НДС

НДС: паевые инвестиционные фонды, интеллектуальная собственность на сорта растений, строительство за бюджетные средства, зарубежные филиалы резидентов

Общественные отношения, возникающие в сфере совместного инвестирования, которые касаются создания и деятельности субъектов совместного инвестирования, обеспечение гарантий прав собственности на ценные бумаги и защита прав участников фондового рынка урегулированы Законом № 2299. Согласно нормам этого Закона бухгалтерский и налоговый учет операций и результатов деятельности по совместному инвестированию, которая ведется компанией по управлению активами через паевой инвестиционный фонд, осуществляется такой компанией отдельно от учета операций и результатов ее хозяйственной деятельности и учета операций и результатов деятельности других паевых инвестиционных фондов, активы которых находятся в ее управлении. О том, необходимо ли регистрировать в качестве отдельного плательщика НДС каждый паевой инвестиционный фонд, читайте в этой рубрике. Также рассматриваются вопросы налогообложения НДС услуг по временному карантинному хранению-содержанию животных и прав интеллектуальной собственности на сорта растений, породы животных и т. п.


Паевые инвестиционные фонды

Компания по управлению активами одновременно управляет деятельностью нескольких паевых инвестиционных фондов. Должна ли компания регистрировать в качестве отдельного плательщика НДС каждый из паевых инвестиционных фондов, активами которых управляет, и обеспечивать представление отдельной налоговой отчетности по НДС по результатам деятельности каждого из них?

Подпунктом 5 п. 180.1 ст. 180 Налогового кодекса определено, что для целей налогообложения НДС плательщиком налога является, в частности, лицо — управляющий имущества, которое ведет отдельный налоговый учет по НДС по хозяйственным операциям, связанным с использованием имущества, полученного в управление согласно договорам управления имуществом.

Вместе с тем нормы этого подпункта не распространяются на управляющих имущества, которые осуществляют управление активами институтов совместного инвестирования, фондов банковского управления, фондов финансирования строительства и фондов операций с недвижимостью, созданных в соответствии с законом (абзац второй указанного подпункта Кодекса).

Кроме того, согласно п. 3.5 раздела третьего Порядка № 1588 соглашения по операциям, связанные с управлением активами институтов совместного инвестирования, фондов банковского управления, фондов финансирования строительства и фондов операций с недвижимостью, созданных в соответствии с законом, в качестве отдельных налогоплательщиков на налоговый учет не берутся.

То же определено пп. 1.5.5 п. 1.5 раздела первого Положения № 1394.

Следовательно, налоговым законодательством не предусмотрены дополнительная постановка на учет и представление отдельной налоговой отчетности для управляющих имущества, которые осуществляют управление активами институтов совместного инвестирования, фондов банковского управления, фондов финансирования строительства и фондов операций с недвижимостью, созданных в соответствии с законом.

Согласно пп. 14.1.86 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса паевые инвестиционные фонды, созданные в соответствии с законодательством, в целях применения налогового законодательства рассматриваются как институты совместного инвестирования.

В соответствии со ст. 22 раздела третьего Закона № 2299 паевой инвестиционный фонд — это активы, которые принадлежат инвесторам на праве общей долевой собственности, находятся в управлении компании по управлению активами и учитываются последней отдельно от результатов ее хозяйственной деятельности. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.

Таким образом, компания по управлению активами, которая для целей налогообложения является управляющим имущества и одновременно управляет активами нескольких паевых инвестиционных фондов, не регистрирует в качестве отдельного плательщика НДС каждый паевой инвестиционный фонд.

Результаты деятельности такой компании (управляющего имущества) по управлению активами паевых инвестиционных фондов отражаются в налоговой декларации по НДС вместе с другой ее деятельностью.

Право на пользование сортом растений не является роялти

Считаются ли платежи, полученные как вознаграждение за предоставление права на пользование сортом растений, роялти и являются ли такие платежи объектом обложения НДС?

Согласно пп. 196.1.6 п. 196.1 ст. 196 Налогового кодекса не являются объектом налогообложения операции по выплатам дивидендов, роялти в денежной форме или в виде ценных бумаг, осуществляемые эмитентом.

Подпунктом 14.1.225 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса определено, что роялти — любой платеж, полученный как вознаграждение за пользование или за предоставление права на пользование каким-либо авторским и смежным правом на литературные произведения, произведения искусства или науки, включая компьютерные программы, другие записи на носителях информации, видео- или аудиокассеты, кинемато-графические фильмы или пленки для радио- либо телевизионного вещания, передачи (программы) организаций вещания, каким-либо патентом, зарегистрированным знаком на товары и услуги или торговой маркой, дизайном, секретным чертежом, моделью, формулой, процессом, правом на информацию о промышленном, коммерческом или научном опыте (ноу-хау).

В соответствии со ст. 418 Гражданского кодекса право интеллектуальной собственности — это право лица на результат интеллектуальной, творческой деятельности или на другой объект права интеллектуальной собственности, определенный этим Кодексом и другим законом.

Право интеллектуальной собственности на литературное, художественное и другое произведение является авторским правом (глава 36 Гражданского кодекса).

Согласно ст. 420 этого Кодекса к объектам права интеллектуальной собственности кроме объектов авторского права относятся, в частности:

  • изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
  • сорта растений, породы животных;
  • коммерческие тайны.

Следовательно, право интеллектуальной собственности на сорта растений, породы животных не относится к объектам авторского права.

Таким образом, как следует из определения, приведенного в пп. 14.1.225 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, вознаграждение, которое выплачивается за право пользования или за предоставление права на пользование другими объектами права интеллектуальной собственности, отличающимися от объектов авторского права, не подпадает под определение роялти, а потому льгота, установленная пп. 196.1.6 п. 196.1 ст. 196 этого Кодекса, не может быть применена к операциям по предоставлению права на использование сортов растений.

Хранение животных в карантине

Плательщик НДС осуществляет ввоз на таможенную территорию Украины живых чистокровных племенных свиней с улучшенной генетикой. В дальнейшем предприятие заключает с сельскохозяйственными предприятиями договоры временного ответственного изолированного карантинного хранения-содержания свиней и после прохождения месячного карантина на животноводческих фермах осуществляет поставку таких свиней этим же сельскохозяйственным предприятиям. Будет ли считаться такая сельскохозяйственная продукция продукцией собственного производства предприятия, которое ее импортирует, и в какой декларации следует отражать такие операции?

В соответствии со ст. 209 Налогового кодекса одним из условий применения специального режима налогообложения является поставка сельскохозяйственным предприятием произведенных им на собственных или арендованных производственных мощностях сельскохозяйственных товаров/услуг. При этом удельный вес стоимости таких сельскохозяйственных товаров/услуг должна составлять не менее 75% стоимости всех товаров/услуг, поставленных в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно.

Сельскохозяйственными считаются товары, указанные в товарных группах 1 — 24, товарных позициях 4101, 4102, 4103, 4301 согласно УКТ ВЭД, а также услуги, полученные в результате осуществления деятельности, на которую в соответствии с п. 209.17 ст. 209 Налогового кодекса распространяется действие специального режима налогообложения в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства, если такие товары выращиваются, откармливаются, вылавливаются или собираются (заготовляются), а услуги предоставляются, непосредственно плательщиком налога — субъектом специального режима налогообложения (кроме приобретения таких товаров/услуг у других лиц), которые поставляются указанным плательщиком налога — их производителем (п. 209.7 ст. 209 этого Кодекса).

В соответствии с п. 209.11 указанной статьи Налогового кодекса если субъект специального режима налогообложения поставляет в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно несельскохозяйственные товары/услуги, удельный вес которых превышает 25% стоимости всех поставленных товаров/услуг, то на такое предприятие не распространяется специальный режим обложения НДС. При этом указанное предприятие обязано определить налоговые обязательства по этому налогу по итогам отчетного налогового периода, в котором было допущено такое превышение, и уплатить налог в бюджет в общем порядке.

Учитывая вышеприведенное, указанное предприятие не может считаться производителем сельскохозяйственной продукции (свиней), поскольку такая продукция приобретается у других лиц (ввозится на таможенную территорию Украины) и в дальнейшем осуществляется ее перепродажа. Следовательно, такая сельскохозяйственная продукция не может считаться продукцией собственного производства предприятия и подлежит отражению в декларации по НДС с отметкой «0110», по которой осуществляются расчеты с бюджетом.

Двойная плата за электроэнергию является базой обложения НДС

Включается ли в базу обложения НДС двойной размер платы за потребленную электроэнергию в случае ее потребления сверх установленных договором норм?

Абзацем шестым ст. 26 Закона № 575 установлено, что потребители (кроме населения, профессионально-технических учебных заведений и высших учебных заведений І — IV уровней аккредитации государственной и коммунальной форм собственности) в случае потребления электрической энергии сверх договорной величины за расчетный период уплачивают энергопоставщикам двукратную стоимость разности фактически потребленной и договорной величины.

То есть если в течение соответствующего расчетного периода потребителем использовано большее количество электроэнергии, нежели предусмотрено нормами ее потребления (договорная величина), плата за излишне потребленную электроэнергию изменяется (увеличивается вдвое).

В соответствии с пп. 14.1.191 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса с целью применения термина «поставка товаров» электрическая энергия считается товаром.

Объектом обложения НДС являются операции по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины (п. 185.1 ст. 185 этого Кодекса).

Согласно правилам, установленным п. 188.1 ст. 188 Налогового кодекса, базой налогообложения таких операций является их договорная стоимость (при осуществлении контролируемых операций — не ниже обычных цен, определенных в соответствии со ст. 39 этого Кодекса) с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме НДС и акцизного налога на спирт этиловый, используемый производителями — субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в том числе компонентов крови и произведенных из них препаратов (кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров), а также сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, взимаемого со стоимости услуг сотовой мобильной связи).

В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы денежных средств, стоимость материальных и нематериальных активов, которые передаются плательщику налога непосредственно покупателем или через какое-либо третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров/услуг.

Следовательно, суммы денежных средств, поступившие плательщику налога в виде двойного размера платы за превышение договорных величин потребления электроэнергии, включаются таким плательщиком в базу обложения НДС.

Акт приемки работ может быть приложен к заявлению с жалобой

Является ли акт выполненных работ первичным документом в понимании абзаца одиннадцатого п. 201.10 ст. 201 Налогового кодекса и Закона о бухучете? Является ли достаточным к налоговой декларации за отчетный налоговый период приложением к заявлению с жалобой на поставщика акт сдачи-приемки работ (услуг), являющийся основанием для включения сумм НДС в состав налогового кредита?

В соответствии с п. 198.6 ст. 198 Налогового кодекса не относятся к налоговому кредиту суммы налога, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением товаров/услуг, не подтвержденные налоговыми накладными или подтвержденные налоговыми накладными, оформленными с нарушением требований ст. 201 этого Кодекса.

Согласно п. 201.10 этой статьи налоговая накладная выдается плательщиком налога, осуществляющим операции по поставке товаров/услуг, по требованию покупателя и является основанием для начисления сумм НДС, относящихся к налоговому кредиту.

При осуществлении операций по поставке товаров/услуг плательщик налогапродавец товаров/услуг обязан выдать покупателю налоговую накладную и зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных.

Отсутствие факта регистрации плательщиком налога — продавцом товаров/услуг налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных и/или нарушение порядка заполнения налоговой накладной не дает права покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит и не освобождает продавца от обязанности включения суммы НДС, указанной в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период.

Исключение из этого правила установлено абзацем одиннадцатым п. 201.10 ст. 201 Налогового кодекса, согласно которому в случае нарушения поставщиком порядка заполнения налоговой накладной и/или порядка регистрации ее в Едином реестре налоговых накладных покупатель таких товаров/услуг имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на такого поставщика, которое является основанием для включения сумм НДС в состав налогового кредита. К заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом о бухучете, которые подтверждают факт получения таких товаров/услуг.

Выполнение плательщиком указанного правила позволяет плательщику НДС реализовать свое право на получение налогового кредита.

Форма заявления об отказе поставщика выдать налоговую накладную (нарушение им порядка заполнения и/или порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных) утверждена приказом № 1492 (приложение 8 к налоговой декларации по НДС).

Статьей 1 Закона о бухучете определено, что первичный документэто документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление.

В соответствии со ст. 9 этого Закона первичные документы должны быть составлены при осуществлении хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно после ее завершения, на бумажных или машинных носителях и иметь следующие обязательные реквизиты: название документа (формы); дату и место составления; название предприятия, от имени которого составлен документ; содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции; должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления; личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, которое принимало участие в осуществлении хозяйственной операции.

При этом ведение указанных документов предусмотрено Положением № 88.

Следовательно, акт выполненных работ, содержащий все обязательные реквизиты первичного документа бухгалтерского учета, может быть приложен к заявлению с жалобой на поставщика, который своевременно не выдал налоговую накладную, и является достаточным основанием для включения сумм НДС, уплаченных в составе стоимости поставленных согласно указанному акту услуг, в состав налогового кредита отчетного периода.

Регистрация плательщиком НДС органа местного самоуправления

Надо ли органу местного самоуправления регистрироваться плательщиком НДС в связи с осуществлением операций по продаже земельных участков коммунальной собственности?

Пунктом 1 ст. 16 Закона № 280 установлено, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и наделяются этим и другими законами собственными полномочиями, в пределах которых действуют самостоятельно и несут ответственность за свою деятельность в соответствии с законом.

Согласно части третьей ст. 17 Закона № 755 в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей содержатся сведения об органах государственной власти и органах местного самоуправления как юридических лицах, в частности дата создания юридического лица и дата государственной регистрации юридического лица.

Подпунктом 14.1.139 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса определено, что лицо для целей раздела V этого Кодекса — любое юридическое лицо, созданное в соответствии с законом в любой организационно-правовой форме.

Для целей налогообложения плательщиком НДС является, в частности, любое лицо, которое осуществляет хозяйственную деятельность и регистрируется по своему добровольному решению в качестве плательщика налога в порядке, определенном ст. 183 Налогового кодекса (п. 180.1 ст. 180 этого Кодекса).

В соответствии с п. 181.1 ст. 181 Налогового кодекса в случае если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению согласно этому разделу, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300 000 грн. (без учета НДС), такое лицо обязано зарегистрироваться в качестве плательщика налога в контролирующем органе по своему местонахождению (месту жительства) с соблюдением требований, предусмотренных ст. 183 этого Кодекса, кроме лица, являющегося плательщиком единого налога.

Согласно п. 183.2 ст. 183 Налогового кодекса в случае обязательной регистрации лица в качестве плательщика налога регистрационное заявление подается в контролирующий орган не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций, определенный в ст. 181 этого Кодекса.

Следовательно, орган местного самоуправления в обязательном порядке должен зарегистрироваться плательщиком НДС, если он осуществляет операции, являющиеся объектом налогообложения (в том числе освобожденные от налогообложения) и общая сумма таких операций превышает 300 000 грн.

В дополнение к вышеизложенному отмечаем, что согласно пп. 197.1.21 п. 197.1 ст. 197 Налогового кодекса освобождаются от налогообложения операции по поставке (продаже, передаче) земельных участков, земельных долей (паев), кроме тех, которые размещены под объектами недвижимого имущества и включаются в их стоимость в соответствии с законодательством (с учетом положений абзаца первого пп. 197.1.13 указанного пункта Кодекса).

Дата возникновения права на налоговый кредит при поставке товаров/работ за бюджетные средства

Предприятие, основным видом деятельности которого является строительство, осуществляет операции по поставке товаров/услуг с оплатой за счет бюджетных средств. Является ли кассовый метод налогового учета обязательным в случае поставки товаров/услуг с оплатой за счет бюджетных средств? Имеет ли право предприятие суммы НДС, уплаченные в связи с приобретением (изготовлением) товаров/услуг и основных фондов, предназначаемых для их использования в операциях по поставке товаров/услуг с оплатой за счет бюджетных средств, отнести к составу налогового кредита по первому событию в соответствии с п. 198.2 ст. 198 Налогового кодекса?

Согласно пп. 14.1.266 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса кассовый метод для целей налогообложения в соответствии с разделом V этого Кодекса — метод налогового учета, по которому дата возникновения налоговых обязательств определяется как дата зачисления (получения) денежных средств на банковский счет (в кассу) плательщика налога или дата получения других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) им товаров (услуг), а дата возникновения права на налоговый кредит определяется как дата списания денежных средств с банковского счета (выдачи из кассы) плательщика налога или дата предоставления других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) ему товаров (услуг).

При этом Налоговым кодексом четко определен круг операций, на которые распространяется кассовый метод определения налоговых обязательств и налогового кредита.

Так, в соответствии с п. 187.1 ст. 187 этого Кодекса по операциям по выполнению подрядных строительных работ субъекты предпринимательской деятельности могут применять кассовый метод налогового учета согласно пп. 14.1.266 п. 14.1 ст. 14 Кодекса.

При этом плательщик налога, выполняющий подрядные строительные работы, может избрать по собственному желанию порядок ведения налогового учета по кассовому методу.

Что касается п. 187.7 ст. 187 Налогового кодекса, в соответствии с которым датой возникновения налоговых обязательств при поставке товаров/услуг с оплатой за счет бюджетных средств является дата зачисления таких средств на банковский счет плательщика налога или дата получения соответствующей компенсации в любой другой форме, включая уменьшение задолженности такого плательщика налога по его обязательствам перед бюджетом, следует отметить следующее.

Учитывая то, что вышеуказанным пунктом определен особый порядок возникновения налоговых обязательств при поставке товаров/услуг с оплатой за счет бюджетных средств, но не определено, что на эти операции распространяется кассовый метод, дата возникновения права на налоговый кредит при осуществлении операций по поставке товаров/услуг с оплатой за счет бюджетных средств определяется в общеустановленном порядке по правилу первого события в соответствии с п. 198.2 ст. 198 Налогового кодекса.

Подтверждением того, что товары/услуги оплачиваются за счет бюджетных средств, является наличие в договоре на поставку товаров/услуг условия, что оплата за поставленные товары/услуги осуществляется с соответствующего счета Госказначейства Украины.

Уплата НДС обособленными зарубежными филиалами

Предприятие — резидент Украины имеет филиалы, отдельные из которых расположены за пределами таможенной территории Украины (на территории Российской Федерации), осуществляют там предпринимательскую деятельность, являются самостоятельными плательщиками согласно законодательству РФ. Должно ли отражать головное предприятие в налоговой отчетности по НДС деятельность его зарубежных филиалов?

Пунктом 1 ст. 68 Хозяйственного кодекса определено, что предприятие самостоятельно осуществляет внешнеэкономическую деятельность, которая является частью внешнеэкономической деятельности Украины и регулируется законами Украины, другими принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Согласно части третьей этой статьи Кодекса предприятие, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность, может открывать за пределами Украины свои представительства, филиалы и производственные подразделения, содержание которых осуществляется за денежные средства предприятия.

Статьей 5 Закона № 959 определено, что осуществление видов внешнеэкономической деятельности, указанных в ст. 4 этого Закона, за пределами Украины подлежит регулированию также законами соответствующих государств. Все субъекты внешнеэкономической деятельности Украины имеют право открывать свои представительства на территории других государств согласно законам этих государств.

Пунктом 1.1 ст. 1 Налогового кодекса установлено, что этот Кодекс регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования.

Пунктом 5.1 ст. 5 Налогового кодекса предусмотрено, что понятия, правила и положения, установленные этим Кодексом и законами по вопросам таможенного дела, применяются исключительно для регулирования отношений, предусмотренных ст. 1 Кодекса.

Учитывая то, что филиалы предприятия, расположенные за пределами таможенной территории Украины, в частности на территории Российской Федерации, осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ и являются самостоятельными плательщиками НДС согласно законодательству Российской Федерации, операции по приобретению и поставке товаров (услуг) этих филиалов не регламентируются нормами Налогового кодекса, а потому не являются объектом обложения НДС на таможенной территории Украины и не отражаются в налоговом учете и налоговой отчетности по НДС головного предприятия, являющегося зарегистрированным плательщиком НДС в Украине.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42