Аналитика

Горизонтальный мониторинг — новый сервис для добросовестных налогоплательщиков

Впервые метод горизонтального мониторинга был использован в 2005 г. в Нидерландах. Затем опыт практики в сфере налогового контроля был заимствован еще несколькими европейскими странами, в частности Германией, Австрией, Словенией. Предусмотрено введение этого проекта в США. В Украине эксперимент по введению горизонтального мониторинга начался 28 апреля 2011 г.


Что такое горизонтальный мониторинг?

Горизонтальный мониторинг — это осуществление органом ГНС процедуры отслеживания и анализа налоговых рисков по финансово-хозяйственным операциям, проведенным и запланированным крупными налогоплательщиками.

Основная цель горизонтального мониторинга — создание партнерских взаимоотношений органов ГНС с крупными налогоплательщиками путем своевременного реагирования и предупреждения осуществления ими рисковых операций, которые могут привести к нарушениям налогового, валютного и другого законодательства, контроль за которым осуществляется органами ГНС.

Механизм внедрения

Механизм осуществления горизонтального мониторинга предусматривает активное участие налогоплательщика в процессе эксперимента. В случае возникновения проблемных вопросов, связанных с налоговыми рисками, крупный налогоплательщик обращается в орган государственной налоговой службы за предоставлением разъяснения или консультации. Налоговый орган обрабатывает запрос и в ускоренном режиме (предельные сроки предоставления ответов на такие запросы и формат определяются Меморандумом) предоставляет плательщику ответ.

Кроме того, при условии участия в эксперименте горизонтального мониторинга и выполнения всех требований, предусмотренных заключенным Меморандумом, ГНС Украины может использовать свое право не проводить документальные плановые проверки таких налогоплательщиков.

Программа горизонтального мониторинга Нидерландов

Налоговая служба Нидерландов создала концепцию горизонтального мониторинга, согласно которой вертикальный надзор применялся вместе с другими видами контроля. Однако в стране было сразу четко установлено, что только определенные группы налогоплательщиков могут претендовать на горизонтальный мониторинг, другие его не заслуживают — для них принудительные меры остаются просто необходимыми.

Применение горизонтального мониторинга стало следствием существенных изменений в обществе, в связи с чем граждане берут на себя личную ответственность за надлежащее выполнение закона.

В эксперименте 2005 г. в Нидерландах было задействовано 20 предприятий, большинство которых принимали участие в котировках на бирже. С ними были подписаны соглашения о надзоре, в которых закреплялись обязательства сторон. Например, по соглашению предприятие обязано обратиться в налоговую службу в случае налогового риска, а инспектор — прояснить ситуацию по этому поводу в течение определенного времени. Кстати, налоговая служба и представители компаний всегда заключали индивидуальные соглашения, отличавшиеся между собой, однако исходные пункты и содержание соглашений были одинаковыми.

Одним из ключевых элементов этих соглашений является полный контроль за соблюдением нормативных требований (налоговых и финансовых обязательств) и повышением уровня соответствия компаний этим требованиям. Только те компании, которые контролируют процесс уплаты налогов, и те налоговые администрации, которые имеют возможность контролировать процессы внутри компании и пользуются доверием со стороны плательщиков, могут извлечь пользу из новой системы надзора. В частности, предприятие получает от налоговой службы определенность относительно своего положения. Оно может быстро получить информацию о масштабах своей финансовой ответственности, а у налоговой службы в таком случае не возникает необходимости проводить проверки деятельности предприятия в прошлом.

Эксперимент в Нидерландах имел немалый успех. Почти все компании, принимавшие в нем участие, хотели продолжить работу по соглашениям. Эксперты определились с новым термином, положенным в основу горизонтального мониторинга, — концепция доверия между участниками эксперимента. В рамках эксперимента была выделена новая линия в бизнесе, получившая название налоговой уверенности.

В целом по результатам исследования, проведенного в Нидерландах, было выявлено, что система горизонтального контроля положительно влияет на соблюдение компаниями требований закона. После введения горизонтального мониторинга, в частности, снизился уровень административной нагрузки на компании. Этому способствовали принятие нового законодательства, а также повышение эффективности и результативности работы налогового ведомства. Уменьшение административной нагрузки сделало Нидерланды более привлекательным объектом для инвестиций. Кроме того, горизонтальный мониторинг приводит к уменьшению количества возражений и апелляций, поскольку все проблемные вопросы обсуждаются заранее. Возрастает и качество услуг и привилегий, предоставляемых налоговым ведомством. Первым преимуществом является то, что компании, заключающие соглашение о соблюдении требований, получают разъяснения по налоговым вопросам в первую очередь. Второе преимущество заключается в том, что налоговый орган уменьшает корпоративный налог и оценку размера НДС. Третье преимущество — это то, что на компании не будут налагаться штрафы, если они случайно уплатят налоги в более поздний срок.

Зарубежный опыт введения горизонтального мониторинга

Южная Корея. В октябре 2009 г. Национальной налоговой службой Республики Корея (ННС) был начат 15-месячный экспериментальный проект, связанный с введением горизонтального мониторинга, идентичного голландскому, доказавшему свою успешность. С точки зрения ННС Республики Корея, основными мотивами внедрения этой системы контроля были уменьшение административной нагрузки и ускорение внесения ясности по разным вопросам налогообложения.

Австралия. В 2006 г. Министерство налогообложения Австралии опубликовало отчет под названием «Крупный бизнес и налоговая дисциплина». С того времени налоговая администрация налаживает сотрудничество с крупными предприятиями, а также вводит так называемые форвардные договоры о соблюдении требований (ФДС). Кроме того, налоговая администрация проводит комплексную проверку деятельности компаний для определения адекватности системы внутреннего контроля компании, ее системы управления и соблюдения этики. Только после проведения такой проверки ФДС подписывается.

Великобритания. Для улучшения отношений между самыми крупными налогоплательщиками и налоговой администрацией создан Центр по обслуживанию крупного бизнеса (ЦОКБ). Единственное отличие от голландского варианта заключается в том, что вместо соглашений и меморандумов законодательным требованием является подписание заявления о контроле за налогами. С подписанием этого заявления совет директоров компании утверждает, что он контролирует собственные налоговые риски.

Ирландия. Ирландский подход базируется на использовании схемы добровольных договоренностей между налоговой администрацией и бизнесом. Они не являются формальными соглашениями, подобными тем, что используются в Нидерландах. Ирландская налоговая администрация не предоставляет никаких преимуществ компаниям, подписывающим официальные соглашения. На данный момент система применяется в отношении крупных компаний, но в планах Налоговой и Таможенной администрации Ирландии — распространить эту систему также на другие компании.

Что предлагает Украина?

Введение горизонтального мониторинга крупных налогоплательщиков позволит начать формирование эффективной для бюджета и необременительной для добросовестных плательщиков системы администрирования налогов в рамках проведения налоговой реформы.

С 2008 г. налогоплательщики имеют возможность получать консультационные услуги Информационно-справочного департамента государственной налоговой службы  по телефону, факсу, электронной почте или пользоваться Единой базой налоговых знаний через официальный сайт ГНС Украины. Информационно-справочный департамент ежедневно предоставляет руководству ГНС Украины информацию о замечаниях, поступивших от налогоплательщиков. Для срочного реагирования передаются вопросы, с которыми плательщики чаще всего обращались в течение дня, и вопросы, касающиеся трудностей  практического применения Налогового кодекса Украины, которые приобретают массовый характер.

Сегодня ГНС Украины предлагает крупным налогоплательщикам новый сервис — горизонтальный мониторинг. Участие в этом эксперименте является исключительно добровольным. С начала проведения эксперимента внимание органа государственной налоговой службы будет сконцентрировано на отслеживании и анализе налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственных операций для выявления признаков нарушения требований законодательства.

Первыми согласие на участие в эксперименте по введению горизонтального мониторинга выразили такие предприятия, как  ООО СП «Нібулон», ПАО «АрселорМіттал Кривий Ріг», ПИИ «Лукойл-Україна» и ПАО «Лукойл-Одеський НПЗ», ООО «Метро Кэш енд Керрі Україна», ГАЖТУ «Укрзалізниця».

В дальнейшем отношения между ГНС Украины и крупными налогоплательщиками будут определяться меморандумом, составляемым центральным органом государственной налоговой службы и конкретным предприятием. В сентябре — октябре 2011 г. такие меморандумы уже подписаны с вышеперечисленными субъектами хозяйствования.

«Налоговая служба Украины заинтересована в расширении сервисных функций, необходимых для максимально благоприятной работы предприятий. Такой эксперимент позволяет закрепить партнерские отношения между налоговой службой и бизнесом и вместе с тем избавляет предприятие — участника горизонтального мониторинга от дополнительных проверок налоговиков. Убежден, что это позволит предприятию нарастить экономический потенциал», — заявил Председатель ГНС Украины Александр Клименко.

Генеральный директор ООО СП «Нібулон» Алексей Вадатурский отметил, что возглавляемое им предприятие соблюдает принцип открытости как для бизнес-партнеров, так и для контролирующих органов: «Мы работаем в правовом поле и, как доказательство,  пошли на расширение сотрудничества с налоговой службой. Надеюсь, подписание Меморандума станет полезным для всего аграрного сектора Украины».

Вместо традиционных проверок контроль будет осуществляться через предоставление информации (преимущественно в электронной форме), которая позволит органу государственной налоговой службы мониторить хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Орган государственной налоговой службы, в свою очередь, будет предоставлять ответы на запросы субъекта хозяйствования и консультации по налоговому учету хозяйственных операций,  сообщать о рисковых операциях, чтобы предприятие имело возможность избежать контактов с сомнительными партнерами. Ведь налоговая служба заинтересована в налоговом стимулировании экономического развития бизнеса.

(Продолжение см. в «Вестнике» № 9/2012)


Сергей ПЕЛЕХ,
начальник отдела усовершенствованияпроцессов контрольно-
проверочной работыУправления усовершенствования процессов
операционной и управленческой деятельности ГНС
Департамента развития и модернизации ГНС,
и Татьяна ДЕМКИВ,
начальник отдела организации внешних связей и массово-
разъяснительной работы по Проекту модернизации ГНС
Управления организации реализации Проекта модернизации ГНС

«Горячии линии»

Дата: 15 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00