Другие налоги

Особенности уплаты туристического сбора пансионатами и базами отдыха

Туристический сбор включен в перечень местных налогов и сборов, определенный ст. 10 Налогового кодекса.  В соответствии с п. 10.4 этой статьи местные советы в пределах полномочий, определенных указанным Кодексом, решают вопрос о введении сбора. Если органом местного самоуправления принято решение об установлении сбора, то налоговые агенты должны стать на учет в контролирующих органах в качестве плательщиков сбора по местонахождению, то есть по месту осуществления деятельности. Рассмотрим основные принципы и особенности уплаты туристического сбора.


Налоговые агенты

Согласно решению сельского, поселкового, городского совета взимание туристического сбора может осуществляться следующими налоговыми агентами: 

  • администрациями гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий для приезжих и другими учреждениями гостиничного типа, санаторно-курортными учреждениями; 
  • квартирно-посредническими организациями, направляющими неорганизованных лиц на поселение в дома  (квартиры), принадлежащие физическим лицам на правах собственности или на правах пользования по договору найма; 
  • юридическими лицами и физическими лицами — предпринимателями, уполномоченными сельским, поселковым или городским советом взимать сбор на условиях договора, заключенного с соответствующим советом.

Следует отметить, что отсутствие договора с местным советом о полномочии взимания сбора юридическими или физическими лицами — предпринимателями, предоставляющими услуги по временному проживанию граждан, не влияет на их статус налогового агента. Ведь одним из принципов, на котором базируется налоговое законодательство Украины, является всеобщее налогообложение, по которому каждое лицо обязано уплачивать установленные Налоговым кодексом налоги и сборы, плательщиком которых оно является, и равенство всех плательщиков перед законом, предусматривающим обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам.

Следовательно, если на определенной административной территории органом местного самоуправления принято решение об установлении туристического сбора, то юридические лица и физические лицапредприниматели, предоставляющие услуги по временному проживанию (ночлегу), независимо от наличия договора, которым сельский, поселковый или городской совет уполномочивает их взимать сбор, являются налоговыми агентами по взиманию туристического сбора.

Плательщики сбора

Плательщиками сбора, как установлено ст. 268 Налогового кодекса, являются граждане Украины, иностранцы, а также лица без гражданства, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы, на которой действует решение сельского, поселкового и городского совета об установлении туристического сбора, и получающие (потребляющие) услуги по временному проживанию (ночлегу) с обязательством оставить место нахождения в указанный срок.

В соответствии с п. 3 Порядка № 297 услуги по временному размещению (проживанию)это деятельность юридического и физического лица по предоставлению места для ночлега в средстве размещения за плату, а также иная деятельность, связанная с временным размещением (проживанием), предусмотренная законом.

К услугам по временному размещению (проживанию) не относятся:

  • размещение юридическим лицом своих работников в принадлежащем ему средстве размещения;
  • размещение лиц, с которыми составляется договор о найме жилья на срок, превышающий один месяц (для курортов срок определяется местными органами исполнительной власти);
  • размещение лиц, обучающихся в учебном заведении, в принадлежащем этому заведению средстве размещения;
  • бесплатное размещение физическим лицом членов своей семьи или других лиц.

База взимания сбора

Особенностью взимания сбора является то, что налоговые агенты взимают сбор при предоставлении услуг, связанных с временным проживанием (ночлегом), и указывают сумму уплаченного сбора отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание. В соответствии с п. 268.4 ст. 268 Налогового кодекса базой взимания является стоимость всего периода проживания (ночлега) в местах, определенных пп. 268.5.1 п. 268.5 этой статьи, за вычетом НДС.

В стоимость проживания не включаются расходы на питание или бытовые услуги (стирка, починка и глажка одежды или белья, чистка обуви), телефонные счета, оформление загранпаспортов, разрешений на въезд (виз), обязательное страхование, расходы на устный и письменный переводы, другие документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда.

При этом с денежных средств, полученных в виде предоплаты за проживание (бронирование места для проживания), туристический сбор не взимается, поскольку налоговые агенты взимают туристический сбор при предоставлении услуг проживания (ночлега) и факт предоставления таких услуг подтверждается соответствующими документами на проживание (заполненные анкеты, регистрация и т. п.).

Лица, не являющиеся плательщиками сбора

Подпунктом 268.2.2 п. 268.2 ст. 268 Налогового кодекса определен круг лиц, которые не могут быть плательщиками туристического сбора. В целях подтверждения правомерности освобождения лица от уплаты туристического сбора налоговый агент должен иметь копии соответствующих документов, подтверждающих его принадлежность к кругу лиц, определенных этим подпунктом. Лица, которые не предоставили соответствующие документы, удостоверяющие их принадлежность к льготной категории, являются плательщиками сбора.

Лица, освобожденные от уплаты туристического сбора

Норма Налогового кодекса
(пп. 268.2.2 п. 268.2 ст. 268)

Лица, не являющиеся
плательщиками сбора

Подтверждающий
документ

Подпункт «а»

Постоянно проживают, в том числе на условиях договоров найма, в селе, поселке или городе, советами которых установлен такой сбор

Паспорт гражданина Украины или паспортный документ, выданный уполномоченными государственными органами Украины или другой страны либо уставными организациями ООН, подтверждающий гражданство, удостоверяющий личность предъявителя, дающий право на въезд или выезд из государства и признанный Украиной;
договор найма (аренды) жилья

Подпункт «б»

Лица, прибывшие в командировку

Приказ или распоряжение предприятия о направлении работника в командировку, заключенный договор или контракт, уведомление о командировке или другой документ, удостоверяющий факт командировки

Подпункт «в»

Инвалиды, дети-инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного сопровождающего)

Удостоверение лица, получающего государственную социальную помощь в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам»; для лиц, сопровождающих инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного сопровождающего), — документ, удостоверяющий такое лицо

Подпункт «г»

Ветераны войны

Удостоверение участника боевых действий, удостоверение инвалида войны, удостоверение участника войны

Подпункт «ґ»

Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Подпункт «д»

Лица, прибывшие по путевкам (курсовкам) на лечение, оздоровление, реабилитацию в лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения, имеющие лицензию на медицинскую практику и аккредитацию центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения

Путевка или курсовка

Подпункт «е»

Дети в возрасте до 18 лет

Свидетельство о рождении, паспорт гражданина Украины или паспортный документ

 

Также в соответствии с подпунктом «є» пп. 268.2.2 п. 268.2 ст. 268 Налогового кодекса не являются плательщиками сбора детские лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения.

Уплата сбора

Налоговые агенты должны ежеквартально представлять в контролирующие органы по своему местонахождению декларацию по сбору по форме, утвержденной приказом № 1402.

Указанную в налоговой декларации сумму сбора налоговый агент обязан уплатить в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления декларации.

Ответственность

Согласно п. 127.1 ст. 127 Налогового кодекса неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика влекут за собой наложение штрафа в размере 25% суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет.

Те же действия, совершенные повторно в течение 1095 дней, влекут за собой наложение штрафа в размере 50% суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет.

Действия, предусмотренные частью первой этого пункта, совершенные в течение 1095 дней в третий раз и больше, влекут за собой наложение штрафа в размере 75% суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет.

Ответственность за погашение суммы налогового обязательства или налогового долга, возникающего вследствие совершения таких действий, и обязанность по погашению такого налогового долга возлагается на лицо, определенное этим Кодексом, в том числе на налогового агента.

 То есть если на соответствующей территории местным советом установлен туристический сбор, то при неудержании его с плательщиков сбора налоговыми агентами к таким налоговым агентам будет применен штраф в размерах, определенных п. 127.1 ст. 127 Налогового кодекса.

Уплата сбора с отдыхающих, прибывших в пансионат по путевкам

Подпунктом «д» пп. 268.2.2 п. 268.2 ст. 268 Налогового кодекса определено, что плательщиками сбора не могут быть, в частности, лица, прибывшие по путевкам (курсовкам) на лечение, оздоровление, реабилитацию в лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения, имеющие лицензию на медицинскую практику и аккредитацию центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения.

Под термином «медицинская практика» следует понимать вид хозяйственной деятельности в сфере здравоохранения, осуществляемый учреждениями здравоохранения и физическими лицами — предпринимателями, которые соответствуют единым квалификационным требованиям, в целях предоставления видов медицинской помощи, определенных законом, и медицинского обслуживания.

Медицинская практика осуществляется субъектами хозяйствования на основании лицензии при условии выполнения квалификационных, организационных, других специальных требований, установленных Лицензионными условиями № 49.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие хозяйственную деятельность по медицинской практике, должны утвердить перечень и стоимость услуг, которые в соответствии с законодательством предоставляются пациентам.

Аккредитация учреждения здравоохранения — это официальное признание наличия в этом учреждении условий для качественного, своевременного, определенного уровня медицинского обслуживания населения, соблюдения им стандартов в сфере здравоохранения, соответствия медицинских (фармацевтических) работников единым квалификационным требованиям. Аккредитации подлежат все учреждения здравоохранения независимо от формы собственности в порядке, утвержденном постановлением № 765. Аккредитованные учреждения вносятся в реестр аккредитованных учреждений, который ведется Минздравом Украины.

Пунктом 1 Положения № 805 определено, что санаторно-курортное учреждение — это учреждение здравоохранения, обеспечивающее предоставление гражданам услуг лечебного, профилактического и реабилитационного характера с использованием природных лечебных ресурсов курортов (лечебных грязей и озокерита, минеральных и термальных вод, рапы лиманов и озер, природных комплексов с благоприятными для лечения условиями и т. п.) и с применением физиотерапевтических методов, диетотерапии, лечебной физкультуры и других методов санаторно-курортного лечения. Перечень учреждений здравоохранения, которым, в частности, определены лечебно-профилактические и санаторно-курортные учреждения, утвержден приказом № 385.

Физкультурно-оздоровительные учреждения (центры, комплексы, клубы, студии и т. п.) определены ст. 15 Закона № 3808 как учреждения физической культуры и спорта, осуществляющие физкультурно-оздоровительную деятельность.

В свою очередь пансионат — это рекреационное учреждение, дом отдыха или определенная гостиница, как правило, сезонного функционирования, расположенный в рекреационной зоне, обеспечивающий условия для отдыха.

Следовательно, лица, прибывшие по путевкам в пансионат, не являются плательщиками туристического сбора только в случае, если указанное учреждение имеет лицензию на медицинскую практику и внесено в реестр аккредитованных учреждений центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере здравоохранения.

База отдыха находится не по месту регистрации предприятия. Куда представлять декларацию?

Налоговый агент, имеющий подразделение без статуса юридического лица, предоставляющее услуги по временному проживанию (ночлегу) не по месту регистрации такого налогового агента, обязан зарегистрировать такое подразделение в качестве налогового агента туристического сбора в контролирующем органе по местонахождению подразделения (пп. 268.7.2 п. 268.7 ст. 268 Налогового кодекса).

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат регистрации или постановке на учет в контролирующих органах по местонахождению юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, месту жительства лица (основному месту учета), а также по месту расположения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (неосновное место учета) (п. 63.3 ст. 63 Налогового кодекса).

Налоговая декларация представляется за отчетный период в установленные Налоговым кодексом сроки контролирующему органу, в котором состоит на учете налогоплательщик (п. 49.1 ст. 49 Налогового кодекса).

Таким образом, декларация туристического сбора представляется налоговым агентом в контролирующий орган по своему месту регистрации. Если налоговый агент имеет подразделение без статуса юридического лица, предоставляющее услуги по временному проживанию (ночлегу) не по месту основной регистрации такого налогового агента, то налоговая декларация туристического сбора представляется самостоятельно таким подразделением в контролирующий орган по месту осуществления деятельности.

Сезонное прекращение деятельности

Согласно п. 49.2 ст. 49 Налогового кодекса налогоплательщик обязан за каждый установленный этим Кодексом отчетный период представлять налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является, независимо от того, осуществлял ли такой плательщик налога хозяйственную деятельность в отчетном периоде.

Таким образом, несмотря на сезонное прекращение деятельности по предоставлению услуг по временному размещению отдыхающих, налоговый агент обязан за каждый установленный Налоговым кодексом отчетный период представлять налоговые декларации туристического сбора.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42