Статьи

Собственное/чужое дело

Франчайзинг как способ вести хозяйство самостоятельно, используя готовые бизнес-решения.

Усилия власти, направленные на улучшение условий ведения бизнеса, дают результаты. Об этом свидетельствует статистика относительно количества новосозданных субъектов хозяйствования. По данным Миндоходов Украины, только «упрощенцев» за последний год стало больше на 90 тыс. лиц — столько соотечественников приобщилось к когорте тех, кто не только мечтает о собственном деле, но и делает реальные шаги для его открытия.


Быть независимым от перепадов настроения и прихотей руководства, самостоятельно моделируя свой график и нагрузку, — разве не счастье? Впрочем, достичь его на практике не так уж и просто: помехой становятся отсутствие опыта ведения бизнеса, денег в достаточном количестве и банальный недостаток идей. В последнем случае на помощь потенциальным предпринимателям придет франчайзинг, используя который, не нужно изобретать велосипед для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. А почему бы и не попробовать? — спросят читатели. И в самом деле, поскольку что бы вы грандиозное не задумали, следует помнить: все уже придумано до нас.

Немного этимологии

Термины «франчайзинг» и «налоги» связаны исторически. Слово «франчайзинг» произошло от французского franchir, что означает «освобождать» и связано с дарением королевской короной епископам прав и свобод в 1559 г. Франчайзинг возник еще в Средневековье, когда британские короли предоставляли баронам право собирать налоги с определенных территорий в обмен на разные услуги, а свободным людям за отдельную плату разрешалось продавать свои товары на рынках и ярмарках города. Места, отведенные для этой торговли, назывались франшизами.

Вопреки европейским корням, наибольшую популярность франчайзинг как вид бизнеса обрел в США. По различным подсчетам ныне в этой стране работает более 15 тыс. франчайзеров, а подсчитать количество франчайзи не по силам даже наиболее авторитетным специалистам в этой сфере.

Ориентир — коммерческая концессия

Что касается Украины, то не стоит искать в ее законодательстве определение понятия франчайзинга. Его там нет, как и до сих пор нет закона о франчайзинге (по аналогии с законом о риелторской деятельности, появления которого с нетерпением ждут отечественные брокеры). Более того, франчайзинг в чистом виде не урегулирован не только у нас, но и в мире в целом. «При таком сотрудничестве субъекты хозяйствования обычно руководствуются кодексом этики франчайзинга, который вводится общественными организациями», — рассказывает вице-президент Федерации развития франчайзинга Украины Александр Ногачевский.

Поэтому приходится довольствоваться материалами из Википедии, согласно которым франчайзинг — это форма сотрудничества между юридически и финансово независимыми сторонами (компаниями и/или физическими лицами), в рамках которой одна сторона (франчайзер), владеющая успешным бизнесом, известной торговой маркой, ноу-хау, коммерческими тайнами, репутацией и другими нематериальными активами, позволяет другой стороне (франчайзи) пользоваться этой системой на определенных условиях.

И все-таки франчайзинг в нашем государстве регулируется. Ему посвящена глава 76 Гражданского кодекса Украины «Коммерческая концессия» и глава 36 Хозяйственного кодекса Украины «Использование в предпринимательской деятельности прав других субъектов хозяйствования (коммерческая концессия)». Сами же франчайзинговые отношения предусматривают заключение франчайзингового договора между франчайзером и франчайзи. В нем, собственно, и содержатся условия, на которых предприниматель получает готовую бизнес-идею, которую ему остается только воплотить в жизнь на определенной территории.

Сколько это стоит?

Не бесплатно, конечно, но и не так дорого, как считают некоторые стартаперы, в конце концов отбрасывающие идею приобретения франшизы как финансово неподъемную. Многие франчайзеры, стремясь развивать сеть своих заведений как можно более интенсивно, используют многоуровневую схему сотрудничества, нижним уровнем которой является так называемый мягкий франчайзинг. По словам председателя Ассоциации франчайзинга Украины Андрея Кривоноса, «в сбытовых франшизах первый платеж может отсутствовать — вместо этого франчайзер делает надбавку на цены на товары, продающиеся в сети». Иначе говоря, выгоду в таком случае франчайзер получает за счет маржи, заложенной в стоимость продукции, предназначенной для реализации.

Вместе с тем плата за франшизу означает ряд льгот для франчайзи, например, бесплатное предоставление ему элементов оформления точки продажи, оборудования и всяческую поддержку со стороны франчайзера. А учитывая то, что охотиться за бесплатным сыром вредно для здоровья, стартаперу целесообразно присмотреться к дешевым предложениям с начальной суммой инвестиций (паушального взноса) до 5 тыс. дол. Правда, выбор также будет небольшой по сравнению с теми, кто готов рискнуть крупной суммой денег, — ориентироваться придется на стрит-фуд типа «Форнетти» и сферу услуг. «Для большинства вариантов сотрудничества по договору франчайзинга «барьер входа», или сумма, необходимая для инвестирования в среднестатистическую франшизу, составляет от 50 тыс. дол.», — утверждает президент Федерации развития франчайзинга Украины Олег Лащук.

В сети заведений горячей выпечки «Форнетти» предлагают аж три варианта сотрудничества с франчайзи стоимостью от 8 до 80 тыс. грн. Если вы захотите открыть курсы водителей «Автоледи», то минимальный размер паушального взноса составит 10 тыс. грн. Продавать поп-корн под брендом «Corn house» позволят и бесплатно, но ежемесячно нужно будет платить 150 грн. роялти.

Коварное роялти

Предложения, размещенные на веб-сайте veliki.ua, вообще можно назвать демпинговыми. Стоимость франшизы там составляет от 500 до 1500 грн., однако преимущества такого старта почти даром немного нивелирует обязанность уплачивать 500 — 800 грн. роялти.

Очередь — за более дорогими вариантами. Так, компания «ВOBO Bаr», угощающая своих почитателей оригинальным напитком «BUBBLE Tea», продает франшизы стоимостью от 32 до 64 тыс.  грн., а роял-ти взимает в процентах от валовых продаж в размере 5%. А вот присоединиться к торговой марке «Fruit Life», специализирующейся на изготовлении букетов из фруктов, будет стоить дороже: паушальный взнос — 35 тыс.  у. е., роялти — 7% оборота предприятия. Воспользоваться шансом приобрести готовый бизнес с минимальными вложениями призывает и сеть туристических агентств «Поїхали з нами», однако стоимость такого удовольствия на официальном сайте фирмы не указывается.

Новичкам от франчайзинга следует учесть, что одними только расходами на уплату паушального взноса и роялти, к сожалению, не ограничиться. Деньги также понадобятся для аренды помещения и его ремонта, оборудования и декорирования, регистрации предприятия и его запуска. Возможны и скрытые расходы, которых из текста франчайзингового договора не видно. Например, франчайзер передает дизайн ресторана, но во франчайзинговый пакет входит только эскиз-проект. Поэтому придется за отдельную плату нанимать дизайнера. А вообще надо быть готовым к тому, что стоимость франшизы составит всего 10% остальных затрат.

Перспективный рынок

В чем еще можно попробовать собственные силы? В Украине разнообразие франчайзинговых сетей представлено следующим образом: торговля — 192, услуги потребителям — 97, общественное питание — 57, услуги для бизнеса — 25, производство — 14, информация — 11,
вендинг — 11, финансы — 4. Всего — 415 сетей, тогда как, например, во Франции их более 5 тыс. Тем не менее данный рынок в Украине развивается, увеличиваясь ежегодно на 10 — 35% и особенно стремительно — в столице, городах с количеством населения свыше миллиона, западных областях.

Кстати, McDonald’s, который часто считают первой франчайзинговой точкой в нашем государстве, таковым не является. Первопроходцем в Украине еще в 1993 г. была международная информационная система «Компас» (Нидерланды), руководство которой не побоялось вкладывать средства в развитие сети в молодом независимом государстве. А вот любимая многим пиццерия «Pizza Celentano» в 1999 г. стала пионером франчайзинга происхождением из Украины.

Кризис несколько взбодрил этот рынок, не давая ему замереть в статике. Акценты сместились в сторону концепций, не требующих крупных инвестиций, но всегда будут пользоваться спросом у потребителей, опережая в своем развитии объекты торговли, которых заставило уступить падение курса гривни по отношению к доллару. Вендинг и ресторанное хозяйство также переживали стагнацию. Вместо этого вопреки безденежью у народа дало о себе знать тяготение к усовершенствованию умственных способностей: активно развивались компании, предоставляющие образовательные услуги для детей и родителей, причем открывались школы как собственные, так и на франчайзинговых условиях.

Альтернативный заработок

Однако нет худа без добра. Преимуществом кризиса стало то, что многие уволенные искали новые возможности заработка, в том числе обращая внимание на те из них, которые несет собственный бизнес. «При этом все способствовало открытию собственного дела: освободились площади, масса дешевой б/у техники и мебели. Поэтому предприниматели стали активно анализировать предложения, которые есть на рынке, и обращаться в компании-франчайзеры», — комментирует ситуацию эксперт консалтинговой компании по франчайзингу PROFIT system Лилия Сидельник.

Сегодня же потенциальным франчайзи ничто, кажется, не мешает быстро и безболезнено начать условно собственное дело. Во-первых, проверенная бизнес-концепция делает старт легким и позволяет сэкономить средства на запуск предприятия. Во-вторых, имеет место всесторонняя поддержка со стороны франчайзера, что способствует минимизации рисков и ежедневных проблем. В-третьих, работая под известным брендом, вы вполне можете претендовать на лидерство в своем регионе. К этому перечню преимуществ следует добавить лишь, что, как свидетельствует опыт развитых стран, франчайзинговые сети являются более стабильными и прибыльными, чем независимые предприятия.

Кроме платы за франшизу, которая в конце концов выливается «в копеечку», есть в организации такого бизнеса и другие недостатки, которые эксперты советуют детально проанализировать прежде чем становиться франчайзи. Один из них заключается в нежелании франчайзера утратить репутацию, завоеванную на определенном рынке, из-за действий бизнесмена-неудачника. То есть так или иначе вас будут контролировать — проверять по поводу соблюдения стандартов качества фирмы, «под крышей» которой работаете. Что касается стандартов франчайзинговой системы, то их также придется неукоснительно соблюдать. И хотя за шаги направо или налево точно не расстреляют, все ваши соображения относительно улучшения работы могут носить только рекомендательный — не более — характер. Случается и так, что ваша точка еще до открытия обречена на провал из-за ошибок франчайзера в управлении системой. Что и говорить о совсем крайних случаях, таких как банкротство франчайзера, когда аннулируется сам франчайзинговый договор.

Почувствуй себя франчайзи!

Выбирать есть из чего. Сориентироваться в вихре предложений помогут такие ресурсы, как www.franchisegroup.com.ua, www.newbiz.com.ua/fran_1, http://www.newidea.in.ua/category/franchising/catalogue/ и другие. Перечень стартапов с использованием раскрученных брендов содержит и Интернет-площадка с громким названием Национальный каталог франшиз. Аналитики рынка убеждают: преимущество лучше отдавать развитым, а не недавно сформированным сетям — и рисков меньше, и залога успеха больше.

Впрочем, самым главным критерием выбора должна быть личная готовность почувствовать себя франчайзи. Его идеальный портрет: современный, опытный, прогрессивный, материально способный. А еще советуем пройти соответствующий тест, найти который в Интернете — не проблема. Я попробовала и, как показал результат, оказалась прирожденным франчайзи. А вы?..

Зарубежный опыт

Мечты сбываются

Во вьетнамском городе Хо Ши Мин, известном также как Сайгон, откроется первый McDonald’s. В этой стране уже функционируют «американские» рестораны Starbucks, Subway, Burger King и KFC, однако чувствуется повышенный спрос на иностранные бренды, а власть Вьетнама хочет таким образом сделать Респуб-лику более инвестиционно привлекательной.
Франшизу приобрел вьетнамо-американский инвестор господин Нгуэн, который в молодости работал в McDonald’s в США. На протяжении 10 лет, с тех пор как вернулся в родную страну, он мечтал открыть там это заведение.

Чужое под запретом

В Индии наложили вето на франчайзинг. Такой «сюрприз» иностранным инвесторам сделал государственный департамент индустриальной политики и продвижения. Отныне все международные сети имеют право открывать только собственные торговые точки, а 50% запланированных средств обязательно должны расходоваться на управление.
Также торговая площадь для иностранных магазинов должна создаваться с нуля, исключается возможность приобретения. По убеждению чиновников, именно это будет способствовать созданию в стране большого количества магазинов.
Вето на франчайзинговую деятельность касается таких крупных компаний, работающих в Индии, как Carrefour, Tesco и Walmart.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42