Налоговая система — важнейший рычаг регулирования экономики, который непосредственно влияет на предпринимательскую активность и, как следствие, является одним из факторов формирования конкурентоспособности экономики страны.
Миндоходов Украины продолжает совершенствовать систему взимания налогов в государстве с учетом опыта других стран, а также стремится достичь того, чтобы условия ведения бизнеса в Украине соответствовали стандартам развитых стран.
Результаты исследований по изучению и обобщению опыта государств — участников ОЭСР по вопросу развития эффективных взаимоотношений в налоговой сфере свидетельствуют о необходимости отказа от единоличного (только властного) характера отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками и о необходимости установления цивилизованного партнерского общения с плательщиком налога.
Это мнение разделяют и ученые. Так, один из теоретиков финансового права Поль Мари Годме отмечал, что «не следует считать, что отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками обязательно должны быть отношениями двух неприятелей, втянутых в безжалостную борьбу, и исходить из того, что налоговая администрация прежде всего желает взять с налогоплательщика больше налогов, а последний считает, что он может любым способом уклониться от уплаты налогов».
В настоящее время Миндоходов Украины разрабатывает проекты нормативно-правовых актов, направленных на развитие институтов досудебного и внесудебного урегулирования налоговых споров.
Также осуществляется реализация указанных инициатив в рамках действующих правовых норм. Так, одной из возможностей решения административного спора является примирение сторон. Действующим законодательством Украины, а именно положениями Кодекса административного судопроизводства Украины (далее — КАСУ), установлено, что публичный спор может быть урегулирован путем примирения между сторонами. В соответствии с положениями ст. 113 КАСУ стороны могут полностью или частично урегулировать спор на основе взаимных уступок.
Согласно части третьей указанной статьи условия примирения не должны противоречить закону или нарушать чьи-либо права, свободы или интересы. Из этого следует, что условия примирения должны соответствовать требованиям законодательства.
Учитывая специфику налоговых споров, органы доходов и сборов не могут делать уступки (достигать компромисса) относительно снижения размера санкций или суммы налога, а также относительно толкования и применения норм права, устанавливающих размер налогов. Это полностью соответствует практике урегулирования налоговых споров в других странах, где так же действует правило, что мировое соглашение может заключаться только по вопросам факта, а не права.
Вместе с тем для достижения примирения органы доходов и сборов могут прийти к соглашению с плательщиком налога относительно:
Следует отметить, что в течение двух последних месяцев текущего года органами доходов и сборов было достигнуто примирение с налогоплательщиками по нескольким административным делам, условия которых были утверждены определениями суда. В одном из споров основанием для достижения примирения было изменение контролирующими органами квалификации соглашения, совершенного плательщиком, которое было указано в акте проверки.
Департамент правовой работы Миндоходов Украины