Интервью

«Государство заинтересовано в том, чтобы налоги с каждого литра топлива попадали в казну»

Повышение инвестиционной привлекательности, усовершенствование законодательства, борьба с теневым сектором — все эти вопросы как никогда актуальны для украинского рынка нефтепродуктов. Равно как для государства — забота, с одной стороны, о качестве топлива и защите окружающей среды, а с другой — о том, чтобы налоги с предприятий данной отрасли не шли «мимо кассы». О том, чего ожидать от цен на топливо и где государству не мешало бы усилить контроль, рассказывает директор консалтинговой группы «А-95» Сергей КУЮН.


В. — Сергей, с нового года вступают в силу нормы Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов», согласно которым в моторные топлива нужно будет добавлять не менее 5% биокомпонентов (обезвоженного этилового спирта, изготовленного из биомассы, или биоэтанола). Как это повлияет на качество бензина, а также его стоимость для потребителя?

С. К. — Прежде всего отмечу, что это нормальная европейская практика. Там биокомпоненты добавляют и в бензин, и в дизтопливо уже не один год. Отличие лишь в том, что Европа шла к этому около 10 лет, а у нас новшество пытаются ввести за полтора года.

Мне кажется, что как участники рынка, так и чиновники не полностью осознают глубину этого вопроса. Биоэтанол — очень капризное вещество, и чтобы получить требуемый результат, необходимы четкое соблюдение технологических регламентов, контроль качества компонентов смесевого топлива и конечного продукта, особые условия хранения, транспортировки, реализации. В противном случае это может обернуться снижением  качества топлива и утратой эксплуатационных свойств.

Имеются большие риски, связанные с тем, что никто не понимает, как уплачивать налоги с этого продукта. Когда 5% биоэтанола смешиваются с 95% бензина, изменяются характеристики исходного продукта — значит, это производство. Соответственно необходимо уплатить акцизный налог, хотя он уже был уплачен при производстве или импорте технологического бензина. Налицо двойное налогообложение, но около 2 грн. акциза на 1 л уплатить придется — таков закон. Далее, для выполнения программы будет необходим импорт биоэтанола: собственного производства не будет хватать еще года два-три как минимум. Однако при импорте биоэтанол будет облагаться акцизом в размере 49,49 грн./л, а с учетом рыночной стоимости этого компонента цена 5-процентной добавки составит 3,2 грн./л. При существующей нормативной базе смесевой бензин будет дороже обычного более чем на 5 грн./л. Не уверен, что украинцы готовы платить за экологию и подъем украинской спиртовой отрасли такую цену.

Не сомневаюсь, что возникнут серьезные претензии к данной программе и у налоговой службы. Фактически рынок от централизованной системы уплаты акцизов с нефтепродуктов на таможне и крупных НПЗ толкают к распылению на сотни нефтебаз по всей стране. Администрирование налогов в этой очень важной сфере серьезно усложнится, что, конечно же, приведет к дополнительным потерям государственного бюджета.

Поэтому вопросов очень много. Ни рынок, ни государство не готовы к внедрению этой программы. Да и в нынешних условиях не будет достигнута ни одна из благих ее целей — снижение энергозависимости, стоимости нефтепродуктов и улучшение экологической ситуации.

В.Когда рынок будет готов, на Ваш взгляд?

С. К. — Необходимо обеспечить себя собственным биоэтанолом. Спиртовики говорят, что в 2014 году произведут около 100 тыс. т, тогда как я оцениваю потребности рынка в более чем 300 тыс. т. Например, производимые сегодня 70 тыс. т биоэтанола полностью востребованы в отрасли так называемых альтернативных топлив, в которых доля не нефтяных компонентов должна превышать 30%. С учетом темпов наращивания выпуска биоэтанола и существующих проектов создания новых производств необходимый объем биокомпонента мы получим не раньше чем через три года. Думаю, за это время можно подогнать и законодательство — это тоже очень большая проблема. За прошедший со дня подписания Президентом Закона год не было принято ни одного подзаконного акта в этой отрасли. В Верховной Раде уже начата дискуссия по поводу переноса сроков внедрения «биоэтанольной» программы.

В.А что с качеством этого «спиртового» бензина? Приходилось слышать, что есть нарекания автомобилистов в той же Европе...

С. К. — При наличии необходимых производственных условий качество бензина с 5% биоэтанола ничем не отличается от традиционного бензина. В конце концов, ездят же на нем европейцы! Но вся проблема в том, что в Украине такие технологические условия есть только на НПЗ, а они покрывают всего 30% потребностей в бензине. Остальное мы привозим по импорту, и изготавливаться смеси должны на нефтебазах. Однако на многих нефтебазах нет нормальных условий для обычного хранения, не говоря уже о каком-то производстве. Также необходимо оборудовать каждое такое производство лабораторией для оперативного контроля качества получаемого бензина, но ничего этого нет! Ведь топливо — это не игрушка, от его качества зависят и исправность автомобиля, и чистота воздуха, которым мы все дышим. Я сторонник очень серьезного государственного контроля в этой отрасли. Правда, в Европе усиленное внимание к нефтепродуктам вызвано не заботой о качестве топлива, а желанием государства контролировать полноту уплаты налогов. А суммы очень крупные. Если в Украине налоговая составляющая в розничной цене бензина 35%, то в Европе — 60 — 70%. Но и в наших масштабах это очень большие суммы.

В.Государство предоставляет льготы по акцизному налогу и налогу на прибыль производителям альтернативного топлива. Насколько оправдано такое стимулирование?

С. К. — Считаю, что эта программа не дала должного результата, хотя налоговые льготы были предоставлены колоссальные. Мы слышим довольно неоднозначные отзывы о качестве топлива, но главное, есть серьезные основания утверждать, что сегодня хорошая программа используется как лазейка для уклонения от уплаты налогов. В текущем году было вскрыто несколько случаев, когда под видом производства альтернативных топлив велась реализация обычных бензинов. В целом могу сказать, что в Европе, откуда к нам пришла мода на альтернативную энергетику, все чаще стали отказываться от дотационных проектов в этой отрасли. Не «вписываешься» в рынок? — извини, помощи государства не будет.

В.По Вашей информации, годовой объем контрафактного бензина в Украине составляет полмиллиона тонн. Как можно было бы решить эту проблему?

С. К. — В это число входят и уже упомянутые альтернативные топлива, объем которых мы оцениваем в 200 — 250 тыс. т в год. Остальное — безналоговая мелочь. Решить вопрос достаточно легко: надо хотя бы начать им заниматься. Например, всем почему-то кажется, что фальсификаторы прячутся где-то за донецкими терриконами или в полтавских степях. Но на столичном рынке все знают, что только в Дарнице много лет работает несколько подпольных производств по выпуску нефтепродуктов. А сколько таких по всей стране?

Далее, необходимо реанимировать систему контроля качества на АЗС и нефтебазах. По нашим расчетам, для того чтобы хотя бы дважды в год проверить каждую АЗС в стране, необходимо 100 млн. грн. Эффект — 1,5 — 2 млрд. грн. акциза и НДС. Согласитесь, для государства это существенная сумма.

В.Известно, что украинские НПЗ не первый год сбавляют темп работы. Чем это грозит рынку нефтепродуктов?

С. К. — В проблемах НПЗ принято винить правительство, однако лично я вижу главную проблему в собственниках. В конце 1990-х годов заводы приватизировали за копейки, обещали золотые горы, модернизацию, но не сделали почти ничего. До определенного момента доминирование украинских НПЗ объяснялось наличием схем по уклонению от уплаты акцизного налога, а затем и от уплаты НДС при импорте нефти через так называемые предприятия с иностранными инвестициями. Именно эта лазейка создавала огромное 20-процентное преимущество украинских НПЗ перед конкурентами вплоть до 2005 года, когда правительство пресекло эту схему. Ситуация выровнялась, и стало очевидным технологическое преимущество зарубежных предприятий, которые усиленно модернизировались. Если в 2004 году на долю украинских заводов приходилось 95% рынка, то по итогам 2013-го этот показатель снизится до 25%.

Думаю, сейчас ситуация начнет меняться к лучшему. Во-первых, после трехлетнего простоя в октябре запущен Одесский НПЗ. Во-вторых, весной 2014 года ожидается запуск Лисичанского НПЗ новым владельцем — компанией «Роснефть». Но это не значит, что проблема в нефтепереработке рассосалась сама собой. Если не предпринять шагов по созданию благоприятного инвестиционного климата, не побороть контрабанду и фальсификат, не принять законы по беспрепятственному ввозу оборудования для модернизации — НПЗ снова остановятся. Если честно, я сегодня не вижу экономической целесообразности для владельцев в запуске своих НПЗ в Украине. Думаю, это последний сигнал о помощи отрасли, своеобразный аванс государству в надежде увидеть ответные шаги навстречу.

В.Недавно Премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что несмотря на значительные колебания мировых цен на нефть правительству удается поддерживать стабильные цены на бензин. Каким образом это происходит?

С. К. — Действительно, в Украине сложилась уникальная ситуация. Мы имеем диверсифицированный и конкурентный рынок нефтепродуктов. Топливо поступает в страну из 15 внутренних и внешних источников, и с 2005 года у нас не было ни одного ресурсного кризиса, тогда как ранее посевная и уборочная кампании всегда сопровождались ажиотажем на рынке и истерикой чиновников. Сегодня такое невозможно: как только сбоит один источник поставок, его тут же перекрывает другой. Ситуация полностью противоположна сложившейся на рынке природного газа, где мы столкнулись с очень жесткой позицией России как монополиста и ничего не можем с этим сделать.

В.То есть это не заслуга правительства?

С. К. — Заслуга правительства в том, что оно находит в себе силы сохранять диверсифицированную модель рынка. Я имею в виду несколько попыток собственников украинских НПЗ пролоббировать пошлины на импорт нефтепродуктов и прочие инструменты ограничения конкуренции. Но Кабинет Министров настоял на своем, и в итоге мы всегда с топливом по рыночным ценам.

Та же взвешенная политика обусловила высокую конкуренцию на розничном рынке. Мы имеем десять крупных брендов, таких как «Укрнафта», WOG, ОККО и другие, а также огромное количество средних и мелких игроков. Потребитель всегда может выбирать цену и качество топлива, дополнительные услуги, сервис. Это и есть рынок, и в этом залог объективного ценообразования.

В.В прошлом году, путешествуя по Беларуси, мы обнаружили, что там бензин стоит на порядок дешевле. Почему так?

С. К. — Потому что Беларусь находится в Таможенном союзе и покупает нефть по внутренним российским ценам. Они не объективные, не рыночные, и из-за этих перекосов такая крупнейшая нефтедобывающая страна, как Россия, уже несколько лет подряд сталкивается с сезонным дефицитом топлива. Рынок закрытый, снабжается только внутренними производителями, и в последние годы его постоянно лихорадит. Невероятно, но Украина, не имеющая своей нефти, избавлена от таких проблем.

В.Будет ли означать курс Украины на сближение с Евросоюзом автоматическое подтягивание отечественных цен на бензин к среднеевропейским?

С. К. — На рынке нефтепродуктов уже полностью реализована европейская модель поставки топлива. Никаких изменений не будет, потому что мы и так половину топлива приобретаем в странах ЕС — Литве, Польше, Румынии, Болгарии, Венгрии, Греции, Италии. Цены зависят от уровня налогов, а поскольку в Украине они низкие (как по европейским меркам), то до уровня цен на АЗС Европы мы дойдем в любом случае.

В.Часть автовладельцев с целью экономии переоборудуют свои машины под сжиженный газ. Стоит ли овчинка выделки?

С. К. — Переход на газ является инструментом снижения топливных расходов. В Украине в последние годы наблюдается газовый бум, и увидеть на газовой заправке новый внедорожник уже в порядке вещей. Думаю, тенденция будет развиваться. На сегодня рынок автогаза составляет порядка 700 тыс. тонн в год — это около 15% рынка бензина. А в отдельных странах Европы на долю газа приходится около 30% потребления бензина. Так что потенциал у пропан-бутана значителен.

В.Ученые утверждают, что экологически чистое топливо можно производить из отработанного кофе. В Украине уже звучали предложения изготавливать бензин из рапса и даже из угля. Как Вы относитесь к подобным идеям?

С. К. — Увлечение биотехнологиями, наблюдаемое в Европе в последнее время, привело к активному превращению еды в топливо и, как следствие, к повышению цен на продукты питания, что ударило по всем без исключения на планете. В условиях, когда голодают целые континенты, ездить на еде просто кощунственно. Нет, от биотехнологий не отказываются, но в Европе наращивание содержания биокомпонентов в моторном топливе уже происходит только за счет топлива так называемого второго поколения, произведенного из непищевых продуктов и на землях несельскохозяйственного назначения. Это переработка бытовых и промышленных отходов —
в ход идут те же водоросли или, вот, отходы кофе. Поиск дешевой энергии необходимо продолжать, понимая, что правительства будут все меньше тратить денег на дотационные проекты.

В.И напоследок. Где бы Вы посоветовали нашим читателям заправляться, дабы избежать курьезов на дороге?

С. К. — Бензин — это такой же товар широкого потребления, как и продукты питания. В супермаркете мы не ищем самый дешевый сыр или колбасу, поскольку понимаем: низкая цена, как правило, признак невысокого качества. Мы также никогда не пойдем к неопрятному продавцу. То же и 
с бензином на АЗС. Если видим, что на въезде яма, освещения, равно как и нормального обслуживания, нет, то значит, на этой АЗС не очень дорожат клиентом и на качество топлива могут смотреть сквозь пальцы. Если же станция хорошо освещена, установлено современное оборудование, работает опрятный персонал, значит, владелец тратит на свой объект большие деньги. И какой смысл в таком случае торговать некачественным товаром? Это противоречит любой логике! Рынок уже достаточно зрелый, каждый автомобилист знает, где купить хороший бензин. С профессиональной точки зрения добавлю, что в последние годы люди стали требовательнее к качеству топлива. Сужу об этом по тому признаку, что в так называемых премиальных сетях цены хоть и выше, но посмотрите, у них на станциях стоят очереди. Именно торговцы качественным топливом сегодня задают тон на рынке.


Беседовала Ольга ГЕРМАНОВА

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42