Налог на имущество

Налогообложение земельных участков под приобретенной недвижимостью

Рассмотрим, когда у субъекта хозяйствования, который приобрел право собственности на объект недвижимости, возникает обязанность по уплате земельного налога за земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, и может ли отсутствие правоустанавливающих документов на землю у субъектов хозяйствования, являющихся собственниками зданий, сооружений (их частей), а также нежилых помещений (их частей) в многоквартирных жилых домах, быть основанием для освобождения от уплаты земельного налога.


Как определено ст. 120 Земельного кодекса, в случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение, которые находятся в собственности, пользовании другого лица, прекращается право собственности, право пользования земельным участком, на котором расположены эти объекты. К лицу, которое приобрело право собственности на жилой дом, здание или сооружение, размещенные на земельном участке, который находится в собственности другого лица, переходит право собственности на земельный участок или его часть, на котором они размещены, без изменения его целевого назначения.

В случае если жилой дом, здание или сооружение размещены на земельном участке, находящемся в пользовании, то в случае приобретения права собственности на эти объекты к приобретателю переходит право пользования земельным участком, на котором они размещены, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у предыдущего землепользователя.

В случае перехода права собственности на дом или его часть от одного лица к другому по договору пожизненного содержания право на земельный участок переходит на условиях, на которых этот земельный участок принадлежал предыдущему землевладельцу (землепользователю).

В случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение несколькими лицами право на земельный участок определяется пропорционально долям лиц в праве собственности жилого дома, здания или сооружения.

В случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение физическими или юридическими лицами, которые не могут иметь в собственности земельных участков, к ним переходит право пользования земельным участком, на котором размещены жилой дом, здание или сооружение, на условиях аренды.

В соответствии со ст. 377 Гражданского кодекса к лицу, которое при-обрело право собственности на жилой дом (кроме многоквартирного), здание или сооружение, переходит право собственности, право пользования земельным участком, на котором они размещены, без изменения его целевого назначения в объеме и на условиях, установленных для предыдущего землевладельца (землепользователя).

Согласно п. 287.6 ст. 287 Налогового кодекса при переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых размещены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Кроме того, п. 287.8 этой статьи определено, что собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бюджет налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество. Эта доля определяется соотношением общей площади помещения и общей площади всех квартир и нежилых помещений в доме.

Пунктом 286.6 ст. 286 Налогового кодекса установлено, что за земельный участок, на котором размещено здание, находящееся в общей собственности нескольких юридических или физических лиц, налог начисляется с учетом придомовой территории каждому из таких лиц:

в равных частях - если здание находится в общей совместной собственности нескольких лиц, но не разделено в натуре, или одному из таких лиц-собственников, определенному по их согласию, если иное не установлено судом;

пропорционально надлежащей доле каждого лица - если здание находится в общей долевой собственности;

пропорционально надлежащей доле каждого лица - если здание находится в общей совместной собственности и разделено в натуре.

За земельный участок, на котором размещено здание, находящееся в пользовании нескольких юридических или физических лиц, налог начисляется каждому из них пропорционально той части площади здания, которая находится в их пользовании, с учетом придомовой территории.

В соответствии с определением, данным в пп. 14.1.205 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, придомовая территория - это территория вокруг многоквартирного дома, определенная на основании соответствующей градостроительной и землеустроительной документации в пределах соответствующего земельного участка, на котором размещен многоквартирный дом и относящиеся к нему здания и сооружения, и необходимая для обслуживания многоквартирного дома и обеспечения удовлетворения жилых, социальных и бытовых нужд собственников (совладельцев) и нанимателей (арендаторов) квартир, а также нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме.

Согласно п. 286.1 ст. 286 Налогового кодекса основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, одна из составляющих которого - нормативная денежная оценка земельного участка, явля-ющаяся базой обложения земельным налогом.

Так, ст. 289 этого Кодекса установлено, что для определения размера налога используется нормативная денежная оценка земельных участков, а управление в сфере оценки земель и земельных участков осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений.

Согласно п. 286.2 ст. 286 Налогового кодекса плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, утверж-денной приказом № 1015, с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. При представлении первой декларации (фактическое начало деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней представляется справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка. Такая справка в обязательном порядке представляется в дальнейшем в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.

Поэтому для определения размера земельного налога плательщику следует обратиться в соответству-ющие территориальные органы Госзем-агентства Украины для получения справки о нормативной денежной оценке земельного участка.

Таким образом, субъект хозяйствования, который приобрел право собственности на объект недвижимости, независимо от оформления правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором размещен такой объект недвижимости, с учетом придомовой территории должен уплачивать земельный налог по ставкам и в порядке, установленным Налоговым кодексом.

ДЛЯ СПРАВКИ

Размеры и конфигурация земельных участков, на которых размещены многоквартирные дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории, определяются в соответствии с Методическими рекомендациями № 389, а именно:
для новостроек — на основании документов, подтверждающих отводы земельного участка под застройку, или детального плана территории микрорайона (квартала) с определением придомовых территорий;
для существующей застройки:
для отдельных жилых домов — на основании проекта придомовой территории;
для группы домов — на основании детального плана территории в пределах квартала.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42