Статьи

Электронные средства с функцией GPS-GSM-навигации: и контролируют, и информируют

В ходе видеоконференции, состоявшейся 12  ноября этого года, Министр Миндоходов Украины Александр Клименко отметил: «С начала использования электронных замков количество транзитных перевозок через Одесскую таможню снизилось в семь раз. То есть можно сделать вывод, что раньше это был псевдотранзит, когда о грузе заявляли как о транзитном, с него не уплачивалась таможенная пошлина, но разгружался он на территории Украины... Понятно, что теперь прослеживаются определенные попытки через СМИ дискредитировать эти технологии, однако мы не поддадимся на провокации».
Следовательно, использование электронных замков доказало свою эффективность, и Министерство не намерено отказываться от них. Вместе с тем те исполнители, которые дискредитируют саму идею автоматизации таможни, не избежат ответственности.


Электронный замок с функцией GPS-GSM-навигации (далее — ЭЗ) от обычной пломбы одноразового использования, только фиксирующей факт открытия и закрытия, отличается многоразовым использованием и способностью мгновенно передавать сигналы тревоги. Пломбу невозможно контролировать дистанционно, поэтому получить информацию о несанкционированном доступе к грузу можно лишь по факту его прибытия к месту назначения. Специально разработанное программное обеспечение позволяет получать от ЭЗ  (как в реальном, так и в будущем времени) максимум информации о перемещении груза: месте его нахождения (трасса, населенный пункт), состоянии замка (закрытый или открытый) и даже о скорости движения автомобиля с грузом.

Электронные замки с функцией GPS-GSM-навигации хорошо себя зарекомендовали еще в 2011 г. в эксперименте по перемещению товаров поездом комбинированного транспорта «Викинг», инициированном Литвой. Целью такого эксперимента были развитие грузовых перевозок в направлении «Черное море — Балтийское море» и упрощение таможенных процедур. Тогда экспедиторская организация — АО «ПЛАСКЕ» в г. Одессе впервые осуществила оформление контейнера с пряжей в железнодорожном сообщении, использовав процедуру электронного декларирования. Весь процесс с учетом сверок и оформления формальностей занял около 2 ч. В Одесском порту в присутствии представителя АО «ПЛАСКЕ» был установлен электронный замок с функцией GPS-GSM-навигации, использование которой позволило в течение эксперимента в режиме реального времени с помощью сети Интернет определить местонахождение и регистрацию внешнего вмешательства, а также отследить осуществление таможенных и железнодорожных процедур и непосредственно — процесс перемещения контейнера (в том числе факты несанкционированного доступа). Эта информация, включая данные о прохождении всех этапов таможенного контроля и оформления товаров, поступала в Мониторинговый центр Гостаможслужбы Украины, о чем информировали общественность.

В настоящее время электронное декларирование, которое тогда было экспериментальным, — действенный и отработанный механизм.

Однако эксперимент по использованию электронных замков продолжается. В нем принимают участие уже больше представителей в цепи поставки. Так, Министерство доходов и сборов Украины информировало о том, что с июля 2013 г. электронные замки с функцией GPS-GSM-навигации при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Украины использовались более 28 тысяч раз в рамках пилотного проекта в зоне деятельности Южной таможни.

 О проблемах, возникших при проведении пилотного проекта, представители институтов гражданского общества информировали работников Миндоходов Украины и членов Общественного совета при Миндоходов. В ходе заседания комиссии Общественного совета по таможенному делу  2 октября 2013 г. заместитель председателя Общественного совета Олег Платонов сообщил о заседании Совета при ГУ Миндоходов в Одесской области, которое состоялось 27.09.2013 г. и рассматривало вопрос использования электронных пломб с функцией GPS-GSM-навигации. По информации представителей общественности, начиная с 23.09.2013 г. на все контейнеры, которые направляются из Одесского порта транзитом и в направлении Киевской области, налагаются электронные пломбы, что приводит к задержкам в перемещении грузов, поскольку отсутствует достаточное количество таких пломб, да и сама процедура их наложения происходит не очень быстро.

Представитель Ассоциации таможенных брокеров Украины Галина Вдовина проинформировала о ситуации, в которой оказались предприятия региона — первопроходцы, с применением электронных пломб. В частности, они также нарекали на техническую неподготовленность Миндоходов Украины обеспечить все грузы необходимым количеством пломб и на то, что сама процедура подготовки и наложения электронных пломб довольно продолжительна.

Если количество ЭЗ со временем будет обеспечено, то продолжительность наложения таких средств не уменьшится. Даже этот фактор уже вызывает беспокойство.

Наконец, само использование ЭЗ было поддержано перевозчиками. Так, на заседании комиссии по таможенному делу Общественного совета при Миндоходов Украины 31 октября 2013 г. представитель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины Юрий Кучинский отметил: «Мы обращались к транспортным операторам по поводу электронных замков. Хозяева транспортных компаний, которые купили за собственные средства автомобили, рады такому нововведению, поскольку им не всегда удается взять на работу проверенного водителя, нет уверенности в том, что он на пути следования автомобиля не соблазнится «проверить» груз. За такую вину автоперевозчиков применяется довольно жесткая штрафная санкция — конфискация автомобиля. Поэтому, конечно, мы, перевозчики, обеими руками за электронные замки.  И хозяин груза, у которого появляется еще одна степень защиты товара, — так же».

Два года назад представители Гостаможслужбы Украины, предоставляя разъяснения субъектам ВЭД, акцентировали внимание на том, что электронный замок — это разновидность запорнопломбирующих устройств, и его использование не требует внесения существенных изменений в порядок осуществления контроля за доставкой грузов в таможни назначения.

Сегодня в Порядке использования электронных замков с функцией GPS-GSM навигации, утвержденном приказом Минфина Украины от 03.12.2012 г. № 1266, присутствуют инновационные статьи, требующие редакционных правок или дополнительного толкования. В частности:

1) необходимы создание дополнительного документа — акта приемки-передачи и введение процедуры его составления:

 «2.1.2. После завершения процедур, связанных с установлением ЭЗ, заполняет Акт приемки-передачи электронного замка с функцией GPS-GSM навигации (далее — Акт) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, подписывает его и удостоверяет личной номерной печатью.

Акт заполняется в трех экземплярах на украинском языке, а по требованию перевозчика также на русском и/или английском языках.

Лицо, принимающие товары для перевозки, подписывает каждый экземпляр Акта, чем удостоверяет принятие обязательства о сохранении ЭЗ и доставке его в таможню назначения.

Один экземпляр Акта остается в подразделении таможенного органа отправления, проводившем процедуры, связанные с установкой ЭЗ. Второй и третий экземпляры Акта вместе с таможенной декларацией, товаросопроводительными документами и ключом от ЭЗ предоставляются лицу, которое принимает товары к перевозке, для предъявления таможенному органу назначения»;

2) снятие ЭЗ назначенным должностным лицом таможни без досмотра и без обязательного присутствия перевозчика:

«2.7.  При поступлении транспортного средства, в котором непосредственно перевозятся товары с наложенным ЭЗ, в таможню назначения должностное лицо этой таможни осуществляет следующие таможенные формальности относительно подтверждения факта доставки товаров в таможню назначения:

2.7.1. Снимает ЭЗ с грузового отсека транспортного средства, сверяет его номер с номером, внесенным в ПИК ЕАИС. При этом в ПИК ЕАИС в обязательном порядке вносится информация о снятии ЭЗ»;

3) нечетко прописана процедура выявления повреждения и возмещения за ремонт ЭЗ:

 «3.10. Таможенным органом, выявившим утерю или повреждение ЭЗ, принимаются меры взыскания в установленном законодательством порядке их стоимости или стоимости их ремонта».

Учитывая немалую стоимость ЭЗ — 3114 грн., ремонт этого механизма может стоить перевозчику тоже недешево. А нечетко прописанные действия инспектора Миндоходов в случае необходимости ремонта могут привести к различным толкованиям.

По итогам реализации пилотного проекта на Южной таможне Миндоходов практика будет распространена и на таможни в других регионах Украины. На сайте ведомства уже размещен проект Порядка использования электронных замков с функцией GPS-GSM-навигации.

Следовательно, надеемся, что совместно с общественностью этот Порядок будет принят в той редакции, которая бы удовлетворила требования государства по организации высокотехнологического контроля за доставкой, идентификации товара и не усложняла бы работу таможенного оформления.

Из истории

Пломбы использовались для идентификации собственности в Месопотамии, Древней Греции и Римской империи. Первые пломбы фиксировали доступ к товарам и документам: амфорам, сундукам, свиткам, папирусам. С этой целью охранные объекты обвязывали веревкой и фиксировали пломбой. Несанкционированное ее снятие считалось преступлением. Широкого распространения в качестве металлических таможенных  бирок пломбы приобрели в Европе
в VIII — XI ст. Благодаря археологическим исследованиям на территории древнего новгородского городища академиком В. Яниным   были также найдены средневековые (вероятно, таможенные) пломбы, которые отличались от европейских образцов не только по внешним признакам, но и материалом, из которого изготовлены. Это были деревянные цилиндры длиной 80 — 10 мм и диаметром 60 мм, имевшие продольный и поперечный каналы. Принцип действия древней пломбы сводился к следующему: кожаный мешок обвязывали веревкой, концы которой вводились в продольный канал навстречу друг другу и выпускались наружу через поперечный канал, который закрывался деревянным клином — пробкой. Поскольку фиксирующий элемент пломбы (узел веревки) был надежно запрятан внутри пломбирующего устройства, снять это устройство можно было только повредив цилиндр или разрезав веревки.

 

 К сожалению, эти пломбы и до сегодняшнего дня не настолько изучены, как бы того хотелось. Они «остаются, как и раньше, не изученными, а их тщательная и полная систематизация... продолжает оставаться нерешенной задачей» (А. Молчанов, 1985). В частности, предметом дискуссий является вопрос  относительно функционального назначения: их считают актовыми печатями, связывают с товарно-денежными отношениями «безмонетного периода» в истории Руси, называют торговыми пломбами.

 

А пока историки спорят, изучают историю развития пломбы, современные пломбы в виде электронных замков уже «научились говорить» — передавать информацию и продолжают служить участникам внешнеэкономической деятельности, что может улучшить качество услуги и позволить собственнику груза контролировать безопасность и срок доставки товаров.

 

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42