Єдиный налог

Применение общей и упрощенной систем налогообложения физическими лицами — предпринимателями

Недавно Миндоходов Украины провело «горячую» телефонную линию на тему «Применение общей и упрощенной систем налогообложения физическими лицами — предпринимателями» при участии Татьяны Федченко, начальника отдела администрирования налогов, сборов с самозанятых лиц Управления администрирования доходов и сборов с физических лиц Департамента доходов и сборов с физических лиц Министерства доходов и сборов Украины.
Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, заданные во время проведения «горячей» телефонной линии.

Предоставление плательщиком единого налога недвижимости в аренду юридическому лицу

Может ли плательщик единого налога второй группы предоставить в аренду недвижимость юридическому лицу как физическое лицо, если такой вид деятельности указан в свидетельстве плательщика единого налога?


В соответствии с пп. 2 п. 291.4 ст. 291 Налогового кодекса Украины (далее — Налоговый кодекс) ко второй группе плательщиков единого налога относятся физические лица — предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и/или населению, производству и/или продаже товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что в течение календарного года не используется труд наемных лиц и количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек, а объем дохода составляет не более 1 000 000 грн.

Действие этого подпункта не распространяется на физических лиц — предпринимателей, предоставляющих посреднические услуги по купле, продаже, аренде и оцениванию недвижимого имущества (группа 70.31 КВЭД ДК 009:2005). Такие физические лица — предприниматели относятся исключительно к третьей или пятой группе плательщиков единого налога, если соответствуют требованиям, установленным для таких групп.

Пунктом 1 ст. 320 Гражданского кодекса Украины (далее — Гражданский кодекс) предусмотрено, что собственник имеет право использовать свое имущество для осуществления предпринимательской деятельности, кроме случаев, установленных законом. Указанное положение также касается использования имущества, предоставляемого предпринимателем, который применяет упрощенную систему налогообложения, в аренду.

Согласно пп. 291.5.3 п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса не могут быть плательщиками единого налога, в частности, физические лица — предприниматели, предоставляющие в аренду земельные участки, общая площадь которых более 0,2 га, жилые помещения и/или их части, общая площадь которых превышает 100 м2, нежилые помещения (сооружения, здания) и/или их части, общая площадь которых свыше 300 м2.

Следовательно, физическое лицопредпринимательплательщик единого налога второй группы, избравшее вид хозяйственной деятельности «Предоставление в аренду и эксплуатацию собственного или арендованного недвижимого имущества», имеет право предоставлять в аренду недвижимость юридическому лицу как физическое лицо, если общая площадь помещений, предоставляемых в аренду как физическим лицом, так и в рамках предпринимательской деятельности не превышает нормы, установленные пп. 291.5.3 п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса.

 

Начисление НДФЛ при выплате субъектом хозяйствования доходов плательщику единого налога

Должен ли субъект хозяйствования при начислении (выплате) дохода физическому лицу — предпринимателю — плательщику единого налога по видам деятельности, не указанным в свидетельстве такого налогоплательщика, удерживать НДФЛ?

 


В соответствии с п. 292.9 ст. 292 Налогового кодекса доходы физического лица — плательщика единого налога, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности и облагаемые налогом согласно главе 1 раздела XIV этого Кодекса, не включаются в состав общего годового налогооблагаемого дохода физического лица, определенного в соответствии с разделом IV этого Кодекса.

Согласно п. 297.1 ст. 297 Кодекса плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по НДФЛ в части доходов (объекта налогообложения), полученных в результате хозяйственной деятельности физического лица и облагаемых налогом согласно главе 1 раздела XIV этого Кодекса.

Ставка единого налога устанавливается для плательщиков единого налога в размере 15% к доходу, полученному от осуществления деятельности, не указанной в свидетельстве плательщика единого налога, отнесенного к первой или второй группе.

При этом плательщики единого налога обязаны перейти на уплату других налогов и сборов, определенных Налоговым кодексом в случае осуществления видов деятельности, не указанных в свидетельстве плательщика единого налога — физического лица — предпринимателя, с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором осуществлялись такие виды деятельности.

Пунктом 177.8 ст. 177 Налогового кодекса предусмотрено, что при начислении (выплате) физическому лицу — предпринимателю дохода от осуществления им предпринимательской деятельности, субъект хозяйствования и/или самозанятое лицо, которые начисляют (выплачивают) такой доход, не удерживают налог на доходы у источника выплаты, если физическим лицом — предпринимателем, который получает такой доход, предоставлена копия документа, подтверждающего его государственную регистрацию в соответствии с законом в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

Таким образом, субъект хозяйствования при выплате физическому лицупредпринимателюплательщику единого налога доходов по видам деятельности, не указанным в свидетельстве такого плательщика, не удерживает НДФЛ при условии предоставления таким плательщиком копии документа, подтверждающего его регистрацию в качествесубъекта предпринимательской деятельности, поскольку согласно нормам действующего законодательства плательщик единого налога облагает налогом такой доход самостоятельно, а при нарушении условий нахождения на упрощенной системе налогообложения обязан перейти на уплату других налогов и сборов с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором осуществлялись такие виды деятельности.

Освобождение от уплаты единого налога за период болезни и отпуска

1. На сколько месяцев физическое лицо — предприниматель второй группы, не использующее труд наемных лиц, освобождается от уплаты авансового взноса по единому налогу, если в соответствии с листком нетрудоспособности болезнь началась в одном месяце, закончилась в следующем месяце и продолжалась 30 календарных дней или более 30 календарных дней?


В соответствии с п. 295.1 ст. 295 Налогового кодекса плательщики единого налога, в частности, второй группы уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца.

Такие плательщики единого налога могут осуществить уплату единого налога в виде авансового взноса за весь налоговый (отчетный) период (квартал, год), но не более чем до конца текущего отчетного года.

Согласно п. 295.2 ст. 295 Налогового кодекса начисление авансовых взносов для плательщиков единого налога второй группы осуществляется контролирующими органами на основании заявлений такого плательщика единого налога о размере избранной ставки единого налога, о периоде ежегодного отпуска и/или о сроке временной утраты трудоспособности.

В соответствии с п. 295.5 этой статьи плательщики единого налога второй группы, не использующие труд наемных лиц, освобождаются от уплаты единого налога в течение одного календарного месяца в году на время отпуска, а также за период болезни, подтвержденной копией листка (листков) нетрудоспособности, если она длится 30 календарных дней и больше.

Подпунктом 298.3.2 п. 298.3 ст. 298 Налогового кодекса установлено, что информация о периоде ежегодного отпуска и сроках временной утраты трудоспособности с обязательным приложением копии листка нетрудоспособности представляется по заявлению в произвольной форме.

Пунктом 295.6 ст. 295 этого Кодекса предусмотрено, что суммы единого налога, уплаченные в соответствии с абзацем вторым п. 295.1 и п. 295.5 этой статьи, подлежат зачислению в счет будущих платежей по этому налогу по заявлению плательщика единого налога.

Ошибочно и/или излишне уплаченные суммы единого налога подлежат возврату плательщику в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Таким образом, плательщики единого налога второй группы, не использующие труд наемных лиц, освобождаются от уплаты единого налога за период болезни при условии представления таким плательщиком заявления в контролирующий орган о сроке временной утраты трудоспособности с приложением копии листка (листков) нетрудоспособности.

Следовательно, если плательщик единого налога болел 30 календарных дней и больше и при этом болезнь началась до 20 числа месяца и закончилась в следующем месяце, то такой плательщик освобождается от уплаты единого налога только за календарный месяц, в котором начал болеть, а за следующий календарный месяц, в котором согласно листку нетрудоспособности болезнь закончилась, уплачивает единый налог в соответствии с нормами Налогового кодекса.

2. Освобождается ли от уплаты авансового взноса по единому налогу плательщик единого налога второй группы, не использующий труд наемных лиц, на период отпуска, продолжительность которого меньше календарного месяца?


Если продолжительность отпуска меньше календарного месяца, то основания для освобождения от уплаты авансового взноса по единому налогу в течение календарного месяца отсутствуют.

Учет курсовых разниц в доходах

Должны ли плательщики единого налога при определении дохода учитывать пересчет курсовых разниц по операциям, выраженным в иностранной валюте?


В соответствии со ст. 192 Гражданского кодекса законным платежным средством, обязательным к принятию по номинальной стоимости на всей территории Украины, является денежная единица Украины — гривня.

Постановлением Правления Нацбанка Украины от 12.11.2003 г. № 492 «Об утверждении Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах» предусмот-рено, что текущий счет в иностранной валюте открывается субъекту хозяйствования для хранения денег и проведения расчетов в рамках законодательства Украины в безналичной и наличной иностранной валюте для осуществления текущих операций, определенных законодательством Украины.

Статьей 292 Налогового кодекса определено, что доходом физического лица — предпринимателя — плательщика единого налога является доход, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной); материальной или нематериальной форме, определенной п. 292.3 этой статьи.

При этом в доход не включаются полученные таким физическим лицом пассивные доходы в виде процентов, дивидендов, роялти, страховых выплат и возмещений, а также доходы, полученные от продажи движимого и недвижимого имущества, принадлежащего на правах собственности физическому лицу и используемого в его хозяйственной деятельности.

Согласно п. 292.5 ст. 292 Налогового кодекса доход, выраженный в иностранной валюте, пересчитывается в гривнях по официальному курсу гривни к иностранной валюте, установленному Нацбанком Украины на дату получения такого дохода.

Следовательно, для физического лицапредпринимателя все стоимостные показатели, которые включаются в доход, отражаются в национальной валюте Украины, а показатели, выраженные в иностранной валюте,с одновременным указанием их эквивалента в национальной валюте по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленным Нацбанком Украины на дату проведения операции.

Датой получения дохода плательщика единого налога является дата поступления денежных средств плательщику единого налога в денежной (наличной или безналичной) форме, дата подписания плательщиком единого налога акта приемки-передачи бесплатно полученных товаров (работ, услуг). Для плательщика единого налога третьей и пятой групп, который является плательщиком НДС, и плательщика единого налога четвертой и шестой групп датой получения дохода является дата списания кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (п. 292.6 ст. 292 Налогового кодекса).

Курсовая разница, возникающая при перерасчете по операциям, выраженным в иностранной валюте, не является доходом физического лица — предпринимателя — плательщика единого налога.

Подача заявления о смене налогового адреса в электронном виде

Может ли плательщик единого налога подать заявление о смене налогового адреса или места осуществления хозяйственной деятельности вместе с налоговой декларацией, если декларация представляется в электронном виде?


В соответствии с п. 298.5 ст. 298 Налогового кодекса в случае изменения налогового адреса субъекта хозяйствования, места осуществления хозяйственной деятельности, видов хозяйственной деятельности заявление подается плательщиками единого налога первой и второй групп не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли такие изменения.

Пунктом 298.6 вышеуказанной статьи предусмотрено, что при изменении налогового адреса субъекта хозяйствования, места осуществления хозяйственной деятельности заявление подается плательщиками единого налога третьей и пятой групп вместе с налоговой декларацией за налоговый (отчетный) период, в котором произошли такие изменения.

Согласно пп. 298.1.1 п. 298.1 вышеуказанной статьи для избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения субъект хозяйствования подает в контролирующий орган заявление.

Заявление подается по выбору налогоплательщика одним из следующих способов:

  • лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;
  • отправляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
  • средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Реестр форм отчетных документов налогоплательщиков — юридических и физических лиц для занесения в электронную базу отчетных документов Миндоходов (далее — Реестр) размещен на официальном веб-сайте Миндоходов Украины www.minrd.gov.ua в рубрике Главная/Электронная отчетность/Налогоплательщикам об электронной отчетности/Информационно-аналитическое обеспечение/Реестр электронных форм налоговых документов.

Реестр предусматривает электронную форму заявления о применении упрощенной системы налогообложения, которая содержит данные о налоговом адресе и месте осуществления хозяйственной деятельности плательщика налога.

Следовательно, при смене налогового адреса или места осуществления хозяйственной деятельности плательщики единого налога только третьей или пятой группы могут подать в электронном виде заявление вместе с налоговой декларацией за налоговый (отчетный) период, в котором произошли такие изменения.

Изготовление продукции из давальческого сырья

Является ли нарушением условий применения упрощенной системы налогообложения изготовление плательщиком единого налога второй группы продукции из давальческого сырья субъекта хозяйствования, находящегося на общей системе?


Плательщики единого налога второй группы — это физические лица — предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и/или населению, производство и/или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: не используют работу наемных лиц либо количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек; объем дохода составляет не более 1 000 000 грн.

Согласно пп. 14.1.41 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса давальческое сырье — это сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, энергоносители, которые являются собственностью одного субъекта хозяйствования (заказчика) и передаются другому субъекту хозяйствования (производителю) для производства готовой продукции с дальнейшей передачей или возвратом такой продукции либо ее части их собственнику или по его поручению другому лицу.

То есть изготовление плательщиком единого налога второй группы продукции из давальческого сырья субъекта хозяйствования, находящегося на общей системе налогообложения, является нарушением условий применения упрощенной системы налогообложения, поскольку операции по производству такой продукции по своей сути являются операциями по предоставлению услуг заказчику.

Нужна ли перерегистрация Книги учета доходов и расходов при смене местонахождения плательщика

Плательщик единого налога третьей группы, который является плательщиком НДС, в связи с изменением административного района сменил местонахождение. Нужно ли такому плательщику регистрировать новую Книгу учета доходов и расходов в контролирующем органе по новому адресу?


В соответствии с п. 2 Порядка ведения Книги учета доходов и расходов плательщиков единого налога третьей группы, которые являются плательщиками НДС, утвержденного приказом Минфина Украины от 15.12.2011 г. № 1637, прошнурованная и пронумерованная Книга учета доходов и расходов (далее — Книга) бесплатно регистрируется в контролирующем органе по основному месту учета налогоплательщиков.

При этом действующим законодательством не установлен отдельный порядок перерегистрации соответствующей Книги при смене местонахождения плательщика налога.

В соответствии с п. 2 ст. 45 Закона Украины от 15.05.2003 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» для проведения государственной регистрации изменений к сведениям о физическом лице — предпринимателе налогоплательщик должен представить государственному регистратору документы для проведения государственной регистрации изменений к сведениям о физическом лице — предпринимателе, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — Единый государственный реестр).

Следовательно, при изменении регистрационных данных плательщику единого налога третьей группы, который является плательщиком НДС, необходимо представить государственному регистратору документы для проведения государственной регистрации изменений к сведениям о физическом лицепредпринимателеплательщике единого налога, содержащимся в Едином государственном реестре, и после внесения соответствующих изменений такой плательщик в соответствующей Книге, зарегистрированной по предыдущему местонахождению, продолжает осуществлять записи нарастающим итогом без ее перерегистрации.

Быть ли плательщиком единого налога, если им уже был

Предприниматель в начале текущего года применял упрощенную систему налогообложения и со ІІ квартала перешел на применение общей системы налогообложения. Может ли такой предприниматель снова вернуться в этом же текущем году к применению упрощенной системы налогообложения?

В соответствии с пп. 298.1.4 п. 298.1 ст. 298 Налогового кодекса субъект хозяйствования, который является плательщиком других налогов и сборов согласно нормам этого Кодекса, может принять решение о переходе на упрощенную систему налогообложения путем подачи заявления в контролирующий орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала. Такой субъект хозяйствования может осуществить переход на упрощенную систему налогообложения один раз в течение календарного года.

Пунктом 299.5 ст. 299 Налогового кодекса предусмотрено, что свидетельство плательщика единого налога выдается контролирующим органом бесплатно в течение 10 календарных дней со дня подачи субъектом хозяйствования заявления.

Пунктом 299.8 вышеуказанной статьи установлено, что в случае отказа в выдаче свидетельства плательщика единого налога контролирующий орган обязан предоставить в течение 10 календарных дней со дня подачи субъектом хозяйствования заявления письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован субъектом хозяйствования в установленном порядке.

При этом основаниями для принятия контролирующим органом решения об отказе в выдаче субъекту хозяйствования свидетельства плательщика единого налога является исключительно:

  • несоответствие такого субъекта хозяйствования требованиям ст. 291 Налогового кодекса;
  • наличие у субъекта хозяйствования, создаваемого в результате реорганизации (кроме преобразования) какого-либо плательщика налога, непогашенных налоговых обязательств или налогового долга, которые возникли до такой реорганизации;
  • несоблюдение требований пп. 298.1.4 п. 298.1 ст. 298 этого Кодекса.

Таким образом, предприниматель, который в начале текущего года применял упрощенную систему налогообложения и со ІІ квартала перешел на применение общей системы налогообложения, не может вернуться в текущем году к применению упрощенной системы налогообложения, поскольку такой предприниматель уже воспользовался своим правом на применение упрощенной системы налогообложения в текущем году.

Вместе с тем указанный предприниматель может перейти на применение упрощенной системы налогообложения с 1 января следующего года при условии соответствия требованиям, установленным ст. 291 Налогового кодекса.

Применение РРО плательщиком единого налога

Должен ли плательщик единого налога третьей группы при продаже товаров применять РРО?


В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона Украины от 06.07.95 г. № 265/95-ВР«О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон об РРО) при продаже товаров (предоставлении услуг) физическими лицами — предпринимателями, которые уплачивают единый налог, РРО и расчетные книжки не применяются.

Преамбулой Закона об РРО преду-смотрено, что установление норм относительно неприменения РРО в других законах, кроме Налогового кодекса, не допускается.

Согласно п. 296.10 ст. 296 Налогового кодекса плательщики единого налога первой — третьей групп не применяют РРО.

Следовательно, плательщик единого налога третьей группы при продаже товаров не применяет РРО.

Вместе с тем п. 15 ст. 3 Закона об РРО предусмотрено, что субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной
и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны предоставлять покупателю товаров (услуг) по его требованию чек, накладную или другой письменный документ, удостоверяющий передачу права собственности на них от продавца к покупателю в целях выполнения требований Закона Украины от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей». Нарушение этого правила влечет за собой ответственность, предусмотренную указанным законом, но не может быть основанием для применения к нарушителю административных или финансовых санкций, предусмотренных законодательством по вопросам налогообложения.


Подготовила Мария ДАНЮК, обозреватель «Вестника», при содействии:
Татьяны ФЕДЧЕНКО, начальника отдела администрирования налогов, сборов с самозанятых лиц
Управления администрирования доходов и сборов с физических лиц
Департамента доходов и сборов с физических лиц Министерства доходов и сборов Украины,
и Информационно-коммуникационного департамента Министерства доходов и сборов Украины

 

 

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42