Статьи

Контрольное взаимодействие

Министерство доходов и сборов Украины расширяет сотрудничество с ведомствами других стран. В рамках двухсторонней договоренности руководства Миндоходов и Федеральной налоговой службы Российской Федерации в г. Москве состоялась рабочая встреча экспертов двух ведомств.


Представители Департамента ведомственного контроля и внутреннего аудита, Координационно-мониторингового департамента Миндоходов Украины во время визита обменялись опытом функционирования подразделений ведомственного контроля и внутреннего аудита, организации работы по прогнозированию доходов бюджета, доведения прогнозируемых показателей до территориальных органов, а также обслуживания крупных налогоплательщиков в части отбора этих плательщиков, предоставлением им налоговых сервисов и т. п.

Федеральная налоговая служба (ФНС) Российской Федерации выполняет функции контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью расчетов, достаточностью (полнотой) и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также функции агента валютного контроля в рамках компетенции, осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти. Так, в частности, ФНС учитывает 3,6 млн. индивидуальных предпринимателей, 146,3 млн. физических лиц. Территориальные органы этой службы насчитывают 82 управления в регионах (891 инспекция), 21 межрегиональную инспекцию, в том числе 9 — для крупных плательщиков, 9 — окружных, 1 — по централизованной обработке данных, 1 — по ценообразованию в целях налогообложения, 1 — по камеральным проверкам.

Ведомственный контроль (внутренний аудит) осуществляется на двух уровнях. Центральный аппарат ФНС контролирует деятельность межрегиональных инспекций в федеральных округах, крупных плательщиков, ценообразование, централизованную обработку данных, управлений по субъектам, которые в свою очередь контролируют деятельность инспекций на местах.

При проведении ведомственного контроля используются специальные информационные ресурсы, разработанные для осуществления допроверочного анализа внутреннего аудита и унифицированного формирования итоговых документов.

Интеграция программных комплексов по внутреннему контролю и аудиту осуществляется в специальной автоматизированной информационной системе.

Важным направлением деятельности ФНС является оценка структурных подразделений, осуществляемая ежемесячно. Методика оценивания базируется на показателях статистической отчетности, среди которых ключевые — сбор налогов, задолженность, уровень обжалований решений налогового органа, общественное мнение относительно сервиса налоговых услуг.

Значительное внимание уделяется прогнозно-аналитической работе ФНС, построенной на системе поддержки принятия управленческих решений, в частности, осуществляются учет налоговых поступлений, автоматизированный сбор и обработка отчетности, мониторинг и анализ поступлений, определяются общие результаты налогового администрирования. Моделирование и прогнозирование налоговой базы и налоговых поступлений является важной составляющей объективного и комплексного формирования прогноза доходов бюджета на будущие периоды.

Для анализа выполнения федерального бюджета в налоговом ведомстве России используется специальный программно-аналитический комплекс, включающий консолидацию отчетности, формирование аналитических показателей, выявление рискованных плательщиков и комплексный анализ положения отраслей.

Для улучшения обслуживания налогоплательщиков ФНС разработано более 20 электронных сервисов для плательщиков, с помощью которых можно пересмотреть личную информацию, информацию о дисквалифицированных субъектах или уплатить налоги в бюджет.

Так, сервис «Личный кабинет налогоплательщика» позволяет получать актуальную информацию о задолженности, суммах начисленных и уплаченных платежей, контролировать состояние расчетов с бюджетом, получать налоговые уведомления, другую информацию и документы без личного визита в налоговую инспекцию.

Отбор крупных налогоплательщиков осуществляется ежегодно на основании утвержденных ведомственным приказом критериев отнесения организаций — юридических лиц к указанной категории. КНП подлежат администрированию на федеральном или региональном уровне.

Применяются следующие критерии: показатели финансово-хозяйственной отчетности за отчетный год по бухгалтерской и налоговой отчетности, перечень и значение которых варьируют в зависимости от сферы деятельности и уровня администрирования, которое значительно усложняет процесс отбора, а также взаимозависимость между организациями.

Налогоплательщик относится к категории КНП по показателям финансово-экономической деятельности за какой-либо год с предыдущих трех лет без учета последнего года, и сохраняет свой статус в течение трех лет, следующих за годом, в котором перестал соответствовать определенным критериям. Этим, по мнению российских налоговиков, обеспечивается стабильность администрирования и исключается необходимость ежегодного перевода плательщиков.

При реорганизации крупного налогоплательщика новосозданные субъекты хозяйствования сохраняют статус КНП в течение трех лет с учетом года реорганизации.

На федеральном уровне администрирование КНП осуществляется в девяти межрегиональных инспекциях по КНП, созданных по отраслевому принципу. Так, например, на Межрегиональную инспекцию № 1 возложено налоговое администрирование организаций, осуществляющих деятельность в сфере добычи нефти, производства нефтепродуктов, оптовой торговли нефтью и нефтепродуктами, транспортировки по трубопроводам нефти и нефтепродуктов, на Межрегиональную инспекцию № 2 — организаций, осуществляющих деятельность в сфере добычи газа природного, его переработки, транспортировки, оптовой торговли и общестроительных работ по проведению магистральных и газораспределительных трубопроводов, на Межрегиональную инспекцию № 6 — организаций, предоставляющих транспортные услуги. На региональном уровне администрирование КНП осуществляется в межрайонных инспекциях ФНС, создаваемых в структуре управлений службы по субъектам Российской Федерации.

Представители Миндоходов посетили Единый центр регистрации Межрегиональной инспекции ФНС № 46 г. Москвы, осуществляющий функции государственной регистрации субъектов хозяйствования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, внесения изменений и прекращения деятельности.

Представители ведомства рассказали также о других аспектах организации его работы. Так, все специалисты каждые три года обязаны пройти переподготовку (переквалификацию), могут посещать курсы иностранных языков, принимают участие в спартакиаде, проводимой среди государственных органов. Каждое управление ФНС осуществляет кураторство над подшефным детским домом. Организуются слеты молодых специалистов, конкурсы патриотических песен и т. п. 

Рабочая встреча позволила ознакомиться с формами и методами организации работы налогового ведомства России. Опыт, полученный во время встречи, будет учтен при усовершенствовании деятельности структурных подразделений Миндоходов Украины в направлениях внутреннего аудита, прогнозно-аналитической работы и улучшения обслуживания КНП.


Елена КОСТЯНЕЦ,
заместитель начальника Управленияначальник отдела
информационно-аналитического обеспечения бюджетного процесса
Координационно-мониторингового департамента
Министерства доходов и сборов Украины,
и Людмила БОНДАР, главный государственный ревизор-инспектор

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42