Другие налоги

Внедрение сервиса «Электронная камеральная проверка»

Одним из приоритетных направлений деятельности Миндоходов Украины является введение стратегии организации контрольно-проверочной работы, направленной на формирование непредвзятых отношений с налогоплательщиками, при которых Министерство будет партнером легального бизнеса, обеспечивая снижение налогового давления и создавая благоприятные условия для роста экономики.


Повысить качество и эффективность аудита и снизить административную нагрузку на бизнес позволит внедрение сервиса «Электронная камеральная проверка».

Применение такого вида проверки минимизирует влияние человеческого фактора, помогает налогоплательщикам самостоятельно откорректировать налоговую отчетность без негативных последствий в виде применения финансовых санкций органами доходов и сборов.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса контролирующие органы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки. Подпунктом 75.1.1 п. 75.1 этой статьи определено, что камеральной считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика.

Нормами Налогового кодекса предусмотрено, что электронная проверка проводится на основании заявления, поданного налогоплательщиком в контролирующий орган, в котором он состоит на налоговом учете. Заявление подается за 10 календарных дней до ожидаемого начала проведения электронной проверки. Форма заявления, порядок его подачи, принятия решения о проведении электронной проверки установлены приказом № 143 (вступит в силу 01.01.2014 г.).

Для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, электронные проверки будут проводиться с 01.01.2014 г., для субъектов хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса — с 01.01.2015 г., для других налогоплательщиков — с 01.01.2016 г.

В настоящее время ведется работа по разработке формата предоставления налогоплательщиком документов для проведения электронной проверки, а также программного обеспечения, которое позволит осуществлять такие проверки путем использования нового сервиса «Электронная камеральная проверка».

Такая проверка будет проводиться на основании предоставленных плательщиком в электронной форме и в установленном формате бухгалтерских документов с соблюдением условия регистрации электронной подписи лиц, документов, которые согласно Налоговому кодексу связаны с исчислением и уплатой налогов и сборов (если такие документы создаются таким налогоплательщиком в электронной форме и хранятся на машинных носителях информации).

Внедрение сервиса «Электронная камеральная проверка» позволит автоматизировать выполнение процессов камеральной проверки налоговой отчетности налогоплательщиков, решить проблемы дистанционного обслуживания плательщиков, освободить их от необходимости лично посещать территориальные органы Миндоходов Украины и минимизировать общение с их работниками.

Кроме того, Миндоходов Украины разработано программное обеспечение для автоматизированного проведения камеральной электронной проверки. Такая проверка проводится в помещении органа доходов и сборов на основании данных, указанных в налоговых декларациях налогоплательщика, представленных средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условий регистрации электронной подписи подотчетных лиц, и имеющейся в органах доходов и сборов налоговой информации.

Программный продукт реализует функции:

  • арифметического контроля показателей налоговой отчетности;
  • автоматического формирования электронного уведомления по выявленным ошибкам и отправления его на электронный адрес налогоплательщика для самостоятельного исправления;
  • формирования акта камеральной электронной проверки в автоматическом режиме.

Также с целью улучшения администрирования налогов, полноты декларирования налоговых обязательств в условиях внедрения специального программного обеспечения для усовершенствования действующих процедур проведения камеральных проверок разработаны Методические рекомендации № 165.

Алгоритм организации и проведения камеральных (электронных) проверок налоговой отчетности налогоплательщиков, кроме физических лиц, не являющихся субъектами хозяйствования, предусмотрен разделом ІІ указанных Методических рекомендаций.

Так, камеральная проверка данных, заявленных в налоговой отчетности, проводится в течение 30 календарных дней (если иное не предусмотрено Налоговым кодексом), следующих за предельным сроком получения такой отчетности.

Камеральная проверка налоговой отчетности по НДС, представленной плательщиками налога, которые имеют право на автоматическое бюджетное возмещение налога, проводится в течение 20 календарных дней, следующих за предельным сроком представления налоговой декларации, с учетом требований приказа № 522.

Пунктом 3.1 раздела III Методических рекомендаций № 165 установлены особенности проведения камеральных (электронных) проверок налоговой отчетности по НДС.

Налоговая отчетность, представленная плательщиком НДС, проходит арифметический и логический контроль — автоматизированную проверку, составляющими которой являются:

проверка правильности определения налогового периода (в соответствии со ст. 202 Налогового кодекса), своевременности представления отчетности (соблюдения сроков, установленных п. 49.18 ст. 49 и ст. 203, с учетом п. 49.20 ст. 49 этого Кодекса), правильности выбора формы декларации;

проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, проверка согласованности показателей, которые переносятся из приложений к декларациям, сравнение отчетных показателей с показателями предыдущих отчетных периодов.

Особенности проведения камеральных (электронных) проверок налоговой отчетности по налогу на прибыль предприятий определены п. 3.2 раздела ІІІ Методических рекомендаций № 165.

С целью выявления и предупреждения возможных нарушений налогового законодательства при камеральной проверке осуществляются:

  • проверка доходов, задекларированных в декларации, где отражается общая сумма дохода плательщика налога от всех видов деятельности, полученного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной формах как на территории Украины, ее континентальном шельфе, в исключительной (морской) экономической зоне, так и за их пределами;
  • проверка дохода от операционной деятельности;
  • проверка приложения ІД «Інші доходи», в котором отражаются все другие доходы, не связанные с основной деятельностью предприятия;
  • проверка приложения СБ «Суми врегулювання сумнівної та безнадійної заборгованості», где отражается сумма доходов или расходов по безнадежной задолженности и сумма пени, начисленная во исполнение требований пп. 159.1.2 п. 159.1 ст. 159 Налогового кодекса;
  • проверка приложения ЦП «Розрахунок фінансових результатів від операцій з торгівлі цінними паперами, деривативами та іншими, ніж цінні папери, корпоративними правами»;
  • проверка расходов;
  • проверка приложения ІВ «Інші витрати звичайної діяльності та інші операційні витрати»;
  • проверка приложения АМ «Нарахована амортизація за звітний період»;
  • проверка приложения ВО «Розрахунок витрат при здійсненні операцій з нерезидентом, що має офшорний статус» (годовое приложение);
  • проверка приложения ТП «Розрахунок податку на прибуток, отриманий від діяльності, що підлягає патентуванню», показатели которого расшифровывают строки 8 и 12 декларации;
  • проверка приложения ПЗ «Розрахунок прибутку, що звільняється від оподаткування» к строке 09 декларации;
  • проверка приложения ЗП «Зменшення нарахованої суми податку», которое заполняется при заполнении строки 13 декларации;
  • проверка приложения ПН «Розрахунок суми податків, які утримуються при виплаті доходів (прибутків) нерезидентам за звітний (податковий) період» к строке 17 декларации;
  • проверка приложения АВ «Розрахунок авансового внеску з податку на прибуток на суму виплачених дивідендів» к строке 20 декларации.

С целью выявления и предупреждения возможных нарушений налогового законодательства по налогу на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка (далее — налог на недвижимое имущество), при камеральной проверке проводятся:

  • проверка своевременности представления органам Миндоходов Украины по местонахождению объекта налогообложения декларации по налогу на недвижимое имущество;
  • проверка правильности определения годовой суммы налога на недвижимое имущество;
  • проверка типа объекта жилой недвижимости;
  • проверка правильности применения ставок налога, установленных сельскими, поселковыми или городскими советами в соответствии с пп. 265.5.1 п. 265.5 ст. 265 Налогового кодекса;
  • проверка правильности указанных сумм авансовых взносов.

Кроме того, Методическими рекомендациями № 165 предусмотрен порядок сопоставления данных строк декларации по налогу на прибыль предприятия с данными разных форм отчетности.

Таким образом, Миндоходов Украины и налогоплательщики будут сотрудничать взаимовыгодно: Министерство будет получать оперативные сведения для исправления неправильной или некорректной информации в базах данных, а плательщики будут уверены в правильности исчисления налогов.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42