Статьи

Рынок нефтепродуктов ожидают изменения

1 января 2014 г. вступает в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов», который предусматривает, что в каждый литр бензина будет добавляться не меньше 5% биоэтанола. Такая норма, по мнению народных избранников, должна способствовать уменьшению зависимости нашего государства от импортных нефтепродуктов, а также будет стимулировать производство горючего из возобновляемых источников. Вместе с тем многие эксперты не в восторге от нововведения и прогнозируют в этой связи существенное подорожание бензина, массовые поломки автомобилей, не приспособленных к работе на биоэтаноле, дефицит горючего на АЗС, неконтролируемый фальсификат на рынке.


Благие намерения — украинские реалии

Нововведения берут своё начало от директивы Европейского парламента от 8 мая 2003 г. о содействии использованию биотоплива и других видов возобновляемого топлива для транспорта, которой предусматривается использование 10% части энергии из возобновляемых источников на транспорте до 2020 г.

В правительстве заявляют о возможности быстро наладить в Украине производство биоэтанола. Основными поставщиками должны стать предприятия объединения «Укрспирт» и сахарные заводы.

Казалось бы, все прекрасно: крестьяне и производители спирта имеют работу, Украина освобождается от нефтяной зависимости, а зарубежные производители выкачивают со страны меньше денег.

Впрочем, не все разделяют такой оптимизм. В частности, крупные ритейлеры обратились к правительству с просьбой отсрочить введение или отменить нормы вышеуказанного Закона. За отстрочку выступают и многие эксперты. По их мнению, производители нефтепродуктов и потребители должны иметь время, чтобы привыкнуть к новым правилам.

Специалисты также обращают внимание на гибкую позицию европейского законодательства в этом вопросе: оно не содержит требований полного перевода внутреннего рынка автомобильного горючего на смесевое горючее. Именно этот факт, по мнению обозревателей, способствует цивилизованному вхождению смесевых нефтепродуктов на рынок.

Бензин с биоэтанолом: не все так просто

Компании, торгующие нефтепродуктами, попали в интересную ситуацию. Для получения бензина с 5% биоэтанола необходимы три сырьевые составляющие: биоэтанол, стабилизаторы для поддержки однородности смеси и бензин. К тому же бензин должен быть не простой, а предназначенный для подобного смешивания.

Формально с 1 января 2014 г. в Украину нельзя ввозить обычный товарный бензин. Вместо того необходимо импортировать так называемый евробоб — полуфабрикат, предназначенный для дальнейшего смешивания с биоэтанолом. У нас он не производится, следовательно, будут проблемы с его растаможиванием, утверждают специалисты.

Представители нефтеперерабатывающих заводов обращались к поставщикам евробоба и стабилизаторов, но им нужны характеристики товара. К сожалению, в Украине они до сих пор не определены, поэтому поставить на АЗС новый бензин будет сложно. Так же неопределенными остаются характеристики готовых биобензинов.

По мнению заместителя директора НТЦ «Псіхея» Геннадия Рябцева, актуальным остается и вопрос ответственности за продукт.

«Сети АЗС не хотят отвечать за качество смеси, а по закону они должны это делать. Спиртзаводы не понимают, что им также придется возложить на себя часть ответственности. Кто будет определять качественные характеристики? В Украине работают только 10 авторитетных лабораторий», — поинформировал эксперт.

Еще одна проблема — сам биоэтанол. Здесь мнения участников рынка расходятся.

Самые крупные ритейлеры утверждают, что в Украине производится недостаточно биоэтанола. Часть экспертов убеждена, что отечественные производители способны предложить необходимые его объемы, однако данный потенциал еще не реализован. Сейчас рынок может рассчитывать от производителей в Украине максимум на 133 тыс. т био-этанола в год, а нужно хотя бы в 2,5 раза больше. Следовательно, биоэтанол придется импортировать, что, во-первых, противоречит начальным намерениям бороться с импортной зависимостью, а во-вторых, импорт — это очень дорого. Акцизный налог на ввоз импортированного биоэтанола в шесть раз превышает стоимость спирта. Это, по оценкам экспертов, приведет к увеличению цены на бензин более чем на 2 грн. за литр.

Стоит также коснуться вопроса налогообложения бензинов с добавлением биоэтанола. Эксперты и участники рынка рассказывают о дополнительном налоге, который придется уплачивать производителям нефтепродуктов.

По версии Геннадия Рябцева, добавление биоэтанола — это производственная операция, которая должна облагаться НДС. Поскольку процесс добавления биоэтанола существенно изменяет физико-химические показатели бензина, то согласно законодательству — это производство. Ведь полученный смесевой продукт подлежит дополнительному обложению акцизным налогом, что, как ожидается, увеличит его стоимость более чем на 2 грн. за литр.

Также на цену горючего в сторону ее увеличения может повлиять тот факт, что на предприятиях в Украине не предусмотрена возможность смешивания и хранения биоэтанола и смесевых бензинов. Эти операции должны осуществляться под так называемой азотной подушкой, что может быть только на нефтеперерабатывающих заводах полного цикла. Оборудование для одной нефтебазы будет стоить по меньшей мере 3 млн. дол. По оптимистичным оценкам, для переоборудования своих мощностей предпринимателям понадобится 1,5 — 2 года. А до этого еще следует определиться с регламентами и стандартами, чтобы участники рынка понимали, как им нужно готовиться к переходу на горючее с биоэтанолом.

Парадокс в том, что добросовестные участники рынка готовы за собственные средства адаптировать свои нефтяные базы для приема, смешивания и хранения смесевых бензинов.

Однако даже для начала адаптации проектантам следует предоставить технические задания, которые невозможно составить из-за отсутствия нормативных технических документов.

Так же невозможно приобрести оборудование для комплектации нефтебаз лабораториями из-за отсутствия в Украине норм, определяющих требования к сырью и самому продукту. Разработка этих нормативных документов, по мнению экспертов, будет продолжаться не один год.

«Смесевой» душ для автолюбителей

 По исследованиям украинских испытательных центров, добавление биоэтанола к бензинам изменит их качество. Эта смесь не будет соответствовать нормативным документам по ряду показателей, что сделает ее использование недопустимым. Этим могут воспользоваться нечестные игроки, и рынок захлебнется «бодяжным» горючим.

Кроме «бодяги», украинских автомобилистов ждет другой сюрприз. По подсчетам экспертов, 9 млн. легковых автомобилей в Украине по своим характеристикам не могут использовать горючее с содержанием биоэтанола. Следовательно, поломка двигателей у двух третей авто гарантирована.

Впрочем, существует и иное мнение. Использование бензина с содержанием биоэтанола не вредит эксплуатационным качествам автомобилей. Об этом, в частности, заявил заместитель директора ГП «Спирт-біопрод» Григорий Кизюн.

По его словам, в Украине совместно с учеными ГП «УкрНДІНП «Масма» и ГП «Державтотрансндіпроект» исследовались особенности применения смесевых бензинов с содержанием биоэтанола отечественного производства, в ходе чего проводились стендовые и дорожные испытания на контрольной группе автомобилей автопредприятий г. Киева.

«Результаты комплексных испытаний товарного смесевого бензина с биоэтанолом подтвердили целесообразность его широкого применения для современных автомобилей. Эксплуатационные свойства авто при работе на смесевом бензине не ухудшаются по сравнению с работой на товарных бензинах аналогичного сорта. Негативного влияния смесевого бензина на техническое состояние двигателей и их системы зафиксировано не было», — отметил Григорий Кизюн и добавил, что переход от товарного бензина на смесевой не требует изменения конструкции двигателя и регулирования топливной системы, а также системы зажигания: во время испытаний наблюдалась стабильность физико-химических свойств смесевого бензина на протяжении длительного хранения.

Вместо эпилога

Сейчас участники рынка нефтепродуктов не настаивают на отмене принятых норм. Они готовы к отсрочке ради подготовки соответствующей нормативной базы и инфраструктуры. Об этом заговорили и в правительстве. Как ожидается, на установление правил игры может понадобиться около двух лет.

Тем временем эксперты убеждены: Украине следует внимательнее присмотреться к опыту ЕС, особенно учитывая избранный курс европейской интеграции. Даже создав инфраструктуру, европейцы оставили своим потребителям право выбора, каким бензином заправляться. Да и на сам запуск необходимых производственных мощностей странам ЕС понадобилось достаточно много времени — около 10 лет. Поэтому, возможно, сейчас стоит таки притормозить, чтобы потом сделать уверенный шаг вперед.

Сегодня в Украине имеем несколько законопроектов о добавлении биоэтанола.

Первый — с предложением отсрочить действие нормы с 1 января 2014 г., второй — вообще все отменить, третий предусматривает маркировку смесевых бензинов, четвертый — добавление биоэтанола только на нефтеперерабатывающих заводах. Так что будем ждать решения законодателей.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42