Статьи

Шоколадная готовность

Предприятия украинской кондитерской отрасли стремятся не терять боевой дух и готовность к конкуренции на внешних рынках.


Кто из сладкоежек в детстве не мечтал стать кондитером или хотя бы ненадолго попасть на фабрику, где производятся всевозможные лакомства, чтобы насытиться ими вдоволь! Ведь во все времена взрослые то и дело пытаются ограничивать своих чад в поедании конфет, хотя и сами не представляют своей жизни без вожделенного шоколада, карамелек и пирожных. Что ни говори, а сотни тысяч тонн сладостей, которые ежегодно выпускают крупные и малые кондитерские предприятия Украины, детворе без помощи взрослых никак не одолеть. К примеру, по информации «Бюллетня НБУ», в прошлом году на первом месте среди товаров продовольственной группы, пользующихся наибольшим спросом, даже обогнав мясо и мясопродукты, значились именно шоколад и кондитерские изделия.

Но кроме услады для души, гормонов радости, счастья и прочих приятных ощущений, которые дарят людям шоколад, торты, конфеты, они были и остаются важным источником пополнения госказны. Положительной тенденцией является активное вытеснение с отечественного рынка импортных шоколадных изделий. Именно отечественная кондитерка продемонстрировала чудеса качественного роста и готовность к соперничеству на европейских рынках, что крайне важно для отрасли, в последнее время сильно пострадавшей от необоснованных административных преград, примененных к украинской продукции Таможенным союзом.

Боевой дух кондитера

«Нас бьют, а мы крепчаем», — любил повторять герой знаменитого некогда бестселлера «Механический апельсин». Подобный боевой дух несомненно присущ отечественным кондитерам. И небезосновательно. Их потенциал безоговорочно признан не только украинскими потребителями, которые «проголосовали» за эту продукцию своими кошельками, но и руководителями профильного ведомства — Минагрополитики. По словам первого заместителя министра аграрной политики и продовольствия Украины Ивана Бисюка, отрасль развивается в условиях жесткой внутренней и внешней конкуренции, что постоянно стимулирует совершенствовать управленческие процессы и обеспечивать высокие мировые стандарты качества выпускаемой продукции. Ведь экономическое соперничество оставляет на плаву лучших. А в том, что украинская кондитерская отрасль абсолютно конкурентоспособна на мировых рынках, эксперты уверены. В целом, по данным Госстата, в прошлом году объемы экспорта украинского кондпрома достигли 1,100 млрд. дол. Экспортируя в ЕС около 22 тыс. т сладостей на 50 млн. дол. ежегодно, Украина кроме того поставляет продукцию в более 50 стран мира, в том числе государства Ближнего Востока, а также в США, Канаду, другие страны. С начала нынешнего года ЕС наростил экспорт кондитерской продукции и существенно увеличил свою долю присутствия на украинском рынке. Президент Ассоциации «Укркондпром» Александр Балдынюк заявляет, что на сегодня в проекте Соглашения о создании Зоны свободной торговли с ЕС предусмотрена либерализация таможенного режима по трем группам кондитерских изделий — сахарных, мучных и шоколадных. Если таможенные пошлины на сладости будут отменены, Украина в течение 7 — 10 лет сможет увеличить экспорт этой продукции на европейские рынки до 300 — 400 млн. евро ежегодно.

Но пока что львиная доля (90% «сладкого» экспорта) все-таки приходится на рынки России и СНГ.

Страсти по мармеладу

Кроме внешних проблем, от которых страдают ведущие предприятия отрасли, существуют и внутренние, которым подвержены и крупные, и мелкие производители лакомств. В последнее время СМИ пестрят информациями о том, что украинские кондитеры обещают на 3 — 7% повысить цены на свою продукцию под новогодние праздники. По мнению экспертов, одна из причин подобных заявлений кроется в предновогоднем увеличении спроса на кондитерку. А вот экономическая подоплека состоит в росте цен на сахар. Хотя специалисты Минагрополитики утверждают, что для этого нет никаких оснований, тем не менее цена на сахар за прошлый месяц повысилась на 11 — 15% (до 6,1 — 6,3 грн. за кг), и до конца ноября эксперты прогнозируют ее дальнейший рост. Поэтому в первую очередь могут подорожать карамель, мармелад, зефир, в которых на долю этого сырья приходится до 70% затрат. Из-за временного подорожания кондитеры могут переориентировать свои производства на мучные сладости, где доля сахара составляет 30%  цены. По словам экспертов, затраты украинских производителей постоянно растут. Поэтому при сложившихся обстоятельствах они скорее снизят объемы производства и пойдут на сокращение персонала, чем начнут работать себе в убыток.

Производители в свою очередь заявляют, что цены на их продукцию могут снизиться, если в качестве сырья использовать, скажем, польский сахар, который нынче на 36% дешевле украинского. В этом случае цены могут упасть приблизительно на 40%. Учитывая то, что кондитерской отраслью  и без того закупается немалая часть сырья за рубежом,  нивелировать украинскую составляющую в производстве для отечественной экономики крайне невыгодно.

Не «засахаривать» производителя

Кроме таких насущных проблем, как рост цен на сырье, существуют и потенциальные вызовы, возникающие не только перед отечественной отраслью. Связаны они с мировыми тенденциями к увеличению налоговых отчислений на изделия с повышенным содержанием калорий и изменениями в покупательских потребностях.

Объективно налоговая политика многих государств направлена на то, чтобы источники каких бы то ни было «пристрастий», даже, казалось бы, таких безобидных, как любовь к сладостям, обеспечивали государственной казне дополнительный доход. Но все новое — хорошо забытое старое. К примеру, еще в 20-х годах прошлого века в Галичине, где динамично развивалось кондитерское дело, вдохновляемое примером законодательницы «сладкой» моды соседней Австрии, рентабельность бизнеса была настолько высока, что налог на продажу сладостей превышал налоговые ставки на алкоголь. С оптовых продаж ставка составляла 8%, с розничных — 15%  суммы оборота, тогда как алкогольные напитки облагались налогами по ставкам 5 и 10% соответственно.

Впрочем, в наши дни увеличение налоговых ставок на некоторые продукты законодатели объясняют борьбой за здоровье нации. Ведь кондитерские изделия причислены к продуктам, которые приводят к так называемым алиментарным заболеваниям, обусловленным недостаточным или избыточным по сравнению с физиологическими потребностями поступлением в организм пищевых веществ, — атеросклерозу, ожирению, сахарному диабету.

Согласно исследованиям, проведенным аналитиками международной компании Mintel Group Ltd, дополнительным налогом облагаются все продукты «с высоким содержанием жира, сахара, соли» в Венгрии. В одном из штатов США введены налоги на конфеты и безалкогольные напитки, а также так называемые налоги на жир, затрагивающие и кондитерскую отрасль. Подобные шаги относительно сладостей делает Финляндия. В нынешнем году в Дании был введен так называемый сахарный налог на шоколад, конфеты, мороженое и газированные напитки, который исчисляется не на основе доли содержания сахара в продукте, а исходя из его веса или калорийности. Текущая ставка составляет 24,61 крон/кг (около €3,57) для шоколада и конфет, €0,89/л — для мороженого и €0,22/л — для газированных напитков.

Однако стремление властей бороться с проблемой ожирения пока что привело к тому, что местные кондитерские компании повысили цены на свою продукцию, чтобы возместить потери. Потребители тут же отреагировали и начали покупать кондитерку за рубежом. Некоторые датские компании вынуждены были даже выносить свои производственные мощности за рубеж. Иностранным компаниям, чья продукция представлена на датском кондитерском рынке, тоже довелось ощутить привкус дегтя, привнесенный новым законом. Их деятельность заметно усложнилась в связи с введением «сахарного» налога.

Инновации стимулируют

Современные потребители хотят сегодня побаловать себя сладеньким не только «без последствий», но и с пользой для здоровья. Особым спросом пользуются экологичные лакомства с низким содержанием сахаров, жиров и натрия, без транс-жиров, ГМО, консервантов и красителей. К упаковке сегодня тоже выдвигаются особые требования. Красочные фантики и коробочки должны не просто радовать глаз и как магнитом притягивать сладкоежек, но и легко утилизироваться. Поэтому любой кондитерской компании сегодня крайне сложно занять собственную нишу на высококонкурентном рынке без производства здоровых продуктов на основе натурального сырья — соков, фруктов, ягод, с биологически активными ингредиентами — витаминами, минеральными веществами. Все эти вызовы во многом и предопределяют развитие новых направлений для предприятий отрасли и дают все шансы отечественной кондитерке получить дополнительный рост. Ведь по данным маркетинговых исследований, современный потребитель хоть и осторожен в тратах денежных средств, с легкостью меняет привычки и уже сегодня отдает предпочтение продуктам более качественным, с удовольствием выбирая инновационные бренды. А флагманы украинской кондитерской отрасли по технологиям и качеству продукции не уступают мировым лидерам.


Инна ГОЛОВКО

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42