Интервью

Жизнь требует от бухгалтера быть и аналитиком, и менеджером, и хозяйственником

Именно тогда, когда Александр Папаика был Председателем ГНА Украины, завершилось  функционирование этого ведомства и началась новая эпоха развития налоговой службы, а также сосуществования власти и бизнеса с единым кодифицированным документом — Налоговым кодексом. Регалий у Александра Папаики настолько много, что перечислить их все, а тем более запомнить, вряд ли возможно. «Вестник» обратился к нему как к президенту Федерации профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины с просьбой рассказать о буднях организации и поделиться рассуждениями о том, какими проблемами обеспокоены представители бухгалтерской профессии.


В. — Александр Алексеевич, расскажите, пожалуйста, об истории создания Федерации.

А. А. — Федерация была создана 17 лет назад — 4 сентября 1996 года с целью объединения усилий бухгалтеров и аудиторов для содействия реформированию и развитию бухгалтерского учета и аудита в Украине на основе международных стандартов, усовершенствования налогового законодательства и защиты общих интересов своих членов.

У истоков Федерации стояли Сергей Голов, Ирина Белоусова, Валерий Пархоменко, Наталия Гаевская, Сергей Прилипко, Василий Сопко, Иван Нестеренко, Галина Сочинская и многие другие представители бухгалтерской профессии: научные работники, бывшие главные бухгалтеры предприятий, аудиторы, вокруг которых и объединялись коллеги.

На первом съезде Федерации был избран Совет, который возглавила Алла Савченко, сформированы профильные комитеты, исполнительная дирекция. И уже с первых своих шагов организация приступила к активной работе.

В.Какими были эти первые шаги?

А. А. — В начале деятельности Федерация работала по нескольким основным направлениям. Это законодательно-нормативная работа, построение учебного и сертификационного процесса, перевод Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), международное сотрудничество с коллегами.

В.Каких результатов удалось достичь?

А. А. — Я пришел в Федерацию в 1999 году и был поражен той профессиональной, многоплановой деятельностью, которую она проводила. Были созданы рабочие группы по подготовке новых стандартов бухгалтерского учета, проекта Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», вступившего в силу 16 июля 1999 года.

Впервые в 1997 году началась работа по повышению квалификации бухгалтеров во всех регионах Украины, стартовала национальная трехуровневая сертификация бухгалтеров. Именно тогда Федерация начала переводить МСФО на украинский язык, вместе с Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) провела ряд учебных семинаров для бухгалтеров фондового рынка по национальным и международным стандартам финансовой отчетности.

Члены Федерации изучали опыт коллег других профессиональных организаций для применения в своей деятельности, налаживали партнерские отношения, присоединились к Всемирной бухгалтерской организации (Международной федерации бухгалтеров (IFAC)). С 2001 года Федерация получила ассоциированное членство в IFAC, а с 2008 года является действительным членом (единственным в Украине), поддерживая миссию и цели всемирной бухгалтерской организации, направленные на усовершенствование профессионализма, соблюдение Кодекса этики профессионального бухгалтера для предоставления качественных услуг в интересах общества.

Федерация стала учредителем и членом Евразийского совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов, начала международную сертификацию по программе СIPA, наладила сотрудничество со многими профессиональными организациями Европы и, кроме того, приложила максимум усилий для инициирования издания Указа Президента Украины «О Дне бухгалтера». Кстати, 16 июля 2014 года будет отмечаться его десятая годовщина.

Я рад, что находился в самом центре жизнедеятельности организации. Два срока был вице-президентом, а три года назад избран президентом Федерации.

Мы прилагаем много усилий для профессионального обучения своих коллег, но и руководство постоянно учится, потому что профессия требует постоянного усовершенствования своих знаний.

В.Сейчас уже у Вас многому можно поучиться...

А. А. — Есть такое, поскольку я возглавляю кафедру банковского дела в Донецком национальном университете экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Совместно с кафедрой финансов мы преподаем дисциплины, которые понадобятся будущим банкирам, налоговикам и другим категориям работников финансово-экономических служб.

В.Чем живет Федерация сегодня?

А. А. — Направляет свою деятельность на учебные процессы по разъяснению практического применения МСФО. Для многих участников рынка эти документы сегодня являются обязательным законодательным требованием. Мы понимаем, как сложно бухгалтерам, аудиторам одновременно изучать и применять их на практике. Поэтому продолжаем переводить МСФО, проводить учебные семинары, тренинги, а также издаем методическую литературу для бухгалтеров. В этом году мы переиздали методическое пособие по трансформации финансовой отчетности, подготовленное членами нашей организации.

МСФО — это философия ведения бизнеса, поэтому практическое внедрение международных стандартов — задача для руководителей, которые должны возглавить этот процесс. Уже второй год подряд совместно с НКЦБФР при поддержке Программы USAID «Финансовое развитие в Украине» мы проводим региональные семинары по разъяснению применения МСФО. На эти мероприятия приглашают руководителей, бухгалтеров, специалистов, готовящих финансовые отчеты согласно международным стандартам.

В.А сколько человек у вас числится?

А. А. — Больше четырех тысяч. Много это или мало? Мы считаем, что в стране, где свыше 500 тысяч бухгалтеров, это мало. Но мы ценим каждого, кто принял решение присоединиться к профессиональному сообществу.

В.Какова основная задача для Федерации в настоящее время?

А. А. — Нашей организации уже 17 лет, ее становление состоялось, настало время направить деятельность на постоянное развитие, в центре которого, бесспорно, — профессиональный рост каждого члена Федерации и укрепление бухгалтерской профессии в стране.

Сейчас мы готовим Стратегический план развития на 2014 — 2016 годы, который будет приниматься съездом в следующем году. Надеемся, что в нем будут отражены все составляющие стратегического развития. Это и укрепление менеджерского состава, и совершенствование профессионального обучения, и построение национальной сертификации, которая бы соответствовала международным стандартам образования профессио-нальных бухгалтеров и была направлена на качество услуг.

Кроме того, если раньше от бухгалтера требовалось ведение учета и формирование отчетности, то нынче жизнь требует, чтобы он был и бухгалтером, и аналитиком, и менеджером, и, наконец, предоставлял руководству конкретные рекомендации о том, каким образом вести хозяйство, чтобы получить лучший экономический эффект. А экономический эффект — это прежде всего прибыль, которую можно направить на увеличение производственных мощностей, внедрение современных технологий, открытие новых рабочих мест и т. п.

В.О какой временной перспективе появления национальной системы сертификации идет речь?

А. А. — Считаю, что этот процесс уже начат, сейчас необходимо согласовать все составляющие, чтобы представители бухгалтерского дела разных отраслей смогли принять в нем участие. Главное — заручиться поддержкой со стороны правительства, в данном случае Минобразования и науки Украины.

В.С какими профессиональными организациями вы сотрудничаете и по каким приоритетным направлениям?

А. А. — Двери Федерации открыты для партнерских отношений с разными организациями — как с профессиональными украинскими учреждениями, так и с иностранными. Отношения строятся по разным направлениям, например при рассмотрении Налогового кодекса мы тесно сотрудничали с Союзом налоговых консультантов. Что касается обсуждения вопросов самоуправления профессиональных организаций, мы сотрудничаем с десятком таких организаций.

На международном уровне мы взаимодействуем с Советом по международным стандартам финансовой отчетности, многими профессиональными организациями Европы. Кроме того, имеем партнерские соглашения с вузами Украины на предмет профессиональной подготовки, прохождения практики. Мы гордимся, что много ученых являются членами Федерации, принимают активное участие в жизни организации. Так, Сергей Федорович Голов, который был предыдущим президентом, является одним из проповедников идеи как можно более быстрого введения МСФО.

В.Каковы условия членства в Федерации и что оно дает?

А. А. — Во-первых, такие условия задекларированы в нашем уставе, с которым каждый желающий может ознакомиться на сайте www.ufpaa.org. На сайте также размещена рубрика «Как стать членом ФПБАУ».

В Федерации есть действительное и ассоциированное членство. Действительное достигается подтверждением квалификации благодаря сертификации, ассоциированное отличается от действительного отсутствием сертификата и невозможностью быть избранным в руководящие органы Федерации.

Для своих членов Федерация предоставляет различные услуги: участие в семинарах, тренингах, конференциях и других мероприятиях со скидкой; первоочередное размещение статей в журнале Федерации; бесплатные мероприятия, которые она проводит для своих работников; скидки на литературу и методические материалы; партнерские дисконтные предложения и т. п.

Члены нашей организации имеют возможность работать в комитетах, быть делегированными в общественные советы при государственных органах и влиять на рассмотрение и принятие решений, касающихся профессии.

В.С какими проблемами сталкиваются работники соответствующих профессий?

А. А. — Глобальный вопрос, который мы обсуждали на недавней встрече с представителями Всемирного банка в Вене, — борьба с бедностью. Украина попала в группу государств с одним из самых низких показателей ВВП на душу населения. Так сложились обстоятельства, хотя по многим позициям мы пошли значительно дальше других государств. Необходимо задуматься, почему же мы такие умные, но бедные.

Разумеется, финансовые службы имеют к этому прямое отношение. Например, предприятие обанкротилось, потому что завышало оценку активов. Вопрос: где были аудитор с бухгалтером? И сколько подобных предприятий в каждом государстве? Стоимость должна быть реальной. Если основные средства оценены по-разному, по-разному начисляется и амортизация, устанавливаются сроки эксплуатации. Соответственно, если фирмы имеют намерение сотрудничать, то должны привести цены к общему знаменателю. Тогда сотрудничество будет взаимовыгодным. Для этого и существуют МСФО. Кстати, именно на неправильной оценке имущества во время кризиса «поскользнулись» США.

Всемирный банк, осуществляющий эмиссию кредитных ресурсов, первым ощутил тревожные симптомы. Ведь очевидной стала тенденция к невозврату денежных средств, расходованию их не на поддержку действующего хозяйства, развитие деятельности жизненно важных отраслей и предприятий, а на социальные нужды.

Аналогична ситуация и с сертификацией аудиторов, которая должна соответствовать международным стандартам образования Международной федерации бухгалтеров. Недаром же на предприятиях и в организациях значительным спросом пользуются услуги «большой четверки» компаний — Deloitte&Touche, Ernst&Young, KPMG и PricewaterhouseCoopers. Миндоходов, кажется, консультируют специалисты одной из этих фирм?

В.Да, специалисты PricewaterhouseCoopers.

А. А. — Вот, видите, и все потому, что указанные фирмы имеют колоссальное доверие клиентов. Доверие строится на профессионализме. Они завоевали рынок — и к ним обращаются.

Проблема, опять-таки, в образовании, точнее, в законодательстве об образовании. В Украине аудиторов обучают пять лет, за границей — двенадцать. Седовательно, нашу программу нужно корректировать. Ведь какой работодатель заинтересован брать работника, имеющего вчерашние, неконкурентные знания?..

В.Власть постоянно делает шаги, направленные на сближение налогового и бухгалтерского учета. Ощущают ли это финансисты?

А. А. — Конечно, мы это ощущаем. Власть стремится найти у государства и бизнеса общие интересы. Хорошо также, что теперь в органы Миндоходов необходимо представлять отчетность по единому социальному взносу. Вообще бухгалтер как связующее звено между собственником предприятия и контролирующими органами как никто заинтересован в том, чтобы со стороны государства не возникало к нему претензий, чтобы по всем обязательствам рассчитываться своевременно и полностью. Для этого нужно быть прежде всего честным — отражать в отчетности суммы налогооблагаемой прибыли, налогооблагаемого оборота по косвенным налогам, сформировавшиеся реально, а не взятые из воздуха. В таком случае не будет отклонений в бухгалтерском учете, которые в итоге выливаются в противоречия между контролером и предпринимателем.

В.В целом как Налоговый кодекс повлиял на работу бухгалтеров и аудиторов? Жить стало лучше, комфортнее или, возможно, наоборот?

А. А. — Очень положительно вопреки тому, что предпринимателей старались запугать: дескать, Налоговым кодексом предусмотрены кабальные условия для работы бизнеса. А оказалось совсем не так. Оказалось, что Налоговый кодекс — это дорога с прописанными правилами движения для всех участников налоговых отношений в государстве. Это четкое руководство к действиям, и сегодня все это понимают.

В.Странная вещь: с одной стороны, этот документ прошел всенародное обсуждение, а с другой, когда дошло до его принятия, начались «майданы»...

А. А. — Как бы мы ни хотели, политика — это сконцентрированное проявление экономики. Конечно, предприниматели, особенно некоторые из них, не были рады, что Кодексом ограничивались возможности маневрировать с уплатой налогов. А то, что в рамки поставлены и функции контролирующих органов, во внимание не принималось, равно как и ответственность государства за финансирование приоритетных программ, в том числе социальных.

Другое дело, что нет предела совершенству. Динамика экономических процессов является такой, что уже через полгода в Налоговый кодекс пришлось вносить изменения.

В.Не вредят ли частые изменения профессиональному сообществу?

А. А. — Как сказать... Бывает, сложно сориентироваться. Не все изменения нравятся бизнесу. Нельзя, например, вводить сугубо карательные нормы, потому что только экономические рычаги стимулируют доверие, инициативу, заинтересованность в развитии. Только таким путем можно навести порядок в государстве. Тем не менее ответственность должна быть адекватной — и административной, и уголовной, как во всем мире. Ни одно государство не закрывает глаза на совершение правонарушений.

В.В предпринимательской среде сейчас очень активно обсуждается Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования». Как Вы его оцениваете?

А. А. — Мы тоже проводим ряд семинаров при участии специалистов Миндоходов, среди которых посвященные трансфертному ценообразованию, поскольку на практике возникает множество вопросов по его применению.

Законодательство о трансфертном ценообразовании работает во многих государствах. То, что оно заработает и в Украине, — правильный и своевременный шаг. Уплачивать налоги на той территории, где находятся производственные мощности, должны все, включая имеющих сверхприбыли. Ведь манипулировать можно по-разному: одни предприятия специально создают, другие ликвидируют, а над выработкой механизмов сокрытия доходов от налогообложения работают целые институты. Их представители утверждают, что занимаются оптимизацией налоговой нагрузки таким образом, чтобы выжить. Логика же государства иная и принципиальная: процессом нужно управлять.

В.Каким образом контролируется деятельность фирм, декларирующих то, что могут ликвидировать предприятие за сутки?

А. А. — Федерация к ним никакого отношения не имеет. Со своей стороны, мы всегда помогаем субъектам хозяйствования, оказавшимся в затруднительной ситуации, в том числе за счет поддержки связей с регуляторами — НБУ, Минфином, Миндоходов Украины. То есть мы подсказываем, как лучше поступить, но поддерживаем государственную позицию: сохранить субъект хозяйствования.

В.Как бывший главный налоговик, а ныне почетный председатель ВОО «Ассоциация ветеранов ГНС Украины», скажите, как Вы оцениваете инициативы и сервисы Миндоходов Украины?

А. А. — Я рад успехам Министерства, которое постоянно развивается, принимая за основу лучшие образцы мировой практики. Эффект от нововведений будет заметный, но со временем. Руководство, работники Министерства понимают необходимость построения партнерских отношений с бизнесом, сокращается количество проверок.

Вместе с тем как член Аудиторской палаты Украины отмечу, что мы бы хотели построить партнерские отношения с Миндоходов по аналогии с тем, как это работает в Голландии. Там специалисты по аудиту предоставляют помощь налогоплательщикам: с одной стороны, защищают плательщика, помогают ему избежать рисков, с другой — сокращают его рабочее время на выполнение налоговых обязательств.

Думаю, руководство Миндоходов еще вернется к рассмотрению этой инициативы — просто сегодня, с послаблением налогового давления, острота ее реализации не столь ощутима.


Беседовала
Ольга ГЕРМАНОВА

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42