Интервью

В общей структуре экспорта в ЕС третью часть составляет агропродукция

Отвечая на вопрос, накормит ли Украина мир, эксперты агропромышленной отрасли оперируют конкретными цифрами, утверждая, что наше государство имеет возможность накормить до 600 миллионов человек. По подсчетам специалистов агропромышленного комплекса, около 20% произведенной сельхозпродукции может потребляться внутри страны, а 80% — экспортироваться. Тем более, что ожидаемое создание зоны свободной торговли с Европейским Союзом открывает перед Украиной новые возможности для экспорта товаров, произведенных агропромышленным сектором. О поисках взаимовыгодного экономического интереса со всеми странамипотенциальными партнерами, а также о готовности отрасли эффективно развиваться, не только обеспечивая продовольствием отечественных потребителей, но и оставаясь конкурентоспособной на глобальных мировых рынках, рассказывает Министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай ПРИСЯЖНЮК.


В.Николай Владимирович, сегодня агропромышленный комплекс едва ли не единственная отрасль, которую пока не коснулась отмена налоговых льгот. Но уже сейчас власть и аграрии размышляют над тем, как сбалансировать интересы государства, чтобы и бюджет наполнялся, и сельхозпроизводители не утратили стимулы к наращиванию производства и конкурентной борьбе. Какие мероприятия, по Вашему мнению, в этом аспекте были бы целесообразны?

Н. В. — Вопрос сложный. Особенно в современных условиях. Не секрет, что именно благодаря существующим на протяжении последних лет системам налогообложения и государственным программам поддержки аграрному комплексу среди всех отраслей национальной экономики удалось выйти на ведущие позиции. А в условиях повышения глобального спроса на продовольствие, прогнозируемого на ближайшие периоды, наш потенциал далеко не исчерпан.

Упомянутые специальные режимы налогообложения, являющиеся фактически косвенной государственной поддержкой, способствуют увеличению валового производства сельхозпродукции, что, в свою очередь, обеспечило стабильные налоговые поступления в госбюджет и способствовало росту инвестиций.

Сохранение этих режимов в условиях финансового кризиса и ограниченного финансирования за счет дотаций из бюджета, осложненного в некоторых случаях доступа к банковским кредитам позволит существующим предприятиям и далее функционировать, прежде всего малым и средним, не имеющим достаточного «запаса прочности», а следовательно, — сохранить рабочие места на селе.

Сегодня в процессе разработки и принятия бюджета на 2014 год мы отстаиваем позицию относительно сохранения существующих программ поддержки сектора: животноводства (выплаты крестьянам за сохраненный и сданный на убой скот и свиней, за наращивание племенного поголовья), на кредитование фермерских хозяйств, на закупку сельхозтехники на условиях финансового лизинга.

Кроме того, мы будем инициировать возврат денежных средств от так называемого 1,5-процентного сбора на спецсчет Министерства, что позволит возобновить поддержку садоводческих, виноградарских и винодельческих предприятий, которая в предыдущие годы сработала довольно эффективно. Это означает и увеличение производства плодово-ягодной продукции, и строительство хранилищ для круглогодичного обеспечения овощами и фруктами, и закладку новых садов и виноградников.

В.Насколько расширилась география украинского экспорта в последнее время?

Н. В. — В целом продукция агросектора в настоящее время занимает существенную долю во внешней торговле страны и продолжает оставаться единственной отраслью экономики, имеющей положительное сальдо внешней торговли. Так, в 2012 году оно составляло 10,4 млрд. дол. США, что в 1,5 раза превышает его объемы
2011 года и в 2,5 раза — 2010. Увеличивается и доля экспорта продукции агросектора в общей структуре экспорта. Если в 2010 году она составляла 20%, то в 2012 — уже 26,5%. Как и в течение нескольких предыдущих лет, больше всего экспортируется зерновых культур, подсолнечного масла, а также семян масличных культур, динамично развивается экспорт мяса птицы, Украина уже входит в десятку ведущих экспортеров этого продукта.

Это свидетельствует о том, что весь спектр украинской сельхозпродукции, которая поставляется на экспорт, — как зерновых, так и продукции перерабатывающей промышленности — соответствует стандартам качества стран-импортеров и имеет спрос среди потребителей. Вместе с тем, рассматривая структуру экспорта украинского продовольствия, необходимо учитывать тот факт, что в некоторых случаях страны-импортеры отдают предпочтение именно сырьевым продуктам — например, зерну, которое используется в этих странах как корм для скота, идущего на мясо.

Добавлю, что за последние годы нам удалось расширить географию экспорта и товарную номенклатуру. Прежде всего за счет стран Персидского залива и Азии, стран Европейского Союза. Кроме того, наблюдается существенный рост доли экспорта в страны Африки. По результатам 2012 года самая большая доля экспорта приходилась на страны Азии — 30,3%, страны ЕС — 27,9%. Вместе с тем открытие рынков в некоторых странах требует продолжительной и кропотливой работы.

Что касается последних результатов в этом направлении, то в прошлом году мы получили разрешение от наших китайских коллег начать поставки украинской кукурузы. Мы удовлетворены этим решением, ведь Китай — большой рынок, который имеет огромные перспективы. Сейчас на рассмотрении находятся вопросы сертификации украинской сои и ячменя. В целом по итогам семи месяцев текущего года Китай вошел в десятку основных стран — импортеров нашей сельскохозяйственной продукции.

В.Какие наработки Минагрополитики Украины укрепляют систему контроля за безопасностью и качеством украинской пищевой продукции, учитывая ожидаемое открытие рынка стран Европы после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, а также связанное с этим обострение торговых отношений с Россией?

Н. В. — Что касается контроля за качеством отечественной продукции, продолжается внедрение в Украине международных систем контроля за качеством продуктов питания HACCP, предусматривающих последовательный контроль за качеством продукции, начиная от производителя и заканчивая магазином.

Нами подготовлен законопроект о продовольственной безопасности, контроле за качеством пищевых продуктов. Новую систему контроля планируем внедрить в 2014 году. Это пока не означает, что коммерчески выходить на внешние рынки станет легче, но у нас появятся весомые аргументы по качеству.

Уже сегодня качество нашей продукции позволяет экспортировать около 20% произведенных в Украине молочных изделий, 20% маргаринов и аналогичных продуктов, до 50% кондитерских изделий и 85% подсолнечного масла. Кроме того, сегодня украинские производители мяса птицы входят в десятку ведущих экспортеров мира.

В последние годы и сами производители пищевых продуктов все больше внимания уделяют вопросам контроля за качеством сырья и конечного продукта. Причем не только давно работающие, но и молодые предприятия с первых шагов развития заботятся о своей репутации. Сегодня таких предприятий около 600. Это, как правило, известные производители продовольственной продукции и в Украине, и далеко за ее пределами.

Напомню, что на рассмотрении Верховной Рады Украины находится законопроект «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Его принятие позволит унормировать процедуры проведения государственного контроля и надзора, обеспечить обязательное постепенное внедрение производителями пищевых продуктов систем контроля НАССР. Кроме того, мы сможем обеспечить возможность отслеживать пищевые продукты на всех стадиях производства, переработки и оборота и в целом повысить ответственность их производителей. С доработкой законодательства каждый производитель будет обязан выстроить собственную цепь контроля за продукцией. Уже потом к этому приобщится ветеринарная служба, которая будет контролировать наиболее проблемные вопросы и организацию работы в целом. Ведь Украина обладает очень серьезным экспортным потенциалом, включающим полный спектр продуктов, которые производятся на ее территории. В связи с этим вопросы качества и безопасности пищевых продуктов являются одними из приоритетных в работе Министерства.

С подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС мы планируем открыть рынок стран Европы. А это свыше 500 млн. наиболее платежеспособных потребителей. Уже сейчас страны ЕС занимают одно из ведущих мест в структуре внешней торговли. Добавлю, что я был и остаюсь сторонником европейской интеграции Украины. В случае получения Украиной членства в ЕС мы постепенно отыщем взаимовыгодные условия и для Украины, и для стран Таможенного Союза. Ведь экономический интерес при любых условиях рано или поздно впишется в те рамки, в которых партнерам выгодно сотрудничать.

В.Какие инструменты государственного контроля и регулирования задействованы для устранения посредников между производителем агропромышленной продукции (особенно мелким и средним) и ее потребителем?

Н. В. — Сегодня работа по устранению посредников ведется в нескольких направлениях. Это и выездная торговля — ярмарки, которые проводятся во всех регионах, и работа оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, и содействие организации заготовительных кооперативов. Все это позволяет производителю выбрать форму реализации своего продукта в зависимости от его собственных нужд.

Если конкретнее, то недавно начат проект, организующий работу заготовительных автолавок, которые будут оборудованы охладителями, небольшими лабораториями для того, чтобы можно было реализовывать, например, молоко на разлив. Или же это будут овощи, выращенные на крестьянских огородах, которые мы привыкли видеть в местах стихийной торговли. Конечно, организованная торговля такой продукцией будет комфортнее и для покупателей — жителей городов и поселков, и для производителей-крестьян, которым не придется стоять на базаре. В скором времени услугами первых 20 таких автолавок воспользуются жители столицы. Вся реализуемая там продукция будет сертифицирована.

Что касается сети оптовых рынков, которые создаются в регионах, то они обладают высоким потребительским потенциалом. Кстати, на днях открыта первая очередь такого рынка в городе Мариуполе. Это второй такой рынок в этом регионе и четвертый в Украине. Для жителей Киева, Львова и Донецка не секрет, что цены на овощи, фрукты, мясо и рыбу на таких рынках на 20 — 30% ниже, чем в некоторых супермаркетах. В целом свыше 5 миллионов покупателей оценили преимущества появившихся рынков. Для производителя, прежде всего малого и среднего, торговля на них обеспечивает, во-первых, стабильную реализацию плюс возможность предпродажной подготовки, во-вторых, приемлемую цену, в-третьих, комфортные условия труда.

В.Как решается проблема кредитования агропроизводителей, в частности мелких и средних?

Н. В. — Вопрос финансирования, в частности для малых и средних предприятий, сегодня остается одним из наиболее важных. Тем более, что особенностью сельхозпроизводства является его сезонная цикличность. Поэтому кредитование в условиях природных катаклизмов, которые нередко происходят в последнее время, находится в поле нашего постоянного внимания. Так, сейчас в активной фазе осенняя посевная. От того, как сработают аграрии — своевременно ли приобретут высококачественные семена, удобрения, горючее — зависит урожай будущего года. Здесь нужно отдать должное нашим производителям, в том числе и небольшим. Ведь в последнее время уровень внедрения агротехнологий значительно повысился.

В целом банкиры отмечают, что за последние годы аграрии стали надежными партнерами. Задача правительства — поддерживать и усиливать диалог агросектора и финансовых учреждений. Сейчас банки с пониманием отнеслись к инициативе Минагрополитики пролонгировать кредиты, полученные аграриями в предыдущие годы в 1,2 миллиарда гривен. Банки уже пролонгировали сельхозпредприятиям займы на сумму свыше 773 миллиона гривен. Правительство продолжает работать над этим вопросом.

Кроме того, Минагрополитики выработало и использует и другие инструменты предоставления финансовой поддержки предприятиям. Так, аграрии могут принимать участие в закупках зерна Аграрным фондом и ГПЗКУ, получать государственные гарантии по инвестиционным проектам и необходимую технику по программам НАК «Украгролізинг». Важными механизмами развития фермерства является Украинский государственный фонд поддержки фермерских хозяйств и Укрселькоммунхоз, занимающийся развитием сельских территорий.

А основным источником под-держки для сельхозпроизводителей остаются налоговые льготы. Продолжает действовать специальный режим налогообложения налогом на добавленную стоимость деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства, а также фиксированный сельскохозяйственный налог.

Все это сегодня позволяет активным — именно активным и ответственным производителям, — используя соответствующие механизмы, получать желаемый результат.

В.Можно ли подвести первые итоги деятельности обслуживающих кооперативов, обобщая их проблемы и отмечая положительные моменты? Какие преференции от государства уже получают такие производители, а на какие могут рассчитывать в ближайшей перспективе?

Н. В. — Прежде всего отмечу, что крестьяне все больше интересуются этой формой сотрудничества. Количество кооперативных объединений постепенно увеличивается, обслуживающих кооперативов в настоящее время насчитывается почти тысяча, — это на 70 больше по сравнению с началом года. Самое большое количество действующих кооперативов — в Ивано-Франковской, Житомирской, Черкасской областях и АР Крым. По направлениям это и молочные, и мясные, и плодово-овощные, и зерновые, и предоставляющие услуги по возделыванию земли и сбору урожая.

В целом форма кооператива позволяет производителю, по нашим оценкам, получить цену за свою продукцию на 25 — 30% больше. Так, мы оценили рынок молока, которое поступает на переработку от хозяйств населения и от сельхозпредприятий. Разница в закупочной цене на молоко прежде всего из-за отсутствия условий для заготовки, а значит — улучшения качества молока от хозяйств населения, составляет где-то до 40 — 50%. Вместе с тем организация закупки через сеть кооперативов — соблюдение всех санитарных требований доения, своевременное охлаждение и ветеринарная поддержка позволяют значительно повысить цену. В целом по стране объемы денежных средств, оседающих у посредников, которые закупают крестьянское молоко на переработку, достигает 2 миллиардов гривен в год.

Сейчас Министерство изучает возможность, кроме существующих форм поддержки кооперативов, предоставлять им в лизинг автолавки для сбыта фермерской продукции в городах.

Кроме того, изучается вопрос предоставления в лизинг оборудования для кооперативных элеваторов, отрабатывается модель финансирования их строительства. Ведь сегодня вопрос сбыта зерна остается одним из наиболее актуальных. Мы постоянно проводим встречи с зернотрейдерами. Однако проблемы производителей зерна являются первоочередными. Так, мы уже уменьшили стоимость фитосанитарных сертификатов на зерно. Также работаем над удешевлением перевозок «Укрзалізниці», услуг припортовых элеваторов.

К тому же производители, объединяющиеся в кооперативы, могут получать помощь от государства в этом и других направлениях, как и другие субъекты хозяйствования.

В.Большинство местных бюджетов являются дотационными. Как Вы относитесь к предложениям, которые звучат в парламенте относительно введения дополнительного налога за пользование землей, который, по замыслу законотворцев, должен направляться на решение проблем общества?

Н. В. — Одна из принципиальных позиций государства в развитии аграрного сектора и села — не мешать крупным предприятиям. Мы уже упоминали, что крупные предприятия — это наш экспортный потенциал и якорь по привлечению инвестиций. Вместе с тем они не должны оставаться безответственными, если в селах, где они являются якорными арендаторами, полностью отсутствует инфраструктура, а люди переезжают туда, где лучше.

Еще одна задача государства — максимально поддерживать фермера и среднего производителя. Однако мы не можем забывать и об обычных жителях сел, которым нужны и амбулатория, и садик, и школа, и стадион, и клуб. Конечно, своими силами сельсоветам с такими задачами справиться чрезвычайно сложно. И сейчас мы максимально им способствуем, организовываем обучение, знакомим с существующими практиками.

Именно поэтому самой главной задачей сегодня для нас является всяческая поддержка развития предпринимательства на селе. Это предпосылка его существования. Село не будет существовать, если в нем не будет экономически активных предприятий, которые будут уплачивать налоги в местный бюджет. Я бы не был так уверен и категоричен, если бы не существовало таких, подчерк-ну, неединичных примеров организации жизни на селе.

Чтобы сохранить село, модернизировать его и привнести новые стимулы для проживания в сельской местности, мы будем максимально способствовать созданию семейных ферм и развитию кооперативного движения. Для этого сейчас внедряется наша инициатива «Родное село». Фермеры и кооперативы могут воспользоваться имеющимися формами государственной поддержки. Все это позволит и создать дополнительные рабочие места, и увеличить поступления в бюджеты.

Что касается упомянутого проекта закона, то он может в определенной степени улучшить состояние наполнения местных бюджетов, однако едва ли будет способствовать решению проблемы села в глобальном плане. Село только тогда может быть в порядке, когда в порядке экономика на селе.


Беседовали
Инна ГОЛОВКО
и Оксана ТИМОЩУК

 

«Горячие линии»

Дата: 19 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42