Бухучет

Документы для подтверждения расходов в учете предприятия

В редакцию «Вестника» поступил следующий вопрос: предприятие предоставляет услуги по ремонту электродвигателей. Какие документы могут быть основанием для отнесения материалов, используемых для ремонта, к расходам в налоговом учете?


Согласно п. 138.8 ст. 138 Налогового кодекса себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг состоит из расходов, прямо связанных с производством таких товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, в частности из прямых материальных расходов.

В состав прямых материальных расходов включается стоимость сырья и основных материалов, образующих основу изготовленного товара, выполненной работы, предоставленной услуги, приобретенных полуфабрикатов и комплектовочных изделий, вспомогательных и других материалов, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов. Прямые материальные расходы уменьшаются на стоимость возвратных отходов, полученных в процессе производства, которые оцениваются в порядке, определенном в положениях (стандартах) бухгалтерского учета.

Следовательно, стоимость материалов, израсходованных при предоставлении услуг по ремонту электродвигателей, является составной частью себестоимости предоставленных услуг в составе прямых материальных расходов и в соответствии с п. 138.1 ст. 138 Налогового кодекса включается в состав расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения.

Себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг является составным элементом расходов, учитываемых при исчислении объекта обложения налогом на прибыль предприятий. В соответствии с п. 138.2 этой статьи расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II указанного Кодекса.

Статьей 9 Закона о бухучете и п. 1.2 главы 1 Положения № 88 установлено, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций и проведения записей в учетных регистрах являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций и содержащие определенные обязательные реквизиты.

Первичные документы — это документы, созданные в письменной или электронной форме, фиксирующие и подтверждающие хозяйственные операции, включая распоряжения и разрешения администрации (собственника) на их проведение.

Первичные документы должны иметь следующие обязательные реквизиты: наименование предприятия (учреждения), от имени которого составлен документ, название документа (формы), дату и место составления, содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции (в натуральном и/или стоимостном выражении), должности и фамилии лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления, личную или электронную подпись либо другие данные, позволяющие идентифицировать личность, принимавшую участие в осуществлении хозяйственной операции.

В зависимости от характера операции и технологии обработки данных в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты: идентификационный код предприятия из Государственного реестра, номер документа, основание для осуществления операций, данные о документе, удостоверяющем лицо-получателя и т. п. (п. 2.4 главы 2 Положения № 88).

Что касается нормативного документа, которым установлены нормы расходов материалов при ремонте электродвигателей, то следует отметить, что такого унифицированного документа нет. Поэтому предприятием могут быть самостоятельно разработаны и обязательно предусмотрены приказом об учетной политике такие нормы. Самое главное — списание материалов на ремонт электродвигателей должно подтверждаться первичным документом.

Общие принципы формирования себестоимости продукции (работ, услуг) определены в ПБУ 16 «Расходы». Также могут быть разработаны и предусмотрены приказом об учетной политике внутренние правила формирования себестоимости конкретного вида услуг, предоставляемых предприятием, не противоречащих действующим нормативным документам.

Основными методами калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) являются позаказный, нормативный и попередельный. Для калькулирования себестоимости услуг обычно используется позаказный метод. По этому методу фактическая калькуляция производственной себестоимости продукции (работ, услуг) определяется для каждого заказа или партии отдельно. В основу нормативного метода заложены нормативы и трудовых расходов, разработанные на предприятии в зависимости от вида услуг и особенностей технологии их предоставления (нормативная или плановая калькуляция себестоимости одной услуги).

Следовательно, калькулирование себестоимости и формирование цены услуг зависит от выбранного метода, фиксируемого в приказе об учетной политике. Это может быть или калькулирование по каждому заказу, или составление плановой калькуляции для однородных услуг.

При этом расчет калькуляции не относится к первичным документам в понимании Закона о бухучете, поскольку не содержит всех обязательных реквизитов, предусмотренных п. 2 ст. 9 этого Закона, не отражает сведений о хозяйственной операции. Калькуляция себестоимости продукции по своему назначению не соответствует признакам первичного документа, поскольку ею не фиксируется какая-либо хозяйственная операция, распоряжение или разрешение на проведение хозяйственной операции (письмо № 31-08410-07/23-357/246).

Первичными документами, подтверждающими себестоимость услуги, являются документы, подтверждающие расходы по каждой статье калькуляции. Например, расходы на оплату труда работников, которые непосредственно занимаются предоставлением той или иной услуги, подтверждаются ведомостью о начислении заработной платы; расходы на материалы, запчасти и т. п. — накладной, подтверждающей передачу запасов со склада в производственное подразделение, и актом, подтверждающим фактическое расходование запасов в производственном подразделении при предоставлении услуг по ремонту (в этом акте указываются, в частности, наименования использованных запасов (материалов, запасных частей), их количество, учетная цена и сумма в разрезе каждого наименования, номер (шифр) или наименование заказа, для изготовления которого они израсходованы, объем предоставленных услуг).

Следовательно, документом, подтверждающим правомерность применения на предприятии соответствующего метода калькулирования себестоимости услуг, является приказ об учетной политике предприятия. А себестоимость услуги подтверждается первичными документами относительно осуществления расходов на такую услугу по каждой статье калькуляции отдельно.

То есть для подтверждения связи понесенных расходов с собственной хозяйственной деятельностью предприятию кроме первичных документов необходимо иметь утвержденный руководителем предприятия приказ об учетной политике, в котором определен метод калькулирования себестоимости услуг по ремонту электродвигателей, и утвержденные надлежащим образом нормы расходов материалов и калькуляции.

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42