Налог на прибыль

Льготы в налогообложении прибыли

Налоговые льготы всегда были и остаются объектом особого внимания и заинтересованности плательщиков, поскольку возможность их применения означает полное или частичное освобождение от обложения налогами и сборами, в том числе налогом на прибыль. Предусмотренные законодательством льготы предоставляются в зависимости от объектов и субъектов налогообложения. Для некоторых субъектов хозяйствования налоговые льготы имеют постоянный характер, для других, в целях стимулирования их развития, — предоставляются на определенный период времени.
В контексте Налогового кодекса налоговыми льготами являются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков перед другими плательщиками и состоящие в полном или частичном освобождении их от налогообложения, а также создающие стимулы для активизации экономической деятельности.
Рассмотрим, какие субъекты хозяйствования и при каких условиях имеют право на применение налоговых льгот, освобождение от налогообложения полученной прибыли, налоговые каникулы и т. п.


Предоставление налоговых льгот

В условиях действия Налогового кодекса льготы предоставляются путем:

  • налогового вычитания (скидки), что уменьшает базу налогообложения для начисления налога и сбора;
  • уменьшения налогового обязательства после начисления налога и сбора;
  • установления сниженной ставки налога и сбора;
  • освобождения от уплаты налога и сбора.

Льготы могут предоставляться:

  • Верховной Радой Украины по общегосударственным налогам и сборам;
  • Верховным Советом АР Крым относительно дополнительных налоговых льгот по налогам, зачисляемым в бюджет этой Республики, в пределах поступлений в ее бюджет (пп. 12.2.3 п. 12.2 ст. 12 Налогового кодекса);
  • органами местного самоуправления (по местным налогам и сборам).

Вместе с тем в соответствии с пп. 12.3.7 п. 12.3 ст. 12 Налогового кодекса сельским, поселковым, городским советам не разрешается устанавливать индивидуальные льготные ставки местных налогов и сборов для отдельных юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты таких налогов и сборов.

Следует отметить, что использование налоговых льгот является не обязанностью, а правом плательщика, для реализации которого он может:

  • воспользоваться налоговой льготой;
  • отказаться от использования налоговой льготы;
  • приостановить использование льготы на один или несколько налоговых периодов.

Таким образом, юридическое лицо, которому непосредственно предоставлена налоговая льгота, имеет право отказаться от нее или остановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, письменно уведомив о своем решении территориальный орган Миндоходов Украины по месту своей регистрации.

При этом не использованные плательщиком налоговые льготы не могут быть перенесены на другие налоговые периоды, не могут быть зачислены в счет будущих платежей по налогам и сборам или возмещены из бюджета (п. 30.4 ст. 30 Налогового кодекса).

Следует отметить, что система налоговых льгот была несколько реформирована с принятием Налогового кодекса, в котором содержится довольно широкий перечень оснований для получения налоговых преимуществ в различных формах.

Применение международных договоров

Во избежание двойного налогообложения в Налоговом кодексе отдается предпочтение положениям действующих международных договоров, нежели положениям налогового законодательства.

Так, в соответствии с п. 3.2 ст. 3 Налогового кодекса если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены другие правила, нежели предусмотренные этим Кодексом, то применяются правила международного договора.

Специальная ст. 103 Налогового кодекса регулирует порядок применения международного договора Украины об избежании двойного налогообложения в отношении полного или частичного освобождения от налогообложения доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины.

Эта норма позволяет четко определить основания, дающие право на получение преимуществ, установленных соглашениями об избежании двойного налогообложения, установить процедуры подтверждения права нерезидента на налоговые льготы, предусмотренные в указанных соглашениях, определить, каким образом будет осуществляться возмещение излишнего удержания сумм налога на доходы с источником их происхождения из Украины и т. п. Важным условием для применения международного договора является предоставление нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего статус налогового резидента.

Справку, подтверждающую, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор, выдает компетентный (уполномоченный) орган соответствующей страны, определенный международным договором Украины, по форме, утвержденной согласно законодательству соответствующей страны. Справку нужно надлежащим образом легализовать и перевести в соответствии с законодательством Украины (п. 103.5 ст. 103 Налогового кодекса).

Освобождение от налогообложения

Порядок освобождения от обложения налогом на прибыль предприятия предусмотрен статьями 154, 157 и 158 Налогового кодекса, а также подразделом 4 раздела ХХ этого Кодекса. В частности, ст. 154 установлен ряд налоговых преференций для отдельных предприятий и организаций, а именно: освобождение от налогообложения полученной прибыли. Рассмотрим их более подробно.

Общественные организации инвалидов

Учитывая социальную значимость предприятий и организаций, созданных общественными организациями инвалидов, таким предприятиям в соответствии с законодательством Украины предоставлены определенные права на получение государственной помощи в виде льготного налогообложения. В частности, п. 154.1 ст. 154 Налогового кодекса предусмотрено, что освобождается от налогообложения прибыль таких предприятий и организаций, полученная от деятельности, определенной их уставом. При этом указанной нормой предусмотрены определенные условия, при которых прибыль таких предприятий и организаций не подлежит налогообложению, а именно:

  • предприятия и организации, учрежденные общественными организациями инвалидов, являются их полной собственностью (под полной собственностью имеют в виду то, что собственность таких предприятий должна стопроцентно принадлежать общественным организациям инвалидов, без других совладельцев);
  • количество инвалидов, имеющих там основное место работы, в течение предыдущего отчетного (налогового) периода составляет не менее 50% среднеучетной численности штатных работников учетного состава в год;
  • фонд оплаты труда таких инвалидов в течение отчетного периода составляет не менее 25% суммы общих расходов на оплату труда.

Указанные предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право применять эту льготу при наличии разрешения, которое выдает уполномоченный орган в соответствии с Законом № 875. При отсутствии такого разрешения указанные предприятия и организации несут ответственность, предусмотренную ст. 127 Налогового кодекса.

Решения о предоставлении разрешения предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов на право пользования льготами по налогообложению, получение займов, финансовой помощи, дотаций принимаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере социальной защиты инвалидов, ветеранов войны, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти АР Крым по вопросам социальной политики, исходя из технико-экономического и социального обоснования мероприятий, для осуществления которых будут использоваться эти денежные средства (ст. 142 Закона № 875).

Порядок и критерии предоставления разрешения на право пользования льготами по налогообложению, основания для отказа в предоставлении такого разрешения и его отмены, а также порядок и условия предоставления займов, финансовой помощи, дотаций предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов определяются Кабинетом Министров Украины с учетом предложений всеукраинских общественных организаций инвалидов.

Порядок предоставления льгот по налогообложению предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов урегулирован постановлением № 518.

Полномочия Комиссии по определению целесообразности предоставления государственной помощи предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов (в виде льгот по налогообложению, возвратной и безвозвратной финансовой помощи, займов, дотаций и т. п.) возложены на Минсоцполитики Украины, а также областные, Киевскую и Севастопольскую городские госадминистрации, Минсоцполитики АР Крым.

Эти полномочия касаются предоставления разрешений на право пользования льготами, в частности,  по обложению НДС, налогом на прибыль, платой за землю, финансовой помощи на безвозвратной и возвратной основе (за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов), целевого займа и дотаций (за счет средств этого Фонда).

Следует подчеркнуть, что региональные органы принимают решения о льготах для предприятий общественных организаций инвалидов, получивших за предыдущий налоговый год доход в объеме менее 8400 минимальных заработных плат по состоянию на 1 января текущего года.

Что касается предприятий с доходом свыше этого размера, решение принимает Минсоцполитики Украины.

Вместе с тем Минсоцполитики Украины, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям, Минсоцполитики АР Крым поручено максимально ускорить рассмотрение заявлений инвалидов для решения вопросов льготного налогообложения, а Миндоходов Украины способствовать урегулированию проблемных вопросов, возникающих в связи с введением указанного механизма предоставления льгот.

Производители детского питания

Производство детского питания — это стратегический сектор отечественной пищевой промышленности. В целях стимулирования его дальнейшего развития и увеличения объемов производства государство уделяет особое внимание и предоставляет определенные преференции, в частности по налогообложению.

Так, п. 154.2 ст. 154 Налогового кодекса установлено, что освобождается от налогообложения прибыль, полученная субъектами хозяйствования от продажи на таможенной территории Украины специальных продуктов детского питания собственного производства, которые входят в Перечень, установленный Кабинетом Министров Украины.

Перечень таких специальных продуктов детского питания и порядок отнесения этих продуктов к продукции собственного производства регламентируются постановлением № 859, согласно которому специальные продукты детского питания признаются продукцией собственного производства, если они были полностью произведены в специализированных цехах предприятий (независимо от форм собственности) на территории Украины с использованием отечественного сырья.

При этом продукты детского питания, изготовленные из сырья, плодо-овощных полуфабрикатов, круп и крупяной муки, закупленных по импорту (за исключением витаминов, компонентов рисовой и овсяной муки, которые не производятся в Украине), а также продукты детского питания, закупленные организациями, занимающимися подготовкой их для продажи (измельчение партии, формирование отправок, сортировка и переупаковка), продажей, транспортировкой, хранением и т. п., не могут признаваться продукцией собственного производства.

Прибыль, освобожденная от налогообложения, имеет целевое назначение и направляется на увеличение объемов производства и уменьшение розничных цен на эти продукты.

Международная техническая помощь

Льготы по налогообложению распространяются на прибыль, полученную предприятиями за счет международной технической помощи или за счет денежных средств, преду-смотренных в государственном бюджете в качестве взноса Украины в Чернобыльский фонд «Укрытие» для реализации международной программы — Плана осуществления мероприятий на объекте «Укрытие» в соответствии с положениям Рамочного соглашения между Украиной и Европейским банком реконструкции и развития, для дальнейшей эксплуатации, подготовки к выводу и вывода энергоблоков Чернобыльской АЭС из эксплуатации, преобразования объекта «Укрытие» на экологически безопасную систему и обеспечения социальной защиты персонала Чернобыльской АЭС (п. 154.4 ст. 154 Налогового кодекса).

Действие этой льготы регламентируется Законом № 309 и Порядком № 153.

Согласно ст. 10 Закона № 309 международная техническая помощь подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Порядок № 153 определяет процедуру привлечения, использования и мониторинга международной технической помощи.

Таким образом, право на освобождение прибыли, указанной в п. 154.4 ст. 154 Налогового кодекса, плательщики налога имеют только при условии соблюдения ими норм Закона № 309 и Порядка № 153. В других случаях прибыль облагается налогом на общих основаниях.

Денежные средства, освобожденные от налогообложения, используются исключительно на финансирование вышеуказанных программ.

При этом в случае если требования о целевом использовании освобожденных от налогообложения денежных средств нарушаются, плательщик налога обязан увеличить налоговые обязательства по налогу на прибыль по результатам налогового периода, на который приходится такое нарушение, а также уплатить пеню, начисленную в соответствии с требованиями Налогового кодекса.

Деятельность по оздоровлению и отдыху детей, предоставлению образовательных услуг

Налоговым кодексом установлено, что не являются объектом налогообложения прибыль, полученная государственными предприятиями «Международный детский центр «Артек» и «Украинский детский центр «Молодая гвардия» от проведения деятельности по оздоровлению и отдыху детей, и прибыль дошкольных и общеобразовательных учебных заведений негосударственной формы собственности, полученная от предоставления образовательных услуг.

Налоговые каникулы

Налоговые каникулы введены Налоговым кодексом в целях стимулирования развития малого и среднего бизнеса. В частности, соответствующая группа плательщиков налога на прибыль при условии соблюдения соответствующих критериев, установленных п. 154.6 ст. 154 Налогового кодекса, на период с 01.04.2011 г. до 01.01.2016 г., может применять ставку налога 0%.

Так, применять указанную ставку налога субъекты хозяйствования могут, если:

  • размер доходов каждого отчетного налогового периода нарастающим итогом с начала года не превышает 3 млн. грн.;
  • среднеучетное количество работников в течение года составляло не более 20 человек;
  • размер начисленной за каждый месяц отчетного периода заработной платы (дохода) работников, состоящих в трудовых отношениях, не меньше двух минимальных заработных плат, установленных законом.

Кроме того, право на получение этой льготы имеют плательщики налога на прибыль, соответствующие одному из критериев, определенных абзацами «а» — «в» п. 154.6 ст. 154 Налогового кодекса, а именно:

  • созданные в установленном законом порядке после 01.04.2011 г.;
  • действующие, у которых в течение трех последовательных предыдущих лет (или в течение всех предыдущих периодов, если с момента их создания прошло меньше трех лет) ежегодный объем дохода задекларирован в сумме не более 3 млн. грн., и у которых среднеучетное количество работников в этот период составляло не более 20 человек;
  • зарегистрированные плательщиками единого налога в установленном законодательством порядке в период до вступления в силу этого Кодекса, у которых за последний календарный год объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составлял до 1 млн. грн. и среднеучетное количество работников — до 50 человек.

При этом в случае если у таких плательщиков в каком-либо отчетном периоде нарушается хотя бы один из вышеуказанных критериев, то такие плательщики обязаны облагать налогом прибыль, полученную в таком отчетном периоде, по общим правилам, то есть по ставке, определенной п. 151.1 ст. 151 с учетом требований п. 10 подраздела 4 раздела XX этого Кодекса, и представить Налоговую декларацию по налогу на прибыль предприятия по форме, утвержденной приказом № 1213.

Кроме того, в случае если плательщики налога находятся на налоговых каникулах и в этот период осуществляют начисление и выплату дивидендов своим акционерам (собственникам), они обязаны начислить и внести в бюджет авансовый взнос по налогу на прибыль. Указанный авансовый взнос вносится в бюджет до/или одновременно с выплатой дивидендов.

Действие налоговых каникул не распространяется на субъектов хозяйствования, созданных в период после вступления в силу раздела III Налогового кодекса путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования), приватизации и корпоратизации или осуществляющих запрещенные для них виды деятельности.

Кроме того, право на налоговые каникулы не имеют субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность, перечисленную в пп. 2 п. 154.6 ст. 154 Налогового кодекса.

Следует обратить внимание на то, что для плательщиков налога, применяющих ставку налога 0%, денежные средства, освобожденные от налогообложения, имеют целевое назначение и используются с учетом следующего:

  • суммы денежных средств, не перечисленных в бюджет при применении нулевой ставки налога, направляются на переоснащение материально-технической базы, на возврат кредитов, использованных на указанные цели, и уплату процентов по ним и/или пополнение собственных оборотных средств;
  • суммы денежных средств, не перечисленных в бюджет от применения нулевой ставки, признаются доходами одновременно с признанием расходов, осуществленных за счет этих средств, в размере таких расходов.

Под материально-технической базой субъекта хозяйствования понимают производственные площади, материальные ресурсы, средства производства и документы, используемые субъектом хозяйствования в процессе совершения определенных действий по проведению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности.

В случае если суммы денежных средств, не перечисленных в бюджет при применении ставки налога 0%, использованы не по целевому назначению, их нужно перечислить в бюджет в І квартале следующего отчетного года.

Необходимо помнить, что налоговые льготы, использованные не по назначению или несвоевременно возвращенные, возвращаются в соответствующий бюджет с начислением пени в размере 120% годовых учетной ставки Нацбанка Украины.

Энергоэффективные технологии и альтернативные виды топлива

Тема внедрения энергоэффективных проектов и технологий в настоящее время важна и актуальна, поэтому в целях стимулирования деятельности предприятий этой отрасли им предоставляется государственная поддержка, в частности в виде льгот по обложению налогом на прибыль.

Так, ст. 158 Налогового кодекса определены особенности налогообложения прибыли предприятий, полученной в связи с внедрением энергоэффективных технологий, а именно: освобождается от налогообложения 80% прибыли предприятий, полученной от продажи на таможенной территории Украины товаров собственного производства в соответствии с перечнем, установленным Кабинетом Министров Украины. Краткое описание видов таких товаров приведено в Перечне, утвержденном постановлением № 1005.

Кроме того, освобождается от налогообложения 50% прибыли, полученной от осуществления энергоэффективных мероприятий и реализации энергоэффективных проектов предприятий, включенных в Государственный реестр предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих разработку, внедрение и использование энергоэффективных мероприятий и проектов.

При внедрении плательщиком налога энергоэффективных мероприятий и проектов такой плательщик должен обеспечить отдельный учет прибыли/убытка, полученных от осуществления указанных мероприятий и реализации проектов. Суммы денежных средств, освобожденных в связи с предоставлением налоговой льготы, направляются плательщиком налога на увеличение объемов производства в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Указанные преференции будут действовать в течение пяти лет с момента получения первой прибыли вследствие повышения энергоэффективности производства.

Индустрия программной продукции

В целях развития отечественной индустрии программной продукции субъектам хозяйствования в этой сфере предоставлены значительные преференции. Так, Законом № 5091 подраздел 10 раздела XX Налогового кодекса дополнен новым п. 15, согласно которому начиная с 01.01.2013 г. по 01.01.2023 г. такие налогоплательщики начисляют налог на прибыль, полученную от экономической деятельности в этой сфере, по ставке 5%.

Право на применение ставки налога 5% получают субъекты хозяйствования, соответствующие критериям, определенным в пп. 1.4 п. 15 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса, и получающие свидетельство о регистрации в качестве субъекта индустрии программной продукции, применяющего особенности налогообложения.

Для определения объекта налогообложения по льготной ставке (5%) такие плательщики ведут отдельный учет доходов и расходов, связанных с получением прибыли от осуществления льготных операций и операций, подлежащих налогообложению по общим правилам (19%). При этом в состав расходов таких плательщиков, связанных с получением прибыли, которая облагается налогом по льготной ставке, не включаются расходы, связанные с получением прибыли от ведения такими плательщиками другой (нельготной) деятельности.

Сумма амортизационных отчислений, начисленных на основные средства, используемые для получения прибыли, которая облагается налогом по льготной ставке, не учитывается в расходах, связанных с получением прибыли от другой деятельности. То есть если основные средства используются одновременно для получения прибыли, которая облагается налогом по ставке 5%, и получения прибыли от другой деятельности, то расходы плательщика налога, связанные с получением прибыли, облагаемой налогом по льготной ставке, подлежат увеличению на долю общей суммы начисленных амортизационных отчислений, которая так относится к общей сумме начисленных амортизационных отчислений отчетного налогового периода, как сумма доходов от льготной деятельности относится к доходам от всех видов экономической деятельности такого плательщика налога (пп. 1.3 п. 15 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса).

Инвестиционные проекты

Законом № 5205 начиная с 01.01.2013 г. введены налоговые преференции по обложению налогом на прибыль в виде применения сниженных ставок для налогообложения прибыли, полученной от реализации инвестиционных проектов субъектами хозяйствования, которые реализуют инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики.

Так, начиная с 01.01.2013 г. прибыль таких предприятий облагается налогом в следующем порядке:

  • с 01.01.2013 г. по 31.12.2017 г. — 0%;
  • с 01.01.2018 г. по 31.12.2022 г. — 8%;
  • с 01.01.2023 г. — 16%.

Инвестиционным проектом в приоритетной отрасли экономики считается инвестиционный проект, предусмотренный к реализации на новосозданном или действующем предприятии, на котором будет проведена реконструкция или модернизация (при обязательном условии выделения отдельного структурного подразделения, где будет реализован инвестиционный проект) и который вместе с тем соответствует следующим критериям:

общая сметная стоимость превышает сумму, эквивалентную:

  • 3 млн. евро — для субъектов крупного предпринимательства;
  • 1 млн. евро — для субъектов среднего предпринимательства;
  • 500 тыс. евро — для субъектов малого предпринимательства.

Количество созданных новых рабочих мест для работников, непосредственно задействованных в производственных процессах, превышает:

  • 150 — для субъектов крупного предпринимательства;
  • 50 — для субъектов среднего предпринимательства;
  • 25 — для субъектов малого предпринимательства.

Средняя заработная плата работников не менее чем в 2,5 раза превышает размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года.

В случае если в течение двух лет со дня одобрения инвестиционного проекта или в последующие годы не достигнуты перечисленные выше критерии либо при отказе субъекта хозяйствования от реализации инвестиционного проекта, такой субъект утрачивает право на применение правил налогообложения с учетом вышеуказанных особенностей и обязан уплатить налог на прибыль на общих основаниях за весь период реализации инвестиционного проекта.

Кроме того, при достижении такими субъектами хозяйствования суммы налоговых льгот по налогу на прибыль в размере, равном сумме фактически осуществленных инвестиций, прибыль, полученная в отчетных периодах, следующих за отчетным периодом, в котором был достигнут такой размер налоговых льгот, облагается налогом на общих основаниях.

Таким образом, от налогообложения освобождается прибыль предприятий топливно-энергетического комплекса в пределах, определенных по правилам налогового учета фактических расходов, предусмотренных инвестиционной программой, и предел которых не превышает общей годовой суммы такой инвестиционной программы (п. 154.8 ст. 154 Налогового кодекса).

Неприбыльные учреждения и организации

Напомним, что согласно положениям Налогового кодекса неприбыльными учреждениями и организациями считаются учреждения и организации, основной целью деятельности которых является не получение прибыли, а осуществление благотворительной деятельности и меценатства и другой деятельности, предусмотренной законодательством.

Освобождение от обложения налогом на прибыль доходов неприбыльных учреждений и организаций предусмотрено ст. 157 Налогового кодекса. Право на пользование льготами в налогообложении возникает после внесения в Реестр неприбыльных организаций и учреждений в порядке, положение о котором утверждено приказом № 37 (далее — Реестр), и присвоения им соответствующего признака неприбыльности.

Определение доходов неприбыльной организации, подлежащих освобождению от налогообложения, напрямую зависит от вида такой неприбыльной организации и присвоенного ей признака неприбыльности. Четкий перечень доходов неприбыльных организаций, освобождаемых от налогообложения, определен в пунктах 157.2 — 157.9 ст. 157 Налогового кодекса.

Однако в случае если неприбыльное учреждение и организация получают доход из других источников, нежели предусмотрено вышеуказанными нормами Налогового кодекса, то они обязаны уплатить налог на прибыль, которая определяется как сумма доходов, полученных из таких других источников, уменьшенная на сумму расходов, связанных с получением таких доходов, но не выше суммы таких доходов. При этом для определения суммы налогооблагаемой прибыли сумма амортизационных расходов не учитывается.

Территориальные органы Миндоходов Украины имеют право исключить организации из Реестра в случае нарушения ими положений Налогового кодекса и других законодательных актов о неприбыльных организациях. К таким нарушениям, в частности, относится использование освобожденных от налогообложения денежных средств на цели, не предусмотренные уставом, например для осуществления хозяйственной деятельности в целях получения прибыли.

Следует подчеркнуть, что изменениями, внесенными Законом № 422 в п. 157.11 ст. 157 Налогового кодекса, для неприбыльных организаций исключено требование об уплате налога на прибыль из суммы превышения поступлений от отдельных видов доходов в І квартале отчетного года на 25% суммы общих доходов предыдущего года.

Предоставление временных налоговых льгот другим субъектам хозяйствования

Перечень субъектов хозяйствования, которым предоставляются временные льготы, приведен в пунктах 15 — 19 подраздела 4 раздела ХХ Налогового кодекса. В частности, временно, до 01.01.2020 г., освобождаются от налогообложения:

  • прибыль производителей биотоплива, полученная от продажи биотоплива;
  • прибыль предприятий, полученная ими от деятельности по одновременному производству электрической и тепловой энергии и/или производству тепловой энергии с использованием биологических видов топлива;
  • прибыль производителей техники, оборудования, оснащения, определенных ст. 7 Закона № 1391, для изготовления и реконструкции технических и транспортных средств, в том числе самоходных сельскохозяйственных машин и энергетических установок, потребляющих биологические виды топлива, полученную от продажи указанной техники, оборудования и оснащения, произведенных на территории Украины;
  • прибыль предприятий, полученная ими от хозяйственной деятельности по добыче и использованию газа (метана) угольных месторождений, осуществляемой в соответствии с Законом № 1392.

На срок 10 лет начиная с 01.01.2011 г. от налогообложения освобождается прибыль, полученная от основной деятельности предприятий отрасли электроэнергетики (класс 40.11 группа 40 КВЭД ДК 009:2005), производящих электрическую энергию исключительно из возобновляемых источников энергии.

Кроме того, также имеют льготы в налогообложении полученной прибыли субъекты хозяйственной деятельности, предоставляющие гостиничные услуги (группа 55 КВЭД ДК 009:2005) в гостиницах категорий «пять звездочек», «четыре звездочки» и «три звездочки», в том числе новопостроенные или реконструированные, либо в которых проведены капитальный ремонт или реставрация существующих зданий и построек.

Такими льготами могут воспользоваться субъекты хозяйствования, у которых доход от реализации услуг по размещению путем предоставления номера для временного проживания составляет не менее 50% совокупного дохода за соответствующий налоговый (отчетный) период, в котором применяется льгота.

Напомним, что размер совокупного дохода раньше был ограничен — 75%, но изменениями, внесенными Законом № 5180 в п. 17 подраздела 4 раздела ХХ Налогового кодекса, такое ограничение уменьшено до 50%.

Высвобожденные от налогообложения денежные средства направляются плательщиком налога на создание или переоснащение материально-технической базы, увеличение объема производства (предоставления услуг), внедрение новейших технологий и/или возврат кредитов (в том числе полученных до дня вступления в силу Налогового кодекса), использованных на указанные цели, и уплату процентов по ним. При этом если плательщику налога для погашения такого кредита и уплаты процентов по нему предоставлен кредит (кредиты) рефинансирования, учитываются только суммы, уплачиваемые по кредиту (кредитам) рефинансирования.

Также начиная с 01.01.2011 г. на срок 10 лет от обложения налогом на прибыль освобождается:

  • прибыль, полученная от основной деятельности предприятий легкой промышленности (группы 17 — 19 КВЭД ДК 009:2005), кроме предприятий, производящих продукцию на давальческом сырье;
  • прибыль, полученная от основной деятельности предприятий судостроительной (класс 35.11 группа 35 КВЭД ДК 009:2005) промышленности;
  • прибыль предприятий самолетостроительной промышленности, полученная от основной деятельности (класс 30.30 группа 30.3 раздел 30 КВЭД ДК 009:2010), а также от проведения такими предприятиями научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ (класс 72.19 группа 72.1 раздел 72 КВЭД ДК 009:2010), выполняемых для нужд самолетостроительной промышленности;
  • прибыль предприятий машиностроения для агропромышленного комплекса (классы 29.31 и 29.32 группы 29.3 раздела 29 КВЭД ДК 009:2005).

Кроме того, временно, до 01.01.2015 г., освобождается от налогообложения прибыль издательств, издательских организаций, предприятий полиграфии, полученная ими от деятельности по изготовлению на территории Украины книжной продукции, кроме продукции эротического характера.

До 01.01.2016 г. не включаются в доходы суммы денежных средств или стоимость имущества, полученные субъектами кинематографии (производителями фильмов) и/или субъектами мультипликации (производителями мультипликационных фильмов) и направленные на производство национальных фильмов.

Определение курсовых разниц

Изменениями, внесенными Законом № 4453, для плательщиков налога, подпадающих под действие пунктов 15 — 19 подраздела 4 раздела XX Налогового кодекса, установлен отдельный, отличающийся от общих правил, порядок определения курсовой разницы по сумме задолженности, выраженной в иностранной валюте.

Согласно этому порядку для указанной категории плательщиков налога определение курсовых разниц от перерасчета задолженности (обязательства), выраженной в иностранной валюте, которая будет получена или уплачена в фиксированной (или определенной) сумме денег или их эквиваленте, возникающей по операциям, связанным с деятельностью, прибыль (доход) от которой освобождается от налогообложения (в том числе с созданием и переоснащением материально-технической базы), осуществляется на сумму полного или частичного погашения задолженности (обязательства) на дату проведения такого погашения. Финансовый результат, полученный вследствие перерасчета такой задолженности (обязательства), учитывается вместе с результатами деятельности плательщика налога, прибыль (доход) от которой освобождается от налогообложения, в соответствии с п. 152.11 ст. 152 Налогового кодекса относительно ведения отдельного учета.

Это означает, что перерасчет курсовых разниц такими плательщиками налога на дату баланса уже не проводится.

Целевое использование денежных средств, высвобожденных от налогообложения

Как было указано выше, суммы высвобожденных средств (суммы налога, которые вследствие применения пунктов 15 — 19 подраздела 4 раздела ХХ Налогового кодекса не уплачиваются в бюджет и остаются в распоряжении плательщика налога) направляются таким плательщиком на создание или переоснащение материально-технической базы, увеличение объема производства (предоставления услуг), внедрение новейших технологий и/или возврат кредитов, использованных на указанные цели, и уплату процентов по ним.

Внесенные Законом № 4453 изменения в п. 21 подраздела 4 раздела XX Налогового кодекса позволяют плательщикам налога, подпадающим под действие пунктов 15 — 19 этого подраздела, за счет высвобожденных денежных средств возвращать кредиты, в том числе полученные до даты вступления в силу Налогового кодекса. При этом если плательщиком налога для погашения кредита, использованного на указанные цели, и уплаты процентов по нему получен кредит (кредиты) рефинансирования, то для целей этого пункта учитываются только суммы, уплачиваемые плательщиком по кредиту (кредитам) рефинансирования.

Следует отметить, что перечисленные направления использования денежных средств, высвобожденных от налогообложения, должны быть связаны исключительно с такой деятельностью плательщика налога, прибыль (доход) от осуществления которой освобождается от налогообложения.

В целях налогообложения суммы высвобожденных денежных средств признаются доходами одновременно с признанием расходов, понесенных за счет этих денежных средств, в размере таких расходов.

Кроме того, Законом № 4453 установлен предельный срок для использования высвобожденных денежных средств, составляющий 1095 дней с даты окончания периода, по результатам которого плательщик налога оставил эти денежные средства в своем распоряжении.

При этом нужно учитывать, что остаток высвобожденных и неисполь-зованных денежных средств рассчи-тывается по итогам каждого отчетного (налогового) периода, в котором плательщиком налога было получено освобождение от обложения налогом на прибыль.

В случае если в течение указанного срока (1095 дней) денежные средства, высвобожденные от налогообложения, не будут использованы, то после окончания указанного периода плательщик налога обязан увеличить налоговые обязательства по налогу на прибыль по результатам налогового периода, в котором истекает предельный срок использования сумм высвобожденных денежных средств, а также уплатить пеню, начисленную согласно нормам Налогового кодекса.

Механизм использования денежных средств, высвобожденных от налогообложения, установлен Порядком № 299. Об использовании таких денежных средств в территориальный орган Миндоходов Украины представляется Отчет, форма которого утверждена приказом № 1685.

Отражение льготных операций в Налоговой декларации

Отражение льготных операций осуществляется в приложении ПЗ «Розрахунок прибутку, що звільняється від оподаткування» (к строке 09 Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденной приказом № 1213).

Приложение ПЗ состоит из двух таблиц:

  • в табл. 1 осуществляется расчет прибыли, освобождаемой от налогообложения;
  • в табл. 2 указываются основания для применения льготы.

Соответствующие показатели этого приложения определяются с учетом положений п. 152.11 ст. 152 Налогового кодекса, которыми установлено, что плательщики налога, прибыль которых полностью и/или частично освобождена от обложения налогом на прибыль, ведут отдельный учет такой прибыли. Отдельно ведется учет доходов, по которым применяются льготы (основания для их применения указаны в табл. 2).

В случае если предприятие осуществляет несколько видов деятельности, не подлежащих налогообложению, прибыль определяется по каждому виду такой деятельности отдельно, а в табл. 2 приложения ПЗ отражаются основания для применения льготы.

Налоговые льготы, использованные не по назначению или несвоевременно возвращенные, возвращаются в соответствующий бюджет с начислением пени в размере 120% годовых учетной ставки Нацбанка Украины (п. 30.8 ст. 30 Налогового кодекса).

Учет налоговых льгот

Субъекты хозяйствования, имеющие право на применение налоговых льгот, обязаны:

  • вести учет сумм налогов (сборов), не уплаченных в бюджет в связи с полученными льготами;
  • составлять Отчет о суммах налоговых льгот по форме, утвержденной постановлением № 1233;
  • представлять в территориальные органы Миндоходов Украины по месту регистрации указанный выше отчет в установленные для представления квартальной отчетности сроки. В случае если субъект хозяйствования льготами не пользуется, отчет не представляется.

Вместе с тем учитывая то, что плательщики налога на прибыль в основном представляют налоговую декларацию по налогу на прибыль за отчетный год, сумма налога от деятельности, освобожденной от налогообложения, определяется в налоговой декларации, то и суммы льготы по уплате этого налога для плательщиков, представляющих только годовую декларацию, следует определять за отчетный год.

Однако при наличии льгот по другим налогам и сборам Отчет о суммах налоговых льгот представляется в общем порядке, то есть ежеквартально.

Исчисление суммы льготы в связи с освобождением прибыли от налогообложения осуществляется с помощью следующего алгоритма (алгоритм приведен в обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом № 584):

сумма льготы = (Доходы от деятельности, прибыль которой освобождается от налогообложения — Себестоимость приобретенных (изготовленных) и реализованных товаров (работ, услуг), относящаяся к деятельности, прибыль которой освобождается от налогообложения — Другие расходы, относящиеся к деятельности, прибыль которой освобождается от налогообложения) × Размер ставки налога.

Ответственность за нарушение целевого использования денежных средств, высвобожденных от налогообложения

Контроль за правильностью предоставления и учета налоговых льгот, а также за их целевым использованием, при наличии законодательного определения направлений использования (относительно условных налоговых льгот), и своевременного возврата денежных средств, не уплаченных в бюджет вследствие предоставления льготы, в случае ее предоставления на возвратной основе, возлагается на территориальные органы Миндоходов Украины по месту регистрации субъекта, применяющего льготы по налогообложению прибыли.

В соответствии с п. 123.2 ст. 123 Налогового кодекса использование налогоплательщиком (должностными лицами налогоплательщика) сумм, не уплаченных в бюджет вследствие получения (применения) налоговой льготы, не по назначению и/или вопреки условиям либо целям ее предоставления согласно закону по вопросам соответствующего налога, сбора (обязательного платежа) дополнительно к штрафам, предусмотренным п. 123.1 этой статьи Налогового кодекса, влечет за собой взыскание в бюджет суммы налогов, сборов (обязательных платежей), подлежащих начислению.

Если соответствующий территориальный орган Миндоходов Украины самостоятельно определяет сумму налогового обязательства, то на плательщика налога налагается штраф в размере 25% суммы определенного налогового обязательства (п. 123.1 ст. 123 Налогового кодекса).

Повторное в течение 1095 дней определение суммы налогового обязательства по этому налогу влечет за собой наложение на налогоплательщика штрафа в размере 50% суммы начисленного налогового обязательства.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42