Новости
Тема: Прочее

Мировой опыт трансфертного ценообразования: тенденции и перспективы

Целью данной публикации является ознакомление читателей с историей развития идеи контроля за трансфертным ценообразованием (далее — ТЦ), с международными организациями, являющимися инициаторами и драйверами практики развития этого института, основными признанными в мировой практике методическими документами, касающимися данного вопроса, а также с ближайшими перспективами вышеуказанного процесса.


На протяжении последних десятилетий на глобальном уровне произошли существенные изменения в мировом экономическом, финансовом и налоговом пространстве. Все больше внимания уделяется таким налоговым последствиям глобализации экономической деятельности, как: использование новых финансовых инструментов, новейших мобильных информационно-коммуникационных технологий; увеличение в геометрической прогрессии количества и объемов предоставления услуг, операций, предметом которых являются нематериальные активы; расширение практики использования мультинациональными предприятиями (транснациональными корпорациями) «налоговых хранилищ (гаваней)»; агрессивное налоговое планирование; реструктуризация моделей бизнеса с целью снижения базы налогообложения; использование ТЦ и т. п.

И эти последствия должны изучаться только в совокупности и комплексно.

Государства теряют в налоговых поступлениях вследствие использования мультинациональными предприятиями агрессивного налогового планирования для перенесения доходов в места (юрисдикции) с более благоприятными режимами налогообложения.

С целью реагирования на вышеуказанные факторы во многих странах мира проведены существенные реформы систем налогообложения, которые характеризуются постепенным снижением налоговых ставок при одновременном расширении базы налогообложения, противодействием занижению базы налогообложения и передаче доходов (прибыли) другому налогоплательщику с более низкой ставкой обложения налогом на прибыль (корпоративным налогом) и т. п.

Одним из методов таких процессов стало введение рядом стран системы государственного регулирования и контроля за ТЦ.

 По состоянию на начало 2013 г. нормы ТЦ введены в свыше 70 государствах мира, фактически — во всех развитых странах. Среди стран СНГ такие системы есть в Казахстане (в 2001 г.), России (в 2012 г.), Украине (с 01.09.2013 г.).

В Узбекистане и Беларуси введены отдельные элементы контроля за обычными ценами. Планируется такая система в Азербайджане.

В Украине 01.09.2013 г. вступил в силу Закон № 408, разработанный с учетом стандартов организации экономического сотрудничества и развития и прогрессивных международных практик.

Историческая справка

Действующие рекомендации ОЭСР 2010 г. являются пересмотренной и доработанной редакцией Отчета ОЭСР «Трансфертное ценообразование и транснациональные компании» 1979 г. и рекомендаций ОЭСР, утвержденных Советом ОЭСР в 1995 г. До указанных Отчета и рекомендаций отдельные положения относительно регулирования и контроля за ТЦ содержались в Модельной (типовой) конвенции ОЭСР о налоге на доходы и капитал 1963 г.
Последние дополнения и изменения к рекомендациям ОЭСР приняты Комитетом ОЭСР по финансовым вопросам 22.06.2010 г. и одобрены Советом ОЭСР 22.07.2010 г. (между 1995 и 2010 годами
в 2001 г. была утверждена промежуточная редакция рекомендаций ОЭСР).В последние годы активизировалась работа Комитета ОЭСР по налоговым вопросам и Комитета ОЭСР по финансовым вопросам относительно подготовки и согласования проектов внесения изменений и дополнений и предоставления разъяснений об отдельных положениях (разделах) рекомендаций ОЭСР 2010 г. В свою очередь, Отчет ОЭСР 1979 г. и Модельная (типовая) конвенция ОЭСР 1963 г. в значительной мере построены на положениях об осуществлении контроля за ТЦ действующей на тот момент редакции Кодекса внутренних доходов Соединенных Штатов Америки (Internal Revenue Code (аналог Налогового кодекса Украины).СШАчлен ОЭСР является первым государством, которое с 5060-х годов ХХ ст. на практике применяет отдельные элементы регулирования и контроля за ТЦ.
Положение специального законодательства США по регулированию и контролю за ТЦ формировалось постепенно с 60-х годов ХХ ст. Сейчас такие положения есть в Кодексе внутренних доходов США, в частности  в параграфе 482 «Перераспределение доходов и расходов между налогоплательщиками» части ІІІ подраздела «Е» раздела 1 подглавы «А» главы 26 Кодекса внутренних доходов США (с изменениями и дополнениями) (далее
параграф 482 КВД США) и в Правилах 26 СFR 1.482, изданных Федеральной налоговой службой Министерства финансов США 11.07.2006 г. с целью обеспечения надлежащего правоприменения параграфа 482 КВД США. Указанные положения и правила являются основными, но не единственными документами США о регулировании и контроле за ТЦ.

Международные организации как движущие силы введения государственного регулирования и контроля за ТЦ

Основными инициаторами такого введения являюся три мощнейшие международные организации:

Организация экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР), в состав которой входят 34 развитые страны мира;

Европейский Союз (далее — ЕС), в который входят 28 стран;

Организация Объединенных Наций (далее — ООН).

В этих организациях созданы и действуют следующие подразделения (структуры), специализирующиеся непосредственно на вопросах ТЦ:

  • отдел ТЦ Комитета по налоговым вопросам ОЭСР (Комитет активно сотрудничает с Центром налоговой политики и администрирования при ОЭСР);
  • совместный форум по ТЦ Европейской комиссии ЕС;
  • подкомитет по ТЦ Комитета экспертов ООН по международному сотрудничеству по налоговым  вопросам (Комитет является вспомогательным подразделением Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам).

При разработке методологически-рекомендательных документов, которыми регулируются вопросы в сфере ТЦ, эти организации сотрудничают между собой, в том числе благодаря тому, что большинство государств, входящих в ЕС, являются также членами ОЭСР, а все государства — члены ЕС и государства — члены ОЭСР являются членами ООН.

Кроме того, согласно учредительным документам ОЭСР Европейский Союз принимает участие в работе этой организации также как отдельное юридическое лицо (фактически является 35-м членом ОЭСР).

Документами ОЭСР по вопросам ТЦ в своей деятельности руководствуются не только государства — члены этой организации, но и отдельные государства, не являющиеся членами ОЭСР, в том числе Украина.

Основные методологические документы, регламентирующие осуществление контроля за  ТЦ

При изучении вопросов ТЦ деятельность и документы вышеуказанных организаций по таким вопросам необходимо рассматривать в совокупности (поскольку такие документы имеют рекомендательный характер).

Основными документами, устанавливающими и разъясняющими методологию, порядок, процедуры и особенности осуществления регулирования и контроля ТЦ, являются (приводятся в разрезе организаций-разработчиков):

  • ОЭСР (единственный разработчик методологически-рекомендательных документов по вопросам ТЦ на международном уровне с конца 70-х годов ХХ ст. и до 2002 г., организация, которая имеет наибольшой опыт по вопросам ТЦ и остается ведущим разработчиком таких документов):

Рекомендации ОЭСР относительно ТЦ для транснациональных компаний и налоговых служб (OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations, Paris, 22 July 2010) (далееРекомендации ОЭСР);

Модульная (типовая) конвенция ОЭСР относительно налогов на доходы и капитал (Model Tax Convention on Income and on Capital: Condensed Version, OECD, Paris, 22 July 2010; Model Tax Convention on Income and on Capital: Full Version (as it read on 22 July 2010). OECD (2012), Paris);

Методические рекомендации по разработке законодательства в сфере ТЦ, направленные на гармонизацию используемого подхода (OECD Transfer Pricing LegaslationA Suggested Approach, Paris, June 2011);

  • ЕС (в 2002 г. создан специальный Совместный форум по ТЦ Европейской комиссии ЕС (EU Joint Transfer Pricing Forum (сокращенно — JTPF)):

Арбитражная конвенция ЕС об избежании двойного налогообложения в связи с корректировкой прибыли ассоциированных предприятий (Convention on the Elimination of Double Taxation in Connection with the Abjustment of Prifits Beetween Associated Enterprises, 90/436/ECC, Brussels, 23 July 1990);

Кодекс поведения относительно документации по ТЦ для ассоциированных предприятий в ЕС (Code of Conduct on transfer pricing documentation for associated enterprises in the European Union (EU TPD), 9738/06, Brussels, 21 June 2006);

Кодекс поведения относительно эффективного применения положений Конвенции об избежании двойного налогообложения в связи с корректировкой прибыли ассоциированных предприятий (Code of conduct for the effective implementation of the Convention on the elimination of double taxation in connection with the adjustment of profits of associated enterprises, 2006/C 176/02, Brussels, 28 July 2006);

Руководство ЕС по составлению договоров о предварительном ценообразовании (Guidelines for Advance Pricing Agreements within the EU. COM(2007) 71 final {SEC(2007) 246}, EU, Brussels, 26/02/2007);

Руководство ЕС по межгрупповым услугам с низкой добавленной стоимостью (JTPF Report: Guidelines on Low Value Adding Intra-group Services, JTPF/020/REV3/2009/EN, Brussels, February 2010);

  • ООН:

Руководство ООН по ТЦ для развивающихся стран, ООН, Нью-Йорк, июнь 2013 г. (United Nations Practical Manual on Transfer Pricing for Developing Countries, ST/ESA/347, United Nations, New York, 05/2013);

Модульная (типовая) конвенция ООН относительно избежания двойного налогообложения между развитыми и развивающимися странами, ООН, Нью-Йорк (United Nations Model Double Taxation Convention between Developed and Developing Countries, ST/ESA/340, United Nations, New York, 2011/2013 (издание 2011 г., пересмотренное в июне 2013 г.);

Справочник ООН по отдельным вопросам администрирования в сфере избежания двойного налогообложения для развивающихся стран, ООН, Нью-Йорк, июнь 2013 г. (United Nations Handbook on Selected Issues in Administration of Double Tax Treaties for Developing Countries, United Nаtions, New York, 06/2013).

Перспективы развития контроля за ТЦ

В настоящее время актуальными направлениями развития мировой практики регулирования и контроля за ТЦ с целью налогообложения специалистами ОЭСР и ЕС признаются:

  • упорядочение и предоставление объяснений по правилам ТЦ с целью рассмотрения конкретных сфер деятельности, в которых действующие правила привели к нежелательным результатам;
  • формулирование и согласование общих требований к документации о контролируемых операциях;
  • разработка материалов относительно оценки рисков ТЦ и рекомендаций по избежанию таких рисков с дальнейшей разработкой механизмов эффективного решения спорных вопросов по ТЦ;
  • накопление материалов, их анализ и предоставление объяснений относительно схем с предоставлением/использованием нематериальных активов и передачей/получением прав на такие активы (интеллектуальную собственность), а также схем с предоставлением/использованием товаров и услуг в цифровом формате; включение результатов такой работы в правила ТЦ и предоставление объяснений об использовании таких новых правил;
  • накопление материалов, их анализ и предоставление объяснений относительно схем агрессивного налогового планирования и их аналитическая обработка (в части схем с использованием ТЦ);
  • развитие инициатив, касающихся обязательного раскрытия и обмена информацией, форм совместного надзора за соблюдением условий такого раскрытия и обмена (в части сторон, являющихся участниками контролируемых операций) и т. п.

Историческая справка

Модульные (типовые) конвенции ОЭСР и ООН об избежании двойного налогообложения неоднократно пересматривались на протяжении ХХ в. Они являются составной частью мировых усилий, направленных на избежание двойного налогообложения. Такие шаги инициированы еще в 1921 г. Лигой Наций и продолжены с 1955 г. Организацией Европейского Экономического Сотрудничества (ныне ОЭСР), Организацией Объединенных Наций (преемственницей Лиги Нации) и различными региональными форумами. Первые Модельные (типовые) конвенции об избежании двойного налогообложения были приняты в 1943 г. (г. Мехико) и в 1946 г. (г. Лондон). Они нашли свое практическое отражение в серии типовых двусторонних налоговых конвенций или их проектов. Одним из последствий финансовых кризисов 1998 и 2008 годов является активизация работы международных организаций (ОЭСР, ЕС, ООН) в первое и второе десятилетие ХХI ст. в сфере регулирования и контроля за ТЦ. Самостоятельная работа по подготовке соответствующих документов по вопросам ТЦ началась:
ЕC
в 2002 г. с созданием специального Совместного форума по трансфертному ценообразованию Европейской комиссии Европейского Союза (EU Joint Transfer Pricing Forum (сокращено JTPF);
ООН
в 2009 г., когда началась подготовка проекта Руководства ООН по ТЦ, принятого ООН 29.05.2013 г.
Из полного названия Руководства ООН по ТЦ 2013 г. следует, что в отличие от ОЭСР, разрабатывающей рекомендации относительно регулирования и контроля за ТЦ в первую очередь для развитых стран, ООН свое Руководство адресует развивающимся странам. Положения Руководства ООН по ТЦ в значительной мере основываются на положениях Рекомендаций ОЭСР 2010 г., но не являются полностью идентичными.

«Горячие линии»

Дата: 19 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42