Налог на имущество

Плата за землю для физических лиц

Согласно ст. 269 Налогового кодекса собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи являются плательщиками земельного налога.


Статьей 281 вышеуказанного Кодекса установлены льготы по уплате налога для физических лиц. Так, от уплаты этого налога освобождаются: инвалиды первой и второй групп, физические лица, воспитывающие трех и больше детей в возрасте до 18 лет, пенсионеры (по возрасту), ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона № 3551, физические лица, признанные лицами, пострадавшими вследствие Чернобыльской катастрофы.

При этом такое освобождение распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок): в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах — не более 0,10 га;
  • для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га;
  • для ведения садоводства — не более 0,12 га.

Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с предоставлением льгот по уплате земельного налога физическим лицам.

Льготы по уплате земельного налога для супругов, воспитывающих троих и больше детей в возрасте до 18 лет

Кто из супругов, воспитывающих троих и больше детей в возрасте до 18 лет, может воспользоваться льготой по уплате земельного налога?

 В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса субъектами права частной собственности на землю являются граждане и юридические лица.

Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из участников общей собственности (общая долевая собственность) или без определения долей участников общей собственности (общая совместная собственность). Субъектами права общей собственности на землю могут быть граждане и юридические лица. Право общей собственности на землю удостоверяется государственным актом на право собственности на землю (ст. 86 Земельного кодекса).

При этом согласно п. 5 ст. 88 вышеуказанного Кодекса участник общей долевой собственности в соответствии с размером своей доли должен принимать участие в уплате налогов, сборов и платежей, а также в расходах по содержанию и хранению общего земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 89 Земельного кодекса земельный участок супругов может принадлежать мужу и жене на праве общей совместной собственности без определения долей участников общей собственности. Разделение земельного участка, имеющего в общей совместной собственности, с выделением доли совладельца может быть осуществлено при условии предварительного определения размера земельных долей, являющихся равными, если иное не предусмотрено законом или не установлено судом (п. 5 ст. 89 Земельного кодекса).

Согласно статьям 269 и 270 Налогового кодекса плательщиками земельного налога, в частности, являются собственники земельных участков, земельных долей (паев), а объектами налогообложения — земельные участки, находящиеся в собственности, или земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

В соответствии с п. 282.1.2 п. 281.1 ст. 281 Налогового кодекса от уплаты земельного налога освобождаются физические лица, воспитывающие троих и больше детей в возрасте до 18 лет.

Таким образом, если супруги воспитывают троих и больше детей в возрасте до 18 лет, то каждый из родителей имеет право на льготу по уплате земельного налога за земельные участки, принадлежащие ему на правах частной собственности. При этом вид земельных участков и размер, относительно которых применяется льгота, определены п. 281.2 ст. 281 Налогового кодекса.

Вместе с тем если супруги владеют земельным участком на праве общей долевой собственности, то плательщиком земельного налога за земельный участок пропорционально своей доле является каждый из родителей и соответственно право на льготы по земельному налогу имеет каждый из них.

Если такие супруги владеют земельным участком на праве общей совместной собственности и разделение земельного участка не проводилось, то плательщиком земельного налога за такой участок является один из родителей, который и может воспользоваться льготой по уплате земельного налога.

Право на льготу по уплате земельного налога имеют физические лица, право собственности которых на земельные участки удостоверено надлежащими документами и данными государственного земельного кадастра. При этом физическое лицо для получения льготы по уплате земельного налога должен подать в контролирующий орган по местонахождению земельного участка заявление о предоставлении льготы и документы, удостоверяющие право такого лица на льготу (паспорт, свидетельства о рождении детей и т. п.).

Льготы по уплате земельного налога для членов садоводческого товарищества

В каком случае члены садоводческого товарищества освобождаются от уплаты земельного налога?

Статьей  35 Земельного кодекса определено, что граждане — члены садоводческого товарищества имеют право приватизировать земельный участок. Такая приватизация осуществляется без согласия на то других членов этого товарищества.

Земли общего пользования садоводческого товарищества являются его собственностью, к ним относятся земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, зданиями и сооружениями и другими объектами общего пользования. Использование земельных участков садоводческих товариществ осуществляется в соответствии с  законом и уставами этих товариществ.

Согласно ст. 116 Земельного кодекса граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной либо коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в рамках полномочий, определенных этим Кодексом.

Статьей 281 Налогового кодекса определен круг лиц, освобожденных от уплаты налога. Освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 этой статьи, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, в частности, для ведения садоводства — не более 0,12 га.

Если земельные участки приватизированы гражданами — членами садоводческого товарищества и каждый гражданин получил документ, удостоверяющий право на земельный участок, такие граждане, кроме тех, кому предоставлены льготы по земельному налогу согласно ст. 281 Налогового кодекса, самостоятельно уплачивают земельный налог в бюджет. За земельные участки общего пользования, находящиеся в собственности товарищества, земельный налог в бюджет уплачивается товариществом.

Статьей 286 этого Кодекса указано, что основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

Согласно ст. 126 Земельного кодекса документы, удостоверяющие право собственности или право пользования землей, являются Государственный акт на право собственности на земельный участок и Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком.

Учитывая указанное, если физическое лицо имеет в собственности земельный участок, предоставленный для ведения садоводства, и этот участок удостоверяется Государственным актом на право собственности, только в этом случае указанное лицо имеет льготы по уплате земельного налога в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса.

Согласно п. 284.1 ст. 284 этого Кодекса определено, что Верховная Рада АР Крым, областные, городские, поселковые и сельские советы могут устанавливать льготы по земельному налогу, уплачиваемому на соответствующей территории: частичное освобождение на определенный срок, уменьшение суммы земельного налога только за счет денежных средств, зачисляемых в соответствующие местные бюджеты.

Уплата земельного налога гаражно-строительным кооперативом, совладельцы которого относятся ко льготным категориям плательщиков

Распространяется ли льгота, предусмотренная ст. 281 Налогового кодекса, на собственников гаражей, если гараж находится в гаражно-строительном кооперативе?

Статьей 41 Земельного кодекса определено, в частности, что гаражно-строительным кооперативам по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления земельные участки для гаражного строительства передаются бесплатно в собственность или предоставляются в аренду в размере, устанавливаемом в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.

Статьей 281 Налогового кодекса определен круг физических лиц, освобожденных от уплаты налога. При этом освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, в частности, для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га.

Если физическое лицо имеет в собственности земельный участок, предоставленный для строительства индивидуального гаража и этот участок удостоверяется Государственным актом на право собственности, только в этом случае указанные лица имеют льготы по земельному налогу в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса.

Таким образом, льготы, предусмотренные ст. 281 Налогового кодекса для собственников земельных участков или землепользователейфизических лиц, не распространяются на гаражно-строительные кооперативыюридических лиц, даже если их совладельцы относятся ко льготным категориям плательщиков земельного налога, то есть гаражно-строительный кооператив должен уплачивать налог за земельный участок на общих основаниях.

Размещение временного сооружения

Имеет ли льготу по уплате земельного налога физическое лицо, разместившее на собственном земельном участке временное сооружение (МАФ)?

Согласно п. 287.6 ст. 287 Налогового кодекса при переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Учитывая указанное, если субъект хозяйствования или физическое лицо приобрело здание, сооружение (их часть), налог за земельные участки уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество с учетом придомовой территории, и налог уплачивается в соответствии с целевым (хозяйственным) назначением на основании данных государственного земельного кадастра.

Пунктом 281.2 ст. 281 Налогового кодекса установлен перечень видов использования земельных участков в границах предельных норм, на которые распространяется освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 ст. 281 этого Кодекса.

 При этом следует отметить, что земельный участок, на котором размещено временное сооружение (МАФ), ко льготной категории использования земель в границах предельных норм не относится и земельный налог уплачивается на общих основаниях.

Отсутствие документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок

Имеет ли право на льготу по уплате земельного налога физическое лицо, относящееся к категории льготников, если отсутствуют документы на право собственности на земельный участок, который находится в пользовании (документы находятся в процессе оформления)?

 Согласно статьям 269 и 270 Налогового кодекса плательщиками земельного налога являются, в частности, собственники земельных участков и землепользователи, а объектами налогообложения — земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании.

Собственники земельных участков — это физические лица (резиденты и нерезиденты), которые согласно закону приобрели право собственности на землю в Украине (пп. 14.1.34 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Землепользователи — это физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствии с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды (пп. 14.1.73 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Согласно п. 286.1 ст. 286 вышеуказанного Кодекса основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, который содержит совокупность сведений и документов о месте расположения и правовом режиме земельных участков, их оценке, классификации земель, количественной и качественной характеристике, распределении среди собственников земли и землепользователей, подготовленных согласно закону.

Соответствующие органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов по запросу территориального органа Миндоходов Украины по местонахождению земельного участка предоставляют информацию, необходимую для исчисления и взимания платы за землю.

 Согласно ст. 125 Земельного кодекса право собственности на земельный участок возникает с момента государственной регистрации этих прав.

Статьей 126 этого Кодекса определено, что право собственности, пользование земельным участком оформляется согласно Закону № 1952.

Учитывая указанное, а также ст. 206 Земельного кодекса, согласно которой использование земли в Украине является платным, в случае, если физическое лицо пользуется земельным участком, но отсутствуют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, оснований для неуплаты земельного налога нет.

Что касается права на льготу по уплате земельного налога, то право на нее имеют лица, являющиеся плательщиками в соответствии со ст. 269 Налогового кодекса, то есть собственники земельных участков, право собственности на земельные участки которых удостоверено надлежащими документами и данными государственного земельного кадастра. То есть физическое лицо, относящееся к категории лиц, которые имеют право на льготы по уплате земельного налога, получит право на льготу в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса только после получения права собственности на земельный участок в законодательно установленном порядке и внесения соответствующих данных в государственный земельный кадастр.

Для получения льготы собственник земельного участка должен представить в контролирующий орган по местонахождению земельного участка документы, удостоверяющие его право на льготу. При этом если право на льготу у плательщика возникает в течение года, то он освобождается от уплаты налога начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло это право (п. 284.2 ст. 284 Налогового кодекса).

Льготы, предусмотренные для физических лиц, не распространяются на ЖСК

Распространяется ли льгота, предусмотренная ст. 281 Налогового кодекса для собственников квартир, если квартира находится в многоквартирном жилом доме, жилищно-строительном (жилом) кооперативе?

Статьей 40 Земельного кодекса определено, что гражданам Украины по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления могут передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в аренду земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий в пределах норм, определенных этим Кодексом.

Согласно ст. 41 Земельного кодекса жилищно-строительным (жилищным) кооперативам по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления земельные участки для жилищного строительства передаются бесплатно в собственность или предоставляются в аренду в размере, устанавливаемом согласно утвержденной градостроительной документации.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также принадлежащие им здания, сооружения и придомовые территории государственной или коммунальной собственности, предоставляются в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим управление этими домами.

В случае приватизации гражданами многоквартирного жилого дома соответствующий земельный участок может передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в пользование объединению владельцев.

То есть если физическое лицо имеет в собственности земельный участок, предоставленный для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) и этот участок удостоверяется Государственным актом на право собственности, только в этом случае указанные лица имеют льготы по земельному налогу в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса.

Учитывая приведенное, льготы, предусмотренные ст. 281 Налогового кодекса для собственников земельных участков или землепользователейфизических лиц, не распространяются на многоквартирные жилые дома, жилищно-строительные (жилищные) кооперативыюридических лиц даже если их совладельцы относятся ко льготным категориям плательщиков земельного налога, то есть ЖСК должны уплачивать налог за земельный участок на общих основаниях.

Пенсионер — собственник нежилого помещения

Распространяется ли льгота по уплате земельного налога на физическое лицо — пенсионера, который является собственником нежилого помещения (его части)?

Согласно п. 286.6 ст. 286 Налогового кодекса за земельный участок, на котором расположено здание, находящееся  в пользовании нескольких юридических или физических лиц, налог начисляется каждому из них пропорционально той части площади здания, которая находится в их пользовании, с учетом придомовой территории. Эта доля определяется соотношением общей площади помещения к общей площади всех помещений в доме.

Перечень лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, определен ст. 281 Налогового кодекса.

При этом освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 этой статьи, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, установленных п. 281.2 ст. 281 Налогового кодекса.

Таким образом, гражданинсобственник нежилого помещения (его части) в доме уплачивает земельный налог с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество с учетом придомовой территории, поскольку льгота не распространяется на граждан по вышеуказанному целевому назначению земельного участка.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42