Статьи

Налоговый запрос: путь без препятствий

Многие государства заключили между собой соглашения по налоговым вопросам. Активным участником этого процесса является и Украина, которая недавно присоединилась к Глобальному форуму ОЭСР по обмену налоговой информацией.


По мнению Министра доходов и сборов Украины Александра Клименко, это будет способствовать повышению прозрачности украинской налоговой системы как для инвесторов, так и для стран-партнеров. Правительства многих стран сегодня активно работают над налаживанием обмена информацией о финансовых потоках, теневых схемах уклонения от налогообложения. И Украина в этом смысле — в глобальном тренде. «В комплексе с законом о трансфертном ценообразовании этот шаг позволит нам перекрыть схемы по минимизации налоговых обязательств через вывод прибыли в офшоры и низконалоговые юрисдикции», — уверен Александр Клименко.

Правовая база

В настоящее время у нас существует правовое поле для обмена информацией с 68 странами мира, из которых свыше 40 интенсивно обмениваются данными на постоянной основе. За год работники отдела обмена налоговой информацией Управления налогового сотрудничества Департамента международных связей Миндоходов Украины обрабатывают в среднем 2200 — 2400 документов. А с начала текущего года обработано 1728 пакетов документов по вопросам обмена информацией по специальным запросам с компетентными органами зарубежных стран.

Вопросам развития правовой базы и устранения любых препятствий на пути, который проходит запрашиваемая информация, особое внимание было уделено во время недавнего селекторного совещания с руководителями территориальных органов Миндоходов, проведенного руководством Департамента международных связей Министерства доходов и сборов Украины.

В целом обмен налоговой информацией осуществляется на правовых основаниях — в соответствии с международными налоговыми соглашениями, прежде всего об избежании двойного налогообложения, соглашениями об обмене информацией и Конвенцией о взаимной административной помощи в налоговых делах. Что касается стран СНГ, то обмен информацией с ними регулируется также многосторонним Соглашением между государствами — участниками СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере.

Заключенные договоры регулируют такие вопросы международного налогообложения доходов в двусторонних отношениях между государствами, как избежание двойного налогообложения, предотвращение уклонения от уплаты налогов, распределение прав налогообложения между договорными государствами, устранение налоговой дискриминации, взаимное уменьшение налоговых препятствий для зарубежных инвестиций и торговли. Кроме того, такие международные договоры предусматривают условия конфиденциальности и регламентируют порядок использования и разглашения предоставленной информации.

Сейчас обмен информацией с компетентными органами зарубежных стран во внутреннем правовом поле регулируется Порядком обмена информацией по специальным письменным запросам с компетентными органами зарубежных стран, утвержденным приказом Минфина Украины от 30.11.2012 г. № 1247, зарегистрированным Минюстом Украины 25.12.2012 г. под № 2171/22483, которым предусмотрены основные требования к оформлению документов, направляемых в рамках обмена налоговой информацией, сроки предоставления информации, основания для подготовки запросов.

Специальный запрос: кто и почему инициирует

За соответствующий период за рубеж направлено 942 специальных запроса, адресованных преимущественно компетентным органам Российской Федерации (133 запроса), Польши (82), Швейцарии (55), Китая (48), Кипра (42), Нидерландов (42), Великобритании (40), Германии (35), Молдовы (33), стран Балтии (28), США (28), Турции (25), Казахстана (23), Италии (23), Болгарии (19), Грузии (19), Беларуси (16).

Инициаторами запросов были преимущественно региональные и структурные подразделения Миндоходов Украины: Межрегиональное главное управление Миндоходов — Центральный офис по обслуживанию крупных плательщиков; главные управления Миндоходов в Донецкой, Луганской, Харьковской, Львовской областях, г. Киеве.

Чаще всего специальные запросы направлялись для выявления и предупреждения уклонения от обложения налогом на прибыль; по вопросам трансфертного ценообразования: определения стоимости товара для целей налогообложения, исследования цены экспортной продукции по непрямым контрактам, экспорту продукции по ценам ниже обычных; осуществления нетипичного экспорта; осуществления операций связанными лицами; применения нулевой ставки НДС (преимущественно для стран СНГ); привлечения заимствованных ресурсов под завышенный процент; проведения заведомо убыточных операций, являющихся нетипичными для основной деятельности предприятия; перечисления денежных средств на фиктивное предприятие с дальнейшим банкротством последнего и отнесением задолженности к составу валовых расходов; подтверждения справки о статусе налогового резидента, с которым заключены международные договоры об избежании двойного налогообложения; получения информации о полномочиях, предоставленных головной компанией представительству на территории Украины; подтверждения выплаты доходов нерезиденту с источником их происхождения из Украины в виде роялти за право пользования торговым знаком; подтверждения перечисления инвестиций за рубеж и получения доходов (дивидендов) субъектами хозяйствования Украины.

Об информативной ценности и неформальном подходе

В последнее время в ответ на запросы украинской стороны об обмене налоговой информацией все чаще поступают письма от компетентных органов некоторых зарубежных стран (в частности, США, Германии, Швейцарии, Турции, Китая), в которых акцентируется внимание на необходимости соблюдения международных стандартов при подготовке специальных письменных запросов. Об этом шла речь в письме Департамента международных связей Миндоходов Украины от 21.08.2013 г. № 15740/7/99-99-12-01-02-17.

Компетентные органы указанных стран акцентируют внимание на обязательном наличии в запросах таких сведений, как описание достоверного нарушения законодательства, что требует подтверждения и указания возможных потерь бюджета; описание усилий, приложенных для получения этой информации из источников на территории Украины, и заверение, что внутренние источники информации исчерпаны; данные о наличии информации о зарубежных субъектах хозяйствования в Интернет-источниках; причины, по которым допускается, что информация может быть в распоряжении иностранного компетентного органа; информация, имеют ли отношение к делу бухгалтерские документы зарубежных ассоциированных лиц; данные о сумме и дате возникновения налогового долга налогоплательщика; описание схемы возможного уклонения от уплаты налогов или утаивания налогооблагаемых доходов; заверение, что украинская сторона готова предоставлять информацию на аналогичные запросы, направленные зарубежными компетентными органами, и использовать предоставленную ими информацию в соответствии с положениями международных договоров.

Крайне важен тот факт, что запрашиваемая информация, необходимая для выставления требований к плательщику в соответствии с внутренним законодательством Украины, часто выходит за пределы действия конвенций, согласно которым происходит обмен налоговой информацией.

Украинская сторона проинформирована также о том, что для предоставления ответа на все затронутые в запросе вопросы следует указать в нем цель получения запрашиваемой информации для выполнения положений международных договоров.

Если описание дела указывает на использование ассоциированных лиц с целью утаивания прибыли или доходов (в частности, если плательщик налога и ассоциированное лицо — резидент другой страны поставляют друг другу товары, выполняют работы или предоставляют услуги по ценам, отличным от цен, которые преобладают на рынке (обычных цен)), необходимо описать схему такой деятельности и привести сравнительный анализ цен.

Особое внимание при подготовке запросов следует обращать на подбор дополнительных материалов, служащих иллюстрацией того, что украинский плательщик, в отношении которого оформляется запрос, в каждом отдельном случае осуществлял деятельность по схеме, позволявшей скрывать полученные доходы и осуществлять другие нарушения налогового законодательства. Сопроводительные материалы следует подбирать, учитывая информативную ценность для иностранного компетентного органа.

Соотношение обработанных документов и практического результата, полученного после отправки, часто свидетельствует о формальном подходе многих инициаторов запросов к их подготовке. Поэтому ответственные специалисты подчеркивают, что только четкая подготовка запросов, объяснение причин необходимости информации, описание схемы деятельности налогоплательщиков, подбор дополнительных материалов, учитывая их информативную ценность для иностранного компетентного органа, могут быть предпосылкой получения четких и содержательных ответов на поставленные вопросы, что, в свою очередь, будет способствовать повышению результативности борьбы с фактами уклонений от уплаты налогов и наполнению бюджета. Принимая во внимание общемировые тенденции, направленные на недопущение отправки в компетентные органы зарубежных стран необоснованных запросов, Департамент международных связей в дальнейшем будет обращать особое внимание на качество их подготовки.

«Низконалоговая юрисдикция»: как бороться с оттоком капитала

Впрочем, случается, что обмен налоговой информацией с рядом юрисдикций осуществить невозможно, учитывая отсутствие соответствующего правового поля. Поэтому в настоящее время проводится активная работа по подготовке к подписанию новых соглашений, в частности с так называемыми низконалоговыми юрисдикциями, что позволит эффективнее осуществлять борьбу с утечкой капитала и фактами избежания налогообложения, а государство обеспечит действенными инструментами по предупреждению неконтролируемого вывода капиталов из нашей страны в офшоры и юрисдикции с низкими ставками налогообложения и будет способствовать более качественному контролю за операциями с нерезидентами, а также помешает неправомерной налоговой оптимизации.

Составлен перечень стран, с которыми проводили работу, определили приоритетность и дипломатическими каналами направили запросы в их компетентные органы, а именно: Антигуа и Барбуда, Белиз, Аруба, Бермудские Острова, Британские Виргинские Острова, Каймановы Острова, Мальдивы, Монако, Панама, Сент-Винсент и Гренадин, Сент-Лусия, Синт-Мартен, Сейшельские Острова.

Так, в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины № 435-р от 19 июня 2013 г. Министр доходов и сборов Александр Клименко уполномочен на подписание Соглашения между Правительством Украины и Правительством Белиза об обмене информацией по налоговым вопросам. А также обработан проект соглашения об обмене информацией с Арубой (предложения арубской стороны к проекту соглашения согласованы с МИД Украины, Минфином Украины, Минэкономразвития Украины и Минюстом Украины). Подготовка текстов указанных двух соглашений к подписанию может быть осуществлена в ближайшее время.

Продолжается работа по заключению соглашения об обмене информацией с Британскими Виргинскими Островами (по информации Посольства Украины в Великобритании, виргинская сторона в скором времени должна сообщить о результатах рассмотрения украинского предложения).

Кроме того, установлены непосредственные контакты с соответствующими должностными лицами из налоговых органов Каймановых и Бермудских Островов, которые занимаются составлением соглашений об обмене информацией от имени этих государств, и начат переговорный процесс о составлении межправительственных соглашений об обмене информацией. Переговоры по проекту соглашения с Мальдивами сейчас продолжать невозможно, поскольку мальдивской стороной предложены неприемлемые для Украины изменения к проекту соглашения (предоставление информации на платной основе, невозможность получения банковской информации).

Новые горизонты сотрудничества

Существенно упрощает обмен информацией и вместе с тем предоставляет помощь во взимании налогов присоединение Украины к многосторонней Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых делах, вступившей в силу для Украины 1 июля 2009 г. Кроме того, наше государство выполнило все процедуры, необходимые для присоединения к Протоколу о внесении изменений и дополнений в Конвенцию о взаимной административной помощи в налоговых делах. Этот документ вступил в силу для Украины 1 сентября 2013 г.

Конвенция охватывает все виды налогов и действует для Австралии, Азербайджана, Албании, Аргентины, Белиза, Бельгии, Великобритании, Ганы, Греции, Грузии, Дании, Индии, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Кореи, Коста-Рики, Мальты, Мексики, Молдовы, Нидерландов, Норвегии, Польши, Словении, США, Украины, Финляндии, Франции, Швеции, Японии. С присоединением Украины к этой Конвенции появились правовые основания осуществлять обмен налоговой информацией со странами, с которыми не заключены договоры об избежании двойного налогообложения, в частности с Австралией, Албанией, Аргентиной, Белизом, Ганой, Ирландией, Мальтой и Коста-Рикой.

Кроме того, Украина планирует принимать активное участие в работе Глобального форума ОЭСР по вопросам налогообложения, который является площадкой для многостороннего обсуждения налоговых проблем между странами — членами ОЭСР и другими государствами. Участие в работе этой организации усилит необходимость соблюдения мировых принципов прозрачности и эффективного обмена информацией для налоговых целей и повышения стандартов подготовки документов.


Сергей СУПРУН,
заместитель директора Департамента
начальник Управления налогового сотрудничества
Департамента международных связей
Министерства доходов и сборов Украины,
и Наталия ГЕРАСИМЕНКО,
заместитель начальника отдела обмена налоговой информацией

«Горячие линии»

Дата: 3 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42