Статьи

Из копилки профессиональных советов

В большинстве европейских государств законодательством предусмотрено обязательное ежегодное повышение квалификации бухгалтеров, независимое тестирование на соответствие должности, личная ответственность и обязательное страхование профессиональных рисков, принадлежность к профессиональным общественным организациям. Поэтому закономерно, что бухгалтеры — уважаемые люди в обществе, работа которых высоко оплачивается. Надеемся, что со временем таким станет и ближайшее будущее украинских бухгалтеров, от которых во многом зависит не только их собственная ключевая роль в отдельно взятой компании, но и дальнейшая возможность вывести профессию  на качественно новый уровень.


Конкуренция мотивирует

Идея написать эту статью возникла не случайно. Настало время, когда бухгалтеры должны осознать: как они относятся к своей профессии, таким и будет их профессиональное будущее. Ныне, когда в университетах отсутствует привычный повышенный спрос на экономические специальности, а работодатели не могут найти профессионального бухгалтера, центры обучения не собирают аудитории на тренинги и семинары, уровень образования в Украине не соответствует международным стандартам образования бухгалтеров, профессиональными навыками бухгалтеры не овладевают, начинают включаться механизмы «естественного отбора» — рынок очищается от неэффективных специалистов. И наоборот, дает зеленый свет более предприимчивым, активным, инновационным, амбициозным талантам. Благодаря «естественному отбору» повышается средний профессиональный уровень и спрос на принципиально новые кадры. Конкуренция мотивирует бухгалтеров к получению новых знаний для того, чтобы соответствовать требованиям рынка, положительно изменяется имидж профессии и раскрывается потенциал рынка труда.

Очень важный аспект деятельности бухгалтеров и их дальнейшего профессионального роста — это сопровождение ими налоговых проверок, где  обычно они допускают типичные ошибки, прежде всего не желая или не умея абстрагироваться от определенных стереотипов. Один из них — неправильная коммуникация.

Без лишних эмоций

Встречаясь с налоговыми инспекторами, большинство бухгалтеров следуют неправильной внутренней установке, создавая определенное противостояние. Негативное отношение одного человека к другому передается на эмоциональном уровне. Что за этим стоит? Во-первых, боязнь и неуверенность за результаты своей работы. Во-вторых, недостаток профессиональных навыков общения по аргументации своих действий и отстаивания собственных прав. В-третьих, стереотипы, проявляющиеся в применении определенной модели поведения, навязанной  коллегами-бухгалтерами. Эти факторы и предопределяют  дальнейшие действия и коммуникации бухгалтера с проверяющими. Очевидно, что такое противостояние является своеобразной человеческой конкуренцией: кто окажется эмоционально  сильнее — бухгалтер или инспектор. А на самом деле конкурировать следует на профессиональной основе. Поэтому следует изменить модель поведения и плодотворно работать с проверяющими, предоставлять все документы и объяснения, способствовать всестороннему анализу хозяйственных операций и их влиянию на хозяйственную деятельность предприятия.

Соответствие первичных документов учета

В первичных документах учета должны содержаться все необходимые реквизиты. Однако чаще всего ошибки касаются совсем других аспектов. Документы, подтверждающие факт осуществления хозяйственной операции, должны соответствовать условиям договора. Наиболее распространенной ошибкой бухгалтеров является отсутствие документов, определенных в договоре как отчетные. Акта приемки-передачи выполненных работ (предоставленных услуг) недостаточно хотя бы потому, что договором предусмотрены и другие отчетные документы. Например, в договоре могут быть маркетинговые и рекламные услуги. Не всегда бухгалтер читает договор и проверяет соответствие первичных отчетных документов условиям договора. Чаще всего отсутствуют эфирные справки, макеты рекламы, промежуточные отчеты агентства,  предоставляющего услуги, и т. п. Проверять фактичность и качество предоставления таких услуг должен  работник компании, ответственный за  их закупку. Однако вопросы при проверке адресуются именно бухгалтеру. Поэтому рекомендуем  сопоставлять договор и первичные документы на предмет их согласованности.

Лицензионные договоры (роялти)

Как правило, хозяйственные договоры готовит юридическая служба. Бухгалтер получает их копии, уже подписанные сторонами договора. В немногих украинских компаниях договоры предоставляются бухгалтеру для предварительного анализа налоговых рисков. А потому в лицензионных договорах есть очевидные ошибки, которые и становятся причиной доначисления налогов. Лицензионные платежи признаются как оплата  определенных услуг. Цена ошибки — дополнительное начисление НДС на стоимость услуги.

 Согласно пп. 196.1.6 п.196.1 ст.196 Налогового кодекса Украины не являются объектом обложения НДС операции по выплате роялти. Подпунктом 14.1.225 п.14.1 ст.14  этого Кодекса определено, какие платежи не считаются роялти. Поэтому в лицензионных договорах следует избегать таких слов, как «владение», «распоряжение» или «собственность». Понятно, что и слово «услуга» будет неуместным в таком договоре.

Дополнительно следует побеспокоиться о получении справки о подтверждении резидентности. Такая справка должна быть выдана компетентным органом, определенным в конвенции об избежании двойного налогообложения. В отдельных конвенциях устанавливаются дополнительные требования к такому документу. Примером может служить Конвенция между Украиной и Францией, в которой дополнительно заложено требование относительно обязательности определения четкой суммы и вида дохода нерезидента.

Себестоимость товаров (работ, услуг)

Прибыль с источником происхождения из Украины согласно пп. 134.1.1 п.134.1 ст.134 Налогового кодекса Украины определяется путем уменьшения суммы доходов отчетного периода, определенных в соответствии со статьями 135 — 137 этого Кодекса, на себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и сумму других расходов отчетного налогового периода, определенных статьями 138 — 143 указанного Кодекса. Таким образом, учет себестоимости товаров (работ, услуг) является обязательным условием для признания расходов с целью обложения налогом на прибыль.

Поэтому при проведении проверки контролирующие органы обращаются к плательщикам налогов с просьбой предоставить учетную политику, в которой описан механизм калькулирования себестоимости товаров (работ, услуг), и бухгалтерские регистры, подтверждающие соответствие применения предприятием определенных в учетной политике принципов учета. Отсутствие учетной политики и/или учета себестоимости товаров (работ, услуг) дает законные основания проверяющим не признавать себестоимость в составе расходов с целью расчета налогооблагаемой прибыли предприятий и, соответственно, налога на прибыль. Цена несоблюдения требований действующего законодательства Украины  велика, ведь себестоимость товаров (работ, услуг) формирует свыше 60% расходов предприятия.

Бухгалтеру следует самостоятельно проверить корректность и законность установленных правил калькулирования себестоимости в учетной политике и четко соблюдать их при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности.


Елена МАКЕЕВА,
управляющий партнер
аудиторской фирмы «Аксенова и партнеры», GGI

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42