Интервью

Стабильность улучшит бизнес-климат в государстве

Украина все больше вовлекается в глобализационные процессы. Сейчас главные усилия государства направлены на продуцирование собственной экономической политики, которая бы отстаивала и защищала национальные интересы, законные права субъектов хозяйственной деятельности на равноправное взаимовыгодное сотрудничество. Как утверждают эксперты, это станет возможным лишь в случае создания в нашей стране современной рыночной экономики и соответствующего механизма регулирования экономических отношений, приближения их к мировым стандартам, устранения остатков административной системы, формирования современной рыночной, финансовой, налоговой, страховой систем.


О нынешних тенденциях в украинской экономике в интервью «Вестнику» рассказал Василий ЮРЧИШИН, директор экономических программ Центра Разумкова.

В. — Эксперты утверждают, что половина отечественной экономики работает непрозрачно. Как Вы оцениваете уровень тенизации в Украине и в чем, по Вашему мнению, причина такой ситуации?

В. Ю. — В последние годы уровень тенизации остается фактически неизменным. По оценкам экспертов, он составляет около 50% украинской экономики. К сожалению, ситуация складывается так, что тенденции к снижению этого показателя вряд ли можно ожидать в ближайшее время. Чтобы экономика стала более открытой, нужно, чтобы хорошо работали институты (иначе говоря, были правила игры). Очень важно, чтобы они были одинаковы и понятны всем экономическим агентам. Только при таких условиях можно ожидать внутренних и иностранных инвесторов, которые будут знать, куда они вкладывают денежные средства и какие выгоды будут иметь. В Украине, по моему мнению, не происходит строительства таких понятных и открытых институтов. Вместо этого имеем коррупционные проявления, непонятное непрозрачное перераспределение собственности, рейдерские атаки — с одной стороны, а с другой — чрезмерное налоговое давление, нестабильность налогового поля (ежегодно меняется законодательная и нормативная среда). Все это, безусловно, не способствует развитию бизнеса в государстве.

В последнее время приходится наблюдать негативную картину, когда ряд иностранных инвесторов (в частности, банки) сворачивают деятельность в Украине. А за банками, как правило, тянется и другой бизнес. Поэтому эти процессы не могут не беспокоить.

В.Ваш прогноз: какие экономические показатели Украина будет иметь к концу года? Удастся ли правительству выполнить свои обещания?

В. Ю. — Напомню, в начале текущего года шла речь о том, что экономика может возрастать неплохими темпами. Называли показатели от 3 до 4%. Но по итогам первого полугодия имеем падение. Более того, промышленность за восемь месяцев упала на 5,2%. Скорее всего по результатам года она будет иметь минусовый показатель. Считаю, при таких условиях, если на конец года выйдем на нулевой показатель роста ВВП, будет хорошо. Что касается инфляции, то она находится на низком уровне, поскольку действуют сдерживающие факторы, такие как высокий урожай, удержание жилищно-коммунальных тарифов и т. п. Более того, срабатывает фактор, о котором знают, но часто забывают. Это — низкая покупательная способность населения. И хотя мы говорим, что зарплаты растут, во-первых, они растут символически, во-вторых, рост — крайне неравномерен. Таким образом, на конец года прогнозируем нулевой уровень инфляции.

В.Длительное время правительству удается обходиться без кредитов МВФ. По Вашему мнению, этоплюс для государства? Как ситуация с кредитами от международных финансовых учреждений влияет на инвестиционную привлекательность Украины?

В. Ю. — Кредиты МВФ для государства — намного выгоднее любых других, которые можно взять за рубежом. Стоимость кредитов МВФ — 2 — 3%, а сейчас наши евробонды торгуются под 9 — 10%. Кроме того, сотрудничество с МВФ — определяющее и для других инвесторов. По-этому кооперация с Фондом была бы стимулом для реформ в государстве. Убежден, сотрудничество с МВФ для государства принесет больше с точки зрения формирования правил игры, о которых я говорил, чем просто наличие финансовых ресурсов. Если бы сейчас договорились с МВФ, то Украина претендовала бы на денежные средства Евросоюза, Всемирного банка. Это — тоже дешевые денежные средства, направленные на конкретные цели. Одно из требований Фонда для возобновления кредитования — повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги — не выполняется уже продолжительное время. Международные инвесторы утверждают, что дальнейшее промедление с этим вопросом приведет к ухудшению финансовых показателей государства, а с таким государством они остерегаются иметь дело. Мне кажется, что если бы в начале лета в Украине изменили тарифы (пусть на 20%), такой шаг не был бы шоковым для населения, ведь летом намного легче воспринимаются финансовые изменения (меньше начисления на жилищно-коммунальные услуги). Вместе с тем в МВФ увидели бы наши шаги навстречу, и возможно сейчас мы говорили бы о возобновлении кредитования Украины Фондом. А так, считаю, в этом году мы утратили шанс развить сотрудничество с МВФ.

Что касается развития ситуации, то как оптимистичный сценарий возможен вариант, когда в конце текущего года Украина и МВФ пересмотрят договоренности и в І квартале 2014 г. мы получим один транш кредита. Еще один транш будет возможен до конца первого полугодия. С лета следующего года существует высокая вероятность того, что МВФ не будет финансировать Украину, поскольку, как показывает практика, за полгода до выборов международные институты осторожно относятся к финансированию, чтобы не быть обвиненными в политизации.

В.Налоговый кодекс работает третий год, постоянно вносятся изменения в законодательство. Как Вы оцениваете налоговые нормы в государстве? Приближают ли они нас к цивилизованному рынку?

В. Ю. — Мнение бизнеса (с которым мы контактируем) сводится к следующему: пусть будут недостатки в налоговой системе, но дайте хотя бы год поработать в стабильных условиях, без изменений правил игры. За это время бизнес окрепнет, приспособится к действующим условиям, четко проявятся недостатки в фискальной сфере. Убежден, сейчас нужно ввести мораторий на любые изменения в налоговом законодательстве. Хотя и существует много проблемных вопросов, на год можно все оставить без изменений. Вместе с тем есть над чем работать и что изменять. Как по мне, в Украине много налоговых исключений. Относительно налога на прибыль, то кроме его размера нужно смотреть на то, что можно относить к расходам. Здесь практика европейская и украинская отличается. У нас значительно меньше расходов относится к составу расходов, а следовательно, поле для налогообложения больше. Существует много спорных вопросов, над которыми нужно совместно поработать налоговикам и предпринимателям. Понятно, сразу решить все невозможно. Поэтому я подчеркиваю целесообразность стабильности хотя бы на год. Это, бесспорно, улучшит бизнес-климат в государстве.

В.Эксперты отмечают минимальные за последние пять лет валютные резервы в Украине. Каковы причины такого положения и какие риски усиливаются в этой связи?

В. Ю. — Причина в том, что имеем незначительные валютные поступления в текущем году. Размещенные Украиной евробонды в первой половине года не смогли перекрыть потребности. К тому же мы имеем негативное внешнеторговое сальдо за счет того, что значительную часть импорта, прежде всего газа, должны оплачивать валютой. Кроме того, низкая экономическая динамика не позволяет получать валютные ресурсы в том объеме, как это было в предыдущие годы, когда экспорт стремительно рос. Отмечу один спасительный для государства фактор: население не так активно скупает валюту, а наоборот — стало больше ее продавать.

Высокие долговые выплаты в этом году привели к существенному падению валютных резервов. В октябре и ноябре Украину ждут еще две значительные выплаты.

Есть несколько характеристик соответствия объема валютных резервов другим макроэкономическим показателям. Например, покрытие резервами импорта. Считается, что если показатель резервов покрывает три месяца импорта, то это — надежно. Продолжительное время у нас этот показатель был больше, сейчас — где-то на уровне 2,7 месяца. Это — не критическая ситуация, но все же ниже рекомендованного показателя.

Еще один показатель — покрытие денежной базы резервами, насколько национальные деньги обеспечены международным резервом. Неофициально нормальным считается уровень покрытия 100%. Продолжительное время в Украине так и было. Сейчас — на уровне 60%. Таким образом, наблюдается сильное девальвационное давление, и макроэкономическая стабильность у нас уже ненадежная.

Существует также показатель адекватности резервов — уровень покрытия резервами внешних долгов, прежде всего краткосрочных. Сейчас объем резервов — около 21 млрд. дол., а краткосрочные долги — на уровне 62 млрд. дол. Конечно, значительная часть долгов — частные, но такая ситуация может послужить причиной значительного давления на валютные рынки.

Таким образом, подытожим. Самые большие риски в связи с малыми валютными резервами — это сложности для Украины своевременно и в полном объеме выплатить долги, а также девальвационное давление на национальную денежную единицу. Впрочем, мы настроены оптимистически: до нового года шокового состояния на валютных рынках не должно быть.

В.Интересная ситуация наблюдается в Украине. Люди то массово «освобождаются», в частности, от доллара, то активно его скупают. С чем, по Вашему мнению, это связано?

В. Ю. — Во-первых, люди переводят валюту в гривневые депозиты, потому что это выгодно: 15 — 20% по гривневым депозитам, согласитесь, — неплохая прибыль. Однако речь не идет о доверии населения к банковской системе, поскольку подавляющее большинство вкладов — краткосрочные. Более того, по моему мнению, активная продажа валюты — тревожный сигнал, свидетельствующий о том, что покупательная способность граждан становится ниже, и они вынуждены сдавать свои валютные сбережения, чтобы пополнить текущий гривневый дефицит.

Вместе с тем правительству и Нацбанку необходимо потихоньку «отпускать» гривню. Не девальвировать, а именно либерализировать курс, «выпускать пар», который может скапливаться на валютных рынках. Кстати, это одно из требований МВФ. Такой шаг несколько ослабил бы нынешнее девальвационное напряжение. Собственно, в обменниках сейчас наблюдается легкое «сотрясение» гривни (было — 8 грн. 10 коп./дол., сейчас —
8 грн. 17 коп./дол.). Впрочем, кардинальных изменений, скорее всего, не произойдет. Власть будет всеми силами стараться удерживать курс, поскольку это едва ли не единственный понятный для всех граждан критерий стабильности. Официальный курс останется таким же, межбанковский — даже если несколько и будет повышаться, то незначительно. Прогресс в переговорах с Международным валютным фондом и Европейским Союзом об ассоциированном членстве и свободной торговле в дальнейшем обеспечит поддержку гривни, повышая инвестиционную привлекательность страны. Но в этом году все это вряд ли сработает. В лучшем случае — в следующем.

В.Есть ли перспектива у лоббистов по принятию решений о запрете валютных депозитов и введении налога на доходы от депозитов?

В. Ю. — Этого нельзя делать ни в коем случае, даже думать об этом, поскольку могут возникнуть панические настроения среди населения. Я слышал о еще одном предложении — выплачивать проценты по валютным депозитам в гривне. Считаю, если государство будет пытаться давить любым способом на иностранную валюту, это отнюдь не прибавит уверенности национальной денежной единице и не ослабит валюту. А между тем у граждан появятся опасения, что государство не умеет справляться с напряжением на финансовых рынках. Убежден, сейчас Нацбанк должен занять четкую и понятную позицию по недопущению вышеуказанных экспериментов.

В.Может ли в Украине повториться ситуация, сложившаяся на Кипре,внезапный налог на депозиты?

В. Ю. — Считаю, такой вариант развития событий в Украине невозможен. Финансовая, общеэкономическая ситуация в странах ЕС совсем иная. У нас ни при каких условиях не должна идти речь о каких-то дискриминационных или конфискационных вещах, ведь финансовая система и так крайне неустойчива. Любые попытки насильственного администрирования приведут не к стабильности и надежности, а к разочарованиям населения от неспособности властей навести порядок.


Беседовал
Сергей СОБУЦКИЙ

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42