у Geely рост составил 49%, у Ford — более 71%. Генеральный директор официального дилера Mercedes-Benz компании «АвтоКапитал» Ярослав Пригара утверждает, что нынешний август стал рекордным за всю историю представительства немецкой автомобильной марки.

Объяснить такие результаты просто: опасаясь роста цен, украинцы начали активно покупать авто. Большинство дилеров предусмат-ривали такой рост спроса и свое-временно запаслись достаточным количеством машин на складах. Воспользовались этим и украинские автопроизводители. Так, Кременчугский автозавод поч-ти вдвое увеличил объемы выпус-ка продукции, закарпатский «Еврокар» добился роста на уровне 21%, а «Богдан» — 1%. У ЗАЗ уровень производства легковушек немного уменьшился, однако удалось нарастить выпуск грузовиков и автобусов и остаться лидером отрасли.

Тем, кто не успел приобрести импортный автомобиль в августе, пока не следует огорчаться. Согласно законодательству утилизационный сбор не распространяется на транспортные средства, ввезенные до 1 сентября. Пользуясь этим положением, дилеры за лето ввезли достаточное количество автомобилей. По разным оценкам, запасов на их складах хватит еще на месяц-два. Таким же образом поступили и простые граж-дане, которые стремились пригнать подержаный автомобиль из-за рубежа, вследствие чего на таможне образовались огромные очереди.

Что касается отечественных производителей, то они готовят мощности для утилизации транспортных средств, что освободит их от уплаты сбора. Например ЗАЗ, по словам председателя правления завода Сергея Филипченко, займется этим уже в ближайшие время.

Конечно, пока у дилеров есть определенное количество автомобилей на складах, они смогут удержать их цену на нынешнем уровне. Многие автосалоны представляют это как своеобразные скидки. Подобную политику ведут представительства Ford, Mitsubishi, Volkswagen, Volvo и других автомобильных компаний. Интерес-но, что кое-где стоимость авто даже ниже, чем была летом. Следует отметить также, что выгодная цена действует и на модели, собранные в Украине, в частности на ЗАЗы или Geely. А вскоре покупку автомобилей отечественного производства будет стимулировать и наше правительство. Так, вице-премьер-министр Юрий Бойко заметил, что автолюбители, сдавшие свои машины на утилизацию, будут получать помощь в размере 12 000 грн. на покупку нового транспортного средства.

Однако часть импортеров не собирается отказываться от своих планов, то есть и в дальнейшем будет держать цену и не уменьшит палит-ру моделей. В частности, по мнению вице-президента Корпорации «УкрАвто» Вахтанга Васадзе, уменьшение количества моделей влияет на осведомленность клиентов о тренде на рынке. Последствия могут быть значительно хуже, чем снижение прибыли сейчас.

Что касается прогнозов на будущее, то их пока делать рано. В определенной степени ситуация про-яснится в случае принятия Верховной Радой Украины изменений к законодательству об утилизационном сборе. Поэтому сейчас рынок замер в ожидании.


Тарас АНДРИЕВСКИЙ

Комментарий

Вахтанг ВАСАДЗЕ,
вице-президент Корпорации «УкрАвто»:

«Украина — большое европейское государство. Будущее ее, каким бы трудным путь развития ни был, — это достойное место в европейском обществе, европейском экономическом и политическом пространстве.

У Украины есть все основания быть в топ-5 автомобильных стран Европы. Почему? Прежде всего потому, что нас — 45 миллионов. А уровень автомобилизации на 1000 человек — всего 167 автомобилей (в России — 260,  Германии — 530),  средний возраст авто — 18 лет. Эти цифры говорят о том, что у нас имеется огромный потенциал.

Несмотря на заявления о том, что рынок не будет расти, что он не готов к изменениям, что украинцы должны кого-то подождать, мы как самый крупный оператор рынка, самый крупный импортер в стране, имеющий 20% импорта, как самый крупный производитель так не думаем. Мы не считаем, что должны кого-то ждать, и говорим сегодня: страна будет развиваться. Даже сейчас, в трудный период, за восемь месяцев рынок сбыта новых автомобилей потерял всего 0,8%. Это говорит прежде всего о том, что существует спрос.

Когда мы слышим, что из-за утилизационного сбора не будут завозить некоторые модели, то отвечаем: «Хорошо, тогда мы продадим больше. Если кто-то хочет оставить этот интересный рынок — нет вопросов». Рынок невозможно остановить. Если существует спрос, он всегда найдет предложение. Все очень заинтересованы в Украине. В этом году мы не изменили ни одного нашего плана, не остановили ни одной презентации. Каждый из наших брендов занял свою запланированную нишу на рынке.

Сделано все для того, чтобы цены для покупателей не изменились. Не потому, что мы такие хорошие, а потому, что это покупатель решает, по какой цене он приобретет автомобиль. Можем назначать любую цену, но  тогда покупатели не смогут приобрести авто, потому что зарплата не растет и уровень кредитования также не увеличивается. Поэтому у импортера нет иного выхода, как работать с партнером-производителем. Наши партнеры отслеживают изменения, которые происходят на рынке, потому что им интересна Украина и они понимают: изменения эти — временные и приведут к росту рынка. Звучали заявления о том, что в 2013 году автомобили подорожают на 15, 16 или даже 30%, однако реальный рост цен составил 4 — 6%. Мы будем делать все возможное, чтобы цены оставались неизменными.

Есть несколько важных составляющих расходов импортера: финансирование склада и маркетинг. Склад имеет высокую долю в ценообразовании. Если импортер может держать год автомобили на складе, значит, в его структуре ценообразования заложено финансирование на год. Тогда почему бы не сделать скидку для клиента и не держать товар на складе? Вторая статья расходов — маркетинг, и это не менее важно, чем финансирование склада.

Если кто-то решает подождать и вернуться на рынок в 2017 — 2018 годах, когда тот составит 400 — 500 тыс. авто, то ему понадобится много затрат, чтобы возвратить украинцев и сохранить узнаваемость бренда. Поэтому никто никого ждать не будет. Через определенное время рынок  составит 1 млн. автомобилей. И именно сейчас импортерам и производителям следует формировать базу для такого роста»

 

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42