Другие налоги

Налоговые проверки

Недавно Миндоходов Украины была проведена «горячая» телефонная линия на тему «Налоговые проверки». На вопросы плательщиков отвечали: Людмила СЛАУТИНА, заместитель директора Департамента — начальник Управления планирования и информационного обеспечения Департамента налогового и таможенного аудита Министерства доходов и сборов Украины, и Владимир БЫЧКОВ, заместитель начальника Управления — начальник отдела проверки качества налогового и таможенного аудита. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, поставленные во время проведения телефонной линии.


Объяснения по запросу контролирующего органа

В какие сроки налогоплательщик должен предоставить объяснения и документальные подтверждения по письменному запросу контролирующему органу?


Согласно п. 73.3 ст. 73 Налогового кодекса Украины (далее — Налоговый кодекс) контролирующие органы имеют право обратиться к налогоплательщикам с письменным запросом о предоставлении информации (исчерпывающий перечень и основания предоставления которой установлены законом), необходимой для выполнения возложенных на контролирующие органы функций, задач, и ее документального подтверждения.

Такой запрос подписывается руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа и должен содержать перечень запрашиваемой информации и подтверждающих ее документов, а также основания для направления запроса.

Запрос считается врученным, если он отправлен по почте письмом с уведомлением о вручении по налоговому адресу или предоставлен под расписку налогоплательщику либо другому субъекту информационных отношений или его должностному лицу.

Налогоплательщики обязаны предоставлять информацию, определенную в запросе контролирующего органа, и ее документальное подтверждение в течение месяца со дня, следующего за днем поступления запроса (если иное не предусмотрено Налоговым кодексом).

В случае если запрос составлен с нарушением требований, изложенных в абзацах первом и втором п. 73.3 ст. 73 этого Кодекса, налогоплательщик освобождается от обязанности предоставлять ответ на такой запрос.

При этом следует обратить внимание, что в случаях, предусмотренных подпунктами 78.1.1, 78.1.4 и 78.1.9 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса, налогоплательщик обязан предоставить объяснения и их документальное подтверждение в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса. Соответственно непредоставление таких объяснений и документальных подтверждений и наличие обстоятельств, определенных указанными подпунктами, будут основаниями для проведения документальной внеплановой проверки.

Сроки хранения документации

Сколько лет должны храниться документы для предъявления во время документальной проверки субъекта хозяйствования?


Статьей 44 Налогового кодекса предусмотрено, что налогоплательщики обязаны обеспечить хранение первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления — с предусмотренного этим Кодексом предельного срока представления такой отчетности.

Термин «первичный документ» и обязательные реквизиты, которые должны иметь такие документы, определены Законом Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».

Сроки хранения соответствующих документов также определены Перечнем типовых документов, которые создаются во время деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденным приказом Минюста Украины от 12.04.2012 г. № 578/5 (далее — Перечень № 578). Установленные этим Перечнем сроки являются минимальными.

Большинство документов, которые предприятие использует в своей хозяйственной деятельности, хранятся три года, но некоторые документы необходимо хранить от 5 до 75 лет, в частности ведомости для начисления зарплаты. Относительно отдельных документов Перечнем № 578 предусмотрены дополнительные условия, а именно: уничтожение некоторых документов только после проверки государственными налоговыми органами.

Действующими нормами законодательства не установлены ограничения по поводу периода проведения проверки налогоплательщика органами доходов и сборов.

При этом в случае проведения документальной проверки субъекта хозяйствования по вопросам соблюдения требований налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возлагается на органы доходов и сборов, налогоплательщик должен предоставить в полном объеме документы, относящиеся к предмету проверки или связанные с ним и хранение которых регламентируется действующими нормативно-правовыми актами.

Определение налоговых обязательств

За какой период контролирующие органы могут определить налоговые обязательства?


Согласно п. 102.1 ст. 102 Налогового кодекса контролирующий орган, кроме случаев, определенных п. 102.2 этой статьи, имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, установленных этим Кодексом, не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была представлена позже, — за днем ее фактического представления. Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, налогоплательщик считается свободным от такого денежного обязательства, а спор относительно такой декларации и/или налогового уведомления не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.

В случае представления налогоплательщиком уточняющего расчета к налоговой декларации контролирующий орган имеет право определить сумму налоговых обязательств по такой налоговой декларации в течение 1095 дней со дня представления уточняющего расчета.

В п. 102.2 ст. 102 Налогового кодекса указано, что денежное обязательство может быть начислено или производство по делу о взыскании такого налога может быть начато без соблюдения срока давности, определенного в абзаце первом п. 102.1 этой статьи, если:

налоговая декларация за период, в течение которого возникло налоговое обязательство, не была представлена;

должностное лицо налогоплательщика (физическое лицо — налогоплательщика) осуждено за уклонение от уплаты указанного денежного обязательства либо по уголовному производству вынесено решение о его закрытии по нереабилитирующим основаниям, вступившее в законную силу.

Следует отметить, что денежное обязательство налогоплательщика — это сумма денежных средств, которую налогоплательщик должен уплатить в соответствующий бюджет как налоговое обязательство и/или штрафную (финансовую) санкцию, взимаемую с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, а также санкции за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности (пп. 14.1.39 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Таким образом, денежное обязательство налогоплательщика определяется контролирующим органом только за установленные ст. 102 Налогового кодекса периоды.

Проведение внеплановой документальной невыездной проверки: уведомляется плательщик или нет?

Уведомляется ли налогоплательщик о проведении внеплановой документальной невыездной проверки?


Документальная невыездная проверка — это проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа. Обстоятельства, при наличии которых могут проводиться документальные внеплановые проверки, определены ст. 78 Налогового кодекса.

При этом п. 79.1 ст. 79 Налогового кодекса предусмотрено, что документальная невыездная проверка проводится на основании указанных в пп. 75.1.2 п. 75.1 ст. 75 этого Кодекса документов и данных, предоставленных налогоплательщиком в определенных Кодексом случаях или полученных другим способом, предусмотренным законом.

Порядок предоставления налогоплательщиками документов для проверки установлен ст. 85 Налогового кодекса.

Согласно п. 79.2 ст. 79 Кодекса документальная внеплановая невыездная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа исключительно на основании решения руководителя контролирующего органа, оформленного приказом, и при условии направления налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении или вручения ему либо его уполномоченному представителю под расписку копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки. Выполнение условий этой статьи предоставляет должностным лицам контролирующего органа право начать проведение документальной невыездной проверки.

Плательщиком направлены возражения к акту проверки

Налоговый орган по акту проверки принял налоговое уведомление-решение. Но налогоплательщик направил возражения к этому акту. В какой срок в таком случае принимается налоговое уведомление-решение?


Согласно п. 86.8 ст. 86 Налогового кодекса налоговое уведомление-решение принимается руководителем контролирующего органа (его заместителем) в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки в порядке, предусмотренном ст. 58 этого Кодекса, для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений (по результатам фактической проверки — со дня регистрации (поступления) акта такой проверки в контролирующий орган по основному месту учета налогоплательщика). При наличии возражений должностных лиц налогоплательщика к акту проверки налоговое уведомление-решение принимается с учетом заключения о результатах рассмотрения возражений к акту проверки в течение трех рабочих дней, следующих за днем рассмотрения возражений и предоставления (направления) письменного ответа налогоплательщику.

При этом в случае если денежное обязательство рассчитывается контролирующим органом по результатам проверки, проведенной по обстоятельствам, определенным пп. 78.1.11 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса, относительно уголовного производства, по которому расследуется уголовное правонарушение в отношении должностного лица (должностных лиц) налогоплательщика (юридического лица) или проверяемого физического лица — предпринимателя, предметом которого являются налоги и/или сборы, налоговое уведомление-решение по результатам такой проверки принимается контролирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения этим контролирующим органом соответствующего судебного решения (обвинительного приговора, определения о закрытии уголовного производства по нереабилитирующим основаниям), вступившего в законную силу.

Согласование доначисленных сумм денежных обязательств

Каков порядок согласования доначисленных сумм денежных обязательств в случае направления налогоплательщиком иска в суд по поводу признания недействительным налогового уведомления-решения?


В случае обращения налогоплательщика в суд с иском по поводу признания недействительным налогового уведомления-решения при условии поступления в контролирующий орган определения суда о возбуждении производства по делу по иску налогоплательщика не позже наступления предельного срока уплаты сумма денежного обязательства в тот же день выводится из реестра налоговых уведомлений-решений и учитывается в отдельном реестре до дня вступления решения суда в законную силу.

В случае поступления в контролирующий орган определения суда о возбуждении производства по делу по иску налогоплательщика по истечении предельного срока уплаты сумма денежного обязательства, начисленная в карточке лицевого счета налогоплательщика, подлежит выводу из нее в отдельный реестр, где она содержится, до дня вступления судебного решения в законную силу.

Следует отметить, что в течение процедуры судебного обжалования (до принятия судом решения по существу, вступившего в законную силу) сумма оспариваемого денежного обязательства считается несогласованной.

При этом налоговое уведомление-решение считается отозванным, если:

  • контролирующий орган отменяет ранее принятое налоговое уведомление-решение о начислении суммы денежного обязательства;
  • контролирующий орган уменьшает начисленную сумму денежного обязательства ранее принятого налогового уведомления-решения;
  • решением суда, вступившим в законную силу, отменяется уведомление-решение контролирующего органа;
  • решением суда, вступившим в законную силу, уменьшается сумма денежного обязательства, определенная в налоговом уведомлении-решении контролирующего органа.

Подготовила Мария ДАНЮК, обозреватель «Вестника»,
при содействии: Людмилы СЛАУТИНОЙ, заместителя директора Департамента
начальника Управления
планирования и информационного обеспечения Департамента налогового и таможенного аудита
Министерства доходов и сборов Украины,
Владимира БЫЧКОВА,  заместителя начальника Управления —
начальника отдела проверки качества налогового и таможенного аудита,
и Информационно-коммуникационного департамента Министерства доходов и сборов Украины

 

 

«Горячие линии»

Дата: 3 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42