Таможенное дело

Влияние взаимосвязи между покупателем и продавцом на цену товаров при определении таможенной стоимости

Большей частью международная торговля товарами осуществляется между взаимосвязанными лицами. Поэтому приемлемость установленной между ними цены на товары для целей определения их таможенной стоимости является актуальным вопросом для мирового сообщества.

В соответствии с частью тринадцатой ст. 58 Таможенного кодекса при наличии достаточных оснований считать, что отношения связанности покупателя и продавца повлияли на цену оцениваемых товаров, орган доходов и сборов должен предоставить декларанту или уполномоченному им лицу письменные обоснования, что такое влияние имело место. Согласно ст. 53 этого Кодекса орган доходов и сборов имеет право истребовать дополнительные документы исключительно при наличии обоснованных оснований считать, что существующая взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на заявленную декларантом таможенную стоимость. В случае отсутствия обоснований со стороны органа доходов и сборов необходимо считать, что такие взаимоотношения не повлияли на цену оцениваемых товаров.

Таким образом, ключевое значение получает перечень достаточных оснований для органов доходов и сборов считать, что отношения связанности повлияли на цену оцениваемых товаров. Однако перечень таких оснований национальным законодательством не установлен.

Не определены такие основания и Соглашением о применении статьи VII ГАТТ и решениями Комитета по таможенной оценке при Всемирной торговой организации и Технического комитета по таможенной оценке при Всемирной таможенной организации, созданных в соответствии с указанным Соглашением.

Более того, Технический комитет по таможенной оценке в Комментарии 14.1 дает четкий ответ об отсутствии необходимости сообщать импортеру основания для дополнительного изучения таможенным органом обстоятельств внешнеэкономической операции в случае связанности покупателя и продавца.

Как свидетельствует исследование таможенного законодательства ЕС (Регламент № 2913/92, Регламент Комиссии № 2454/93, Компендиум текстов по таможенной оценке) и США (Кодекс законов США, Справочник по таможенной оценке США), подобные основания в законодательствах ЕС и США также не определены.

Учитывая изложенное, при осуществлении исследования влияния взаимосвязи покупателя и продавца на цену оцениваемых товаров и, как следствие, запросе дополнительных документов согласно части четвертой ст. 53 Таможенного кодекса органы доходов и сборов Украины учитывают следующие факторы:

  • наличие импорта идентичных/подобных товаров по цене выше оцениваемых;
  • продажа продавцом другим резидентам Украины идентичных/подобных товаров по более высоким ценам;
  • несоответствие динамики цен на оцениваемые товары рыночной конъюнктуре;
  • невключение продавцом в цену оцениваемых товаров всех понесенных им расходов;
  • отсутствие прибыли продавца;
  • наличие необоснованных скидок или скидок, не присущих рынку оцениваемых товаров;
  • нерыночный механизм ценообразования;
  • несоответствие цен контролируемых операций, связанных с импортом товаров, обычным ценам в соответствии со ст. 39 Налогового кодекса.

При наличии сомнений, что связанность покупателя и продавца повлияла на цену оцениваемых товаров, декларант или уполномоченное им лицо обязаны:

  • дать возможность органу доходов и сборов изучить обстоятельства относительно продажи путем предоставления дополнительных документов, предусмотренных частью четвертой ст. 53 Таможенного кодекса;
  • продемонстрировать, что стоимость оцениваемых товаров приближена к одной какой-либо стоимости, указанной в части восемнадцатой ст. 58 Таможенного кодекса («тестовая стоимость»).

При этом необходимо обратить внимание на опыт США (Справочник по таможенной оценке США). Так, в случае если таможенные органы не могут определить, имеется ли влияние связанности на цену оцениваемых товаров, не предоставлены доказательства со стороны декларанта, что цена установлена способом, соответствующим нормальной практике ценообразования в этом секторе торговли, и отсутствует информация о стоимости операции при продаже несвязанным покупателям идентичных или подобных (аналогичных) товаров для экспорта в страну импорта, основной метод определения таможенной стоимости считается неприемлемым.

В завершение необходимо отметить, что наличие влияния взаимосвязи покупателя и продавца на цену товаров устанавливается органами доходов и сборов на основании проверки документов, которыми регламентируются отношения этих лиц, и анализа имеющихся источников ценовой информации (цены на идентичные/подобные товары, публикации маркетинговых организаций и т. п.).

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42