Статьи

Таможенная стоимость: история, настоящее и перспективы

Понятие таможенной стоимости является базовой категорией не только в системе таможенного налогообложения, но и в системе таможенного контроля и таможенного оформления, поскольку именно на основе таможенной стоимости рассчитываются такие платежи, как таможенная пошлина, таможенные сборы, акцизный налог и налог на добавленную стоимость.

Определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу государства, — одна из кардинальных и самых болезненных проблем таможенного дела. Вопросы толкования таможенной стоимости товаров и методики ее определения очень часто приводили (и приводят!) к конфликтам между предпринимателями и властью. Огромное значение условий и порядка определения таможенной стоимости товаров заключается, в частности, в том, что этот процесс, с одной стороны, существенно сказывается на ценах рынка, а с другойдостаточно отрицательно отражается на формировании государственного бюджета.


История

Эта чрезвычайно сложная для нас проблема существовала еще в глубокую старину, на заре таможенного дела. Таможенные платежи значительно приумножали доходы. Сначала они взимались с количества товаров — ввоза, меры без учета стоимости объекта налогообложения. Со временем при определении размера таможенных платежей стали обращать внимание на стоимость товара.

Об этом свидетельствуют факты из истории развития таможенно-тарифного регулирования в Древней Индии. Считается, что автором передовой на то время системы администрирования был премьер-министр Каутилия (317 — 180 гг. до н. э.), который разработал сборник законодательства «Артазастра», где были указаны пути прохождения товаропотоков для целей начисления таможенных налогов, условия уплаты налогов, четкая система уплаты таможенных штрафов, которые определялись в кратных размерах к сумме начисленных налогов.

В сборнике «Артазастра» предусматривалось обязательное декларирование количества или стоимости товара. При занижении его количества или стоимости взималась сумма в восемь раз больше надлежащей.

Определение таможенной стоимости всегда было кропотливым делом. Собственники товаров старались декларировать грузы, занижая их стоимость, что, соответственно, уменьшало сумму уплаты таможенных налогов. В то же время в интересах таможенников необходимо было установить их реальную стоимость, а иногда и завышенную, чтобы получить максимальные доходы. Одним из вариантов решения спора стало применение механизма специфических ставок (в денежном выражении за единицу товара), а не адвалорных (в процентном отношении к таможенной стоимости товара).

Самая простая адвалорная ставка пошлины 5% (1 шиллинг с фунта) была применена в Англии в 1303 г. Но недоразумения между собственниками товаров и таможенниками по определению таможенной стоимости удалось избежать путем введения перечня импортированных и экспортированных товаров с определением их таможенной стоимости за единицу или вес товара. Использование таких перечней практически превращало адвалорную 5-процентную ставку таможенной пошлины по форме в специфическую ставку на каждый товар по сути.

Повлияло на таможенную стоимость и удешевление денег (монет). Для примера: в ХVІ в. монеты утратили свою стоимость из-за общего удешевления металла в результате его притока из Нового Света, а также применения металла низкого качества.

В течение ХVІ в. золотой упал в цене в два раза, в течение ХVІІ в. — еще в шесть раз, а в целом в течение двух столетий — в двенадцать раз. Соответственно изменились и цены товаров. Так, с 1580 г. по 1640 г. они возросли (в деньгах): на локоть атласа — с 24 до 72; на камень перца — с 300 до 1000; на камень сахара — с 180 до 600; на гарнец вина — с 45 до 150; на гривню серебра — с 180 до 600; на четверть пшеницы — с 16 до 53,5; на щуку — с 2,1 — 6 до 7,4 — 18. Изменилась также и заработная плата: рабочему денно — с 1/3 до 4 ½; воину пешему за четверть года — с 150 до 492; конному — с 300 до 984.

Чтобы остановить рост цен, начиная с 1620 г. были созданы комиссии для установления цен на товары. Эти цены выбирались и публиковались. За нарушение решения комиссии грозили конфискация товара и денежное наказание. Однако реальной пользы деятельность комиссий не принесла. По определению одной из более поздних таких комиссий (1643 г.), те таксы не могли охватить какого-либо реального значения, потому что купцы не принимали их. Все это побуждало купцов к бойкоту и тормозило торговое движение. Упомянутая комиссия 1643 г. выразила убеждение, что вообще такая таксировка невозможна, «потому что не может ни охватить всей разнородности товаров, ни применяться к различиям в их качестве», и что самое важное — нельзя вообще диктовать цены привозным товарам, «которые имеют свою цену из тех краев в зависимости от своего количества или недостатка ее».

В 1950 г. в г. Брюсселе подписана Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость воспринималась как нормальная цена товара (то есть цена, которая составляется между не зависимыми друг от друга продавцом и покупателем на условиях полной конкуренции открытого рынка), определенная на условиях СИФ (стоимость, страхование и фрахт) в месте пересечения таможенной границы страны — импортера товара.

В 1979 г. в рамках Токийского раунда многосторонних торговых переговоров под эгидой Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) подписано Соглашение о применении ст. VІІ ГАТТ «Оценка товаров для таможенных целей», которая определяла таможенную стоимость как цену, которая фактически уплачена или подлежит уплате за товары при продаже с целью экспорта в страны импорта, скорректированную с учетом установленных дополнительных начислений к этой цене.

В соответствии с Соглашением о применении ст. VІІ ГАТТ 1994 г. таможенная стоимость импортных товаров является контрактной стоимостью, то есть ценой, которая фактически уплачена или подлежит уплате за товары, если они продаются на экспорт в страны импорта. Причем в этом Соглашении таможенная стоимость импортных товаров означает стоимость товаров для целей взимания адвалорных пошлин на импортные товары.

Следовательно, назначением таможенной стоимости является реализация основного принципа ст. VІІ ГАТТ, согласно которому оценка импортированного товара для таможенных целей должна обосновываться действительной стоимостью импортированного товара, на который рассчитывается таможенная пошлина, или оценка аналогичного товара не должна обосновываться стоимостью товара национального происхождения либо произвольной или фиктивной стоимостью.

Действительная стоимость должна быть равна цене, по которой для времени и места, определенных законодательством страны-импортера, такой или аналогичный товар предлагается для продажи в обычном режиме торговли при условии полной конкуренции.

Настоящее

Вопросы определения стоимости товаров, пересекавших границу, зависели от процесса развития международной торговли и всегда были поводом для дискуссий в обществе, требовали четкого недвусмысленного толкования в законодательных актах, чтобы не стать объектом злоупотреблений. Продолжаются такие дискуссии и сегодня.

Приведем некоторую хронологию мероприятий общественности только за 2013 г., на которых рассматривались вопросы таможенной стоимости.

В феврале 2013 г. в целях применения действительного (адекватного) уровня таможенной стоимости товаров при их таможенном оформлении по поручению Министра доходов и сборов Украины Александра Клименко созданы рабочие группы из представителей таможенных и налоговых органов с привлечением работников территориальных органов, а также субъектов ВЭД.

На заседании Общественного совета при Гостаможслужбе Украины, состоявшемся 28 февраля, были затронуты вопросы, касающиеся решения проблемы экономически обоснованной цены товаров, размещаемых в таможенном режиме импорта, в разрезе товарных подкатегорий.

6 марта впервые состоялось совместное совещание относительно экономически обоснованной цены товаров, размещаемых в таможенном режиме импорта, в разрезе товарных подкатегорий. В мероприятии приняли участие представители Гостаможслужбы Украины, Государственной налоговой службы Украины, профессиональных, деловых ассоциаций, общественных организаций и субъектов ВЭД.

21 марта на последнем заседании Общественного совета при Гостаможслужбе Украины ее членами были затронуты вопросы, касающиеся деятельности рабочей группы, собиравшей и обрабатывавшей информацию об экономически обоснованных ценах товаров, которые размещаются в таможенном режиме импорта.

14 мая состоялось организационное заседание Комитета Совета предпринимателей по вопросам внешнеэкономической деятельности при Кабинете Министров Украины, на котором рассматривались вопросы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и оформлении товаров. Прежде всего это проблема определения таможенной стоимости.

17 июля — рабочая встреча специалистов Департамента таможенного дела с представителями Общественного совета при Южной таможне, проведенная по поручению заместителя Министра доходов и сборов Украины Виктора Левицкого по результатам обращений на правительственную «горячую линию». Общественность информировала представителей власти, что значительная часть решений о корректировке таможенной стоимости товаров принимается должностными лицами таможен с нарушением установленного порядка применения методов ее определения.

19 июля состоялось заседание Общественного совета при Министерстве доходов и сборов Украины. Вопросами повестки дня были определение и корректировка таможенной стоимости.Заместитель председателяОбщественного совета при МиндоходовОлег Платонов проинформировал членов Совета, что по результатам анализа обращений субъектов внешнеэкономической деятельности основным проблемным вопросом является определение и корректировка таможенной стоимости товаров при таможенном контроле и таможенном оформлении товаров.

26 июля состоялось первое заседание Комиссии Общественного совета при Миндоходов по вопросам таможенного дела. Члены Комиссии рассмотрели ситуацию, сложившуюся при определении таможенной стоимости, и приняли решение — обобщить обращения субъектов ВЭД, подготовить запрос на получение статистической информации о количестве решений, принятых работниками таможен о корректировке таможенной стоимости товаров, а также информации о количестве решений об определении таможенной стоимости по первому методу.

Нынешний год характеризуется дискуссиями, посвященными теме таможенной стоимости. Ведь есть вопросы как у власти, так и у бизнеса. Более того, как у одной, так и у другой стороны есть предложения по их решению и совместные наработки.

Перспектива

Модератором совместных наработок также выступил Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики.

Для обеспечения таможенного оформления в сроки, определенные п. 1 ст. 255 Таможенного кодекса Украины, повышения ответственности декларантов за правильность выбора метода декларирования таможенной стоимости товаров и за достоверность сведений об определении таможенной стоимости товаров был разработан и зарегистрирован проект закона «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно таможенной стоимости товаров и методов ее определения)» (далее — законопроект) и размещен на сайте (регистрационный № 2061а от 20.05.2013 г., внесен народным депутатом Виталием Хомутынником). Этим законопроектом предложены изменения к разделу ІІІ, статьям 263 и 311 Таможенного кодекса Украины относительно порядка декларирования таможенной стоимости товаров.

4 сентября 2013 г. на очередном заседании Комитета рассмотрена доработанная редакция. (Этот законопроект уже рассматривался 14 июня на Комитете, и было принято решение о его доработке.) Открывая рассмотрение повестки дня относительно законопроекта, Виталий Хомутынник коротко проинформировал о позициях, предлагаемых в нем, а именно:

  • уточнены случаи, когда применяется первый метод определения таможенной стоимости и когда этот метод применить невозможно;
  • четко установлено право декларанта на выпуск товаров в свободный оборот по заявленной таможенной стоимости и выписана соответствующая процедура по этому вопросу;
  • определено, что документом, подтверждающим заявленную таможенную стоимость, является декларация таможенной стоимости. Другие документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость, представляются при таможенном оформлении по собственному желанию декларанта (значительно сокращен перечень документов, представляемых к соответствующим процедурам);
  • уточнен и утвержден перечень случаев, когда таможня может отказать в таможенном оформлении по заявленной таможенной стоимости по первому методу;
  • определено, что сведения о таможенной стоимости, содержащиеся в информационных системах Министерства доходов и сборов Украины, не могут быть основанием для корректировки таможенной стоимости, определенной декларантом по цене договора.

На презентации законопроекта Виталий Хомутынник акцентировал внимание участников заседания на том, что этот проект поддержан общественностью. Действительно, неоднократно в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики проводились заседания рабочей группы по доработке проекта закона «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно таможенной стоимости товаров и методов ее определения)».

В заседании наряду с представителями Секретариата указанного Комитета, Миндоходов Украины, Государственной службы по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства Украины приняли участие представители Общественной коллегии по вопросам налоговой и таможенной политики, Американской торговой палаты в Украине, эксперты Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины, представители бизнес-ассоциаций. Заседания проходили в формате постатейного обсуждения законопроекта с учетом представленных замечаний и предложений.

Таким образом, Секретариатом Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики была проведена значительная работа по привлечению общественности к обработке текста законопроекта.

На заседании Комитета некоторые его члены выразили предостережение, что такой подход нивелирует контроль за правильностью определения таможенной стоимости товаров при их таможенном оформлении: таким образом органы Миндоходов де-факто утрачивают право корректировать таможенную стоимость, что отрицательно скажется на поступлениях в государственный бюджет. Исходя из этих замечаний, руководитель Комитета Виталий Хомутынник напомнил присутствующим, что новым Таможенным кодексом Украины таможне предоставлен для этого рычаг — пост-аудит.

Заместитель Министра доходов и сборов Украины Андрей Игнатов обратил внимание участников заседания на то, что функция пост-аудита переоценена. Для его осуществления следует внести изменения в Уголовный, Уголовный процессуальный кодексы, в законы, регулирующие судебные отношения. Он выразил готовность поддержать этот законопроект, если будут подготовлены сбалансированные изменения.

Членами Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики принято решение: законопроект № 2061а одобрить в первом чтении и доработать его редакцию с учетом предложений Министерства доходов и сборов Украины.

Можно лишь прогнозировать, в какой редакции будет окончательно принят закон о таможенной стоимости. Но одно можно сказать с уверенностью — только диалог, взаимодействие государства и бизнеса помогут в решении этого вопроса.

«Горячие линии»

Дата: 3 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42